ОРШАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Том LIII, С. 361-362
опубликовано: 28 июля 2023г.

ОРШАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Евангелист Лука. Миниатюра из Оршанского Евангелия. Сер. XIV в. (Киев. НБУВ ИР. ДА/П. Ф. 301. № 555. Л. 42 об.)Евангелист Лука. Миниатюра из Оршанского Евангелия. Сер. XIV в. (Киев. НБУВ ИР. ДА/П. Ф. 301. № 555. Л. 42 об.) (Киев. НБУВ ИР. ДА/П. Ф. 301. № 555), Евангелие-апракос полное, памятник древнерус. кириллической книжности, созданный в ростовском архиепископском скриптории в сер. - 2-й пол. XIII в. (в лит-ре ранее высказывались датировки памятника от XII до XIV в. и мнения о его белорус. или укр. происхождении). Название памятник получил по г. Орша (совр. Республика Беларусь), где в одном из мон-рей, предположительно в базилианском Покровском, был найден в 1812 г. среди утвари, разбросанной наполеоновскими солдатами. Однако, возможно, кодекс был среди трофеев франц. армии, вывезенных из Москвы и брошенных при отступлении (при этом с рукописи мог быть снят оклад, украшенный драгоценностями). До обнаружения история О. Е. не прослеживается. Рукопись была передана в музей КДА (после 1917 - Музей культуры и быта, с 1926 - Киево-Печерский историко-культурный гос. музей-заповедник) помещиком И. С. Меленевским до 1 дек. 1874 г., судя по записи, сделанной на обороте крышки переплета секретарем Церковно-археологического об-ва Н. И. Петровым. Впоследствии рукопись оказалась в совр. месте хранения.

Инициал «В». Миниатюра из Оршанского Евангелия. Сер.— 2-я пол. XIII в. (Киев. НБУВ ИР. ДА/П. Ф. 301. № 555. Л. 104 об.)Инициал «В». Миниатюра из Оршанского Евангелия. Сер.— 2-я пол. XIII в. (Киев. НБУВ ИР. ДА/П. Ф. 301. № 555. Л. 104 об.)

По месту обнаружения до кон. XX в. О. Е. рассматривалось в научной лит-ре как белорус. или укр. памятник, хотя крупнейший белоруссовед XIX-XX вв. Е. Ф. Карский никогда не связывал его с этими землями. На рубеже 1990 и 2000-х гг. О. А. Князевская отождествила один из почерков О. Е. (не основной) с почерком Спасского Евангелия (ок. 1223-1224; ЯИАМЗ. № 15690 - см.: Турилов. 2009. С. 238). При этом основной почерк в рукописи О. Е. близок (но не тождествен) почерку 1-го писца Апостола толкового 1219 г. (ГИМ. Син. 7), также написанного в Ростове. В пользу ростовского происхождения рукописи свидетельствуют и отсутствие регионализмов в орфографии и наличие в Месяцеслове памяти свт. Леонтия, еп. Ростовского. Установленная близость к кодексам 1-й четв. XIII в., написанным в скриптории Ростовского архиепископа, позволяет датировать О. Е. временем не позднее сер.- 3-й четв. XIII в.

Памятник представляет собой пергаменный кодекс из 142 л. (26,4×19,4 см) без начала и конца (утрачены предположительно 35 листов и 2 миниатюры). Текст написан уставом 3 почерками в 2 столбца.

Рукопись содержит чтения на весь год (кроме начала), первые тексты - это конец чтений в субботу 7-й недели по Пасхе. После основной части следует Месяцеслов (Л. 124а - 141г), который из слав. и рус. праздников содержит памяти обретения мощей свт. Леонтия Ростовского (23 мая, л. 137 об.), блгв. князей Бориса и Глеба (24 июля, л. 140). Память блгв. кн. Владимира (15 июля, л. 139 об.) приписана на полях уставом XIV в. (?). Также включены воскресные утренние евангелия (Л. 142а - 142г; обрываются на 8-м евангелии).

Памятник отличается высоким уровнем художественного оформления и украшен 2 полихромными с позолотой миниатюрами в лист с изображениями евангелистов Луки (Л. 42 об.) и Матфея (Л. 123 об.), выполненными и вставленными в кодекс примерно через столетие после его написания (Смирнова. 2004), что ранее не отмечалось в научной лит-ре (Суша. 2011). Миниатюры следуют византийскому палеологовскому стилю и имеют сходство с клеймами иконы свт. Николая Чудотворца из собрания В. А. Логвиненко, датируемой ок. сер. XIV в. и созданной, вероятно, в Сев.-Вост. Руси (Смирнова. 2004. С. 375). Художественное оформление О. Е. также включает 2 киноварные заставки «покоем», шириной в столбец: на л. 1 - с аркой неправильной формы суженной книзу, заполненной плетением из ремней и ветвей с включением голов животных; на л. 81 - плоская, с крестом вверху, заполненная растительным орнаментом. Рукопись украшают 310 киноварных инициалов растительно-геометрического (старовизантийского) и тератологического стилей, к-рые весьма близки к инициалам Спасского Евангелия (Там же. С. 372).

Лит.: Пылаев П. Описание пергаментного Евангелия, хранящегося в музее, состоящем при КДА // ТКДА. 1876. № 12. Прил. С. 1-45; Булашев Г. Месяцесловы святых при рукописных богослуж. книгах церк.-археол. музея. К., 1882. С. 22-24; Соболевский А. И. Источники для знакомства с древнекиевским говором // ЖМНП. 1885. Ч. 237. № 2. Отд. 2. С. 349-357; Крыжановский Г. Рукописные Евангелия киев. книгохранилищ. К., 1889. С. 3-52; Некрасов А. И. Возникновение моск. искусства. М., 1929. Т. 1. С. 108, 171, 178, 180, 191, 194; он же. Древнерус. изобразительное искусство. М., 1937. С. 189, 192; Запаско Я. П. Орнаментельне оформлення укр. рукописноi книги. К., 1960. С. 38-40; он же. Пам'ятки книжкового мистецтва: Укр. рукописна книга. Львiв, 1995. С. 47-48, 231-235. Кат. 37; Слов'яньскi рукописи XI-XIV ст. у фондах вiддiлу рукописiв ЦНБ АНУ: (Огляд, опис, публiкацii). К., 1969. С. 30-36. № 4; Логвин Г. Н. З глибин: Давня книжкова мiнiатюра XI-XVIII ст. К., 1974. С. 122-124; Попова О. С. Русская книжная миниатюра XI-XV вв. // ДРИ. М., 1983. [Вып. 3:] Рукописная книга. С. 9-74; она же. Византийские и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 281. Ил. 169-170; СКСРК, XI-XIII. C. 295-296. № 342; Шматаў В. Ф. Беларуская кнiжная гравюра XVI-XVIII ст. Мн., 1984. С. 16-20; он же. Мiнiяцюры Аршанскага Евангелия // Помнiкi старажытна-беларускай культуры. Мн., 1984. С. 10-19; он же. Мiнiяцюра // Гiсторыя беларускаго мастацтва. Мн., 1987. Т. 1. С. 86-97; Пуцко В. Г. О ростовской иконописи XIII-XVI вв. // СРМ. 1998. Вып. 9. С. 75-83; он же. Византийские художники-иллюминаторы славяно-рус. рукописей нач. XIII в. // Там же. 2000. Вып. 10. С. 77-86, здесь 82-83; Smorąg-Różycka M. Ewangeliarz Ławryszewski. Kraków, 1999. S. 100-101. Ill. 81-82; Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 92, 107; СКСРК, XIV. Вып. 1. Прил. 1. С. 581. № 342; Смирнова Э. С. Иконы Северо-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: (Сер. XIII - сер. XIV в.). М., 2004. С. 122-124, 366-375. Кат. № 31. Ил. 63-65; Турилов А. А. К истории ростовского владычного скриптория XIII в.: Старые факты и новые данные // Хризограф. М., 2009. Вып. 3. С. 238-252; Суша А. А. Оршанское Евангелие // Регионы Беларуси: Энцикл. Мн., 2011. Т. 2. Кн. 2. С. 260-261.
Е. А. Кузьминова, А. А. Турилов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АПРАКОС славянское название одного из 2-х типов служебного Апостола или Евангелия
  • АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором
  • БЕСТИАРИЙ средневековый жанр лит-ры
  • BIBLIA PAUPERUM краткое иллюстрированное изложение библейских сюжетов; жанр назидательной лит-ры
  • БУЗУКУ Гьон (Иоанн) (XVI в.), албан. католич. свящ., автор первой печатной книги на албан. языке
  • «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания)