МУЧЕНИЧЕН
Том XLVIII, С. 96-97
опубликовано: 20 апреля 2022г.

МУЧЕНИЧЕН

[Греч. Μαρτυρικόν; слав.  ], богослужебное песнопение в честь мучеников (см. ст. Мученики). В широком смысле М. можно назвать любое богослужебное песнопение, в к-ром прославляются св. мученики. В более узком, уставном значении - особые тропари (стихиры, седальны, тропари канонов, блаженны), содержащиеся в песненных богослужебных книгах (преимущественно Октоихе и Триоди) и, подобно богородичнам (см. ст Богородичен), замыкающие собой (либо открывающие) циклы тропарей иного содержания.

В Октоихе М. содержатся в богослужебном последовании всех дней недели, кроме воскресенья: в стихирах на стиховне вечерни и утрени (в субботу также в стихирах на «Господи, воззвах»), седальнах по кафизмам, канонах утрени (кроме четверга), блаженнах на литургии (по 1-2 М. в зависимости от позиции; особенно много М. в службе субботы - см. в ст. Суббота).

В составе Триоди (Постной и Цветной) М. помещаются в циклах песнопений, заимствованных из Октоиха (см. в ст. Триодь), а также после самогласных стиховных стихир будних дней и в нек-рых трипеснцах.

Уже в раннехрист. период дни памяти мучеников имели торжественный статус и отмечались пением хвалебных гимнов (напр., см.: Tertull. Adv. gnost. 7 // PL. 2. Col. 136). Однако образцы этих гимнов не сохранились. Древнейшие примеры песнопений в честь мучеников содержатся в памятниках древнего Иерусалимского богослужения: иерусалимском Лекционарии V-VIII вв. (сохр. в арм. и груз. переводах), а также в древнем Иадгари - груз. версии Тропология (непосредственно связан с иерусалимским Лекционарием). Так, напр., на память первомч. архидиак. Стефана (28 дек.) помещен тропарь «Воин Царя Небесного…» (см.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Т. 1. Р. 15; также см.: Кекелидзе. Канонарь. С. 49); на память всех мучеников (22 янв.) - тропарь «Мученики Господни…» (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. P. 31); на память вмч. Феодора Тирона (1-я суббота Великого поста) - тропарь «Приготовился как добрый виноград…» (Ibid. P. 51).

М., помещенные в совр. Октоихе, имеют общий характер, т. е. прославляют подвиг мучеников как лика святых в целом. История возникновения М. неотделима от истории развития Октоиха (см. ст. Октоих). В древнейших сохранившихся богослужебных сборниках, относящихся к этому жанру (напр., Sinait. gr. 776, рубежа VIII-IX вв.), содержатся комплексы песнопений (седальнов и стихир) для каждого из 8 певч. гласов (см. ст. Осмогласие), включающие разные по содержанию тропари: воскресные, покаянные, крестные, апостольские, мученичные, заупокойные, богородичные и др. Порядок, в котором они расположены, в целом соответствует системе седмичных памятей совр. Октоиха. Аналогичные комплексы песнопений зафиксированы и в древнем Иадгари.

Возможно, М. были внесены (или уже имеющиеся М. были распределены) в будничные службы Октоиха на этапе развития богослужения, когда еще не сформировался полноценный комплект служб святым в Минее: большую часть памятей Месяцеслова составляют мученики, но далеко не всем из них к тому времени были составлены собственные службы, поэтому могла использоваться общая гимнография, составленная именно из М. Эта гипотеза подтверждается указаниями позднейших Типиконов: во-первых, в будние дни при отсутствии в службе рядового святого из Минеи кондака, по 6-й песни канона предписывается петь М. из числа седальнов; во-вторых, если празднуемый святой имеет повышенный статус памяти (напр., шестеричный), то 1-й канон Октоиха поется без М., т. к. канон святому имеет приоритет и поется на 6, а не на 4, как при службе без знака; также М. отсутствуют в канонах четверга из Октоиха, поскольку седмичная память посвящена св. апостолам и свт. Николаю Мирликийскому, т. е. святым, у которых есть собственная гимнография. Кроме того, М., содержащиеся в будничных службах Октоиха, образуют на каждый день (кроме четверга) самостоятельное богослужебное последование, состоящее из канона (2 тропаря), стихир (по 1-й стихире на стиховне вечерни и утрени), седальна и тропаря на блаженнах.

В течение богослужебного года в период пения Октоиха М. поются на богослужении ежедневно, за исключением воскресений и Двунадесятых праздников (и периодов их пред- и попразднства), а также минейных памятей с высоким статусом торжественности (имеющих в Типиконе отметки      - см. в ст. Знаки праздников месяцеслова). Особые уставные указания относительно М. таковы: в случае празднования святого со знаком   (см. там же) оба М. 1-го канона утрени опускаются (Типикон. Т. 1. Л. 23 об.); при отсутствии у святого кондака по 6-й песни канона вместо него поется М. во глас Октоиха (Там же. Л. 21).

В период Великого поста в будние дни (с понедельника по пятницу) М. поются на вечерне в стихирах на стиховне, на утрене в седальнах по 1-й кафизме и в стихирах на стиховне, в среду и пятницу на вечерне в стихирах на «Господи, воззвах», если совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

В период Пятидесятницы, начиная с вечерни недели Антипасхи, М. поются в будние дни на стиховне вечерни, на утрене в составе седальнов по 1-й кафизме и в стихирах на хвалитех (куда они перемещаются со своей обычной позиции, т. к. на стиховне поются стихиры праздника).

М. ввиду своего древнего происхождения нередко использовались в качестве мелодического образца для др. песнопений: напр., стихира 1-го гласа   

Седален 4-го гласа    регулярно используется в качестве отпустительного тропаря за богослужением, если в Минее отпустительный тропарь в эти дни памяти мучеников отсутствует.

Е. Е. Макаров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение