МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ
Том XLVIII, С. 204-205
опубликовано: 28 апреля 2022г.

МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ

Содержание

[Греч. Κυριακὴ τῆς ᾿Απόκρεω], предваряющее Великий пост воскресенье перед Сырной седмицей, когда происходит заговенье на мясную пищу. В визант. традиции М. н. также именуется Неделей о Страшном Суде (Втором пришествии Господнем), поскольку в это воскресенье на Божественной литургии читается соответствующее евангельское зачало - Мф 25. 31-46. В зависимости от даты Пасхи М. н. бывает в период с 25 янв. по 1 марта (ст. ст.).

Свидетельства о существовании М. н. восходят уже к VI в. Так, напр., визант. историк Феофан Исповедник († 818) в «Хронографии» под 19-м годом правления Юстиниана на основании хроники Иоанна Малалы сообщает, что «в этом году [в 546] произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» (Карабинов. Постная Триодь. С. 21).

В литургических источниках М. н. фиксируется также достаточно рано.

В древнем иерусалимском богослужении

В иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, М. н. открывает подвижный богослужебный цикл: М. н. и следующая за ней Сырная седмица составляют подготовительный период к Великому посту (следующее за М. н. воскресенье считается 1-м воскресеньем Великого поста). В М. н. назначается прокимен Пс 70. 8, чтения Иер 31. 23-28, Рим 14. 14-26, аллилуиарий Пс 65. 1, Евангелие Мф 6. 34 - 7. 21, тропарь на умовение рук «Первое освящаемся...», тропарь на освящение Св. Даров «Собор архангелов...» (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 62-63; также см.: Кекелидзе. Канонарь. С. 56). Дополнительная гимнография содержится для М. н. в Иадгари (груз. версии Тропология), богослужебном сборнике, тесно связанном с иерусалимским Лекционарием.

В византийском обряде

Свидетельством о праздновании М. н. в доиконоборческом византийском богослужении является кондак прп. Романа Сладкопевца, тематически соответствующий евангельскому чтению Мф 25. 31-46 (о Страшном Суде), назначаемому в М. н. в к-польском Лекционарии,- 1-го гласа с акростихом Τοῦ ταπείνου ῾Ρωμάνου τὸ ἔπος (Недостойного Романа творение) нач.: ῞Οταν ἔλθῃς, ὁ Θεός, ἐπὶ γῆς μετὰ δόξης̇ (       ; см.: Romanos le Mélode. Hymnes / Éd. et trad. J. Grosdidier de Matons. P., 1981. Vol. 5. P. 232-266. (SC; 283)).

Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв., отражающему послеиконоборческое кафедральное богослужение К-поля, в М. н. назначается прокимен Пс 146. 5, Апостол 1 Кор 8. 8 - 9. 2, аллилуиарий Пс 49. 2-3, Евангелие Мф 25. 31-46, причастен Пс 148. 1 (Mateos. Typicon. T. 2. P. 2). В послеиконоборческих монастырских Типиконах студийской традиции в М. н. воскресная служба Октоиха поется вместе со службой Триоди (служба рядового святого присоединяется к ним лишь в случае, если она имеет высокий статус торжественности). Песнопения Триоди преимущественно посвящены теме Второго пришествия Господня, о чем прямо говорится в Типиконах: напр., «канон воскресный и о втором пришествии» (см. в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.- Пентковский. Типикон. С. 236); последование Триоди включает канон авторства прп. Феодора СтудитаЕвергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. назначается также иной канон авторства гимнографа Иосифа - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 505), кондак авторства прп. Романа Сладкопевца, стихиры (в основном самогласны), ипакои, седален; на литургии чтения те же, что и в Типиконе Великой ц., но иной аллилуиарий - Пс 94.1 (также см.: Георгия Мтацминдели Типикон сер. XI в.- Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 273; Мессинский Типикон 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 188-189).

В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon), Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. (см.: Миркович. Типикон) - набор гимнографических текстов М. н. незначительно отличается от известного по Типиконам студийской традиции; особенности богослужения связаны с общими отличиями Иерусалимского устава: совершением в воскресный день всенощного бдения и литии на великой вечерне в его составе (указывается дополнительная стихира М. н. для литии) (см.: Lossky. Typicon. P. 239-240; Миркович. Типикон. Л. 125б - 126б). Без существенных изменений, но более подробно устав М. н. зафиксирован и в печатных Типиконах, начиная с первопечатных греч. Типикона 1545 г. и московского Типикона 1610 г. и вплоть до совр. изданий.

В Иерусалимском уставе также содержатся особые указания - Марковы главы - на случай совпадения М. н. с праздниками Месяцеслова: праздником Трех святителей (30 янв.), праздником Сретения Господня (2 февр.), его пред- и попразднством и отданием (9 февр.), первым и вторым обретением главы Иоанна Предтечи (24 февр.) (об уставе службы на эти случаи см., напр.: Розанов. Устав. 392-431). К особенностям богослужения в М. н. относится также «действо Страшного Суда», совершавшееся в 1-й пол. XVII - нач. XVIII в. в Москве патриархом, а в Вел. Новгороде, Вологде и Холмогорах - местными правящими архиереями. Этот особый чин был заимствован из греч. традиции, но кем и когда он был введен в обиход РПЦ, доподлинно неизвестно, хотя в Москве в 1627 г. он уже совершался (см.: Красносельцев Н. Ф. К истории правосл. богослужения: по поводу некоторых церк. служб и обрядов ныне неупотребляющихся: Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки. Каз., 1889. С. 60). «Действо Страшного Суда» служилось в М. н. перед литургией, к-рую возглавлял патриарх (в Москве) или местный архиерей (в др. городах). Для действа оборудовалось особое украшенное место в храме или вне храма (напр., в Москве за алтарем Успенского собора). Чин совершался перед иконой с изображением Страшного Суда. В Москве при отправлении действа присутствовал царь, а в др. городах - представители местной власти.

По структуре «действо Страшного Суда» весьма близко к молебну и литии: крестный ход к месту совершения чина, пение стихир и канона (из службы М. н.), чтение паремий (во время к-рых протопоп и протодиакон совершали малое водоосвящение), чтение Апостола, чтение Евангелия о Страшном Суде (Мф 25. 31-46; оно читалось архиереем, протодиаконом и иногда еще 2 диаконами на 4 стороны света), погружение патриархом креста в воду и омовение икон освященной водой, ектения, осенение крестом (подробнее см.: Никольский. Древние службы РЦ. 1885. С. 214-236; Красносельцев. 1889. С. 57-64).

С М. н. до недели Фоминой не совершается венчание брака: это можно объяснить, с одной стороны, тем, что Сырная седмица, следующая за М. н., уже воспринимается как постная (несмотря на разрешение вкушать в течение ее молоко и яйца, что по сути не является постом), с др. стороны, причиной может быть содержание М. н.- Второе пришествие Спасителя: «Ибо в воскресении (в воскресении мертвых, т. е. во время Второго пришествия Спасителя.- Е. М.) ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22. 30).

Гимнография

Богослужебное последование М. н., помещенное в совр. Постной Триоди, включает следующий набор песнопений: кондак авторства прп. Романа Сладкопевца; канон авторства прп. Феодора Студита без акростиха плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Βοηθὸς καὶ σκεπαστῆς̇ (   ), нач.: Τὴν ἡμέραν τὴν φρικτὴν τῆς παναρρήτου σου παρουσίας (     ); цикл из 4 стихир-подобнов на «Господи, воззвах», самогласен на «Славу» там же, самогласны на «Славу» на литии и на стиховне, 4 самогласна на хвалитех; 2 седальна и 2 ексапостилария.

Наиболее древними песнопениями после кондака, вероятно, являются седальны (   ); не исключено, что они были заимствованы из Тропология (эти же седальны помещены в Октоихе в службе вторника 6-го гласа). Авторство самогласнов принадлежит известным церковным гимнографам: самогласны на хвалитех приписываются Стефану Савваиту (известно 2 песнописца с этим именем; впрочем, в отношении этих стихир допускается также авторство Андрея Пира и Феофана Начертанного - см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 120), самогласен на «Славу» на стиховне вечерни - визант. имп. Льву VI Мудрому (см.: Там же. С. 191), остальные самогласны - Феофану Начертанному (см.: Там же. С. 193); цикл подобнов на «Господи, воззвах» хотя и помещен в рукописях анонимно, имеет к-польское происхождение и был составлен в IX в. (см.: Там же. С. 196).

По рукописям известны песнопения М. н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Χριστοῦ δέδοικα δευτέραν παρουσίαν. ῾Ο ᾿Ιωσήφ (Христа устрашился второго пришествия. Иосиф) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ̇ (  ), нач.: Χαίρε χορὸς τῶν ἁγίων σου Χριστέ (Радуйся, лики святых Твоих, Христе) (Там же. С. 154); стихиры, седальны, светильны (Там же. С. 250-251; один из седальнов 6-го гласа ῞Οτε θρόνοι εἰς κρίσιν̇ (    ) в Студийско-Алексиевском Типиконе назван «ипакои» (см.: Пентковский. Типикон. С. 236), что, возможно, указывает на его иерусалимское происхождение и связь с древним Тропологием).

Основными темами гимнографии М. н. выступают Страшный Суд (Второе пришествие Спасителя), призыв к покаянию и просьба к Богу о помиловании. При этом темы приближения Великого поста и воздержания (в т. ч. от определенной пищи) совсем не акцентированы, что представляется необычным в контексте гимнографии следующей за М. н. Сырной седмицы, для к-рой, напротив, обозначенные темы являются центральными.

Е. Е. Макаров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КАНОН многострофное церковное песнопение определенной структуры
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
  • АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин