АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ
Том I , С. 131-132
опубликовано: 22 октября 2007г.

АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ

Фрагмент надгробия св. Аверкия Иерапольского (Музеи Ватикана)Фрагмент надгробия св. Аверкия Иерапольского (Музеи Ватикана)

самая ранняя идентифицированная христ. надпись. В житии св. Аверкия, еп. Иерапольского (Acta Abercii, ок. 375-400), есть рассказ о совершенном им чуде: бесы похвалялись заставить святого совершить путешествие в языческий Рим и внушили имп. Марку Аврелию вызвать Аверкия для исцеления одержимой бесом дочери. Епископ избавил девушку от беса и велел тому перенести в Иераполь каменный языческий жертвенник, на к-ром высек себе эпитафию. Ее текст, с явными признаками лит. сочинения, приводится в житии, где сообщено, что он списан с подлинного камня у гробницы. Содержание эпитафии позволяет говорить о еп. Аверкии как о стороннике единства Церкви и противнике сектантства, в ней сообщается о единых для всех христиан, от Евфрата до Рима, обрядах; оно свидетельствует о существовании в Церкви во II в. важнейших догматов о Крещении, Евхаристии и приснодевстве Богоматери. Наука воспринимала текст как лит. сочинение IV-V вв., но в 1883 г. У. Рамсей нашел южнее Иераполя, в Синнаде, 2 фрагмента эпитафии из 22 метрических строк с описанием трудов и путешествия Аверкия, почти полностью совпадавшим с приведенным в житии (на камне, очень похожем на жертвенник II в. Музеи Ватикана). Текст сходен с фригийскими надгробными надписями нач. III в. Время создания близко к предполагаемой дате смерти Аверкия - ок. 167, 190 или 195 г. Попытки связать этот памятник с культом Аттиса отвергнуты исторической наукой (Ф. Дёльгер, Ф. М. Абель и др.).

Лит.: Помяловский И. В. Надгробие св. Аверкия // ВВ. 1896. Т. 3. С. 317-336; Ramsay W. M. The Sities and Bishoprics of Phrigia. Oxf., 1897. Vol. 2. P. 709-715. N. Y., 1976R; Calder W. H. The Epitaph of Avircius Marcellus // J. of Roman Studies. L., 1939. Vol. 29. P. 1-4; Wischmeyer. Die Aberkios Inschrift als Grabepegramm // JAC. 1980. Bd. 23. S. 22-47; Snyder G. F. «Ante Pacem»: Archaeol. Evidence of Church Life before Constantine. Mercer, 1991. Р. 138-140 [библиогр.].
Л. А. Беляев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕРКИЙ († ок. 167, или 190, или 195), еп. г. Иераполь, равноап. (пам. 22 окт.)
  • APOPHTHEGMATA PATRUM изречения египетских отцов - агиографический памятник IV-VI вв.
  • «BEATUS CYRILLUS» краткий рассказ на латыни о св. равноапост. Константине-Кирилле и Мефодии
  • БУДАПЕШТСКИЙ ГЛАГОЛИЧЕСКИЙ ФРАГМЕНТ старший список слав. перевода отрывка пространного Жития прп. Симеона Столпника
  • АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГАФАНГЕЛ секретарь арм. царя Трдата IV (298-330) - см. «Агафангел»
  • «АГАФАНГЕЛ» название, закрепившееся за сочинением Агафангела, секретаря арм. царя Трдата IV
  • АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
  • АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)