ДАВИД III
Том XIII , С. 574
опубликовано: 13 ноября 2011г.

ДАВИД III

[эфиоп.  ] (ок. 1695 - 19.05.1721), эфиоп. царь (царское имя - Адбар Сагад) с 1716 г. Сын царя Иясу I Великого (1682-1706) и наложницы Кедеста Крестос. Когда в марте 1706 г. царь Иясу I отрекся от престола в пользу своего старшего сына от царицы Малакотавит - Такла Хайманота (1706-1711), Иясу I выдал сыну всех его братьев для заточения в крепости на горе Вахни (Уохни), в т. ч. и Д. Позднее престол захватил Юста, свергнув Такла Хайманота; однако в янв. 1716 г. узурпатора престола Юста разбил паралич. Узнав об этом, Д. вместе с 50 заключенными бежал и в февр. 1716 г. был возведен на престол в Гондаре.

Царствование Д. начал с выдвижения своих родственников со стороны матери и с привлечения народных симпатий публичной казнью - побиением камнями 3 католич. проповедников-капуцинов Самуэле да Беано, Либертуса Вайса из Коннерсройта и Микеле Пио да Зерба и шестилетнего сына Микеле Пио да Зерба. Смерть 5 июля 1716 г. митр. Марка и выдвижение родичей Кедеста Крестос, бывшей сторонницей доктрины «помазания», способствовали росту влияния при дворе сторонников именно этого богословского течения. 18 апр. 1719 г. умер дядя царя, занимавший должность первого министра гос-ва (бехт-вадада), Д. назначил на нее Георгия, бывшего наместником пров. Годжам. 14 нояб. 1720 г. в Гондар прибыл новый митрополит - Христодул, и его приезд возбудил надежды религ. партий «соединения» и «помазания». Обе партии надеялись на поддержку митрополита и требовали Собора, к-рый Давид назначил на март 1721 г. Сторонники «помазания», знавшие, что царь им сочувствует, просили его председательствовать на Соборе, но Д. уклонился и поручил Георгию вопросить митрополита о вере. Для митрополита суть вопроса о «соединении» и «помазании», к-рый в Александрийской Церкви никогда специально не поднимался, была совершенно неясна, и Христодул уклончиво ответил, что его вера ничем не отличается от веры его предшественников-митрополитов. Когда Георгий доложил царю об этом невразумительном ответе, тот велел ему огласить «веру митрополита» на площади. Решение было оглашено в пользу доктрины «помазания»: «Помазанием Сын естество». Сторонники «соединения» бросились к митрополиту за разъяснениями. Христодул хотел удовлетворить всех и потому использовал в своем ответе оба термина: «Соединением Сын Единый, а помазанием бысть Христос». Этот ответ, как и первый, никакой ясности не вносил, но сторонники «соединения» сочли его подтверждением своей доктрины и пошли крестным ходом по городу, распевая песнопения, к-рые исполнялись в честь победы над неверными. Придворные, понимая всю тяжесть наносимого оскорбления, уговорили их возвратиться в дом эччеге, но было поздно. Д. в гневе послал к ним отряд язычников-оромо, к-рые учинили страшную резню, убив до 100 монахов. Затем митрополита заставили публично провозгласить в качестве офиц. доктрину «помазания»: «Помазанием Сын естество». Т. о., по приказу царя язычники грубо нарушили неприкосновенность жилища эччеге и избили иерархов эфиоп. духовенства из числа сторонников «соединения». Царь ненадолго пережил погибших. За день до смерти Д. по его приказу были казнены виночерпий и чародей-мусульманин по обвинению в отравлении царя.

Ист.: Эфиопские хроники XVII-XVIII вв. / Вступ. ст., пер. с эфиоп. и коммент.: С. Б. Чернецов. М., 1989. С. 284-286, 289, 325, 328.
С. Б. Чернецов
Рубрики
Ключевые слова
См.также