«ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
Том VIII , С. 43-44
опубликовано: 28 января 2010г.

«ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

Содержание

выходит с 1 дек. 1925 г., издание прерывалось в 1939-1945 гг. и в 1948 г. Первоначально журнал являлся органом Русского студенческого христианского движения (РСХД). Название издания менялось: в 1925-1926 гг.- «Вестник русского студенческого движения в Западной Европе», в 1927, 1930-1936, 1950-1974 гг.- «Вестник русского студенческого христианского движения», в 1928-1929 гг.- «Вестник: Орган русского студенческого христианского движения в Западной Европе», в 1937-1939 гг.- «Вестник: Орган церковно-общественной жизни», в 1945-1947 гг.- «Вестник церковной жизни», в 1949 г.- «Вестник: Орган русского студенческого христианского движения в Германии» (№ 3 - под названием «Вестник: Орган русского студенческого движения во Франции»), с 1974 г. (№ 112/113) - «В. Р. х. д.».

Редакторы журнала: Н. М. Зёрнов (1925-1929), И. А. Лаговский и Г. П. Федотов (1929-1930), Лаговский (1930-1936), В. В. Зеньковский (1937-1938), свящ. Лев Липеровский (1939), Л. А. Зандер (1945-1947), свящ. Александр Киселёв (1949), прот. Георгий Бенигсен (1949, с № 5/6), И. В. Морозов (1950-1955), в 1955-1970 гг. общая редколлегия, с 1970 г. ответственный редактор Н. А. Струве. Место издания: в 1925-1939, 1945-1947 гг.- Париж, в 1949 г.- Мюнхен, с 1950 г.- Париж, с 1953 г.- Париж и Нью-Йорк, с 1974 г. (с № 112/113) - Париж, Нью-Йорк, Москва. Периодичность: в 1925-1926 гг. вышли 12 номеров, в 1927-1935 гг. издавались 12 номеров в год, в 1936 г.- 2 (№ 1/2 и 11), в 1937 г.- 12, в 1938 г.- 5, в 1939 г.- 2, в 1945 г.- 4, в 1946 г.- 3, в 1947 г.- 1, в 1949 г.- 12, в 1950-1952 гг.- 6 номеров в год, с 1953 г.- без определенной периодичности, с общей нумерацией.

1925-1939 гг.

Первоначально «Вестник» представлял собой информационный бюллетень объемом ок. 14 страниц, напечатанный на ротаторе в количестве 75 экз. Задачей издания были активизация и объединение деятельности кружков, входивших в РСХД. С № 2 (янв. 1926) в журнале стали появляться статьи общего характера - о положении Православия, задачах движения, в т. ч. Н. А. Бердяева «Итоги парижской анкеты» (№ 2), Зёрнова «Православие и Запад» (Там же), Зандера «О задачах движения» (№ 3), прот. Сергия Булгакова «Смысл и оправдание христианских студенческих кружков» (№ 4). С № 5/6 объем журнала вырос до 30 страниц, расширился круг авторов: в «Вестнике» начали публиковать статьи митр. Антоний (Храповицкий), еп. (впосл. митрополит) Вениамин (Федченков), еп. Дамиан (Говоров), Ю. П. Степанов, Г. Н. Трубецкой и др. В № 7 появилась рубрика «Почтовый ящик», где печатались отклики читателей. С № 10 (окт. 1926) журнал издавался типографским способом, тираж вырос до 300, затем - до 1350 экз. «Вестник» начал печатать статьи о жизни в СССР: «Антирелигиозная пропаганда в системе просвещения СССР» Лаговского (1926. № 10), «Есенинщина: Письмо студента из Петрограда» (1927. № 7), «Новые герои советской литературы» Зёрнова (1927. № 12) и др. В 1928-1929 гг. в качестве приложения к журналу издавался «Бюллетень религиозно-педагогической работы».

Среди наиболее активных авторов журнала в 30-х гг.- духовник РСХД прот. Сергий Четвериков (Религиозно-христианское миросозерцание, как основание человеческой жизни и культуры // 1935. № 1/2; Об индивидуальном и социальном христианстве // 1937. № 1/2 и др.), иером. (впосл. митрополит) Иоанн (Шаховской) (Учет сердца // 1932. № 1; О прямых путях // 1932. № 10/11 и др.), прот. С. Булгаков (Догматическое обоснование культуры // 1930. № 7; Православие и культура // 1931. № 10 и др.), В. В. Зеньковский (Идея религиозной науки // 1930. № 8/9; Проблема церковной культуры // 1933. № 1 и др.), Бердяев (Кризис христианства и кризис культуры // 1931. № 8/9; Христианство и еврейский вопрос // 1931. № 3 и др.), В. Н. Ильин (цикл «Этюды о русской культуре» (1931. № 1, 3-9, 11) и др.), Федотов (О христианском гуманизме // 1932. № 5/7; Национализм // 1933. № 5/6 и др.). В «Вестнике» также публиковались статьи В. В. Вейдле, Б. П. Вышеславцева, А. В. Карташёва, Н. О. Лосского, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка и др. Регулярно освещалась деятельность РСХД. 10-летию журнала посвящен юбилейный номер (1935. № 12-1936. № 1/2), в к-ром, в частности, сообщалось об ухудшающемся материальном положении издания.

С 1937 г. журнал в течение нек-рого времени издавался в Эстонии под ред. Зеньковского, жившего в Париже. Издание имело объем 50-60 страниц. Сохраняя интерес к богословской и философской проблематике, журнал начал уделять большое внимание рус. лит-ре. В статьях о В. А. Жуковском, Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, И. А. Бунине и др. писателях делались попытки осмыслить их творчество в духе Православия. После выхода в 1939 г. 2 номеров издание было прекращено из-за начала второй мировой войны.

В. А. Никитин

В 1945 г.

"Вестник русского христианского движения". 1954 г."Вестник русского христианского движения". 1954 г. издание журнала возобновилось. Его задачей стало восстановление связей между разрозненными частями РСХД в послевоенной Зап. Европе. В 1945-1947 гг. в «Вестнике» помимо обзоров церковной жизни рус. эмиграции были опубликованы воспоминания прот. В. Зеньковского о свящ. Димитрии Клепинине (1945. № 2), Слово за литургией 7 янв. 1907 г. свящ. Павла Флоренского (1947. № 8) и др. материалы. В 1947 г., после выхода № 1, издание остановилось, возобновилось в янв. 1949 г. в Мюнхене усилиями свящ. А. Киселёва, после отъезда к-рого из Германии журнал редактировал прот. Г. Бенигсен. Июньский номер журнала (№ 3) вышел в Париже и был посвящен 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

В 50-х гг. «Вестник» помимо информации о деятельности студенческих кружков РСХД публиковал многочисленные богословские и философские статьи и рецензии прот. В. Зеньковского, прот. Георгия Флоровского, прот. Александра Шмемана, Франка. В журнале печатались статьи Н. О. Лосского, Ю. П. Иваска, В. Н. Ильина и др., посвященные Ф. М. Достоевскому, В. В. Розанову и Д. С. Мережковскому. В 1952 г. «Вестник» отметил рядом публикаций 100-летие со дня смерти Гоголя (статьи «День гнева» В. Н. Ильина, «Гоголь во Франции» П. Паскаля), в 1960 г.- 50-летие со дня смерти Л. Н. Толстого и смерть Б. Л. Пастернака («Год Л. Н. Толстого» прот. В. Зеньковского, «Памяти Пастернака» Ф. А. Степуна и др.). С 1956 г. содержание «Вестника» определяла редколлегия, в к-рую входили прот. А. Шмеман, К. А. Ельчанинов, М. Р. Гизетти, О. Раевская-Хьюз, в 1955-1962 гг. также прот. В. Зеньковский, фактически редактором являлся Струве.

С кон. 60-х гг. объем журнала увеличился до 250-300 страниц во многом благодаря негласным контактам с религиозно настроенной интеллигенцией в СССР. В № 97 (1970) были напечатаны имевшие большой общественный резонанс статьи неск. авторов из Москвы (под псевдонимами), в к-рых анализировалось положение правосл. Церкви в СССР. В № 112/113 за 1974 г. Струве объяснил изменение в названии журнала (исключение слова «студенческого») тем, что «журнал является вестником неоформленного «русского христианского движения», с особой силой развивающегося в России» (С. 3). Журнал активно реагировал на события, происходившие в СССР (выход сб. «Из-под глыб» и др.), с 1974 г. регулярно печатал произведения А. И. Солженицына, все больше места отводилось «Материалам по истории русской культуры» (разд. в журнале), среди публикаций раздела - письма свящ. П. Флоренского (№ 114), статья Л. Шестова «Угрозы современных варваров» (№ 119) и отрывок из его книги о И. С. Тургеневе (№ 127). № 101/102 (1971) посвящен 100-летию со дня рождения прот. С. Булгакова, часть № 104/105 (1972) посвящена 20-летию со дня смерти Л. П. Карсавина (впервые опубликованы его произведения «Венок сонетов», «Терцины» и «О молитве Господней»). С № 127 (1978) в журнале появился раздел, посвященный истории рус. эмиграции.

В 1989 г. началась подписка на журнал в СССР. С 1992 г. (№ 164) он печатается в Москве по оригинал-макету, подготовленному парижской редакцией. В № 165 журнала помещено приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Дав положительную оценку изданию, Первосвятитель указал на его значение для духовного возрождения России.

В 90-х гг. журнал имел разделы: «Богословие и философия» (позднее «Богословие», «Философия»), «Литература и жизнь» (позднее «Литература»), «Судьбы России», «Судьбы Церкви». В 2002-2003 гг. появились разделы «Из архива», «Христианство на Западе», «Хроника». В разделах «Судьбы России» и «Судьбы Церкви» печатаются материалы о новомучениках и исповедниках (№ 175-178 и др.). В журнале продолжается публикация архивных материалов, в т. ч. связанных с прот. С. Булгаковым (дневники // № 170, 174-175; ст. «Христос в мире» // № 182-185), Бердяевым (статьи и письма // № 177), И. С. Шмелёвым (письма // № 181), прот. В. Зеньковским (Из моей жизни // № 183). Тематические номера были посвящены 100-летию со дня смерти Вл. С. Соловьёва и 130-летию со дня рождения прот. С. Булгакова - № 182, 50-летию смерти Федотова и 80-летию смерти А. А. Блока - № 183.

Лит.: Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий рус. зарубежья в библиотеках Москвы (1917-1996 гг.). М., 1999. С. 41-45; Никитин В. А. Вестник русского христианского движения // Лит. энциклопедия рус. зарубежья, 1918-1940: Периодика и лит. центры. М., 2000. С. 57-61; Богословский А. Н. Вестник русского христианского движения // Там же. С. 515-522.
А. Н. Богословский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ» журнал Московского психологического общества
  • «БЕСЕДА» религиозно-философский журнал, издавался на русском языке в Париже в 1983-1991 гг.
  • БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич (1879 – 1954), поэт
  • БОГОИСКАТЕЛЬСТВО явление в религ., культурной и общественной жизни России кон. XIX - нач. ХХ в.
  • БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), писатель, поэт, переводчик
  • «ВЕЧНОЕ» правосл. журнал, издавался в 1948-1992 гг. во Франции
  • «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ)
  • ЕВРАЗИЙСТВО первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение
  • «ЖИВАЯ ЖИЗНЬ» религиозно-философский ж., выходивший в Москве с 27 нояб. 1907 по 30 янв. 1908 г.
  • ЗАНДЕР Лев Александрович (1893 - 1964), рус. религ. философ
  • АКЦИДЕНЦИЯ термин, обозн. преходящий, несущественный или случайный признак
  • АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель