АЛЕКСИЙ
Том I , С. 665-666
опубликовано: 29 октября 2007г.

АЛЕКСИЙ

(Дородницын Анемподист Яковлевич; 2.11.1859 с. Успенское Славяносербского у. Екатеринославской губ.- дек. 1919, г. Новороссийск), архиеп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье дьячка. Обучался в Екатеринославской ДС и МДА, к-рую окончил в 1885 г. со степенью канд. богословия. В 1886 г. назначен учителем в Херсонское ДУ, одновременно с июня 1890 г. нес послушание противоштундистского (см. Штундизм) миссионера Херсонской епархии. В 1891 г. в МДА успешно защитил магистерскую дис. «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». 20 марта 1910 г. удостоен степени д-ра церковной истории за труд «Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине ХIХ-ХХ столетии». В 1892 г. назначен помощником смотрителя Бахмутского ДУ, в 1894 г.- миссионером Екатеринославской епархии, в 1901 г.- преподавателем обличительного богословия и истории в Черниговской ДС. 15 марта 1902 г. пострижен в монашество, 7 апр. 1902 г. рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Ставропольской ДС. В 1903 г. переведен на должность ректора Литовской ДС в Вильну с возведением в сан архимандрита.

30 мая 1904 г. в харьковском кафедральном соборе А. был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. С 18 июля 1905 г. епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии, с 27 авг. 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии, с назначением 5 сент. 1905 г. ректором КазДА. 17 янв. 1912 г. переведен на Саратовскую и Царицынскую кафедру, 20 июля 1914 г.- на Владимирскую и Суздальскую с возведением в сан архиепископа.

В 1917 г., после Февральской революции, епархиальный съезд духовенства забаллотировал А. при избрании правящего архиерея, обвинив его в «деспотизме» в обращении с духовенством, а также в дружбе с Г. Е. Распутиным, к-рому он подарил книгу с посвящением «великому старцу». Преемником А. по кафедре был избран архиеп. Сергий (Страгородский), буд. Патриарх Московский и всея Руси.

В 1918 г. А. уехал в Екатеринослав (Днепропетровск), затем в Киев, где выступил против сщмч. митр. Владимира (Богоявленского), поддерживая местных автокефалистов. Ранее, летом 1917 г., в Киеве было создано братство «Воскресение». Вскоре при поддержке Центральной рады братство было преобразовано во Всеукраинскую церковную раду, к-рую возглавил А., хотя до февр. 1918 г. в своих проповедях он защищал единство и целостность Российской империи и даже имел репутацию черносотенца. Назначенные Церковной радой епархиальные комиссары требовали, чтобы в храмах вместо свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского, поминалась Церковная рада во главе с А. После приезда в Киев с Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. митр. Владимира А., самовольно водворившийся в лавре по соседству с митрополитом, настраивал братию против своего архипастыря и священноархимандрита. Когда для подготовки к созыву Всеукраинского церковного Собора в Киев прибыли митр. Платон (Рождественский), митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Евлогий (Георгиевский), сщмч. Владимир просил их вразумить А., но тот продолжал свою раскольническую деятельность. На Соборе, открывшемся 7 янв. 1918 г. в Киеве, он вместе со свящ. Марычевым возглавил группу автокефалистов. На А. лежит доля вины за гибель сщмч. Владимира, против к-рого он сумел настроить значительную часть лаврских насельников. После убиения митр. Владимира А. был запрещен в служении. Оказавшись впосл. на территории, занятой Добровольческой армией, А. принес покаяние в содеянных преступлениях и вскоре скончался в Новороссийске. Отпевал А. архиеп. Евлогий (Георгиевский), к-рый в своих воспоминаниях дал ему в целом негативную характеристику. А. известен также как плодовитый духовный писатель и автор духовной музыки. Его сочинения дилетантского характера исполнялись архиерейским хором во Владимире под управлением А. Е. Ставровского, а одно из них - «Да исправится молитва моя» (для трехголосного муж. хора) - было издано в Казани в 1911 г.

Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 118.
Соч.: Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. М., 1889; Опыт противоштундистского катехизиса. Екатеринослав, 1889; Южнорусский необаптизм, известный под именем «штунды». Ставрополь, 1903; Христианская мистика и ее отличие от науки и положительной религии // ВиР. 1904. Т. 1. Ч. 2. С. 341-353; Византийские церковные мистики ХIV века: Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит. Каз., 1906; «Женщина, что ты плачешь?» // ПС. 1907. Янв. С. 3-16; Письма о штундистах. Каз., 1909; Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине ХIХ-ХХ столетии. Каз., 1909; Христианство и коммунизм. Каз., 1909; Современное движение в среде русских мусульман // ПС. 1910. Апр. С. 419-455; Аскетическое богословие. Каз., 1911; ПСС. Саратов, 1913. Т. 1: Статьи богословско-философского и церковно-исторического содержания; Антихрист. М., 1914.
Лит.: ЦВед. 1904. 21. С. 257; Евлогий [Георгиевский], митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1995; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 116-122.
Прот. Владислав Цыпин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ (Павлинский; 1801-1878), архиеп. Владимирский и Суздальский
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский
  • АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский
  • АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии
  • АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский
  • АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский