БЕЛЫЙ МОНАСТЫРЬ
Том IV , С. 572-574
опубликовано: 3 мая 2009г.

БЕЛЫЙ МОНАСТЫРЬ

[мон-рь (апы) Шенуте, Дейр-эль-Абьяд, Дейр-Анба-Шенуда], в В. Египте; расположен на краю Ливийской пустыни, примерно в 10 км к северо-западу от совр. г. Сохаг. Основан апой Пжолем ок. 340 или 350 г., дядей Шенуте, или самим Шенуте в нач. V в. Б. м. является одним из древнейших памятников христ. архитектуры Египта. Название «Белый монастырь» (араб. Дейр-эль-Абьяд) стало широко употребляться не ранее XIII в.

Белый мон-рь. Общий видБелый мон-рь. Общий вид

Первые сведения о мон-ре содержатся в «Житии Шенуте» (Vita Sinuthii. 13, 24, 30-32). Вероятно, сначала мон-рь имел небольшие размеры, там находился колодец и склад. В житии говорится о знамении, способствовавшем строительству монастырской церкви. Шенуте явился Иисус Христос и повелел построить церковь. Шенуте ответил, что у него нет средств на строительство, тогда ему было велено идти в пустыню, где он обнаружил кошель с деньгами. На эти деньги были наняты рабочие для строительства. Можно предположить, что вместе со строительством церкви велась перестройка всего мон-ря. Помимо церкви в источниках упоминаются также кельи монахов, двор, 11 печей, хранилища для хлеба. Судя по проповедям Шенуте «О нашествии эфиопов» (De Aethiopium invasionibus. I-III), мон-рь в его время был крупным центром, к-рый мог разместить и накормить окрестное население, пострадавшее от набега кочевников. Известны имена нек-рых архимандритов мон-ря, бывших после Шенуте: Виса (Беса), автор жития Шенуте, Зиновий, секретарь Шенуте, Петр (V-VI в.), Геннадий (VIII в.).

О Б. м. неоднократно упоминается в «Истории Александрийских Патриархов» (Х в.). Абу-ль-Макарим в трактате (ранее неверно приписанном Абу Салиху, XII в.) сообщает о захоронениях в мон-ре апостолов Варфоломея и Симона Кананита, о могиле Шенуте, находившейся на вершине горы, в районе Атрипе (разорена во время вторжения Ширкуха в XII в.). В качестве особой святыни в мон-ре хранился деревянный, отделанный слоновой костью ящик с книгами, в к-рые Шенуте записывал пожертвования мон-рю. Араб. ученый Якут (XII-XIII вв.) упоминает о Б. м. в своем географическом словаре. Небольшую заметку о мон-ре оставил аль-Макризи (XV в.). Он отмечает древность мон-ря, правильно локализует его и указывает общую площадь (7,5 акров), но в то же время сообщает, что мон-рь разрушен и ничего, кроме церкви, не сохранилось. Самые поздние упоминания о Б. м. в араб. источниках относятся к XVII в.

С XVII в. Б. м. посещают европейцы (Ванслеб, К. Сикар, Р. Покок). Со времени франц. похода Наполеона I Бонапарта в Египет Б. м. был неоднократно описан как очевидцами (напр., Д. В. Деноном), так и компиляторами. В кон. XIX в. там побывал рус. коптолог В. Г. Бок, он оставил подробное описание церкви и ее уточненный план.

Руины базиликиРуины базилики

Во время раскопок в 1908 г. англ. археологу Флиндерсу Питри удалось идентифицировать комплекс зданий, окруженный остатками стены из сырцового кирпича, как часть Б. м., к-рый в плане составлял треугольник, хотя его окончательные границы не удалось точно определить. Благодаря раскопкам Египетского об-ва древностей (Egyptian Antiquities Organization) в 80-х гг. XX в. удалось уточнить назначение нек-рых зданий, окружавших церковь. Строение, к-рое находится в 200 м к западу от нее, составляло неск. этажей, там предположительно размещались кельи монахов и складские помещения; второе строение, расположенное к востоку и имевшее 4 колонны, было идентифицировано как трапезная, третье, руины к-рого находятся к северу от церкви, скорее всего служило кухней. Вне стен мон-ря обнаружены остатки неск. строений, в т. ч. небольшой часовни.

Церковь - единственное уцелевшее здание Б. м.- в плане представляет собой прямоугольное укрепленное сооружение (37´ 75 м), окруженное по периметру толстыми и высокими (12 м) стенами, сложенными из тщательно притесанных друг к другу квадров белого известняка (отсюда совр. название места). Кое-где в стены вложены куски розового гранита, взятые, вероятно, из развалин соседнего г. Атрибиса. Стены имеют значительный наклон назад - архитектурная особенность, свойственная древнеегип. постройкам. По всем сторонам стен расположены 2 ряда четырехугольных окон. Первоначально, по предположению Бока, здание имело четверо ворот. Угол, соединяющий зап. и юж. стены, был впосл. переложен. Тогда же, возможно, стены в нек-рых местах с внешней стороны были укреплены контрофорсами. Бо́льшую часть внутреннего пространства, по предположению Бока, занимала большая трехнефная базилика с апсидой в форме трилистника (апсида могла быть воздвигнута позднее). Затем, возможно, в XI в. церковь подверглась значительной перестройке: ее внутреннее пространство было сильно сокращено кирпичной перегородкой, построенной на месте арок, над апсидой сооружен купол. Освободившееся пространство между стенами и колоннами нефов впосл. использовалось под жилые помещения. Вдоль юж. стены к базилике непосредственно примыкает длинное помещение, назначение к-рого неясно. По предположению Бока, там изначально располагались кельи монахов, а также хозяйственные и служебные помещения (трапезная, кухня и т. д.). Здесь же находится колодец. Вдоль большей части зап. стены тянется узкий зал, возможно, служивший притвором базилики, позднее здесь были построены апсиды в юж. и сев. концах зала. В конхах апсид сохранились фрески с изображениями Христа во славе, 4 евангелистов, Креста, к-рый несут ангелы, с перекинутым через него платом и др., а также надписи на копт. и арм. языках. Согласно арм. надписи «владыка Григорий построил» (по чтению Н. Я. Марра), можно предположить, что в перестройке церкви участвовал арм. еп. Григорий, посланный в Египет в кон. XI в. своим родственником, католикосом Григором II, чтобы окормлять здесь арм. общину. Абу-ль-Макарим сообщает, что в нач. XII в. в мон-рь удалился везир халифа аль-Хафиза армянин Бахрам. Помимо этого на стене часовни, построенной во дворе базилики, есть эфиоп. надпись (1563 по датировке К. Конти Россини), оставленная здесь паломниками.

Вознесение Креста. Роспись конхи базиликиВознесение Креста. Роспись конхи базилики

Некогда в крайнем, сев.-вост., углу мон-ря находилась грандиозная б-ка. На стенах хранилища были сделаны надписи - своеобразный каталог б-ки (обнаруженный и списанный в 1903 Олдфилдом, опубликованный в 1904 У. Ю. Крамом). Согласно ему, б-ка располагала произведениями Шенуте, Висы (Бесы), копт. переводами НЗ (в т. ч. Четвероевангелием), житиями Висы, Севира Антиохийского, Писентия, Иоанна Колова, Кирилла, апы Аполлона, Пахомия, Феодора, 24 старцев Скита и т. д. Упоминаются также апокрифические деяния апостолов и кн. «Давид царь» (вероятно, псалмы). Почти все эти сочинения дошли до наст. времени во фрагментах, происходящих из б-ки Б. м. Наибольшее значение эта б-ка имела в сохранении произведений Шенуте. Здесь они записывались и переписывались, а затем расходились в списках по всему Египту. Уже в XVIII в. большая часть рукописей была распродана и оказалась в б-ках Зап. Европы и в частных коллекциях. Нек-рые рукописи опубликованы.

В наст. время рукописи из Б. м. хранятся в Национальной б-ке в Париже, Национальной б-ке в Неаполе (коллекция Борджа), в Брит. б-ке в Лондоне, в Бодлианской б-ке в Оксфорде, в Лейденском музее, в Б-ке Джона Райлендса в Манчестере, в Берлинской и Венской б-ках, в Б-ке св. Марка в Венеции, во Флорентийской б-ке, в Археологическом музее Мичиганского ун-та в Анн-Арборе, в Луврском музее, во Французском ин-те вост. археологии в Каире и в Патриархате Коптской Церкви в Каире. Ряд листов и фрагментов рукописей этой б-ки находится в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве и ГПБ в С.-Петербурге. В наст. время ведется кропотливая работа по выявлению всех сохранившихся рукописей из б-ки Б. м. и детальная реконструкция ее фондов.

Б. м.- одно из известных и посещаемых мест христ. Египта, куда копты совершают паломничества, особенно в день памяти Шенуте 7 эпепа (араб. абиб).

Ист.: The Churches and Monasteries of Egypt, attributed to Abu-Salih, the Armenian / Ed. and transl. by B. T. A. Evetts, with Not. by A. J. Butler. Oxf., 1895. (Anecdota Oxonensia: Semitic Ser.; Pt. 7); Crum W. E. Inscriptions from Shenoute's Monastery // J. of Theol. Studies. Oxf., 1904. Vol. 5. P. 552-569; Sinuthii Archimandritae vita et opera omnia / Ed. J. Leipoldt, adiuv. W. E. Crum // CSCO. T. 41. Copt. 1. P. 14, 20-21 (рус. пер.: Изречения египетских отцов. С. 123, 128-129) [главы из жития Шенуте]; T. 42. Copt. 4. S. 67-77 (рус. пер.: Изречения египетских отцов. С. 168-175) [проповеди о нашествии эфиопов].
Лит.: Vansleb J. Nouvelle relation en forme de journal d'un voyage fait en Égypte en 1672 et 1673. P., 1677. P. 372-375; Granger, sieur. Relation du voyage fait en Égypte en l'année 1730. P., 1745. P. 92-96; Denon V. Voyage dans la Basse et la Haute Égypt pendant les compagnes du générale Bonaparte. P., 1802. P. 120-122; Pococke R. Description of the East and Some Other Countries. L., 1873. Vol. 1. P. 79-80; Бок В. Г. Материалы по археологии христ. Египта. СПб., 1901. C. 39-60, 68-70, 80-84; Peers C. R. The White Monastery near Sohag in Upper Egypt // ArchJ. Ser. 3. 1904. N 11. P. 131-153; Petrie W. M. Athribis // British School of Archeology in Egypt. 1908. N 14. P. 13-15; Clarke S. Christian Antiquity in the Nile Valley. Oxf., 1912. P. 145-161; Monnere de Villard U. Les Couvents près de Sohâg: Deyr el-Abiad et Deyr ei-Ahmar. Mil., 1925-1926. 2 vol.; Dayr Anba Shinudah / Coquin R.-G., Martin M., Grossman P., Severin H. G. // CoptE. Vol. 3. P. 761-770.
А. А. Войтенко
Рубрики
Ключевые слова
См.также