ОДА
Том LII, С. 383-384
опубликовано: 26 мая 2023г.

ОДА

[Лат. Oda] (ок. 680 - ок. 726), отшельница, дева Родская (пам. зап. 27 нояб.), шотландка или ирландка по происхождению. Покровительница голл. г. Синт-Уденроде. Возможно, принцесса, дочь легендарного Евгения VII, кор. Шотландии (очевидно, кор. Эогана (698-715)). Слепая от рождения. Родители для исцеления дочери приглашали врачей, ездили в паломничество по св. местам, но ничего не помогало. Ок. 714 г., когда мощи св. Ламберта были перенесены в Леодий (ныне Льеж), об этом узнали родители О. и отправили ее поклониться мощам святого. Проведя там ночь в молитве, под утро О. заснула, обессилев. Проснулась она уже зрячей. Там же О. дала обет посвятить свою жизнь Христу.

Когда она вернулась домой, отец решил выдать ее замуж. О. сбежала вместе со своей кормилицей в Рим. Там она поклонилась могиле апостолов Петра и Павла и нашла неподалеку посох из тростника. После О. подвизалась в лесах в местности Токсандрия (ныне Де-Кампен, на границе Франции, Бельгии и Нидерландов, бывш. часть Сев. Брабанта). Вместе с кормилицей они построили хижину в лесу и беспрерывно молились. Но их уединенное место выдали сороки, кружившие над домом, и отшельницам пришлось уйти, т. к. их стали посещать крестьяне из соседней деревни. Они перешли в вересковую пустошь около Верта (совр. пров. Лимбург). Здесь их едва не нашел отец девушки, искавший О. по всей Европе. Птицы преградили путь отряду короля и напали на него и его свиту. Из-за этого О. пришлось опять сменить место отшельничества. Она перешла (кормилица к тому времени уже умерла) в лес около дер. Роде, построила дом и прожила там до кончины. В момент ее смерти произошло чудо: в небо от крыши хижины ударил яркий столп света, привлекший внимание окрестных жителей. Святую похоронили на том же месте в деревянном саркофаге, выдолбленном из ствола дерева. Позже саркофаг заменили каменным. На могиле О. стали происходить чудеса. Между 1098 и 1106 гг. магистр Арнольд Родский перенес ее мощи из леса в церковь, построенную незадолго до этого. Согласно Житию, от мощей О. распространялось благоухание.

Ист.: Acta sanctorum Belgii selecta / Ed. J. Ghesquière. Brux., 1794. T. 6. P. 622-635; AnBoll. 1958. Vol. 76. P. 65-117; BHL, N 6263.
Лит.: Vuyst M., de. Oda // BiblSS. 1967. T. 9. Col. 1093-1096; Mulder-Bakker A. B. The Invention of Saintliness. L., 2002. P. 53; eadem. Gendering Medieval Martyrdom // More Than a Memory: The Discourse of Martyrdom and the Construction of Christian Identity in the History of Christianity / Ed. J. Leemans. Leuven etc., 2005. P. 221-239; eadem. Anchorities in the Low Countries // Anchoritic Traditions of Medieval Europe / Ed. L. H. McAvoy. Woodbridge, 2010. P. 22-42.
И. М. Косов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
  • АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)