ИОВ
Том XXV , С. 312-315
опубликовано: 4 ноября 2015г.

ИОВ

(Потёмкин Иаков Петрович; 22.07.1750 (1752 ?), с. Нихолажи Смоленской губ.- 28.03.1823, Екатеринослав, ныне Днепропетровск), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Род. в семье полковника, был родственником (возможно, племянником) светлейшего кн. Г. А. Потёмкина. По некоторым сведениям, сестра деда И. игум. Памфилия была настоятельницей Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря. Старший брат буд. архиерея принял постриг на Афоне с именем Анастасий, впосл. в сане игумена был насельником Александро-Невской лавры, в 1783-1785 гг.- настоятелем Отенской муж. обители близ Новгорода, затем ушел на покой. Скончался в Одрином во имя святителя Николая Чудотворца монастыре. Новоезерский архим. Феофан (Соколов) называл игум. Анастасия добродетельным старцем.

Иов (Потёмкин), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Фотография с портрета XIX в. (РГИА)Иов (Потёмкин), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Фотография с портрета XIX в. (РГИА)

И. Потёмкин с отличием окончил имп. Сухопутный кадетский корпус, получил чин поручика, однако отказался от перспектив блестящей офицерской карьеры и вышел в отставку. Втайне от родных он поселился в одном из молдав. мон-рей, неск. лет провел под руководством старцев, учеников прп. Паисия (Величковского). Вместе с др. насельниками ходил за сбором милостыни на родину, неск. дней провел неузнанным в доме родителей, известил их о своем посещении уже после отъезда. В 1779 г. принял монашеский постриг, в 1784 г. в Яссах Молдавским митр. Гавриилом (Каллимаки) рукоположен во иерея, в 1785 г. возведен в сан игумена, назначен настоятелем Городищенского скита (см. Успения Пресвятой Богородицы Городищенский монастырь в с. Цыпове). 20 янв. 1790 г. местоблюстителем Молдо-Влахийского Экзархата Екатеринославским архиеп. Амвросием (Серебренниковым) И. был возведен в сан архимандрита.

Указом имп. Екатерины II от 3 дек. 1792 г. И. был назначен епископом Феодосийским и Мариупольским, викарием Екатеринославской епархии. Феодосийское вик-ство было создано для управления приходами на юге епархии и в Крыму. 27 февр. 1793 г. в Воскресенской ц. Киевского митрополичьего дома состоялась архиерейская хиротония И., к-рую возглавил Киевский митр. Самуил (Миславский). В окт. 1792 г. скончался Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников), поэтому до назначения в мае 1793 г. на эту кафедру митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) И. самостоятельно управлял всей епархией. 13 марта того же года И. прибыл на кафедру, проживал в полтавском в честь Воздвижения Креста Господня монастыре.

30 июня 1792 г. имп. Екатерина II пожаловала Правобережную Кубань и о-в Фанагория (Таманский п-ов) Черноморскому казачьему войску. Переселенцы, не имевшие своего духовенства и храмов, в окт. 1793 г. обратились к И. с прошением рукоположить во иереи кандидатов из своей среды. Епископ не решился выполнить эту просьбу без особого распоряжения Святейшего Синода. Указом от 4 марта 1794 г. Синод постановил приписать Черноморское войско к Феодосийскому вик-ству, открывать храмы и заниматься подготовкой священников. Там, где еще не было храмов, разрешалось ставить походные церкви при условии постройки для духовенства «выгодных домов». Архиерею поручалось «смотреть, чтобы не было излишества» в количестве церквей. В апр. того же года И. в сопровождении казаков осмотрел неск. селений в Черномории. Среди первых причетников, поставленных И. к войсковым храмам,- бывш. казаки Я. Дячевский, А. Коломиец, П. Писменный. В ответ на прошение войскового правительства (6 июля 1794) об устроении храмов осенью того же года И. распорядился поставить неск. походных церквей, в т. ч. в Копыле (ныне Славянск-на-Кубани), но представленных ему кандидатов К. Белого и И. Андреевского рукополагать отказался, «поелику оне не только к понесению священнической должности себя не приуготовили, но и отправы церковной по уставу почти вовсе не разумеют». 24 апр. того же года кошевой атаман З. А. Чепега испросил у И. благословение на построение «на войсковой земле ради престарелых, раненых и изувеченных сего войска старшин и казаков» монашеской обители - Екатерино-Лебяжской во имя свт. Николая Чудотворца муж. пустыни. Первым настоятелем учрежденного мон-ря стал иером. Феофан, возведенный И. в сан архимандрита (см. подробнее: Дело мира и любви. 2009. С. 74-81, 218-222). По инициативе войскового судьи А. А. Головатого и при поддержке И. был построен деревянный на каменном фундаменте храм в честь Покрова Пресв. Богородицы (1794-1795) в Тамани. Также по благословению И. были возведены каменный собор во имя апостолов Петра и Павла в Луганском Заводе, собор во имя свт. Николая Чудотворца в г. Карасубазар (ныне Белогорск). 5 окт. 1794 г. И. заложил храм во имя вмц. Екатерины в Симферополе.

13 мая 1796 г. И. был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Минской и Волынской кафедры. 9 авг. того же года прибыл в Слуцк, где в слуцком во имя Святой Троицы монастыре находилась резиденция Минских архиереев (формально кафедральным был Екатерининский собор в Минске). При вступлении И. на кафедру епархия занимала обширную территорию Белоруссии и Зап. Украины в границах Минской, Виленской, Слонимской и Волынской губерний, образованных после 2-го и 3-го разделов Речи Посполитой. 16 окт. 1799 г. Житомирское вик-ство, существовавшее на территории Волынской губ., было выделено в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию, И. стал именоваться архиепископом Минским и Литовским. К возглавляемой И. епархии изначально относились (исключая Житомирское вик-ство, существовавшее автономно) 201 правосл. приход в пределах Минской губ. и 20 мон-рей (18 мужских и 2 женских) с 48 монашествующими и 11 послушниками. Самой многочисленной была братия слуцкого в честь Преображения Господня монастыря (15 насельников). Обращения И. в Синод с просьбой пополнить штат мон-рей за счет перевода монахов из др. епархий не получили удовлетворения, и архиерей был вынужден сократить количество обителей, к 1811 г. их осталось 11. В то же время число приходов при И. возросло до 273.

Выступая против практики наследования приходов, И. запретил в офиц. документах именовать приходы как «наследственные», «ибо церковь никогда и никому не может быть наследственна». Принял меры по обеспечению храмов утварью, богослужебными книгами, способствовал улучшению материального благополучия клира. С этой целью при храмах епархии стали открываться свечные лавки. В 1808 г. И. ввел должность церковных старост. Почти все храмы в епархии были деревянными. Большой проблемой являлся ремонт обветшавших и восстановление сгоревших церквей, поскольку эти работы невозможно было осуществить за счет средств прихожан - бедных крестьян, а правосл. помещиков было крайне мало. Положение усугублялось тем, что в 1800 г. было запрещено строить новые деревянные церкви, и попытки И. добиться для Минской епархии исключения из этого правила успеха не имели. По представлению И. храмы в городах Бобруйске, Борисове, Игумене, Мозыре, Пинске, Речице и Слуцке приобрели статус «уездных соборов». Совершив в первый год своего пребывания на кафедре объезд епархии, И. столкнулся со мн. проблемами на приходах и сразу принял решительные меры по их устранению. В частности, он предписал всем священникам в воскресные и праздничные дни неопустительно совершать богослужения, читать положенные поучения вне зависимости от количества прихожан, таинство Крещения совершать только через погружение. Также И. обязал клириков обучать прихожан хотя бы «первейшим молитвам», соблюдать в храмах порядок и чистоту, а вокруг возводить ограды и своевременно заниматься их починкой. Священнослужителям предписывалось не подрезать волосы на голове «по обычаю польскому», не брить бороды и «платье носить приличное духовенству». Эти предписания распространялись и на детей духовенства.

И. продолжил дело своего предшественника Минского архиеп. Виктора (Садковского) по воссоединению униатов с православной Церковью. В 1797 г. в пределах Минской епархии было 397 униатских храмов. К 1804 г. их число уменьшилось на 31, поскольку приходы стали православными. В последующие годы случаи воссоединения униатов с православной Церковью стали более редкими. Одновременно с этим И. со свойственными ему энергичностью и требовательностью сдерживал процесс перехода населения в католичество, начавшийся в епархии вскоре по восшествии на престол имп. Павла I.

Особое внимание И. уделял Минской ДС, к-рая находилась в Слуцке. Хотя владыка не имел духовного образования и за время «своего архиерейства, кажется, не сказал сам ни одной проповеди» (Рункевич. 1893. С. 428), он решил преобразовать семинарию, изменить адм. и преподавательский состав и расширить курс изучаемых наук. Помимо должностей ректора и вице-ректора были введены должности префекта и инспектора (сеньора). При определении перечня предметов, изучаемых в семинарии, и составлении расписания И. взял за образец Киево-Могилянскую академию. Курс обучения был распределен вместо имевшихся 3 на 6 классов, высшим из которых был класс риторики. За неимением в Минской епархии школ рус. языка в семинарии учреждался особый класс, где обучались «по-российски читать и писать». Также в семинарский курс были введены франц. и нем. языки, «математические и исторические науки», изобразительное искусство, медицина и др. предметы (всего 20), преподававшиеся в Киево-Могилянской академии. Минская ДС выписывала газеты на рус. и польск. языках. С весны 1798 г. для учебного заведения строилось новое здание. В 1804-1805 гг. для семинарии были выделены нек-рые помещения слуцкого Троицкого мон-ря. В 1799 г. вышло предписание И. направлять детей священно- и церковнослужителей для обучения в семинарию. Архиерей даже приказал облагать денежным штрафом тех священников, которые уклонялись от выполнения этого предписания. Весной 1806 г. был учрежден сбор пожертвований по всем приходам епархии на содержание семинарии. Число семинаристов увеличивалось с каждым годом: в 1798 г.- 71 чел., в 1807 г.- 124. Несмотря на это, выпускников семинарии не хватало для замещения вакансий на приходах, поэтому И. ввел специальную должность кафедрального экзаменатора для кандидатов в священники. Экзамену подвергались и уже состоящие в сане священнослужители.

При И. в сент. 1799 г. кафедральным собором стал Петропавловский храм упраздненного минского Петропавловского монастыря в Верхнем городе. Одновременно из Слуцка в Минск были переведены архиерейский дом и духовная консистория. Архиерейский дом разместился не в корпусе бывш. униат. василианского Свято-Духовского мон-ря, как это предполагалось ранее, а в приобретенном для этих целей здании близ Александровского сквера. В архиерейском доме была освящена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Штат архиерейского дома при И. был значительно расширен. Духовная консистория разместилась вместе с архивом в соборном доме в Минске. Всем должностным лицам предписывалось постоянно находиться на своих местах и требовать того же от подчиненных, устанавливалась отчетность с точным соблюдением сроков. Архиерей распорядился, чтобы духовенство не утруждало его своими прошениями: по всем вопросам сначала следовало обращаться к благочинным и лишь в порядке апелляции - в консисторию. От служащих консистории И. требовал не только исправного несения службы, но и «добропорядочного» поведения; даже за проступки, не связанные со службой, они получали взыскания.

7 февр. 1812 г. И. был перемещен на Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую кафедру. 3 марта того же года покинул Минск. Вскоре после отъезда архиерея по инициативе возглавлявшего Минскую духовную консисторию архим. Исаии и неск. служащих, к-рые находились с И. в конфликтных отношениях, было возбуждено судебное дело по обвинению И. в присвоении монастырских денег и имущества, во взяточничестве и в др. финансовых злоупотреблениях; тяжба завершилась только в 1820 г. полным оправданием И.

21 апр. 1813 г. И. издал указ с предписанием священникам произносить проповеди не по своим записям «из тетрадок по примеру Западной Церкви», а наизусть. Много внимания уделял духовному образованию: в 1817 г. открыл уездное и приходское Екатеринославские ДУ, в 1818 г.- Херсонское ДУ, в 1820 г.- Елизаветградское ДУ, осуществил небольшой ремонт зданий Екатеринославской ДС. В соответствии с реформой духовного образования 1808-1814 гг. осенью 1817 г. И. преобразовал семинарию, увеличил жалованье преподавателям, оказывал материальную поддержку учащимся. По ходатайству И. учителям стали выплачивать т. н. квартирные деньги. 23 февр. 1817 г. правление семинарии представило И. список учеников, заслуживших поощрение своими успехами, и просило наградить их деньгами, чтобы «архипастырским милосердием облегчить те трудности, которые неизбежно бывают при скудости, часто не позволяющей иметь или книг нужных, или одеяния приличного». Архиепископ распорядился выдать каждому из 18 учащихся от 5 до 20 р. из кружечной семинарской суммы. Если студент подавал прошение об увольнении, И. сначала наводил справки о его успехах, материальном положении. Способных учащихся не отпускал, предлагая материальную помощь.

При И. инспектором и преподавателем церковной истории в Екатеринославской ДС служил юный М. Я. Глухарёв (прп. Макарий), который в янв. 1818 г. подал архиерею прошение о пострижении в монашество. Первоначально И. отнесся к решению своего подчиненного «холодно», однако, препровождая прошение в Синод, писал, что Глухарёв «поведения честного, правил твердых и постоянных». 24 июня 1818 г. И. постриг Глухарёва в монашество, 25 июня рукоположил во диакона, затем во иерея. Современники свидетельствовали о личной нерасположенности И. к иером. Макарию, что вызывало у последнего «борьбу огорчений, оскорбленного самолюбия, недоумений, сомнений, надежд». Неск. раз И. конфликтовал с молодым инспектором, в т. ч. из-за покупки непригодного дома для нужд семинарии. Особенно ухудшилось отношение И. к иером. Макарию после встречи и совместной молитвы последнего с 2 квакерами, к-рые привезли ему письмо от архиеп. Московского Филарета (Дроздова). Иером. Макарий получил тогда от И. строжайший выговор. Впосл. преподобный с благодарностью вспоминал И., считая, что опытный архипастырь искоренял в нем «гордость ученую», «всякую сырь», обличал тайные плотские страсти: «Усмотрев во мне пороки, ненавистные и мне самому, он стал воздействовать на меня со свойственной ему силой и прямотой, но не без педагогической осмотрительности… Объявив войну страстям, надо мной господствовавшим, преосвященный Иов всегда поступал с большой осторожностью, неизменно следуя закону вечной любви и премудрости, не позволяющему превышать силы, дарованные человеку для их преодоления» (Макарий (Глухарёв). 1905. С. 4; Харлампович К. В. Архим. Макарий Глухарев: По поводу 75-летия Алтайской миссии. СПб., 1905. С. 11).

Награжден орденом св. Александра Невского (в 1797 в Минске имп. Павел I собственноручно вручил награду) и алмазным крестом для ношения на клобуке (18 апр. 1817). Содействовал деятельности Российского Библейского общества, был знаком с кн. А. И. Мусиным-Пушкиным, передал ему несколько редких книг, найденных в Польше, в т. ч. Литовский статус (Вильно, 1586). Летом 1818 г. И. посетил Херсон и пожелал убедиться в сохранности праха Г. А. Потёмкина, погребенного в склепе Екатерининского собора. Ночью 4 июля того же года в присутствии прот. И. Глобачёва, диак. И. Павловского и др. были сорваны доски пола, проломан свод склепа и вскрыт гроб. Набальзамированное тело оказалось на месте (см. подробнее: Брикнер. 1891. С. 228-229).

Прп. Макарий (Глухарёв) отмечал, что «в епископском служении Иова господствовала сила яростная, отсекающая и отметающая всякую нечистоту, разрушающая всякое безчиние и истребляющая всякое зло... Гордость, которую иные уважают в других, чтобы и в них ее уважали, и которую начальствующие не беспокоят в подчиненных, боясь сами беспокоиться, гордость в церковниках была первым его врагом, с которым он боролся всею крепостию своего духа - Гневом Божиим вооружаем был преосвященный Иов против гордости своих подчиненных». Духовником И. был иеросхим. Ливерий († 1824), ученик прп. Паисия (Величковского): «...он один, как восьмидесятилетнее дитя, не боялся преосвященного» (Мизко. 1826. С. 20, 33). И. К. Смолич называл И. «единственным русским епископом XVIII в., сформировавшимся под духовным руководством старца Паисия» (Смолич И. К. Русское монашество. М., 1997. С. 309). При этом, по воспоминаниям бывш. семинариста С. Г. Чернова, И. «известен был невероятною строгостью, доходившей в крайних случаях до наказания виновных розгами, а во время объездов своей епархии были употребляемы им другого рода наказания, вышедшие давно и безвозвратно из употребления. Служение его при отличном хоре певчих было благоговейное и совершалось до того медленно, что литургия кончалась в час и позже». И. пользовался роскошными экипажами, приезжал на богослужения в сопровождении полицмейстера или частного пристава, держал на архиерейском дворе различных животных (в т. ч. ослов, сурков) и журавлей (Скалозуб. 2001. С. 67-69).

Последнее богослужение И. совершил на Благовещение Пресв. Богородицы в 1823 г., за 3 дня до кончины. Погребен в правом приделе склепа-усыпальницы Никольского храма (1787) Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца монастыря близ Екатеринослава. В 20-х гг. XX в. обитель была закрыта, постройки переданы дому инвалидов, затем детскому интернату, в церкви находились адм. учреждения, кинозал. К 2010 г. Пустынный мон-рь и Никольский храм восстановлены, но захоронение И. не обнаружено.

Арх.: НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 655. Л. 1; Д. 735. Л. 1; Д. 760. Л. 1; Д. 1126. Л. 1; Д. 1363. Л. 1; РГИА. Ф. 796. Оп. 77. Д. 205. Л. 1.
Ист.: Макарий (Глухарёв), архим. Письма / Ред.: К. В. Харлампович. Каз., 1905.
Лит.: Мизко Д. Т. [Макарий (Глухарёв), архим., псевд.] Некоторые черты жизни покойного преосв. Иова, архиеп. Екатеринославского, Херсонского и Таврического. СПб., 1826; Лебединцев А. О Феодосийской (викарной) епархии // Херсонские ЕВ. 1861. № 1. С. 40-57; Мурзакевич Н. Н. О надгробных памятниках Херсонской крепостной церкви // ЗапООИД. 1875. Т. 9. С. 390-396; Серафимов С. Старинные греческие акты, принадлежащие Музею Одесского об-ва историии древностей // Там же. С. 382-389; Брикнер А. Г. Потемкин. СПб., 1891; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793-1832): С подробным описанием хода воссоединения западнорус. униатов с Правосл. Церковью в 1794-1796 гг. СПб., 1893; Ерофеев И. Ф. К биогр. преосв. Иова [Потёмкина], еп. Феодосийского и Мариупольского // Изв. Таврической УАК. 1910. № 44. С. 60-63; Беднов В. А. Док-ты, относящиеся к истории Екатеринославской ДС. Екатеринослав, 1912. Вып. 1: До 1813 г. С. 81-86; Скалозуб Ю. Г. История Екатеринославской епархии: 1775-1917 гг. Днепропетровск, 2001. С. 64-78; Правящие архиереи Минской епархии: (1793-2003) / Сост.: свящ. Н. Коржич, свящ. Ф. Кривонос, Г. Н. Шейкин. Минск, 2003. C. 43-48; Iов (Потьомкiн), архiєп. Катеринославський, Херсонський i Таврiйський, як органiзатор духовноï освiти // Iсторiя i культура Приднiпров'я: Наук. щорiчник. Днiпропетровськ, 2004. Вип. 1. С. 17-23; Тернавский Н. А. Войсковой судья А. Головатый: Ист. очерк. Краснодар, 2005; Модоров Н. С. Архим. Макарий - последователь и проповедник идей Паисия Величковского // Макарьевские чтения: Мат-лы 5-й междунар. конф. (21-22 нояб. 2006 г.). Горно-Алтайск, 2006; Днепропетровская епархия: Информ.-справ. изд. Днепропетровск, 2008. С. 23-24; Дело мира и любви: Очерки истории культуры и православия на Кубани / Ред.: О. В. Матвеев. Краснодар, 2009.
Прот. Николай Коржич, Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский