НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ БАВЫКИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том L, С. 625-627
опубликовано: 13 декабря 2022г.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ БАВЫКИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырская колокольня. Не ранее 1914 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.Монастырская колокольня. Не ранее 1914 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

(Скопинской епархии Рязанской митрополии), находится в пос. Заря Свободы Сараевского р-на Рязанской обл. Основан в 1879 г. как Николаевская жен. община Еленой Николаевной Сазоновой (девицей из крестьян с. Белоречье Шацкого у. Тамбовской губ.), решившей создать богадельню «для приюта больных и престарелых» на Бавыкинской горе близ с. Б. Можары Сапожковского у. Рязанской губ. По преданию, в 1580 г. в день Пятидесятницы рядом с этим селом, у св. источника, был найден образ свт. Николая Чудотворца, от к-рого окрестные крестьяне получали исцеления. Вскоре явленную икону перенесли в Архангельский храм с. Б. Можары. Сазонова купила за 12 тыс. р. у местного владельца земли подпоручика Аполлона Федоровича Ханыкова участок размером 500 дес. и испросила у еп. Рязанского и Зарайского Палладия (Раева) разрешение основать на нем общину. После получения благословения архиерея здесь был выстроен 2-этажный корпус с 16 сестринскими кельями и домовой ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1880) в вост. части здания (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 28. Л. 259-260).

Однако Сазонова смогла выплатить за землю в срок по договоренности только 8 тыс. р. По условиям «запродажной записи» Ханыков вновь стал владельцем Бавыкинской горы, а общину закрыли; храм с 5 марта 1885 по 14 марта 1886 г. был опечатан, церковная утварь передана в приходскую Архангельскую ц. с. Б. Можары. Некоторые сестры разъехались по домам, часть насельниц просила Ханыкова разрешить им проживать в кельях в надежде, что общину возобновят (Там же. Оп. 11-177. Д. 76. Л. 426-426 об.). Через 2 года благочестивый купец Алексей Никитич Шульгин, узнав о закрытии общины на месте обретения образа свт. Николая Чудотворца, попытался выкупить у владельца Бавыкинскую гору; однако выяснилось, что Ханыков уже заложил эти земли в Тульском поземельном банке. Шульгин уплатил долг банку и выдал Ханыкову 6 тыс. р. дополнительных средств (Там же. Л. 426-426 об.).

9 янв. 1888 г. вслед. ходатайства Шульгина перед епархиальным начальством последовало решение Синода возобновить общину с наименованием «Николо-Бавыкинская». 28 февр. того же года архимандрит рязанского во имя Святой Троицы монастыря Владимир (Добролюбов), прибыв в общину и зачитав указ Рязанской духовной консистории от 25 февр. о ее открытии, отслужил Божественную литургию и совершил благодарственный молебен (Там же. Л. 426 об.).

22 мая 1894 г. община была преобразована в Николо-Бавыкинский жен. монастырь. Главной святыней Н. Б. м. стала явленная икона свт. Николая Чудотворца. В обитель приходили мн. паломники, желавшие помолиться перед чудотворным образом (Там же. Л. 427 об.).

При поддержке Шульгина и других жертвователей на территории Н. Б. м. был возведен архитектурный ансамбль, состоявший из храмовых, жилых и хозяйственных построек. В центре находился каменный 3-престольный собор во имя свт. Николая Чудотворца (освящен 16 сент. 1907) с правым приделом во имя свт. Алексия, митр. Московского (освящен 20 сент. 1908), и левым - во имя Архангелов и Ангелов (освящен 21 сент. 1908). По обе стороны собора располагались 2 каменных 2-этажных корпуса с кельями и трапезным храмом во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (освящен 29 сент. 1902), неподалеку от них - 15 деревянных жилых корпусов, «крытых железом», за ними возвышалась деревянная теплая ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери, освященная 9 мая 1880 г. В «Ведомости о состоянии монастырей Рязанской епархии за 1916 г.» сказано, что «утварью храмы достаточны» (Там же. Л. 427). На территории, окруженной каменными стенами, находилось монастырское кладбище, в ограду к-рого была встроена колокольня с часами, освященная не ранее 1914 г., т. к. в отчете игум. Евсевии за 1914 г. сообщается, что «на отделку колокольни» было израсходовано 465 965 р. (Там же. Оп. 236. Д. 844. Л. 2).

Клирики мон-ря, священники и диакон, проживали в своих домах за монастырской оградой; там же были возведены дома для приема паломников - «три здания для успокоения богомольцев». В 100 саж. от обители располагался скотный двор, где в 1914 г. держали 8 лошадей, 24 коровы, 50 птиц (Там же. Л. 1 об.- 2). Н. Б. м. принадлежали: 19 дес. усадебной, огородной земли, а также земли при скотном дворе, 20 дес. земли «пахотной по лесным полянам», 431 дес.- «под мелким лесом», 60 дес.- «неудобной по оврагам». 69 дес. пахотной земли за р. Парой пожертвовал А. Н. Шульгин (Там же. Оп. 11-177. Д. 76. Л. 427).

Сестры трудились в соответствии с уставом общежительного мон-ря. Богослужения совершались «по общецерковному уставу с чтением на повечерии канона Пресвятой Богородице, а после повечерия - канона с акафистом Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю; а после вечерней трапезы вечерния молитвы с молитвою о здравии благотворителей и заупокой умерших». В свободное время насельницы занимались различными послушаниями, в т. ч. иконописанием и рукоделием (Там же. Л. 427 об.).

В день памяти свт. Николая Чудотворца, 22 мая, совершался традиц. многолюдный крестный ход с чудотворным образом свт. Николая к св. источнику - месту явления иконы. К 1916 г. в мон-ре числилось 189 насельниц: игум. Евсевия, 20 мантийных монахинь, 91 рясофорная послушница, 66 послушниц, 11 живущих при мон-ре стариц. Известны настоятельницы мон. Иннокентия (упом. в 1888) и игум. Евсевия (1890-1919) (Там же. Л. 429-441).

По клировым ведомостям, перед закрытием мон-ря в 1919 г. численность насельниц составляла 262 чел. Комиссия по изъятию церковных ценностей описала серебряные богослужебные сосуды и др. утварь, изъятую из мон-ря. Главную святыню - икону свт. Николая Чудотворца, сестры успели спрятать при помощи старосты храма - местного жителя, у к-рого, а затем и у его потомков она хранилась в советские годы вплоть до возрождения мон-ря. После закрытия Н. Б. м. насельницы создали сельскохозяйственную общину (артель) и продолжали жить и трудиться по монастырскому уставу. Но вскоре представители местной советской власти отобрали у них скот. Инокини составили и подали властям уездного центра жалобу, в к-рой говорилось, что 230 «рабочих сестер крестьянок Николо-Бавыкинского обрабатывают своими силами 69 десятин. Для своей работы они имели лошадей и 18 коров, 7 овец» и семенной хлеб, но их незаконно забрали. Из Сапожка последовало распоряжение разобраться в действиях «коммунистов, отбирающих у сестер скот и хлеб», но из местного совета в Сапожок была направлена телеграмма с сообщением, что никаких нарушений не было (Там же. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 67. Т. 3. Л. 416-417).

В 1926 г. Управление Ряжской милиции доносило в центр, что имущество Н. Б. м. передано по договору Сапожковской религ. орг-ции, а здания мон-ря используются культурно-просветительским кружком пос. Заря Свободы. В итоге все движимое и недвижимое монастырское имущество было экспроприировано, насельниц разогнали, впосл. нек-рые из них подверглись арестам и ссылкам.

Верующие неоднократно просили вернуть Николаевский храм РПЦ, о чем свидетельствуют документы в архивном фонде «Уполномоченного по делам религий Русской Православной Церкви». Жители с. Сысои и с. Б. Можары 25 авг. 1959 г. отправили на имя первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва жалобу на «небрежение» местных властей по отношению к «архитектурным памятникам старины». Но Хрущёв не стал сам решать этот вопрос, передав его на рассмотрение Рязанского обкома КПСС. В документе, направленном Отделом пропаганды и агитации Рязанского обкома партии в ЦК КПСС, сообщалось, что «как архитектурный памятник старины помещение монастыря и монастырского собора на учете никогда не стояло и не стоит и никакой исторической ценности не представляет» (Там же. Ф. Р-3251. Оп. 28. Д. 1713. Л. 120-123).

С 1919 по 1996 г. на территории Н. Б. м. последовательно располагались: учительская семинария, пионерский лагерь, начальная школа, детский сад, спецшкола для детей-инвалидов, школа краснодеревщиков, курсы механизаторов, сельскохозяйственный техникум, пункт военных сборов. В результате Никольский собор, Тихвинская ц., трапезный храм преподобных Сергия и Никона Радонежских были разрушены, монастырское кладбище разорено, склепы некрополя уничтожены (к 2018 на предполагаемом месте кладбища установлен поклонный крест).

12 февр. 2007 г. игум. Гурий (Покровский) начал восстановление Н. Б. м., от к-рого сохранились лишь стены полуразрушенных зданий келейных корпусов и трапезного храма, а также обветшавшая и утратившая купол колокольня. 13 июня 2007 г. состоялось малое освящение восстановленной Тихвинской ц. 7 сент. 2007 г. решением Синода Н. Б. м. был возрожден как мужской. В 2007-2011 гг. настоятелем мон-ря был игум. Гурий (Покровский), с 2011 г.- игум. Павел (Удовенко).

Местночтимый образ свт. Николая Чудотворца был передан в Троицкий храм с. Сысои. С 2007 г. в дни памяти свт. Николая икону переносили из с. Сысои в возрождавшийся мон-рь, 22 мая совершался многолюдный крестный ход с образом свт. Николая. К 2018 г. икона пребывает в Тихвинском храме обители, в к-ром совершаются еженедельные богослужения. В монастыре проживают 2 насельника - игум. Павел (Удовенко) и иером. Климент (Крыгин).

Арх.: Архив канцелярии Рязанского ЕУ. Николо-Бавыкинский муж. мон-рь. Б/н. Б/л.; Архив канцелярии Скопинского епархиального управления. Николо-Бавыкинский муж. мон-рь. Б/н. Б/л.; ГАРО. Ф. 627. Оп. 11-177. Д. 76. Л. 426-427 об., 429-441; Оп. 236. Д. 844. Л. 1 об.- 2; Оп. 240. Д. 26. 288; Д. 35-а. Л. 34-35; Оп. 240. Д. 28. Л. 259-260; Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 67. Т. 3. Л. 416-417; Ф. Р-3251. Оп. 28. Д. 1713. Л. 120-123; Ф. Уполномоченного по делам религий РПЦ. Д. Сапожковский р-н. Б/н. Б/л.
Лит.: Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных. Рязань, 1888. Т. 3. С. 49-50, 55; Булгаков С. В. Рус. мон-ри в 1913 г. // Рус. мон-ри. М., 1995. С. 386.
Мон. Мелетия (Панкова)
Рубрики
Ключевые слова
См.также