ВАВИЛА
Том VI , С. 469-470
опубликовано: 20 августа 2009г.

ВАВИЛА

Содержание

(III-IV вв.), мч. Никомидийский; пострадал при имп. Максимиане вместе с 84 отроками (пам. 4 сент.). Старец В. во время гонений на христиан скрывался от преследователей и тайно наставлял детей в христ. вере, о чем было донесено императору. По его приказу В. с учениками были арестованы. За отказ отречься от Христа В. был избит так, что все его кости были переломаны, затем ему повесили на шею груз и, заковав ноги, бросили в темницу. Император обратился к ученикам В., малолетним детям, с призывом отречься от Христа, пообещав за это тем, кто был постарше, почести и награды. Аммоний и Донат твердо исповедали христ. веру, за что были подвергнуты побоям, др. дети также отказались приносить жертвы идолам. Заключив их в темницу, император приказал повесить В. и бить железными прутьями, но, видя его стойкость, понял, что пытки не принудят В. и его учеников к отречению от Христа, и приговорил их к усечению мечом. В. был казнен первым, а затем и все 84 отрока.

Кроме греч. редакций жития В. (BHG, N 2053-2054) сохранилась также одна арм. (BHO, N 129). Для предположения, что В.- одно и то же лицо со сщмч. Вавилой, еп. Антиохийским, имеющим тот же день памяти, достаточных оснований нет.

Согласно житию, мощи В. и его учеников христиане положили в 3 ковчега и переправили из Никомидии в К-поль, где они, вероятно, хранились в мон-ре Хора; единственная церковь, посвященная В., находилась в квартале Саллюстя, по др. источникам,- в К-польском предместье Евдом, недалеко от имп. резиденции. В кн. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного эта церковь названа «церковью младенцев» (τῶν Νηπίων). После разрушения ее болгарами (IX в.?) все находившиеся там мощи были перенесены в Студийский мон-рь.

Ист.: BHG, N 2053-2054; BHO, N 129; Const. Porphyr. De ceremoniis // CSHB. 1829. Vol. 1. P. 496.
Лит.: Delehaye H. Les deux saints Babylas // AnBoll. 1900. T. 19. P. 5-8; Janin. Églises et monastères. P. 55-56; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 67-68; ЖСв. Сент. С. 112-113; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 356-357.
О. Н. Заец

Гимнография

Память В. отмечается в ряде литургических памятников: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3), первопечатном московском Типиконе (1610. Л. 247) и др., но без богослужебных указаний. По рукописям известны каноны В. 4-го гласа, с акростихом «Σέ, Νικομηδεῦ μάκαρ, ὑμνῶ, Βαβύλα. ᾿Ιώβ» (Тебя, Никомидии блаженного, воспеваю, Вавила. Иов), ирмос: «Τριστάτας κραταιοὺς» (  ), нач.: «Σοφία τοῦ Πατρός, ἐνυπόστατε Λόγε» (Мудрость Отца, воипостасный Слове); 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Μαρ<τ>υρικῇ χορείᾳ μελιηδέα ὕμνον ἀείδω. ᾿Αμήν» (Мученическому лику сладкую песнь пою. Аминь), ирмос: «῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε» (   ), нач.: «Μαρτυρικὴν ἀνευφημεῖν βουλόμενος χορείαν, Δέσποτα» (Желая восхвалять мученический лик, Владыка) (Ταμεῖον. Σ. 34).

Иконография

Изображения В. встречаются редко, кроме того, их идентификация затруднена, поскольку святой имеет общий день памяти, сходные черты жития, в частности мученической кончины (усекновение мечом), со сщмч. Вавилой, еп. Антиохийским. Основным моментом в различении образов святых мог бы являться их чин святости, в соответствии с к-рым В. должен изображаться в хитоне и гиматии, а еп. Вавила Антиохийский - в святительском облачении, однако контаминация житий святых не позволяет это сделать с достаточной определенностью.

Для рус. иконописных подлинников характерно описание В. как священномученика. В толковой части (Последование церковнаго пения и собрания вселетнаго) иконописного подлинника сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 4 сент. В. соответствует следующее описание: «сед, брада покороче Власьевы (сщмч. Власий, еп. Севастийский.- Э. Ш.), риза празелень»; как и еп. Вавила Антиохийский («священномученик другой Вавила»), он назван священномучеником. Изложение, представленное в толковой части, не соответствует лицевым святцам этого подлинника, где помещены изображения не 2, а 3 святых. 2 (крайние) фигуры показаны в святительском облачении (фелонь, омофор, с Евангелием в руках; в толковом описании В. омофор не указан) и определялись как образы еп. Вавилы Антиохийского (имеет отдельное описание, представлен с 3 отроками) и В. (см. Kaster), а средняя фигура, облаченная в хитон и гиматий, не названа. Можно предположить, что в прориси на этом листе даны известные составителю святые с именем Вавила, а именно, под надписью «   » показаны изображения сщмч. Вавилы Сицилийского, память к-рого приходится на 24 янв. (этим числом отмечено празднование еп. Вавилы Антиохийского в Римских мартирологах),- фигура святителя справа и В.- фигура в центре. При подобном варианте идентификации изображений облачение В. соответствует чину его святости; облик святого на прориси уподоблен образу свт. Николая Мирликийского: «сед, брада невелика, курчевата, взлиз плешив, на плеши мало кудрецов».

В Филимоновском сводном иконописном подлиннике XVIII в., имеющем более подробное изложение житийной части, вновь встречаем смешение образов святых, В. представлен в святительском чине: «И святаго священномученика Вавила другого епископа Антиохийского, и с ним детей мужескаго полу и женскаго восемьдесят и четыре; вси малые отроки и младенцы. Вавила святитель подобием сед, брада покороче Власиевы, риза празелень святительская, омофор и Евангелие».

Сцены мученичества В. неизвестны, в Минологиях под 4 сент. представлены 3 отрока (кроме миниатюры в Служебном Евангелии - Vat. gr. 1156. Fol. 244v, 3-я четв. XI в.- 4 фигуры), что позволяет связать эти изображения с образами еп. Вавилы Антиохийского и пострадавших с ним Урваном, Прилидианом и Епполонием. В минейных циклах на сентябрь с единоличными изображениями святых встречается изображение только фигуры святого в архиерейском облачении - сщмч. Вавилы Антиохийского.

Лит.: Kaster G. K. // LCI. Bd. 5. S. 302.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также