ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ
Том XXV , С. 56-63
опубликовано: 18 сентября 2015г.

ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ

Содержание

Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни (ставропигиальной МП РПЦ). Находится близ г. Козельска Калужской обл. Основан в 1821 г. по благословению Калужского еп. свт. Филарета (Амфитеатрова) прп. Моисеем (Путиловым) в 170 саж. (ок. 360 м) к востоку от Оптиной пуст.

Скит во имя св. Иоанна Предтечи близ Козельска. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. (Архив Оптиной пуст.)Скит во имя св. Иоанна Предтечи близ Козельска. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. (Архив Оптиной пуст.)

Идея открытия И. П. с. принадлежала еп. Филарету, к-рый посещал Оптину пуст., стремился духовно укрепить обитель и «доставить желающим средство к безмолвнейшему житию». 15 дек. 1820 г. еп. Филарет через мон. Моисея обратился с письмом к отшельникам, жившим в Рославльских лесах в Смоленской губ. под рук. иеросхим. Афанасия (Степанова). От своего имени и от имени настоятеля игум. Даниила (Александрова) епископ пригласил их переселиться в Оптину пуст. и основать скит в любом месте принадлежавшего ей леса, обещал выстроить для них кельи и освободить от монастырских послушаний. Рославльские монахи на общем совете решили принять приглашение. 1 апр. 1821 г. иеросхим. Афанасий написал еп. Филарету письмо, в котором просил, чтобы скит имел отдельное от мон-ря содержание, причем избыток средств следовало отдавать монастырю, а недостаток, «сколько можно понести терпением»; чтобы миряне не могли посещать скит, а монастырская братия приходила только в субботу и воскресенье; чтобы статус скита был «формальным и всегдашним». В ответном письме от 24 апр. того же года еп. Филарет сообщил, что поручил игум. Даниилу (Александрову) отвести для скита место и позволил благотворителю Д. В. Брюзгину строить кельи. 6 июня рославльские монахи Моисей, его брат прп. Антоний (Путилов), Савватий и послушник Иван Дранкин приехали в Оптину пуст. и были размещены на монастырской пасеке. Иеросхим. Афанасий решил остаться на прежнем месте до окончания устройства скита (он так и не перешел в Оптину пуст.).

Для скита избрали место близ малой монастырской пасеки, где в нач. XIX в. жил в келье схим. Иоанникий. Скит был отделен от монастыря густым сосновым бором. Мон. Моисей вместе с игум. Даниилом составил план строительства в скиту, к-рый 17 июня 1821 г. был утвержден еп. Филаретом. Первые средства на строительство выделили благотворители Брюзгин и Ф. Т. Третьяков. В том же году братия скита и наемные рабочие приступили к рубке леса и корчеванию пней. В качестве временного жилища они выстроили на юго-вост. стороне скита общую келью, затем обнесли скит дощатой оградой и приступили к возведению ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи. Посвящение церкви святому, почитаемому как 1-й пустынножитель, дало название и скиту. Игум. Даниил напутствовал монахов: «Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!» (Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 16). 18 авг. из мон-ря в скит был совершен крестный ход, состоялась закладка храма, под престол к-рого была положена частица мощей св. Иоанна Предтечи. 5 февр. 1822 г. церковь была освящена игум. Даниилом.

Уставные правила И. П. с. были впервые сформулированы еп. Филаретом 18 июня 1821 г. в письме игум. Даниилу. Архиерей предписывал запретить вход в И. П. с. женщинам, а также оптинской братии без благословения настоятеля и мирянам-мужчинам без благословения старца. Кроме того, запрещалось рубить лес вокруг И. П. с., «дабы навсегда он был закрыт». 8 сент. 1824 г. еп. Филарет особой грамотой утвердил в Оптиной пуст. устав Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, рекомендованный Святейшим Синодом в качестве образца. Устав регулировал в т. ч. правила жизни в И. П. с., к-рые предполагали особое уединение. Целью жизни в скиту считалось «при единодушном жительстве глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное притом с внимательным рассматриванием самого себя и постоянной молитвой, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира» (Леонид (Кавелин). 1862. С. 85). В память кончины прп. Макария (Иванова) (1860) ежегодно 7 сент. стали пускать в скит женщин, но в 1899 г. этот обычай был отменен по инициативе прп. Иосифа (Литовкина). Особо строгие ограничения полагались в пище: весь год, за исключением Рождества Христова, Пасхи и сплошных седмиц, она должна была быть постной; разрешалось пить не более 3 кружек чая за один раз; употребление вина за трапезой, за редкими исключениями, не благословлялось.

Церковная служба в И. П. с. совершалась еженедельно по субботам и воскресеньям, а также на 2-й день Рождества Христова, всю 1-ю седмицу Великого поста, всю Страстную седмицу, всю Светлую седмицу, в день Св. Троицы, в престольные праздники скитских храмов, в дни, связанные с памятью св. пустынножителей, оптинских старцев, митрополитов Филарета (Амфитеатрова) и свт. Филарета (Дроздова). На Пасху, в двунадесятые праздники, в дни, связанные с имп. фамилией, и в престольные праздники монастырских храмов скитяне посещали богослужения в монастыре, а после литургии разделяли трапезу с монастырской братией. На 2-й день Рождества Христова, Пасхи, в престольные праздники скитских храмов на богослужения в И. П. с. приходили некоторые насельники монастыря во главе с настоятелем. С вечера воскресенья до вечера пятницы (или до др. ближайшего церковного богослужения) в ц. св. Иоанна Предтечи по правилу прп. Пахомия Великого совершалось неусыпное чтение Псалтири с поминовением братии И. П. с., их ближайших сродников, благотворителей. Раз в неделю служилась панихида по благотворителям и их сродникам, а также молебен о них. По инициативе прп. Макария в И. П. с. была введена должность канонарха; стало практиковаться пение стихир на подобен - обычай, который затем укоренился и в монастыре; во время великопостных богослужений на 6-м часе заведено чтение отрывков «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника, с тем чтобы за Великий пост была прочитана вся книга. Молитвенное правило монашествующие вычитывали в соборной келье и отдельно у себя в кельях. В качестве послушания скитяне изготавливали ложки, футляры, занимались переплетным делом, «краснописанием» и проч. На покосы братия И. П. с. иногда ходила вместе с насельниками монастыря. Свободное время следовало посвящать чтению Свящ. Писания и творений св. отцов.

Скит св. Иоанна Предтечи. Гравюра. 1881 г. (РГБ)Скит св. Иоанна Предтечи. Гравюра. 1881 г. (РГБ)Содержание И. П. с. изначально зависело от Оптиной пуст. Прп. Макарий, бывший скитоначальником в 1839-1853 гг., активно привлекал благотворителей к пожертвованиям специально на И. П. с. и смог добиться того, что скитяне содержали себя сами. В 1856 г. капитал, положенный вкладчиками на вечное хранение в пользу И. П. с., достигал ок. 10 тыс. р. серебром и продолжал расти, к 1870 г. составил ок. 16,5 тыс. р. серебром. В 1859 г. благотворитель помещик И. И. Полугарский по духовному завещанию оставил 15 тыс. р., на к-рые в 1861 г. обитель приобрела земельный участок (288 дес. леса в Перемышльском у. Калужской губ.). Доход с него шел на И. П. с. Скитоначальник прп. Иларион (Пономарёв) передал весь скитский капитал в ведение мон-ря, о чем потом сожалел. Прп. Амвросий (Гренков) предлагал возобновить отдельное финансирование И. П. с. и изъять его капитал из ведения оптинского настоятеля, но этот вопрос не был решен. В кон. XIX в. средства И. П. с. были весьма ограниченны, их едва хватало на содержание братии и ремонт строений. В нач. XX в., при скитоначальнике прп. Варсонофии (Плиханкове), скитский капитал вырос со 180 тыс. почти до 1 млн р., здания были отремонтированы, значительно пополнилась ризница.

Насельники мон-ря и насельники И. П. с. представляли собой отдельные группы оптинского братства. К 30-м гг. XIX в. у них появились неформальные самоназвания: «монастырские» и «скитяне». Перевод из И. П. с. в мон-рь воспринимался нек-рыми скитянами как ссылка. Иногда даже говорили, что «в монастырь из скита только когда кто умрет, выносят» (Никон (Беляев). 2004. С. 34). Случались и конфликты между братиями. В скитской летописи за 1833 г. указано, что со времени устройства И. П. с. «восставали различные искушения со стороны братства монастырского, было многое негодование на скитских братий за мнимую якобы славу, приписываемую от светских людей скитским братиям», а также за то, что «якобы скитская трапеза была лучше их». Предпринимались попытки «разорить и совсем уничтожить скит, о чем входили неоднократно с жалобами к преосвященным» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-360. Л. 22 об.- 23). В то же время И. П. с., находившийся в непосредственной близости от Оптиной пуст., был скорее не филиалом, а духовным центром, во многом определявшим атмосферу в монастыре. С. С. Безобразов (впосл. еп. Катанский Кассиан) писал, что «Оптина пустынь и в ней как средоточие ее жизни и ее работы Предтеченский скит заняли важное место в истории русской общественности и русской духовной культуры» (ОПИ ГИМ. Ф. 521. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 10-10 об.).

И. П. с. управляли скитоначальники, которые обычно также были братскими духовниками, они избирались настоятелями Оптиной пуст. и старшей братией. Скитоначальники входили в состав собора (совета) старшей братии, учрежденного в Оптиной пуст. в 1891 г.; существовал и отдельный совет старшей братии И. П. с. Скитоначальниками были преподобные Моисей (Путилов) (1821-1825), Антоний (Путилов) (1825-1839) и Макарий (Иванов) (1839-1853), иером. Пафнутий (Осмоловский) (1853-1862), преподобные Иларион (Пономарёв) (1862-1873), Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) (1873-1894), Иосиф (Литовкин) (1894-1906) и Варсонофий (Плиханков) (1906-1912), игум. Феодосий (Поморцев) (1912-1920), прп. Нектарий (Тихонов) (1920-1923). В 1909 г. прп. Варсонофий как представитель И. П. с. принимал участие во Всероссийском съезде монашествующих, проходившем в Троице-Сергиевой лавре.

Св. ворота скита св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX - нач. ХХ в. (Архив Оптиной пуст.)Св. ворота скита св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX - нач. ХХ в. (Архив Оптиной пуст.)

В 1829 г. в И. П. с. поселился старец прп. Лев (Леонид) (Наголкин), с к-рого началась история оптинского старчества, основанная на преемственности и непрерывности традиции. После смерти старца старшая братия выбирала ему преемника, к-рый зачастую был его ближайшим учеником. Порой служение совершали неск. старцев одновременно, и монашествующие определялись, к кому из них обращаться. Оптинскими старцами были преподобные Макарий, Амвросий, Иларион, Анатолий (Копьёв (Зерцалов)), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, преподобноисп. Никон (Беляев), а также игум. Феодосий и др. Оптинские старцы жили в И. П. с. и окормляли не только скитское, но и монастырское братство, а также принимали монахов и монахинь из др. обителей и мирян, вели с ними переписку. Монашествующие регулярно посещали старцев для откровения помыслов и получения духовных наставлений. Женщин прп. Лев принимал в своей келье на пасеке, прп. Макарий выходил к ним к скитским воротам, последующие старцы принимали в «хибарке» с отдельным входом снаружи И. П. с. Большую роль сыграли оптинские старцы в деле возрождения жен. монашества в России. По их благословению во 2-й пол. XIX в. были основаны мн. жен. общины, старцы вели обширную переписку с настоятельницами и насельницами. Благодаря старцам И. П. с. стал одним из духовных центров России. Его посещали многочисленные паломники, приезжавшие в Оптину пуст. Среди них были члены имп. фамилии: вел. кн. Константин Константинович в 1887 и 1901 (с детьми) гг., вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна в 1914 г. (во время ее посещения в И. П. с. были в виде исключения допущены женщины), вел. кн. Дмитрий Константинович, кнж. Татьяна Константиновна и кн. Константин Константинович в 1916 г.; Московский митр. Иоанникий (Руднев) в 1887 г., Вологодский еп. Никон (Рождественский) в 1908 г., свт. Макарий (Невский), митр. Московский, в 1915 г., мн. Калужские епископы и др.; обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой, Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, А. Н. Муравьёв, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Вл. С. Соловьёв, гр. Л. Н. Толстой, Е. Н. Погожев, С. А. Нилус, С. Н. Дурылин и др. В 1891 г. Леонтьев принял в скиту тайный постриг с именем Климент. Л. Н. Толстой в последний раз приехал в Оптину пуст. в 1910 г., незадолго до смерти, будучи уже отлученным от Церкви. Он намеревался побеседовать со старцами, но так и не решился войти в И. П. с.

Иеросхим. Иоанн (Малиновский). Портрет. Сер. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (?) (РГБ. Ф. 213. К. 114. Ед. хр. 14)Иеросхим. Иоанн (Малиновский). Портрет. Сер. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (?) (РГБ. Ф. 213. К. 114. Ед. хр. 14)

Из-за открытости старцев внешнему миру, их широкой известности и большого числа паломников в уединенном скиту отдельные оптинские монахи и светские лица относились к старцам с недоверием, завистью и враждебностью и даже писали доносы. 2 февр. 1836 г. по решению Калужского еп. Николая (Соколова) прп. Лев был переведен в мон-рь, ему запретили принимать паломников (последнее распоряжение он не выполнил, т. к. не смог отказать желающим встретиться с ним). В ходе «оптинской смуты», начавшейся в 1910 г., после серии доносов на настоятеля мон-ря архим. Ксенофонта (Клюкина) и на старца Варсонофия в Оптину пуст. по поручению Синода в дек. 1911 г. приехал сщмч. Серафим (Чичагов), еп. Кишинёвский. После его расследования в 1912 г. старец Варсонофий был перемещен на должность настоятеля коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря. По утверждению И. М. Концевича, в это время «был даже поднят вопрос о закрытии скита и о прекращении в Оптиной пустыни старчества» (Концевич. 2008. С. 405).

В 1821 г. в И. П. с. проживало 6 монашествующих. Всего разрешалось содержать до 12 чел., относящихся к братству Оптиной пуст., а общее количество монахов и послушников в Оптиной пуст. ограничивалось 30. Вскоре число монашествующих в И. П. с. превысило допустимую норму, некоторые желающие не могли быть включены в штат и считались добровольными послушниками. Всего в 1830 г. в И. П. с. проживало 25 чел. В 1856 г. прп. Моисей подал прошение о выделении отдельного штата для скита. 9 февр. 1857 г. имп. Александр II утвердил определение Синода о создании отдельного штата из 12 монашеских и 12 послушнических вакансий, содержание братии возлагалось на И. П. с. В 1865 г. ограничения на численность штата были сняты. В 1900 г. в И. П. с. проживало 43, в 1914 г.- 50 насельников. В нач. XX в. среди братии преобладали выходцы из крестьян (61,34%) и мещан (17,65%), также присутствовали выходцы из купцов (6,72%), дворян (5,04%), казаков (3,36%), духовенства (2,52%), почетных граждан (2,52%), 1 чел. указан как сын чиновника (Летопись скита. 2008. Т. 2. С. 244-249, 296-297, 306, 312, 324, 333, 350, 364, 379, 393, 407, 431, 456, 475, 491). Некоторые из насельников принимали участие в событиях нач. XX в. Во время русско-японской войны в Маньчжурию, в г. Мулин, где располагался военный госпиталь общества Красного Креста, были командированы иеромонахи Адриан (Акильев) и прп. Варсонофий. В июле 1914 г., во время мобилизации, были призваны на военную службу 9 послушников и рясофорных монахов из И. П. с. Всего во время первой мировой войны из И. П. с. в армию отправились не менее 16 чел., в т. ч. в 1915 г. иеромонахи Осия (Виноградов) и Адриан (он был награжден за участие в 2 войнах орденом св. Анны 3-й и 2-й степени).

Нек-рые насельники И. П. с. стали архиереями, настоятелями др. мон-рей, начальниками духовных миссий, среди них - Литовский архиеп. Ювеналий (Половцев), схиархим. Никодим (Демутье), архим. Леонид (Кавелин), схиархим. Пафнутий (Осмоловский), архим. Моисей (Красильников), игум. Феодосий (Попов), схиархим. Агапит (Беловидов) и др. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский, недолго живший в И. П. с. в 1829 г., собирался в 1856 г. удалиться в скит на покой: «Соображая потребности души моей и моего тела, я избрал скит местом для окончания дней моих в полном безмолвии…» «По человеческому суждению общество скита Оптинского и духовник - отец Макарий - лучшее, чего можно было желать по настоящему состоянию христианства и монашества в России…» (Игнатий (Брянчанинов), еп. Полное собр. творений. М., 2007. Т. 8. С. 375-377). Он был готов построить за свой счет келью и даже нарисовал ее план, однако разногласия с прп. Моисеем и Калужским еп. Григорием (Митькевичем) помешали его переезду. В И. П. с. внимательно следили за судьбами питомцев, радовались их успехам. В ОР РГБ сохранилась составленная в 1893 г. «Наглядная летопись иерархии Оптинского Скита», в которой сообщается: «В нашем маленьком скиту... в его досчатой низенькой ограде, в короткое время существования его... воспиталось: 1 епископ… 7 архимандритов… 6 игуменов…» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-67. Л. 21-21 об.; ср.: Ф. 213. К. 40. Ед. хр. 6. Л. 2-3).

Постройки

Интерьер собора св. Иоанна Предтечи в скиту св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (Архив Оптиной Пустыни)Интерьер собора св. Иоанна Предтечи в скиту св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (Архив Оптиной Пустыни) В И. П. с. создавался архитектурный ансамбль, заметно отличавшийся от монастырского комплекса. Он был призван не отвлекать пустынножителей от духовного созерцания, а потому отличался простотой и скромностью. Большинство строений были деревянными, их соединяли узкие дорожки. В центре большого прямоугольного участка, обнесенного оградой, в 1821-1822 гг. был построен храм, посвященный Собору св. Иоанна Предтечи. Это достаточно редкий образец деревянной архитектуры в стиле ампир (материалом для строительства стали деревья, росшие на месте скита). Он состоит из неск. срубов: притвора, трапезной и кубического храма с 7-гранной апсидой, по боковым сторонам к-рого устроены 4-колонные портики с фронтонами. Здание завершено небольшим куполом. По благословению еп. Филарета (Амфитеатрова) церковь должна была стать «домовой с келиями при ней для архиерейского приезда». Поэтому в притворе размещались скитские ризница и б-ка, а также кельи, одна из них предназначалась для еп. Филарета, к-рый в 1821-1825 гг. почти ежегодно приезжал и проводил в И. П. с. сырную седмицу или 1-ю седмицу Великого поста. В это время он присутствовал на всех богослужениях в И. П. с., к-рый называл «своим скитом». В качестве келейника ему прислуживал прп. Моисей. Обстановка «архиерейской кельи» впосл. сохранялась в первоначальном виде. Притвор украшали портреты Московского митр. Платона (Левшина), митр. Филарета (Дроздова), митр. Филарета (Амфитеатрова), Астраханского архиеп. Никифора (Феотоки), св. Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского. В «молитвенном покойце» около зап. входа находился иконостас, здесь совершалось неусыпное чтение Псалтири. Первый иконостас церкви пожертвовал митр. Филарет (Амфитеатров), затем на средства П. Н. Хрущова и Брюзгина был установлен новый, позолоченный и украшенный колоннами коринфского ордера. Храм был расписан в 1860 г. На потолке помещалось изображение Св. Троицы в окружении херувимов, серафимов и ангелов. Южную стену занимала сцена на тему Собора св. Иоанна Предтечи, а также копия картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», в к-рую внесли неск. изменений, в т. ч. прикрыли обнаженные фигуры «приличною одеждою». В церкви был устроен придел прп. Макария Египетского в память о прп. Макарии Оптинском (освящен 7 сент. 1864).

Вокруг церкви по периметру территории поставили небольшие деревянные корпуса - братские кельи на 3-4 чел., находившиеся друг от друга, по древнему пустынножительному обычаю, «на вержение камня» (к 1862 насчитывалось 9 корпусов). При основании скита в его юго-зап. части был построен корпус с соборной кельей, в к-рой братия собиралась для чтения молитвенного правила в дни, когда не было церковных служб. В 40-х гг. XIX в. по углам ограды были поставлены 4 круглые каменные башенки, в 1857 г. возведены новые, каменные св. ворота с колокольней. В 1-м ярусе 2-ярусной постройки находились небольшие ворота с боковыми сторожками, а во 2-м - звонница, украшенная со всех сторон кокошниками и увенчанная главой. Над аркой ворот снаружи была надпись: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему», а внутри - «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи». Внутри боковые стены были расписаны ростовыми изображениями вост. и рус. пустынножителей, подбором изображений занимался прп. Макарий. В 1902 г. на колокольню были подняты новые колокола, отлитые на заводе П. И. Оловянишникова и сыновей в Ярославле (вес самого большого - 120 пудов). В домике слева от колокольни проживали скитоначальники, а в «хибарке» справа - старцы и духовники обители, в т. ч. преподобные Амвросий, Иосиф и Нектарий. В 1858 г. было возведено новое здание братской трапезной с кухней, кладовой и 2 кельями для поваров, в 1860 г.- отдельный корпус с мезонином для скитской библиотеки. В 1866 г. на южной стороне И. П. с. был освящен корпус, выстроенный для мон. Климента (Зедергольма; впоследствии иеромонах) на средства А. П. Толстого по плану, составленному прп. Амвросием.

Келья прп. Антония (Путилова) в скиту св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (Архив Оптиной Пустыни)Келья прп. Антония (Путилова) в скиту св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (Архив Оптиной Пустыни)

В кон. XIX в. почитатель прп. Амвросия купец М. И. Иванов собирался выстроить в И. П. с. каменное помещение для ризницы и б-ки. Было решено сделать каменную пристройку к ц. св. Иоанна Предтечи, однако прп. Амвросий, явившийся во сне прп. Иосифу, повелел оставить это намерение. Не разрешила строительство и епархиальная строительная комиссия. Через нек-рое время благотворитель решил увеличить сумму пожертвования для возведения каменной ц. во имя св. Льва, еп. Катанского, и прп. Иоанна Рильского (Рыльского). Участок для храма был определен на месте корпуса с соборной кельей, братия скита составила план. В 1901 г. на строительство было получено благословение прот. прав. Иоанна Кронштадтского, св. покровителем к-рого был прп. Иоанн Рильский. В том же году состоялась закладка, а 26 окт. 1902 г.- освящение церкви, к-рое совершил Калужский еп. Вениамин (Муратовский). В честь торжества в храм были допущены женщины. Церковь исполнена в псевдорус. стиле, в подвальном помещении устроен придел в честь Собора арх. Михаила, на верхнем этаже, над храмом, в помещении с 14 полуовальными окнами, разместилась б-ка, над входом установлена звонница. К зданию примыкало 2-этажное помещение с кельями (в т. ч. для благотворителя Иванова), под ним устроены кладовые и духовые печи, на 2-м этаже поместили скитскую ризницу. Корпус с соборной кельей был перенесен за территорию И. П. с., к югу от его ограды. Со временем ограда была расширена и корпус опять оказался на территории И. П. с.

Скитский некрополь находился у юж. стены. В 1854 г. в его вост. части был установлен чугунный крест с распятием и неугасимой лампадой. На пьедестале креста были написаны имена погребенных. В 1826-1918 гг. на кладбище были похоронены 78 монашествующих, в т. ч. игум. Варлаам (Давыдов), автор полемических произведений против старообрядчества иеросхим. Иоанн (Малиновский), иером. Климент (Зедергольм), игум. Феодосий (Попов). Старцев хоронили не в скиту, а на территории мон-ря. Подробное описание скитского кладбища с изложением биографий почивших было составлено в 1909 г., вероятно, архим. Агапитом (Беловидовым), послушником Николаем Беляевым (впосл. старец Никон) и рясофорным мон. Иваном Полевым (впосл. иеромонах Иосиф) (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-352; опубл. в 2010 г.). Северо-западный угол И. П. с. занимали хозяйственные постройки: ледники, хлебный амбар, дровяной, конюшенный двор. На территории скита росли плодовые деревья (в 1910 - 400 яблонь и 50 груш), роща из кедров, лиственниц и пихт, большой цветник. В вост. части скита был устроен пруд. Снаружи, за сев. стеной, располагалась пасека, обнесенная забором и соединенная с И. П. с. калитками. К западу, у ворот скита, находился колодец с источником свт. Амвросия Медиоланского, устроенный по благословению прп. Амвросия. Ежегодно в дни Преполовения Пятидесятницы и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (1 авг.) совершались крестный ход из скита к источнику и освящение воды.

Святыни, ризница, библиотека

В 1822 г. козельский помещик И. П. Анисимов пожертвовал И. П. с. свою родовую икону св. Иоанна Предтечи, а Ф. Т. Третьяков - местночтимую чудотворную икону Божией Матери «Знамение». В 1845 г. А. С. Кульнева отдала в скит икону с крестом, в к-рый были вставлены частицы мощей младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, и преподобных Илии Муромца, Моисея Чудотворца, Арсения Новгородского и др. Иером. Леонид (Кавелин) прислал с Афона киот с мощами Афонских преподобномучеников Игнатия, Евфимия и Акакия из Иверского монастыря и икону св. Иоанна Предтечи древнего греч. письма из мон-ря Кастамонит. В ц. св. Иоанна Предтечи над царскими вратами был помещен вставленный в рамку крест с частицами Животворящего древа Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей равноап. Марии Магдалины и др. святых (пожертвован в 1849 послушником И. А. Половцевым (впосл. архиеп. Ювеналий)). На престоле лежал сребропозлащенный крест с серебряным литым распятием, украшенный разноцветными камнями, в нем хранились частицы Животворящего древа Креста Господня, мантии прп. Сергия Радонежского, мощей вмц. Анастасии Узорешительницы, свт. Митрофана Воронежского (пожертвован в 1849 архим. прп. Антонием (Медведевым)). Также в храме находился киот с мощами св. Иоанна Предтечи, апостолов Андрея Первозванного, Варнавы, Варфоломея, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова; по сторонам киота находились финифтевые изображения этих святых (пожертвован в 1854 С. К. Нарышкиным).

Прп. Иосиф (Литовкин) (3-й справа в 1-м ряду) и прп. Варсонофий (Плиханков) (1-й справа в 1-м ряду) с насельниками скита св. Иоанна Предтечи. Фотография. Нач. XX в. (Архив Оптиной Пустыни)Прп. Иосиф (Литовкин) (3-й справа в 1-м ряду) и прп. Варсонофий (Плиханков) (1-й справа в 1-м ряду) с насельниками скита св. Иоанна Предтечи. Фотография. Нач. XX в. (Архив Оптиной Пустыни)

В 1842 г. свт. Филарет (Амфитеатров) передал церкви напрестольное облачение из темно-фиолетового бархата с вышитыми золотом и серебром колосьями и виноградными кистями. У храмового образа св. Иоанна Предтечи помещалось скульптурное изображение лежащей на блюде главы святого, выполненное из цельного куска мрамора и пожертвованное гр. В. П. Толстым в 1849 г. Вел. кн. Константин Константинович в 1887 г. прислал серебряную лампаду к иконе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В 1908-1911 гг. мн. предметы из ризницы передавались в дар бедным сельским церквам.

Скитская б-ка существовала отдельно от монастырской. Она пополнялась в т. ч. за счет переходящих к ней келейных б-к старцев Макария (до 1 тыс. рукописей и книг), Илариона и др. В нач. XX в. б-ка насчитывала более 30 тыс. рукописей, книг и периодических изданий на разных языках. В структуре библиотечного фонда выделялись отделения: 1-е (переводы, составленные схиархим. прп. Паисием (Величковским) и оптинскими монахами), 2-е (книги Свящ. Писания), 3-е (богослужебные книги), 4-е (творения св. отцов), 5-е (духовно-нравственная лит-ра), 6-е (историческая лит-ра), 7-е (духовные журналы) и 8-е (разные тексты, в т. ч. месяцесловы, словари и др.). Составлялись описи б-ки (РГБ ОР. Ф. 213. К. 30. Ед. хр. 4, 6, 8; К. 32. Ед. хр. 3-5, 8-9; К. 33. Ед. хр. 2-3; К. 34. Ед. хр. 1-3; К. 35. Ед. хр. 1-2, 4-5; К. 37. Ед. хр. 4, 7; К. 38. Ед. хр. 12). Здесь хранилась самая древняя рукопись из фонда Оптиной пуст.- «Словеса постнические преподобного Исаака Сирина» (Там же. Ф. 214. № 462). Это рукопись в 4°; как указано в тексте писцом, мон. Гавриилом, она была переписана в 1389 г. в Великой Лавре на Афоне. В 1858 г. прислана прп. Макарию иером. Леонидом, служившим в Русской духовной миссии в Иерусалиме. История рукописи зафиксирована на 1-м листе рукой прп. Макария. Из др. старых рукописей скитской б-ки выделяются сборник кон. XVI в. в лист, включающий Скитский патерик, «Словеса хотящим жити черноризская жития», «Хожение» игум. Даниила и др. (Там же. № 47); сборник XVII в., содержащий Житие прп. Александра Свирского, отрывок хронографа, «Хожение» игум. Даниила (Там же. № 48); «История о Казанском царстве (Казанский летописец)» кон. XVII в. (Там же. № 2); Творения Феодора Студита и его Житие в рукописи 1697 г. (Там же. № 480). Среди старопечатных книг были «Лимонарь, сиречь Цветник», напечатанный в Киево-Печерской типографии в 1628 г.; напрестольное Евангелие московской печати 1634 г. (книга обложена зеленым бархатом; наугольники сребропозлащенные черневой работы; застежки сребропозлащенные чеканной работы); и др. Большая часть рукописей и печатных изданий относились к XVIII в. и в особенности к XIX - нач. XX в.

Важнейшим источником сведений по истории Оптиной пуст. является летопись, к-рая велась в И. П. с. с 1820 по 1918 г., за исключением 1861-1864 и 1883-1899 гг., и также хранилась в скитской б-ке (Там же. № 359-368). В летописи фиксировались состав и перемещение братии И. П. с., постриги, посвящения в сан, кончина монашествующих, возведение построек в И. П. с. и в монастыре, праздничные богослужения, послушания, приезд известных людей, крупные пожертвования, выход в свет подготовленных монахами книг, чудеса, погодные явления, а также «особенно важные и выдающиеся события в церковной и политической жизни России» и др. Летопись велась по благословению и под наблюдением старцев. Среди ее составителей в разные годы были прп. Макарий, иером. Леонид, иеродиак. Антоний (Глушков), иеродиак. Палладий (Белоусов), мон. Порфирий (Севрюгин), иером. Евфимий (Трунов), прп. Варсонофий, рясофорный мон. Иоанн (Полевой), рясофорный мон. Александр (Аваев), иеродиак. Кирилл (Конардов) (в литературе он нередко ошибочно идентифицируется с иеродиак. Кириллом (Зленко)), архим. Поликарп (Соловьёв) и др. В 2008 г. летопись была опубликована, но не полностью.

С 40-х гг. XIX в. по инициативе прп. Макария и при поддержке митр. Филарета (Дроздова) мн. насельники И. П. с. (преимущественно выходцы из дворян, имевшие хорошее образование), в т. ч. прп. Амвросий, иеромонахи Леонид и Ювеналий (Половцев), участвовали в просветительной деятельности обители. Они переписывали и издавали (в переводе прп. Паисия или в собственных переводах) творения отцов Церкви (преподобных Варсонофия Великого, аввы Дорофея, Марка Подвижника, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Максима Исповедника, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, Нила Сорского и др.), публиковали жизнеописания оптинских старцев и др. подвижников XVIII-XIX вв., переписку старцев, исторические описания мон-рей и др. Иером. Леонид составлял исторические описания отдельно Оптиной пуст. и И. П. с. В 1-м издании (1847) было 2 части, объединенные общим названием; во 2-м издании (1862) - 2 произведения с разными названиями. После смерти автора, в 1899-1908 гг., по благословению прп. Иосифа готовилось 3-е, исправленное и дополненное издание исторического описания И. П. с., но оно не было завершено (см.: Там же. № 356). Др. авторы, писавшие об Оптиной пуст., не отделяли ее историю от истории И. П. с.

1917-2010

Скит св. Иоанна Предтечи. Фотография. 1945 г. (Архив Оптиной Пустыни)Скит св. Иоанна Предтечи. Фотография. 1945 г. (Архив Оптиной Пустыни) 26 окт. 1917 г. в И. П. с. было решено принять меры по защите от «грозящих разбойнических нападений»: усилить караул, допускать посторонних на территорию И. П. с. как можно реже, раньше запирать ворота и т. д. 29 окт. после литургии было совершено соборное молебствие о защите скита его небесным покровителям - св. Бесплотным силам и св. Иоанну Предтече. Во исполнение декрета СНК от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» мон-рь и И. П. с. были официально закрыты. 25 февр. того же года в И. П. с. явились 4 красногвардейца, осмотрели храмы в поисках золота и серебра, а также колокольню, где ожидали найти пулемет. После составления описи церковного имущества, в т. ч. богослужебных сосудов и икон, они удалились. На следующий день братия И. П. с. отслужила молебен и освятила храмы и святыни. 4 марта, в Прощеное воскресенье, чин прощения был проведен не в мон-ре, а в И. П. с., т. к. нельзя было оставлять его без братии.

Схиигум. Павел (Драчев). Фотография. 1970-1981 гг. (Архив Оптиной Пустыни)Схиигум. Павел (Драчев). Фотография. 1970-1981 гг. (Архив Оптиной Пустыни)

Община смогла продолжить существование в официально закрытой Оптиной пуст. под видом сельскохозяйственной артели, службы велись преимущественно в Казанском соборе мон-ря. В 1923 г. артель была ликвидирована, а оставшихся монашествующих выселили. Последний скитоначальник прп. Нектарий был арестован в том же году, после выхода из тюрьмы жил в Брянской губ., сначала в с. Плохине (ныне Ульяново Калужской обл.), затем в с. Холмищи (ныне Калужской обл.), где умер в 1928 г. В 1919-1928 гг. на территории мон-ря и И. П. с. действовал музей «Оптина пустынь», находившийся в ведении Главнауки. Директор музея Л. В. Защук (впосл. схим. прмц. Августа) пыталась сохранить здания, церковные ценности, помогала верующим. Нек-рым монахам удалось устроиться сотрудниками музея, работала в нем и духовная дочь прп. Нектария Н. А. Павлович. Весь оптинский архив (в котором объединили б-ки мон-ря и И. П. с.) разместили в здании ц. св. Льва, еп. Катанского, и прп. Иоанна Рильского. После закрытия музея архив был передан в Гос. б-ку им. В. И. Ленина, ныне он размещен в фондах 213 (собственно архив) и 214 (собрание рукописей) ОР РГБ. Отдельные документы рассеяны по разным собраниям. Братия И. П. с. переехала в Козельск, где центром общины стала Георгиевская ц., и в окрестные села. В 1937-1938 гг. из скитской братии были расстреляны архим. прмч. Иоанникий (Дмитриев), мон. прмч. Евтихий (Диденко), игум. Спиридон (Елагин), иеромонахи Арсений (Мельников), Геронтий (Ермаков), Осия (Виноградов), Пантелеимон (Шибанов). Иером. прмч. Игнатий (Даланов) умер в 1942 г. в Темниковском ИТЛ. Вероятно, последним из бывших насельников И. П. с. стал схиигум. Павел (Драчев), скитский садовник, к-рый умер в 1981 г. в с. Черкассы Тульской обл.

Скит во имя св. Иоанна Предтечи. Фотография. Нач. XXI в.Скит во имя св. Иоанна Предтечи. Фотография. Нач. XXI в.

В 1931 г. в стенах Оптиной пуст. открылся дом отдыха им. М. Горького. В 1939-1941 гг. на территории обители располагался концлагерь НКВД, куда после начала второй мировой войны привезли польск. офицеров. В окт.-дек. 1941 г. Козельск и Оптина пуст. были заняты немцами. Во время войны здесь разместили эвакуационный госпиталь (1941-1943), а затем обитель стала местом дислокации танкового батальона и пехотного полка. Позже в скитских келейных корпусах, в т. ч. в «хибарке» старцев, располагались жилые комнаты, а также сельская школа. Благодаря усилиям директора Козельского краеведческого музея В. Н. Сорокина в 1967 г. в И. П. с. открылся лит. отдел музея. Экспозиция была посвящена Л. Н. Толстому, братьям Киреевским, Гоголю, Достоевскому. За годы советской власти храмы и колокольня лишились глав, ограда была сломана, мн. деревья в роще, разделявшей мон-рь и И. П. с., срублены, святыни утрачены. В то же время В. А. Солоухин отметил, что «скит и все в скиту уцелело в большей целости и сохранности, нежели в основном монастыре. Полкилометра расстояния от Оптиной, меньшая капитальность и крепость скита, в особенности наружной стены (но и других построек тоже), косвенно помогли ему уцелеть, и разрушительная волна прокатилась как бы над ним» (Солоухин В. А. Время собирать камни // Собр. соч. М., 1984. Т. 3. С. 474). С 1974 г. Оптина пуст. охраняется гос-вом, началась реставрация, которая проводилась крайне медленно.

Интерьер ц. св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2009 г.Интерьер ц. св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2009 г.

17 нояб. 1987 г. Оптина пуст. постановлением Правительства СССР была возвращена Церкви, в обитель пришла первая братия. С 9 дек. 1988 г. часть монахов стала переходить в И. П. с. Находившаяся там чтимая икона Божией Матери «Знамение» 10 дек. того же года, в день празднования этой иконе, замироточила. В И. П. с. хранятся и др. святыни: келейные иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» прп. Амвросия, Божией Матери «Троеручица» прп. Нектария и др. 1 февр. 1990 г. Оптиной пуст. была передана бoльшая часть И. П. с. (др. часть оставалась у лит. отдела Козельского музея до 2005). 18 марта 1990 г. освящен храм св. Иоанна Предтечи. В ц. св. Льва, еп. Катанского, и прп. Иоанна Рильского разместилась гостиница для паломников; храм был отремонтирован, восстановлены его главы, однако богослужения в нем пока не возобновились. Постепенно возрождаются традиции скитской жизни. Скитоначальниками были иером. Михаил, с 1996 г.- игум. Тихон (Борисов). Старческое служение в И. П. с. выполнял схиигум. Илий (Ноздрин). Литургия совершается по вторникам и субботам, в остальные дни - полунощница, практикуется ежедневная исповедь братии скитоначальнику. С 2005 г. территорию И. П. с. не разрешено посещать женщинам и мирянам-мужчинам (кроме огороженного участка около гостиницы для паломников). Исключение делается в праздники Собора св. Иоанна Предтечи, Рождества и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в понедельник Светлой седмицы. Келья прп. Амвросия в «хибарке» стала мемориальной и открыта для посетителей. В 2010 г. в И. П. с. проживает 10 насельников.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 213, 214; ГА Калужской обл. Ф. 903; ОПИ ГИМ. Ф. 521.
Ист.: Быков В. П. Тихие приюты для отдыха страдающей души: Лекции-беседы. М., 1913; Благословенная Оптина: Восп. паломников об обители и ее старцах. М.; Козельск, 1998; Никон (Беляев), иером. Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004; Прп. Варсонофий Оптинский: Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Козельск, 2005; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки. М., 2006; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. 2 т.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763, 18854; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882; Жизнеописание старца Оптиной пуст., иеросхим. Илариона. Калуга, 1897; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2008; он же. Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 1917; он же. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2008; Поселянин Е. Скит при Оптиной пуст. и воздвигаемый в нем храм // ДЧ. 1902. Ч. 1. С. 620-631; он же. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий: Жизнь его и подвиги. СПб., 1907; то же (загл. изм.): Старец Амвросий: Праведник нашего времени. М., 2009; Очерк жизни старца Оптиной пустыни, иеросхим. Иосифа. Шамордино, 1911; Четвериков С. И., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим. Амвросия в связи с историей Оптиной пуст. и ее старчества. [Козельск], 1912; он же. Оптина пустынь. П., 1988; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Н.-Й., 1970. Козельск, 2008; Оптина пуст.: Мон-рь и рус. культура. М., 1993. Вып. 1; Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Козельск, 1994; Афанасьев В. В. Житие оптинского старца Варсонофия. М., 1995; он же. Прп. Антоний старец Оптинский. Козельск, 2003; Житие оптинского старца Нектария. Козельск, 1996; Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона. М., 1996; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехрист. и оптинские старцы. М., 1997; Нилус С. А. ПСС. М., 2000-2002. Т. 2-4; Optina pustyn' e la paternità spirituale. Magnano, 2003; Прп. Анатолий (Зерцалов). Козельск, 2005; Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пуст. М., 2006; Оптинский патерик / Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006; Оптинский альм. 2007-2009. 3 вып.; Оптина пуст.: Годы гонений / Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма преподобноисп. Рафаила / Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008; Запальский Г. М. Оптина пуст. и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Жизнеописания почивших скитян: (Скитское кладбище в Оптиной пустыни). Козельск, 2010.
Г. М. Запальский
Рубрики
Ключевые слова
См.также