ИОВ
Том XXV , С. 310-312
опубликовано: 3 ноября 2015г.

ИОВ

(Кресович Владимир Адрианович; 15.09.1898, с. Мокрец Владимир-Волынского у. Волынской губ.- 4.12.1977, Львов), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Из потомственной священнической семьи старинного рода. После обучения в 3-классной мокрецкой церковноприходской школе был определен в Милецкое (Мацеевское) ДУ (в мест. Мацеев Ковельского у. Волынской губ., ныне пос. Луков Турийского р-на Волынской обл.), по окончании к-рого в 1914 г. поступил в Волынскую ДС в Житомире. В 1916 г. из-за недостатка средств прервал обучение. Жил в с. Рахманове Кременецкого у. Волынской губ., где тогда служил его отец. После гражданской войны оказался на территории, отошедшей Польше. В 1919 г. поступил в 4-й класс открытой в Кременце семинарии, к-рую окончил в 1922 г. Во время обучения 30 окт. 1921 г. был рукоположен Кременецким еп. Дионисием (Валединским; впосл. митрополит) во диакона. 5 марта 1922 г. рукоположен еп. Дионисием во иерея. Проходил богослужебную практику в Никольском соборе Кременца. В том же году назначен настоятелем Троицкой ц. с. Рахманова и уездным миссионером. Вошел в клир автономной Православной Церкви в Польше, неканонично объявившей себя с 1923 г. автокефальной. С 1932 г. настоятель Троицкой ц. с. Тараканова (ныне Дубновский р-н Ровненской обл. Украины). Был возведен в сан протоиерея. В 1935 г. стал настоятелем храма во имя Иоанна Милостивого в с. Любче (ныне Рожищенский р-н Волынской обл.) и благочинным.

Иов (Кресович), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Портрет. 70-е гг. XX в.Иов (Кресович), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Портрет. 70-е гг. XX в.Осенью 1939 г. присоединился к Русской Православной Церкви. Во время нем. оккупации в годы Великой Отечественной войны прот. Владимир Кресович стал одним из немногих священников благочиния, к-рые отказались перейти в неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Стал ближайшим помощником Волынского митр. Алексия (Громадского), который возглавлял находящуюся в каноническом общении с Московским Патриархатом автономную Украинскую Православную Церковь (УПЦ). В янв. 1942 г. овдовел, поступил в братию Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры. 21 июля того же года пострижен митр. Алексием в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского, возведен в сан архимандрита. 24 июля хиротонисан во епископа Луцкого. Хиротонию в Почаевской лавре возглавил митр. Алексий (Громадский). И. стал викарием Волынской епархии с пребыванием в Луцке.

Луцк являлся резиденцией главы УАПЦ бывшего еп. Владимир-Волынского Поликарпа (Сикорского; в расколе провозглашен «митрополитом», в марте 1942 запрещен судебным определением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и архиереев РПЦ в священнослужении). Подавляющее большинство луцкого духовенства присоединилось к УАПЦ. Верность канонической Церкви сохраняли только Покровская ц. в Луцке и церковь с. Полонка Луцкого р-на. И. сумел организовать в центре автокефалистского раскола церковное управление автономной УПЦ. Оно размещалось в доме настоятеля Покровского храма прот. Иоанна Давидовича, там же проживал и И. В окт. 1942 г. глава УАПЦ Поликарп (Сикорский) вынудил прот. И. Давидовича перейти в свою юрисдикцию. И. переехал из Луцка в Ковель, в связи с чем нек-рое время титуловался как «епископ Луцкий и Ковельский». В нач. 1943 г., после возвращения прот. И. Давидовича в автономную УПЦ, вновь переехал в Луцк.

После убийства 7 мая 1943 г. первоиерарха автономной УПЦ митр. Алексия укр. националистами Поликарп (Сикорский), воспользовавшись отъездом И. на похороны, еще раз попытался захватить приход УПЦ в Луцке, угрожая прот. И. Давидовичу, но не добился успеха. 6-7 июня того же года И. стал участником состоявшегося в Ковеле Архиерейского Собора автономной УПЦ, избравшего новым первоиерархом Каменец-Подольского архиеп. Дамаскина (Малюту). По решению Собора в связи с кончиной правящего архиерея Волынской епархии ею стали управлять викарии с правами самостоятельных. И. решением Собора был назначен епископом Кременецким и Дубенским, под его управлением также оставалась Луцкая викарная кафедра, а Ковельское благочиние перешло в ведение Владимир-Волынского еп. Мануила (Тарнавского).

Во время нем. оккупации по благословению И. находившиеся в его подчинении клирики совершали крещения евреев, благодаря чему те могли покинуть гетто и спастись от уничтожения; прятали местных жителей, определенных к вывозу для работы в Германию (за что впосл. И. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»). После освобождения Волыни советскими войсками в февр. 1944 г. И. единственный из архиереев автономной УПЦ продолжал архиерейское служение на своей кафедре. Являлся временным управляющим Волынской епархией до назначения 23 мая 1944 г. епископом Волынским и Луцким Николая (Чуфаровского), при к-ром И. стал викарием. По нек-рым сведениям, между И. и еп. Николаем возникли разногласия в связи с принимавшимися правящим архиереем жесткими мерами против бывш. автокефалистов. К тому же в кон. 1944 г. при невыясненных обстоятельствах пропала часть архива митр. Алексия (Громадского) с личными данными о духовенстве. Сотрудники НКВД, к-рые не успели ознакомиться с этими материалами, подозревали викария в пропаже документов. И. подал прошение Патриарху Алексию I с просьбой о переводе на др. кафедру.

14 февр. 1945 г. назначен епископом Измаильским. Привлек к работе в Измаиле неск. клириков с Волыни, к-рым там угрожали репрессии, что было расценено гражданскими властями как «ошибки в кадровой политике». 5 апр. 1946 г. уволен на покой с определением места пребывания в одном из мон-рей Кишинёвской епархии. Обращался к Патриарху с просьбами об избрании ему др. места жительства из-за неприемлемых для него условий в Молдавии. 29 июля того же года назначен епископом Лысковским, викарием Горьковской епархии, с предоставлением настоятельства в местном храме. Во время болезни архиеп. Зиновия (Красовского) управлял епархией до назначения 18 нояб. 1948 г. на Горьковскую кафедру архиеп. Корнилия (Попова; впосл. митрополит). Временно управляя епархией, И. ввел ее деление на благочиния. В основном обязанности И. ограничивались настоятельством в храме г. Лысково. Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Горьковской обл. сообщал о том, что И. «группирует вокруг себя бывших монашек» (инокинь закрытых мон-рей), которые вошли в приходский совет храма, что вызвало недовольство властей. И. тяжело переживал свое продолжительное пребывание на покое в Лыскове и 27 окт. 1950 г. обратился с письмом к Патриарху Алексию I с просьбой о новом назначении, достойном сана архиерея.

7 дек. 1950 г. был назначен епископом Великолукским и Торопецким. С 20 июля 1951 г. епископ Чебоксарский и Чувашский. 26 янв. 1953 г. назначен епископом Казанским и Чистопольским. 25 февр. 1954 г. возведен в сан архиепископа. 26 дек. 1957 г. в связи с включением в состав Казанской епархии приходов в Марийской АССР титул И. был заменен титулом «архиепископ Казанский и Марийский». И. совершал частые поездки по епархии, служил и выступал с проповедями, к-рые говорил красноречиво и убедительно. Уполномоченные Совета по делам РПЦ отмечали, что выступления И. перед верующими имели апологетический, наступательный характер, особенно часто он говорил о необходимости сохранения веры.

На Казанской кафедре проявил себя как энергичный и хозяйственный управляющий. Несмотря на высокие налоги и ограничения, епархия имела значительные денежные средства, к-рые И. активно использовал для епархиальных нужд. При нем была выстроена новая архиерейская резиденция (ранее Казанские архиереи жили в 2 комнатах в деревянном доме епархиального управления), приобретались служебные автомобили, в т. ч. представительского класса. На епархиальные средства во мн. церквах производился ремонт, реставрировались иконостасы, расписывались храмы. И. добивался расширения штатов священнослужителей действующих церквей. Обратился к председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову с просьбой о возвращении верующим закрытого в 1939 г. Петропавловского собора Казани, что в условиях начавшейся в период правления Н. С. Хрущёва антирелиг. кампании было воспринято властями с большим неудовольствием (в закрытом соборе впосл. устроили планетарий). Во время поездок по епархии И. активно выступал против закрытия церквей, призывал паству твердо стоять за свои храмы и не допускать упразднения приходских советов.

С нач. 1960 г. против И. была развернута кампания преследования. В местных газетах и на антирелиг. лекциях его обвиняли в крупных хищениях церковных средств, в сотрудничестве с нем. властями во время оккупации Украины. Он был привлечен к суду по обвинению в уклонении от уплаты налогов «на представительство» за все время пребывания на Казанской кафедре, хотя до 1960 г. эти расходы не подлежали налогообложению. Была начислена сумма в 790 тыс. р. (до денежной реформы), к-рую выплатили дети И. Тем не менее 24 апр. 1960 г. И. был осужден на 3 года лишения свободы в колонии общего режима и взят под стражу в зале суда. Ранее, 25 февр., по требованию Совета по делам РПЦ И. был уволен на покой. После осуждения И. кампания против него продолжилась на всероссийском уровне: появились статьи в московских газетах и журналах, большим тиражом была опубликована брошюра, составленная в худших традициях антирелиг. кампаний 20-х гг. ХХ в. (Куприянов Ю., Николаев Ю. Казанские «отцы духовные» и их дела греховные. Казань, 1960). Приговор И. был показательной акцией властей, к-рая имела целью запугать архиереев, несогласных с ситуацией в стране, т. к. любой из них мог быть осужден по подобному обвинению. Суд над И. стал одним из знаковых событий в наступлении Советского гос-ва на Церковь в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XX в. и получил большой резонанс в стране и за границей.

И. отбывал срок заключения не в колонии, а в казанской тюрьме на хозяйственных работах. Освобожден по окончании срока 24 апр. 1963 г., жил на покое во Львове у детей. В апр. 1967 г. в соответствии с советским законодательством с И. официально была снята судимость. 23 окт. того же года он был назначен архиепископом Уфимским и Стерлитамакским. К 1967 г. в Уфимской епархии оставались действующими 17 церквей и молитвенных домов, в т. ч. 3 храма в Уфе. В клир епархии входило всего 26 зарегистрированных священнослужителей. Адм. деятельность И. была направлена на обеспечение стабильной церковной жизни. Он стремился избегать неоправданных перемещений священников с прихода на приход, боролся за высокий морально-нравственный уровень духовенства. Большое внимание уделял совершенствованию богослужебной жизни в приходах, что отмечалось даже уполномоченным Совета по делам религий. В отчете за 1969 г. указывалось, что И. «укрепляет дисциплину в епархии, подавая личный пример несения служб. Всю службу (3-4 часа) стоит, посторонних разговоров не ведет и другим не разрешает, вечерами присутствует на чтении акафистов». И. много ездил по епархии, сопровождая службу непременной проповедью. Требовал постоянно произносить проповеди и от духовенства, добиваясь, по свидетельству уполномоченного, «чтобы каждый священник подготовил и прочел не менее 70 проповедей в год». В 1968 г. в связи со 100-летним юбилеем освящения был выполнен внутренний ремонт уфимского кафедрального Сергиевского собора, что в условиях того времени стало большим событием в жизни епархии и было отмечено церковным торжеством. И. поддерживал конструктивные отношения с местным Советом по делам религий и с основными религ. конфессиями, действующими на территории Башкирии. Так, в мае 1970 г. он принимал участие в чествовании председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири муфтия Шакира Хиялетдинова в связи с 80-летием со дня рождения и в связи с 20-летием служения на этом посту.

В период архиерейского служения И. в Уфимской епархии постепенно налаживалась церковная жизнь. По данным Совета по делам религий, число крещений в Башкирской АССР в 1971 г. по сравнению с 1965 г. возросло на 20%, при этом родители крестили более 1/5 всех новорожденных; примерно на 21% выросло и число отпеваний, причем отпевали более 55% усопших; наиболее существенно выросло количество венчаний - в 3,5 раза. На 1/3 увеличились пожертвования верующих при сохранении числа приходов (с 756 тыс. в 1967 до более 1 млн р. в 1972). 16 июля 1971 г. Секретариат ЦК КПСС принял постановление «Об усилении атеистического воспитания населения», в котором указывалось на недостатки атеистической работы и в ряде городов и районов Башкирской АССР, «где влияние религии на некоторую часть населения все еще остается значительным». Башкирский обком КПСС в связи с этим принял программу мер по борьбе с религией, однако И. удалось не допустить сокращения числа общин и закрытия храмов Уфимской епархии.

16 окт. 1973 г. И. был назначен архиепископом Ивановским и Кинешемским. Уладил возникший ранее конфликт с церковным советом кафедрального собора, нормализовал взаимоотношения с советами приходов. 28 сент. 1977 г. обратился к Патриарху Пимену с прошением об уходе на покой, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст (в это время был старейшим по хиротонии иерархом РПЦ). 2 окт. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени, а 6 окт. уволен на покой. Последние месяцы жизни провел вместе с родными во Львове. Отпевание И. совершил Львовский и Тернопольский митр. Николай (Юрик). Похоронен на Яновском кладбище Львова.

Арх.: ГАРФ. Оп. 7. Д. 8, 60, 152; ЦГА Обществ. объединений Респ. Башкортостан. Ф. 122. Оп. 4. Д. 28; ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 507; Оп. 2. Д. 14.
Лит.: Струве П. А. Дело архиеп. Иова // ВРСХД. 1960. № 3/4(58/59). С. 84-86; Гаюк С., свящ. Офiцiйний некролог та прихована дiйснiсть // Свобода: Газ. Н.-Й., 1978. № 185; Имшенник В., прот. Архиеп. Иов (Кресович), бывший Ивановский и Кинешемский: (Некр.) // ЖМП. 1978. № 3. С. 10-11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 391-393; Цыпин. История РЦ. С. 286, 310, 389, 414, 428, 440, 441; Абдулов Н. Т. Уфимские епископы конца 60-70-х гг. ХХ в.: Мат-лы к биографиям // Река времени, 2000: Сб. ст. Уфа, 2000. С. 38-39; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 473, 481, 482; Зимина Н. П. Иов (Кресович) // Башкирская энциклопедия. Уфа, 2007. Т. 3. С. 186; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 398-406; Шкаровский М. В. РПЦ в ХХ в. М., 2010. С. 370.
В. Г. Пидгайко, Е. В. Липаков, Н. П. Зимина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский