ОГНЕВИДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том LII, С. 382-383
опубликовано: 26 мая 2023г.

ОГНЕВИДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Содержание
Икона Божией Матери Кафрептис (Зерцало). Кон. XII в. (Мон-рь Дионисиат, Афон)Икона Божией Матери Кафрептис (Зерцало). Кон. XII в. (Мон-рь Дионисиат, Афон)

чудотворная (празд. 10 февр.).

История и сказание

С эпитетом «Огневидная» в Русской Церкви почитается визант. икона кон. XII в. «Кафрептис» (Зерцало), хранящаяся в мон-ре ап. Павла на Афоне. В рус. источниках О. и. впервые упомянута в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (НБ МГУ. № 293. Л. 59-59 об.), в к-ром в качестве основного также имеет название «Вангаглийская» (по мнению А. С. Преображенского, это название может происходить от греч. Ευαγγελισμός - Благовещение). Содержащееся в сборнике краткое сказание об образе основывается на расширенных составителем сведениях из афонского источника. Сказание сообщает, что О. и., явившаяся 10 февр. 845 г. в местности Ипсинутия (указания на это в греч. источниках нет), среди прочих была брошена в огонь визант. императором-иконоборцем Феофилом (829-842), но чудесным образом не сгорела, а лишь обуглилась, лик же Божией Матери стал красного цвета. Это предание, и в наст. время популярное на Афоне, отражает особенность иконы - яркую подрумянку лика Пресв. Богородицы.

В России ко 2-й пол. XVIII в. связь О. и. с афонским оригиналом была практически утрачена, как и ее первоначальное название. Исходя из названия «Огневидная» и необычно красного лика Божией Матери, авторы XIX-XX вв. выдвигали безосновательные версии о связи образа с зап. традицией праздника Сретения, календарно близкого ко дню празднования иконе (на западе Сретение также имеет названия «Очищение Марии», «День свечей», «Богоматерь Громничная» и «Огненная Мария»).

О. и. особо почиталась в старообрядческой среде, чему способствовало совпадение дня ее празднования с памятью сщмч. Харалампия, популярность к-рого у старообрядцев также была связана с огнем как с символом очищения. Возможно, совпадение дней празднования было принято во внимание составителем «Солнца Пресветлого», самостоятельно устанавливавшего дни празднования иконам и годы их обретения (Кочетков И. А. Свод чудотв. икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 411).

Иконография

Икона из мон-ря св. Павла на Афоне, вероятно, входила в 3-частный оплечный Деисус, т. к. фигура Богоматери на ней немного развернута вправо. Образ в XVI-XVII вв. пользовался почитанием на Афоне. Его списками могут быть аналогичные по композиции критские оплечные иконы Божией Матери этого времени. Критским списком образа «Кафрептис» была, по-видимому, и Филермская икона Божией Матери.

Образ Огневидной Божией Матери. Клеймо рамы к иконе Владимирской Божией Матери со сводом Богородичных икон. 1722 г. Иконописец Иван Дорофеев (частное собрание)Образ Огневидной Божией Матери. Клеймо рамы к иконе Владимирской Божией Матери со сводом Богородичных икон. 1722 г. Иконописец Иван Дорофеев (частное собрание)

При написании русских О. и. в подавляющем большинстве случаев использовался тот извод, на к-ром Богоматерь развернута влево, т. е. зеркально относительно афонского оригинала. Его появление можно объяснить использованием рус. иконописцем образца, снятого в технике «на отлип» с одного из греч. списков афонской святыни (как в случае с Ватопедской иконой Божией Матери). Особенность рус. иконографии - красный цвет лика Богоматери, соответствующий описанию в тексте сказания о Ней. Наиболее раннее изображение О. и. в рус. иконописи находится на раме Владимирской иконы Божией Матери со сводом богородичных икон (1722, московский иконописец И. Дорофеев; частное собрание) из ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. в Москве. Лик и мафорий Богоматери переданы одинаковым ярко-красным цветом. Позднее изображения О. и. встречаются как на иконах-сводах, так и в виде самостоятельных произведений.

В старообрядческой среде иконография бытовала преимущественно у приемлющих священство, наиболее часто иконы с этим изображением встречаются в иконописи Ветки и Стародубья. По-видимому, это связано с тем, что краткое сказание о Божией Матери Вангаглийской-Огневидной, как и другие тексты из сб. «Солнце Пресветлое», вошло в состав Клинцовского иконописного подлинника XVIII в. (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 678).

О. и. почиталась и приверженцами офиц. Церкви. Наиболее ранние нестарообрядческие образы такого типа были созданы на рубеже XVIII и XIX вв. во владимирских иконописных центрах - Вязниках или Холуе, а также в Гуслице, Мстёре, Москве и других иконописных центрах в составе многочастных икон. В XIX в. их писали в южнорус. губерниях, изготовляли в технике эмали в Ростове. Гравюры с изображением О. и. неизвестны.

Иконография О. и. в целом устойчива, возможны изменения в композиционном и цветовом решении. Наиболее часто встречается извод с поворотом фигуры Божией Матери влево, как на раме 1722 г., реже - с поворотом вправо, как на иконах, соответствующих афонскому образцу. Варьируется также высота обреза фигуры Пресв. Богородицы: высокий, оплечный, близкий к афонскому оригиналу или низкий, погрудный. На большинстве икон Пресв. Богородица изображена с красным ликом, реже - с обычным. Одежды могут быть как красные, одного цвета с ликом, так и традиционные для образа Божией Матери; традиционный по цвету мафорий иногда прорабатывался ярко-красными разделками. На эмалевых образках встречается также синий цвет мафория. Иконография идентифицируется по красному цвету лика Богоматери или по надписи.

Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 103; Поселянин Е. Богоматерь. С. 158-159; Гребенюк Т. Е. Иконография Богоматери Огневидной: К постановке вопроса // Старообрядчество: История, культура, современность: Тез. III науч.-практ. конф. М., 1991. С. 226-227; Μανιζαρίδνς Γ., Τζιγαρίδας Ε. Οι θαυματουργες εικόνες στο περιβολι τις Παναγίας. ´Αγίου ´Ορους, 2013. Σ. 250-253; Преображенский А. С. Богоматерь Огневидная, с избранными святыми // Он же. Дело веры и труд любви: Новые произведения из Собрания рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного. М., 2017. С. 188; Комашко Н. И. Текст - гравюра - икона (в печати).
Н. И. Комашко
Рубрики
Ключевые слова
См.также