АМВОН
Том II , С. 108-110
опубликовано: 20 февраля 2009г.

АМВОН

Содержание

[греч. ἄμβων - возвышение], специальное сооружение в пространстве наоса христ. храма, предназначенное для чтения Свящ. Писания, пения или возглашения нек-рых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

Устройство

Наиболее раннее употребление термина «А.» применительно к христ. богослужению отмечено в Лаодик. 15. Созомен (V в.) называет А. «возвышением [для] чтецов» (βῆμα τῶν ἀναγνωστῶν). Вероятно, первоначально А. устраивался в виде платформы со ступенями и переносным аналоем. Амвон из ц. вмч. Георгия в Фессалонике. Кон.V - нач. VI в. (Археологический музей. Стамбул)Амвон из ц. вмч. Георгия в Фессалонике. Кон.V - нач. VI в. (Археологический музей. Стамбул)С V-VI вв. А., уже стационарная конструкция внутри визант. церкви, располагается, как правило, около середины храма и приобретает форму либо цилиндрического возвышения с примыкающими к нему с 2 сторон лестницами, как в храмах К-поля, иногда с поднятой на колонках средней частью, либо полукруглого в плане сооружения, включавшего небольшие лестницы. А. делали из мрамора и украшали резьбой, скульптурами, мозаикой. От алтаря к нему вела солея, часто ограждавшаяся решетками. По описанию Павла Силенциария (ок. 563), А., созданный св. имп. Юстинианом для храма св. Софии в К-поле (см. ст. Софии святой собор в Константинополе) (532-537), осенял киворий на 8 колоннах, увенчанный крестом. C XV в. в греч. церквах А. может иметь форму беседки или балкона, подвешенного к северо-зап. столбу, или может отсутствовать вовсе.

В северосир. и месопотамских храмах VI-XIV вв. А. называлось обращенное к алтарю полукруглое возвышение со скамьей и креслом по оси и с киворием посредине (см. сирийский амвон).

А. зап. храмов первоначально не отличались от визант. С XI в. здесь появляются двойные А. (напр., в ц. Сан-Клементе в Риме), расположенные по сторонам наоса: сев.- для чтения апостольских Деяний и Посланий, юж.- для чтения Евангелия. А. устраивали отдельно стоящими, пристроенными к стене или столбу в главном нефе, в редких случаях - к внешней стене в виде кафедры-балкона для обращения к широкой аудитории на площади (напр., А. работы Донателло и Микелоццо из собора в Прато, Италия, 1434-1438). В католич. и протестант. храмах А. обычно заменяется пульпитом (лат. pulpitum - помост).

На Руси в ср. века существовала практика устроения А., подобного визант.,- в виде башенки с лестницами. Из письменных источников известно об А., находившихся в соборных храмах Владимира (XII в.), Суздаля (XIII в.), Москвы (XV в.), Новгорода (XVI в.), Твери (XVI в.), Вологды (XVII в.). По сообщению церковного историка архидиак. Павла Алеппского, в XVII в. на Украине А. устраивались в центре храма в виде круглого или восьмиугольного помоста, обитого красным сукном, с 2 ступенями. В наст. время в практике РПЦ подобный тип А. используется за архиерейским богослужением и называется архиерейским А., или облачальным местом, или рундуком; в Чиновнике архиерейского священнослужения (1982) он неправильно назван кафедрой (Т. 1. С. 53). К XVII в. А. визант. типа, уже не имевшие соответствия в греч. церковной практике, стали уничтожаться. После XVII в. А. в РПЦ обычно называют примыкающий к солее полукруглый выступ.

Богослужебное использование

А., возвышавшийся в центре визант. храма (наряду со св. престолом и горним местом), был одним из главных архитектурных сооружений, не только организовывавших литургическое пространство храма, но и повлиявших на возникновение многих особенностей богослужения византийского обряда. Типикон Великой церкви, древние визант. Евхологии, трактат «О церемониях византийского двора» (De cerimoniis aulae byzantinae) имп. Константина VII Багрянородного, Чиновник новгородского Софийского собора и др. источники содержат подробное описание того, какое место А. занимал в богослужении визант. и рус. кафедральных соборов. С А. (или его ступеней) произносились ектении, читалось Евангелие, пелись антифоны литургии, Трисвятое, прокимны. аллилуиарии, такие важнейшие песнопения, как тропари Пасхи «    », на поклонение Кресту «  », великого водоосвящения «  ». Совершив литургию и выходя из храма, уже находясь за А., епископ или священник читал заамвонную молитву, служившую отпустом для народа. На А. архиерей воздвигал св. Крест в праздник Воздвижения Креста, с А. протодиакон возглашал синодик Недели Православия, К-польский Патриарх читал в Великую пятницу традиц. поучение оглашаемым, на А. совершался чин венчания на царство визант. императоров и царей слав. гос-в (Goar, Mateos, Голубцов, Арранц). Типикон Великой ц. определяет петь утреню важнейших праздников «на амвоне» (греч. ἐν τῷ ἄμβωνι - Mateos. T. 2. P. 309). Обычай проповедовать с А. можно возводить к свт. Иоанну Златоусту (Сократ).

Свт. Герман Константинопольский (VIII в.) писал, что «амвон служит образом камня у святого гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел при двери гроба, возвещая мироносицам воскресение Господа». Автор приписываемого свт. Софронию Иерусалимскому комментария на литургию (XI в.) добавляет, что ступени А. знаменуют «лестницу Иакова». Восхождение на А. свт. Герман связывает со словами «     » (Ис 40. 9 ), к-рые впосл. вошли в состав ирмоса 5-й песни канона Недели ваий, используемого в качестве стиха при восшествии архиерея на А.

В совр. рус. церковной практике, различающей архиерейский А. и А. перед царскими вратами, первый используется только за архиерейским богослужением: здесь епископ облачается перед литургией, на этот А. ставится кафедра, на к-рой архиерей сидит до малого входа, отсюда протодиакон читает Евангелие. Со второго - полукруглого выступа солеи у царских врат - произносят ектении, читают Евангелие (при иерейском служении), Апостол (если читающий - диакон или имеющий хиротесию чтец), отсюда проповедуют, обращаясь к прихожанам,- т. о., функционально эта часть солеи соответствует древнему визант. А.

Ист.: Сократ. Церк. ист. VI 5; Созомен. Церк. ист. IX 2; Paulus Silentiarius Descriptio ambonis recitata privatim post prius magnum carmen in domo patriarchali // PG. 86β. Col. 2251-2264; Герман, свт. Сказание. С. 46-49; Mateos. Typicon. T. 1. P. 28-32, 182, 186; T. 2. P. 62, 88, 98, 138; Sophronii Patriarchae Hierosolymitani Commentarius Liturgicus // PG. 87γ. Col. 3985; Goar. Euchologion. P. 153-156, 279-281, 726-727; Голубцов. Чиновник; Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину. К., 1997. С. 55, 68, 82, 114.
Лит.: Leclercq H. Ambon // DACL. Col. 1330-1347; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 47-49; Xydis S. G. The Chancel Barrier, Solea and Ambo of Hagia Sofia // Art Bull. 1947. Vol. 29. Р. 1-24; Lassus J., Tchalenko G. Ambons syriens // Cah. Arch. 1951. Vol. 5. P. 75-124; Delvoye Ch. Ambo // RBK. Bd. 1. 1963. S. 126-133; Taft R. Some Notes on the Bema in East and West Syrian Tradition // ОCP. 1968. Vol. 34. P. 326-359; Хрушкова Л. Г. Скульптура раннесредневековой Абхазии, V-X вв. Тбилиси, 1980; Damblon A. Zwischen Kathedra und Ambo. Düsseldorf, 1988; Sodini J. P. Les ambons médiévaux à Byzance: Vestiges et problèmes // Θυμίαμα στή μνήμη τής Λασκάρινας Μπούρα. Αθήνα, ῾99῝. Σ. 303-307. Pl. 172-173 [фрагм. малоазийских амвонов X-XI вв.]; Арранц М. Крещение и миропомазание. Рим, 1997. С. 161-163; Coleman C. Ambo // The Catholic Encyclopedia // http:// www.newadvent.org/cathen/01381e.htm [Электр. ресурс]; Shipman A. J. Ambo (in the Russian and Greek Church) // The Catholic Encyclopedia // http://www.newadvent.org/cathen/01382a.htm [Электр. ресурс].
А. Ю. Казарян, М. С. Желтов

Новгородский А.

Единственный сохранившийся древнерус. А. сооружен в 1533 г. при архиеп. Макарии для Софийского собора в Новгороде. Это круглое в плане архитектурное сооружение из сосны, 12 колонок делят его на 12 звеньев, а горизонтальные тяги - на 5 ярусов (высота 2,79 м, длина окружности 6,91 м). По описанию Новгородской летописи, «амбон велми чуден и всякия лепоты исполнен: святых в нем от верха в три ряды тридесят... а по всему амбону резью и различными подзоры и златом лиственным велми преизящно украшен и удивленья исполнен; а от земля амбону устроены яко человечки дровяные дванадесят, и всякими вапы (красками.- Ред.) украшены и во одеждах, и со страхом яко на главах держат сию святыню, велми лепо видети...» (ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 291). В Чиновнике новгородского Софийского собора (1626-1634) упоминается, что А. устанавливался напротив царских врат, дверцы его в определенные моменты службы закрывались завесами; для совершения чинов пещного действа, умовения ног, омовения святых мощей А. отодвигали в сторону (Голубцов. С. 28, 58, 194, 199, 218).

Тема духовного восхождения к идеальному Граду, Небесному Иерусалиму, получила развитие в художественном облике новгородского А., по форме напоминающего храм. 12 столбиков, 12 проемов-врат, ярусное членение, изображение родоначальников колен Израилевых над проемами в нижнем регистре и херувимов на столбиках, золочение - все это является аллюзией образа Небесного Града, возникающего в Апокалипсисе (Откр 21. 12-21) и в Книге пророка Иезекииля (Иез 48. 31-35).

В 1860 г. из новгородского Софийского собора А. был вывезен в Петербург, в Имп. Академию художеств, откуда в 1898 г. поступил в Русский музей. В наст. время находится в ГРМ; изображения святых в 3 верхних ярусах, одна из скульптур нижнего ряда, фрагменты орнаментальной резьбы, роспись и позолота, всходы («степени»), настил и дверцы А. утрачены.

Ист.: РГИА. Ф. 786. Оп. 3. Д. 35. Л. 35-43; Голубцов. Чиновник.
Лит.: Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. 6. С. 156, 157; Спицын А. А. Пещное действо и халдейская пещь // ЗРАО. 1901. Т. 12. В. 1-2. С. 95-131; Бенешевич В. П. Древнеславянская кормчая ХIV титулов без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 97а; Некрасов А. И. Очерки декоративного искусства Древней Руси. М., 1924. С. 73-74; он же. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 231-239; Плешанова И. И., Лихачёва В. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. Гос. Русского музея. Л., 1985. С. 17-18; Клюканова О. Новгородский амвон 1533 г. // София. Новгород, 1998. № 4. С. 18-20.
О. В. Клюканова
Рубрики
Ключевые слова
См.также