ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ
Том XXV , С. 54-56
опубликовано: 14 сентября 2015г.

ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ

[греч. Τιμίου Προδρόμου Σκήτη, ῾Ιερὰ Μονὴ Τιμίου Προδρόμου Πιερίων, Σκήτη Βέροιας], мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 10 км от г. Верия (средневек. Веррия), на высоте 220 м на склоне ущелья, по к-рому протекает р. Альякмонас (Альякмон). Точное время основания И. П. с. неизвестно. Также не установлено, когда мон-рь получил название скита (в любом случае это произошло ранее 2-й пол. XIV в.).

Скит св. Иоанна Предтечи близ ВерииСкит св. Иоанна Предтечи близ Верии

В естественных пещерах, образовавшихся в туфовом склоне горы, издавна жили отшельники. По местному преданию, здесь принял монашеский постриг равноап. Климент Охридский († 916), ученик равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. В XII в. (по др. сведениям, в поствизант. период) его честная глава была привезена в И. П. с. (Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. Каз., 1848. С. 98) и украшена золотой маской, происходящей из македонских гробниц, расположенных недалеко от древнего г. Эги (ныне Вергина). С главой равноап. Климента совершались крестные ходы по окрестным селениям для исцеления людей и предотвращения падежа скота.

В Х в. в окрестностях И. П. с. в одной из пещер жил прп. Антоний Новый Веррийский (2-я пол. Х - нач. XI в. или ранее 1000). Жития этого святого содержат противоречивые сведения: по одной версии, И. П. с. был основан на месте подвигов прп. Антония, по другой - перед тем как стать отшельником, он 20 лет прожил в И. П. с. (Παντελεήμων (Καλπακίδης), μητρ. ῾Ο πολιοῦχος τῆς Βέροιας ὅσιος ᾿Αντώνιος ὁ Νέος. Βέροια, 1996. Σ. 24, 41, 63, 89, 95, 116, 142).

Ок. 1326 г. в И. П. с. пришел свт. Григорий Палама, к-рому явился вмч. Димитрий Солунский и велел подвизаться в этом месте. Вместе с Григорием Паламой в И. П. с. поселились его ученики - братья Макарий и Феодосий (впосл. скончавшийся в этой обители). Григорий Палама прожил в И. П. с. ок. 5 (по мнению др. исследователей, 10) лет. Он организовал живших в пещерах подвижников-аскетов в единую монашескую общину: каждые субботу и воскресенье они собирались в И. П. с. для совершения богослужения и общей трапезы.

Три года в И. П. с. провели прп. Афанасий Метеорский (1340-1343) и его наставник старец Григорий. Здесь прп. Афанасий познакомился с Иаковом, учеником прп. Григория Синаита, ставшим митрополитом г. Сервия. Др. ученик Григория Синаита - прп. Феодосий Тырновский - также побывал в И. П. с.

Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи скита св. Иоанна Предтечи. 1835 г.Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи скита св. Иоанна Предтечи. 1835 г.

В 1433 г., когда Веррия была завоевана турками, И. П. с. был разграблен.

Считается, что в 1522 г., перед тем как основать Анастасии святой Узорешительницы мужской ставропигиальный монастырь на п-ове Халкидики, в одной из пещер близ И. П. с. жил свт. Феона, архиеп. Фессалоникийский. В 1523 г. в И. П. с. пришел со Св. Горы игумен монастыря Филофея прп. Дионисий Олимпийский с неск. учениками. Он преобразовал И. П. с. в общежительный монастырь и обновил монастырский собор. Жители Веррии хотели, чтобы он стал митрополитом. Не желая этого, прп. Дионисий покинул И. П. с. и удалился в местность Сулпата близ с. Сикья, а затем на склоны горного массива Олимп, где основал мон-рь Св. Троицы. Духовная дружба связывала прп. Дионисия Олимпийского с др. знаменитым подвижником - прп. Никанором Завордским, нек-рое время подвизавшимся в И. П. с.

После 1570 г. в И. П. с. прибыл прп. Феофан, бывший в 1560-1567 гг. игуменом афонского мон-ря Дохиар. Он построил в окрестностях И. П. с. мон-рь Пресв. Богородицы «Скитиотиссы», где собралось большое братство, и жен. мон-рь Бесплотных сил вне Веррии, а в 1593 г. на склоне хребта Вермион близ г. Науса - монастырь св. Таксиархов (или арх. Михаила, ныне мон-рь прп. Феофана).

Точная дата получения И. П. с. статуса ставропигиального мон-ря неизвестна. Эта привилегия подтверждалась сигиллиями К-польских патриархов Кирилла I Лукариса, Паисия I, Дионисия IV, Каллиника II, Паисия II, Кирилла V и Кирилла VI.

В 1680 г. И. П. с. пострадал от пожара. В 1750 г. он был полностью обновлен. Иером. Паисий из И. П. с. основал в Колиндросе тайную школу. Ок. 1776 г. в И. П. с. останавливался во время 3-го миссионерского путешествия равноап. Косма Этолийский, когда он проповедовал в селениях Пиерии. В эти годы в И. П. с. побывал и прп. Афанасий Паросский (Парийский), который, используя службу равноап. Клименту Охридскому, написанную Димитрием Хоматианом, составил новую, изданную в 1784 г. в Венеции.

После организованных Веррийским митр. Даниилом во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. антиосманских выступлений, центром к-рых был И. П. с., турки разместили в нем большой воинский отряд. Спустя неск. лет они поставили условием своего ухода из И. П. с. выплату огромной суммы денег. Игум. Каллист направил к Екатерине II Алексеевне посольство во главе с духовником И. П. с. Хрисанфом с просьбой о материальной помощи. Императрица назначила ежегодную выплату определенной денежной суммы И. П. с. в течение 30 лет.

В 1806 г., по сообщению Ф. Пуквиля, в И. П. с. насчитывалось 170 келий и проживало 100 монахов.

30 апр. 1822 г., во время Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), И. П. с. был сожжен турками (сохр. только старый соборный храм). Перед тем как бежать из И. П. с., монахи успели спрятать мощи. В 1826 г. они возвратились, в 1831-1832 гг. было восстановлено подворье И. П. с. в Верии, а в 1835 г. завершено строительство нового соборного храма и восстановлена большая часть стен. Однако братия монастыря оставалась немногочисленной.

В 1867 г. была возведена вост. стена. В 1887 г. монастырский комплекс был отремонтирован. Неумелое управление монастырем привело его на грань банкротства, но в 1895-1905 гг. экономическое положение И. П. с. улучшилось. В 1906-1915 гг., в период «борьбы за Македонию», в И. П. с. действовала семинария. В 1913-1920 гг. монастырь содержал 2 школы в Верии. Пожар 1915 г. разрушил часть монастырских келий. Экономический упадок И. П. с. стал причиной потери статуса ставропигиального монастыря. Из огромных земельных владений И. П. с. (примерно 13,5 тыс. стремм) 4 тыс. стремм в 1933 г. было отдано гос-вом греч. беженцам из М. Азии.

Пещера прп. Дионисия Олимпийского в скиту св. Иоанна ПредтечиПещера прп. Дионисия Олимпийского в скиту св. Иоанна Предтечи

Во время второй мировой войны насельники И. П. с. помогали греч. партизанам. Один из иеромонахов И. П. с.- Виссарион, активный участник Сопротивления, был казнен немцами в г. Александрия (совр. ном Иматия). В послевоенные годы в И. П. с. осталось лишь 1 или 2 монаха. В 1959 г. по инициативе Веррийского митр. Каллиника были приняты меры для возрождения монашеской общины. В 60-х гг. ХХ в. был отремонтирован монастырский комплекс и воздвигнут вост. корпус с резиденцией игумена. В 1964 г. к И. П. с. была проведена дорога. Во время строительства плотин на р. Альякмонас (1975-1985) были затоплены 200 стремм земли, принадлежавших И. П. с., где находились пещера прп. Антония Нового Веррийского, ряд аскитириев и церковь XII в. с фресками.

В 1976 г. число монашествующих достигло 10 чел. Реставрация монастырских зданий, начатая в 1987 г., продолжается до наст. времени.

Для возрождения в И. П. с. монашеской жизни митр. Веррийский Пантелеимон (Калпакидис) обратился к игумену афонского мон-ря Симонопетра с просьбой направить в скит опытного монаха. Тот выбрал иером. Порфирия (Бацараса; игумен И. П. с. с 2007). В наст. время в И. П. с. подвизаются 4 монаха и неск. послушников. Скит формально возвратил себе достоинство ставропигиального (за службой поминается К-польский Патриарх), но игумен назначается Веррийским митрополитом. Главные источники доходов монашеской общины - продажа алюминия, стекла и др. вторсырья, собранных на городской свалке близ Верии, а также дров из принадлежащего И. П. с. дубового леса близ р. Альякмонас.

Монастырский комплекс, состоящий из 3 дворов, с 3 сторон окружен мощными стенами, а с юга над ним возвышается отвесная скала из естественного пиерийского туфа. Перед входом в И. П. с. над источником св. воды построена каменная беседка. В 1-м дворе находятся резиденция игумена, книжная лавка и птичник. Вдоль сев. стены до пожара 1920 г. располагались кельи.

Во 2-м дворе помимо нового соборного храма (кафоликона) находятся архондарик, трапезная, поварня, синодикон (зал для торжественных заседаний), колокольня и пещера, служившая в древности жилищем отшельников, а затем монастырским погребом. Новый кафоликон, освященный в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1835), представляет собой 3-нефную базилику с пристроенным позднее нартексом. Нефы разделены колоннами из каштанового дерева. В 2005 г. кафоликон был расписан артелью В. Фармакиса из городка Кранья-Эласонас. Иконостас был перенесен из др. церкви и дополнен фрагментами старого иконостаса кафоликона.

Второй двор отделен от 3-го корпусом келий, в к-ром раньше располагалась резиденция игумена. Узкий проход рядом с маслобойней ведет в 3-й двор, где находятся кельи, здание семинарии и старый кафоликон в честь Преображения Господня (1325) с фресками XVIII в. (нек-рые исследователи ошибочно датируют их XIV в. и приписывают ученикам Мануила Панселина). Относительно даты постройки старого кафоликона высказывались различные мнения: 1325 г., время пребывания в И. П. с. прп. Дионисия Олимпийского, ранее 1622 г. и 1622 г.

За кафоликоном находится пещера прп. Дионисия Олимпийского, в к-рой устроена церковь; сохранились остатки поствизант. росписей. К западу от И. П. с., за водопадом, расположена пещера, в к-рой подвизался свт. Григорий Палама, ниже - пещера свт. Феоны. В окрестностях И. П. с. помимо множества пещер существовали также небольшие обители, многие из которых в наст. время разрушены: над И. П. с.- свт. Николая Чудотворца (Палиомонастиро; в конхе сохр. фрагменты фресок XII в.) и прав. Лазаря, на кладбище - Св. Троицы, над кладбищем - Вознесения Господня, ниже И. П. с.- калива свт. Григория Паламы с одноименной церковью, над с. Метохи - мон-рь Палеомонастиро, между Вергиной, Метохи и Харадрой - св. Таксиархов, в долине р. Альякмонас - прп. Антония и равноап. Константина, по пути к дер. Фламурьес - Палеа-Мони и др. В с. Даски находится подворье И. П. с. с ц. св. Фотиды.

Престольный праздник - Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.). В этот день по традиции братия угощает паломников фасолевым супом с оливками. В 1984 г. было учреждено празднование Собору всех святых, подвизавшихся в И. П. с., к-рое совершается во 2-е воскресенье после Пятидесятницы.

Святыни: честная глава равноап. Климента Охридского, частицы мощей свт. Иоанна Златоуста, вмц. Варвары, вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца, ап. Луки, мч. Трифона, сщмч. Харалампия, бессребреников Космы, Дамиана, Кира и Иоанна, вмч. Артемия, св. Фалелея, сщмч. Дионисия Ареопагита. Дионисия преподобного монастырь на Афоне, также освященный во имя св. Иоанна Предтечи, передал И. П. с. перст этого святого. Среди реликвий - потир, подаренный мон-рю членами дома Романовых.

Лит.: Χιονίδης Γ. Σύντομη ἱστορία τοῦ Χριστιανισμοῦ στὴν περιοχὴ τῆς Βέροιας. Βέροια, 1961; Πυρινός Π. ᾿Ανέκδοτα ἔγγραφα ἀφορῶντα εἰς τὰς ῾Ιερὰς Μονὰς Τιμίου Προδρόμου (Σκήτη Βέροιας) κα Μουτσιάλης. Θεσσαλονίκη, 1975; Κίσσας Σ. ῾Ο μοναχισμὸς στὴ Σκήτη τῆς Βέροιας στὰ βυζαντινὰ χρόνια // Το Μοναστήρι τοῦ Τιμίου Προδρόμου (Σκήτη Βέροιας). Βέροια, 1994. Σ. 105-111; Παπάζης Δ. ῾Ιστορία τῆς ῾Ιερᾶς Μονῆς Τιμίου Προδρόμου (Σκήτη Βέροιας). Βέροια, 1995; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ᾿Αθῆναι, 19972. Σ. 154; Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 94-96; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 19992. Σ. 50; ῾Ιερὰ Μονὴ Τιμίου Προδρόμου Πιερίων Προσκυνητάριον ἤτοι ὁδηγὸς τοῦ προσκυνητὴ. Βέροια, 2007.
О. В. Лосева
Рубрики
Ключевые слова
См.также