АБУ-МИНА
Том I
опубликовано: 22 октября 2007г.

АБУ-МИНА

Абу-Мина. Руины церкви и мартирия. V-VI вв.Абу-Мина. Руины церкви и мартирия. V-VI вв.

(древнее название неизвестно), руины «города паломников» в пуст. Марьют (45 км юго-западнее Александрии) вокруг гробницы св. мч. Мины (кон. III - нач. IV в.). Выдающийся памятник археологии и христ. искусства. Изучение ведется с 1905 г. (К. М. Кауфманн, Ф. В. Дайхманн, Дж. Б. Уорд-Перкинс, П. Гроссман и др.), особенно активно с 60-х гг. XX в. Открыто 7 храмовых комплексов, собрана исключительная по ценности коллекция мраморных деталей, малой пластики и др. Древнейшие слои принадлежат к IV в.; в V в. заброшенное поселение ожило благодаря открытию мощей св. Мины (широко известны евлогии - «ампулы св. Мины», см. Ампулы). Над гробницей святого на месте древнего гипогея (подземного сооружения) в 1-й пол. V в. поставили базилику-мартирий; на рубеже V-VI вв. к ней с востока достроили Большую базилику с трансептом - эта постройка стала крупнейшей церковью Египта. Старый баптистерий заменили октагональным (см. Октагон) в плане зданием с куполом и большим бассейном, пригодным для массовых крещений. Согласно копт. традиции храм был построен одним из императоров в память о чудесном исцелении его дочери св. Миной. Календарь Абу-ль-Бараката упоминает освящение ц. св. Мины 15 бауна (9 июля); этот же праздник отмечен в эфиоп. синаксаре. В эпоху Юстиниана I (527-565) первую базилику сменил храм-тетраконх, типологически близкий сир. постройкам; между ним и Большой базиликой выстроили нартекс с круглыми внутренними конхами по торцевым сторонам. К посл. четв. V в. комплекс окружила ограда с вратами, внутри к-рой сложились обстроенные колоннадами площади и улицы со странноприимными домами, жилищами клира, банями, складами. Вне ограды находилось поселение мирян, между свободно расположенными усадьбами к-рых лежали маленькие кладбища александрийской знати. В кон. VI в. весь город обвели крепостной стеной (сохранилось до 600 м и двое ворот, из них одни парадные трехпролетные). Вне городских стен остались два комплекса: сев.- базилика с баптистерием, нартексом и двором, окруженным жилыми помещениями; вост., монастырский, где могло жить до 100 отшельников (в его центре стояла базилика из сырца, к-рую в VI в. сменил тетраконх сир. типа). Захват города персами (619), затем арабами (639-641) привел к эмиграции основной части населения. Священный квартал превратился в руины, его здания использовали как хозяйственные постройки. В VIII в. город пережил короткий расцвет, вызвавший обновление церквей, но в нач. IX в. он окончательно опустел под натиском кочевников. Примерно в миле от руин храма св. Мины копт. патриархом Кириллом VI (1959-1971) был построен мон-рь св. Мины, где ныне покоятся останки основавшего его патриарха. Археологический комплекс А.-М., а также новый мон-рь является одним из наиболее известных мест паломничества христиан со всего Египта.

Лит.: Kaufmann K. M. Die Menasstadt. Lpz., 1910; Deichmann F. M. Zu den Bauten der Menas-Stadt // Archäol. Anz. 1937. S. 75-86; Dresher J. Apa Mena: A Selection of Coptic Texts Relating to St. Menas. Cairo, 1946; Ward-Perkins J. B. The Shrine of St. Menas in the Maryut // Papers of the British School in Rome. L., 1949. Vol. 17. (N. S. 4). Р. 26-71; Labib P. Fouilles du Musée Copte à Saint Menas // Bull. Inst. Egypt. 1951/2. Vol. 34. P. 133-138; Severin S., Severin H.-G. Marmor von heiligem Menas. Fr./M., 1987; Abu Mina. Mainz, 1989. Bd. 1; Grossman P. Abu Mina // Dictionary of Art / Ed. J. Turner. L.; N. Y., 1996. Vol. 1. P. 93-94.
Л. А. Беляев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАУИТ мон-рь в Египте (IV - XI вв.)
  • БЕЙТ-САХУР св. место в окрестн. Вифлеема
  • БЕЛЫЙ МОНАСТЫРЬ в В. Египте
  • ВИФЕЗДА название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного
  • ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
  • ГАРГАНО известняковый горный массив, п-ов на Адриатическом побережье Апулии (Юж. Италия)
  • КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ мон-рь Коптской Церкви, расположен в В. Египте
  • АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
  • АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии