ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том LIII, С. 359-361
опубликовано: 28 июля 2023г.

ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Успенский жен. мон-рь в Орше. Гравюра А. Б. Шлипера по фотографии Останковича. Кон. XIX в.Успенский жен. мон-рь в Орше. Гравюра А. Б. Шлипера по фотографии Останковича. Кон. XIX в. (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь). Основан в 1631 г. по инициативе кнг. Анны Богдановны Огинской, вдовы брацлавского подкормия Вильгельма Стеткевича († 1616). Она была матерью мстиславского подкормия пана Богдана Стеткевича-Заверского († 1651). В строительстве общежительной обители помогали сыновья фундатора - Богдан и Ян.

О. У. м., как и оршанский Кутеинский в честь Богоявления мужской монастырь, возник на окраине г. Орши, но на противоположном от него берегу р. Кутеинки - на возвышенном месте у леса. Новая обитель пользовалась поддержкой и покровительством Могилёвского правосл. братства. Первой игуменией О. У. м. стала происходившая из видного шляхетского рода инокиня Евфросиния Киркор (1631-1635), «за просьбою всих стариц и сестр», которые «промовали есьмо ее и постановили». Тогда же произошло освящение главного престола деревянного монастырского собора в честь Успения Пресв. Богородицы.

О. У. м. 29 сент. 1631 г. получил от Огинской и ее сына, ошмянского хорунжего Я. В. Стеткевича-Заверского (1601-1634), жалованную грамоту («фундушный лист») на ряд владений. Обитель получала имение-фольварк Свистолки, Тишино и Вораксино, его земли «с людьми в нем оселыми под местом Оршою, в повете Оршанском лежачое», а также полторы Поддубские волоки, к-рые все вместе ранее пан В. Стеткевич купил у наследников витебского подкормия пана Каспера Швейковского (Швыйковского). Эти владения передавались монахиням навечно, но с условием строительства и расширения мон-ря («водлуг найлепшого баченья своего церков и монастыр будовать деревом, альбо муром муровать и розширять»). Взамен насельницам было обещано, что фундатор, его потомки, «все домовство наше», а также «их милостей панов обывателей повету Оршанского, людей народу нашого Руского единого набоженства, от церкве святой восточной не отступуючих и с костелом Римским не злучающихся, ено при старожитном набоженстве православия Греческого триваючих и под послушенством и благословением святейшои столицы патриархи Константинопольского будучих» всегда будут выступать как защитники мон-ря. Обещая заклад в 700 грошей «личбы Литовскои», фундаторы гарантировали сестрам, что «инный теж митрополит никоторый, ани епископ Белоруский, мимо Киевскую митрополию, до монастыра нашого девичого Кутеенского Свистолского» никаких дел иметь не будут. Взамен им ставилось условие, чтобы игумения с сестрами «в общом житьи неотменно триваючи пребывала». Гарантами этих условий выступили 3 видных правосл. шляхтича - брацлавский подкормий пан Криштоф Вильгельмович Стеткевич († до 1652), минский земский судья Мартин Володкевич и пан Константин Война из Ясенца, к-рые скрепили эту жалованную грамоту своими печатями и подписями (АЗР. Т. 4. № 230. Стб. 520-524).

В 1635 г. вместо сгоревшего деревянного Успенского собора был построен и освящен Киевским и Галицким митр. свт. Петром (Могилой) кирпичный храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Новый, каменный, 3-апсидный Успенский собор (1655) имел «величественную центрально-купольную композицию… с планом в образе греческого креста и пластичным барочным куполом». Позднее этот тип храма получил распространение в Русском государствве, его назвали стилем нарышкинского барокко (Габрусь, Чантурия. 1993. С. 62). Также в О. У. м. были сооружены каменные ц. свт. Николая Чудотворца, ц. Рождества Пресв. Богородицы (1691) и теплая деревянная ц. Покрова Пресв. Богородицы. Комплекс монастырских зданий, сложившийся к кон. XVII в., дополняли 2-ярусная башня-звонница и неск. жилых и хозяйственных построек. На р. Кутеинке имелась монастырская водяная мельница.

Во время русско-польск. войны (1654-1667) Орша и ее повет дважды переходили под контроль рус. войск. В авг. 1654 г. царь Алексей Михайлович направил «оберегалную» грамоту от ратных людей в обитель на имя соборных стариц Митродоры и Тавифы «с сестрами» (АИ. Т. 4. № 86. С. 222-223). В 1656 г. он посетил мон-рь. Хорошо образованные монахини, многие из к-рых по происхождению были шляхтянками, произвели на царя благоприятное впечатление. По-видимому, в это время в обитель мог быть передан список чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Из-за военной угрозы со стороны войск Речи Посполитой, в рядах к-рых в т. ч. оказались покровители О. У. м. из числа рус. шляхты Великого княжества Литовского, для безопасного проживания в 1658 г. часть кутеинских монахинь была переведена в смоленский в честь Вознесения Господня женский монастырь. Благодаря царской грамоте 1670 г. известно, что здесь число кутеинских монахинь было значительным. Вместе с игум. Ираидой в Вознесенском мон-ре проживали 49 стариц. Согласно царскому указу, на содержание им местные воеводы должны были давать хлебную ругу: «…ржи и ячменю старице по три четверти, да денег на монастырскую общую потребу, да к церкве на свечи по пуду воску, по два ведра вина церковнаго, по полупуду ладону, да пшеницы на просвиры по четверти», а также «дров по двадцати сажен». Обеспечение не всегда было регулярным и качественным, из-за чего сестры жаловались царю Алексею Михайловичу (АИ. Т. 4. № 212. Стб. 457-458).

Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в.Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Др. часть кутеинских монахинь несколько ранее была переселена в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь. В авг.-окт. 1654 г. для переезда из Орши в Москву игум. Мелании Ерчаковой († 1688) и неск. десяткам сестер понадобилось 100 подвод (Чистякова. 2000. С. 46). В 1656 г. в Новодевичьем мон-ре кутеинских монахинь во главе с настоятельницей Меланией (1656-1682) застал архидиак. Павел Алеппский, который «везде называет их «казацкими женщинами»» (Там же. С. 21-22). Влияние последних в Новодевичьем монастыре было настолько сильным, что во 2-й пол. XVII-XVIII в. нередко настоятельниц обители выбирали из числа выходцев из Белоруссии («из смолянок»). Нек-рые из них активно поддерживали царевну Софию Алексеевну и ее родных сестер, а в 1698 г., в период настоятельства Памфилии Потёмкиной (1693-1701), оказались замешаны в последнем стрелецком бунте. «Кутьянам» удалось избежать репрессий, однако в 1702 г. Новодевичий мон-рь был подчинен Преображенскому приказу (Шведова. 1986. С. 88).

За годы пребывания кутеинских сестер в Новодевичьей обители монастырская б-ка пополнилась 82 принадлежавшими им книгами кирилловской печати (в т. ч. Кутеинской типографии). Об этом свидетельствуют встречающиеся в книгах многочисленные маргиналии последних, включая автографы игумений (Там же. С. 86-88). Благодаря им можно уточнить происхождение выехавших в Москву кутеинских монахинь. Пребывая в Москве, они продолжали активно поддерживать связи и осуществлять прямые контакты со своей малой родиной. В 1674 г. сестры О. У. м. получили от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту, позволявшую им приезд из Орши в Москву 2 раза в год (Чистякова. 2000. С. 42-87). Из-за переселения в Россию и притеснения в Орше от поляков-католиков, о чем жаловалась в 1674 г. в Москву игум. Трифиллия, число монашествующих в О. У. м. снизилось. В кон. XVII в. О. У. м. на некоторое время стал униатским, сохранив свои владения и имущество. Пользуясь им, сестры, как и братья Кутеинского муж. мон-ря, продолжали поддерживать связи с местной шляхтой (АВАК. Т. 11. № 113. С. 358-360). К 1718 г. в обители проживали всего 46 стариц (Чистович. 1884. С. 222; Чистякова. 2000. С. 44, 55). В XVIII - нач. XX в. 8 июля, в день чествования Казанской иконы Божией Матери, в О. У. м. собирались многочисленные богомольцы, в основном жители Могилёвской и Смоленской губерний. Их число доходило до 8 тыс. чел., что вызывало «зависть» католиков, стремившихся похитить чудотворную икону (Ржевусский. 1891. С. 4-8).

В 1842 г. О. У. м. был определен к необщежительным обителям 1-го класса. В 1864-1867 гг. по поручению Синода комплекс построек О. У. м. запечатлен худож. Д. М. Струковым. С 1884 г. при мон-ре действовала школа, занятия в к-рой начинались с общего молебна у Казанской иконы Божией Матери. В 1908 г. в О. У. м. проживали ок. 100 сестер, в т. ч. 26 монахинь. Мон-рь владел 215 дес. земли, получал из казны 2906 р. 50 к. в год.

В 1918 г. (по др. данным - в 20-х гг.) по решению органов советской власти О. У. м. был закрыт, монахини отправлены на принудительные работы. Успенский собор использовался как хозяйственный склад и коптильня. Во время Великой Отечественной войны и оккупации г. Орши собор был открыт для богослужения, однако в нач. 50-х гг. вновь закрыт. В сер. 50-х гг. Успенский храм, Рождественская ц. и др. монастырские здания были уничтожены, а на их месте построены многоэтажные дома и оршанская средняя школа № 20. Из-за этого невозможно археологическое изучение первоначальной территории обители.

В 1996 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви в Орше при каменной ц. св. прор. Илии (1880), построенной в псевдорус. стиле, было возобновлено сестричество, а затем и обитель. 11 апр. 1997 г. О. У. м. был официально открыт, настоятельницей стала насельница полоцкого Евфросиниева в честь Преображения Господня монастыря мон. Антония (Полуянова; впосл. схиигумения). К 2018 г. в О. У. м. проживали старшая сестра мон. Сусанна (Бойко) и ок. 10 насельниц.

В мон-ре построен и освящен каменный Успенский собор (2006), 2-этажный сестринский корпус, заведено подсобное хозяйство. Главной святыней возобновленного О. У. м. стала Оршанская икона Божией Матери (список XVIII в.), перенесенная 25 авг. 2001 г. из кафедрального минского Свято-Духовского собора. В Орше в связи с этим событием ежегодно 18 сент. совершается крестный ход. Он заканчивается в Кутеинском Богоявленском мон-ре. Здесь икона пребывает до 4 дек., и после нового крестного хода ее возвращают в О. У. м. В обители также особо почитается икона Божией Матери «Скоропослушница». В Успенском соборе также хранятся частицы мощей прп. Феодосия Печерского, прп. Евфросинии Полоцкой и свт. Филарета (Дроздова).

Ист.: АЗР. Т. 4. № 230. Стб. 520-524; АИ. Т. 4. № 86. Стб. 222-223; № 212. Стб. 457-458.
Лит.: Чистович И. А. Очерк истории западнорус. Церкви. СПб., 1884. Ч. 2. С. 220-224; Ржевусский Л. Кр. ист. очерк оршанского Кутеинского жен. мон-ря. Орша, 1891; Харлампович К. В. Малорос. влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 277-281; Шведова М. М. Маргиналии на книгах б-ки Новодевичьего мон-ря // АЕ за 1985 г. М., 1986. С. 86-88; Слюнькова И. Н. Градостроительное развитие феод. Орши // Архит. наследство. М., 1990. Вып. 37. С. 58-66; она же. Архитектура городов В. Поднепровья XVII - сер. XIX в. Мн., 1992; Шынкевiч А. М. Аршанская даўнiна. Мн., 1992; Габрусь Т. В., Чантурыя Ю. У. Зруйнаваная Ворша // Спадчына. 1993. № 5. С. 56-62; Макарий (Булгаков). История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 460, 537, 573; Левко О. Н. Культовые памятники Орши кон. XVI-XVIII вв. Орша, 1996; она же. Средневековые территориально-адм. центры сев.-вост. Беларуси: Формирование и развитие. Мн., 2004; Памяць: Орша. Аршанскi раён: Ў 2 кн. / Рэд.: Г. П. Пашкоў. Мн., 1999-2000; Чистякова М. В. Монахини «с Белой Роси» в Новодевичьем мон-ре. М., 2000. (Тр. ГИМ; 116); Габрусь Т. В., Кулагiн А. М., Чантурыя Ю. У., Ткачоў М. А. Страчаная спадчына. Мн., 2003. С. 80-84; Правосл. мон-ри Беларуси / Авт.-сост.: С. Э. Сомов. Мн., 2003. С. 96-98; Габрусь Т. В. Мураваная сакральная архiтэктура XVI-XVIII ст. // Архiтэктура Беларусi: Нарысы эвалюцыi ва ўсходнеславянскiм i еўрапейскiм кантэксце: 4 т. / Навук. рэд.: А. I. Лакотка. Мн., 2006. Т. 2. С. 210-211; Археалогiя Беларусi: Энцыкл. Мн., 2009. Т. 1.
А. В. Кузьмин
Рубрики
Ключевые слова
См.также