[Асеневая, Асеновая; болг.- Асенова крепост], находится к югу от Асеновграда (Болгария), на высокой скале при входе в ущелье р. Чая. Отождествляется со средневек. г. Станимахос (до 1934 Станимака). Название получила по надписи в скале, указывающей, что крепость (град) была построена в 1231 г. болг. царем Иоанном II Асенем. Сохранились сведения о существовании крепости еще в ХI в. Так, дер. Станимахос с двумя укреплениями упоминается в Типиконе Бачковского мон-ря (1083), принадлежавшего визант. военачальнику Григорию Бакуриани. В 1189 г. крепость, называемую Скрибенциум, захватили крестоносцы имп. Фридриха II Барбароссы. Сохранилось ее описание нач. ХIII в., сделанное Ж. де Виллардуэном. В ХIII-ХIV вв. А. с. неск. раз переходила от византийцев к болгарам. Во 2-й пол. ХIV в. была захвачена турками. В ХV в. комплекс был разрушен.
Крепость состоит из 2 частей. Замок (внутренняя крепость) расположен в самой высокой части укрепления, где также находились многоугольная башня-донжон (пирг), небольшая однонефная церковь в центре и жилые постройки. Возле церкви были найдены погребения с монетами визант. имп. Алексея I Комнина (1084-1118), позволившие отнести строительство замка к кон. ХI - нач. ХII в. На территории внешнего укрепления находятся две цистерны (водохранилища).
В наст. время на территории А. к. сохранился небольшой двухэтажный храм Богородицы Петричской, имеющий вытянутый план с ярко выраженным предалтарным пространством, неск. расширенным наосом (перекрыт куполом на 12-гранном барабане), нартексом и квадратной башней по оси здания с запада. Главный этаж имеет окна с полуциркульными завершениями в больших аркатурных нишах. Нижний этаж, стоящий на уступе скалы, перекрыт коробовым сводом и служит своеобразным подиумом, устраняющим неровность площадки (характерный прием средневизант. архитектуры). Достаточно близкую аналогию церкви составляет др. средневек. храм Асеновграда, ц. св. Иоанна Предтечи, в зап. части города. Храм отнесен А. Грабаром к типу двухэтажных церквей-гробниц наряду с костницей Бачковского мон-ря и Боянской церковью, с к-рыми его роднит внешнее оформление (аркатура, подчеркивающая двухчастное деление фасада). Захоронений в храме не обнаружено, и программа сохранившихся росписей XIV в. также не отвечает погребальной тематике. Надписи выполнены на греч. языке. К особенностям росписи можно отнести изображение сонма архиереев и диаконов в алтаре. Стиль росписей относится к лучшим визант. памятникам 2-й пол. XIV в.