ПАТЕНА
Том LV, С. 17
опубликовано: 16 января 2024г.

ПАТЕНА

Патена. 1490–1500 гг. Мастер Валле дель Рено (Музей Катарейнеконвент, Утрехт)Патена. 1490–1500 гг. Мастер Валле дель Рено (Музей Катарейнеконвент, Утрехт) [Лат. patena, от греч. πατάνη - блюдо], в зап. литургической традиции наименование дискоса. В средневек. лат. источниках П. именуется также discus, patera, platina. Представляет собой круглое плоское металлическое блюдо (крайне редко 8-угольное или прямоугольное), на к-рое полагается гостия для освящения и последующей раздачи причастникам. В позднеантичный и раннесредневековый периоды известны П. декоративного характера (patenae pendentiles) и П. для хризмы, используемой в чине крещения (patenae chrismales). Древние П. для Евхаристии часто имели крупные размеры, поскольку их использовали для одновременного освящения большого количества гостий (напр., с такой П. изображен имп. Юстиниан на мозаике в ц. Сан-Витале в Равенне). По мере распространения практики совершения приватной мессы размеры П. уменьшались и стали сопоставимы с размерами Чаши (совсем маленькие использовались для чина виатика (см. ст. Viaticum)). П. для раздачи причастия иногда имели ручку.

Для изготовления П. обычно используют золото или серебро, но в древности они могли быть из стекла, слоновой кости, оникса, алебастра. Центральная часть П. часто украшалась изображением креста, ветхозаветных образов и раннехрист. символов (агнец, голубь, хрисмон и т. п.), по краю могли помещаться драгоценные камни. В романскую эпоху было распространено изображение благословляющей десницы. Помещались и иконографические композиции со сценами из НЗ. Готические П. украшали разнообразным геометрическим орнаментом, надписями по краю (формулами освящения, молитвенными прошениями) и образами из смальты в центре. В Новое время основные требования к форме П. были сформулированы католич. святым К. Борромео для изготовления использовать только золото или серебро, по краю необходимо делать невысокий бортик; центральное углубление должно соответствовать диаметру Чаши; изображения и украшения на П. не должны мешать предстоятелю собирать частицы гостии (Caroli Borromaei Instructionum fabricae et supellectilis ecclesiasticae libri duo (1577) / Ed. E. van Dreval. P.; Arras, 1855. P. 276). Размер П. всегда один и тот же и составляет 15-20 см в диаметре.

Совр. католич. П. крайне просты по форме и имеют лишь небольшое изображение креста в центре. Для их изготовления может использоваться не только любой драгоценный металл (если он окисляется, то П. должна быть позолочена внутри), но и, как в древности, др. материалы (твердые породы древесины, слоновая кость и проч.), за исключением хрупких и недолговечных (Instructio generalis Missalis Romani. 328-329).

П. обязательно освящается (молитвы освящения встречаются уже в ранних Сакраментариях; совр. чины помещаются в Понтификале («Чин благословения Чаши и патены») и в Ритуале («Чин благословения предметов, используемых в богослужении»)).

Лит.: Fleury Ch. Rohault, de. La Messe: Études archéol. sur ses monuments. P., 1898. T. 4. P. 155-167; Braun J. Das christl. Altargerät in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932. S. 197-246; Leclercq H. Patène // DACL. 1938. T. 13. Pt. 2. Col. 2392-2414.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
  • АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин