БЕЛЛИНИ
Том IV , С. 528-529
опубликовано: 28 апреля 2009г.

БЕЛЛИНИ

Содержание

[итал. Bellini], семейство итал. художников XV в., представителей венецианской школы живописи.

Якопо Б.

Мадонна с Младенцем. Худож. Я. Беллини. Ок. 1450 г. (Галерея Уффици. Флоренция)Мадонна с Младенцем. Худож. Я. Беллини. Ок. 1450 г. (Галерея Уффици. Флоренция)(между 1390 и 1400, Венеция - ок. 1470/71, там же), основатель династии, ученик готического мастера Джентиле да Фабриано. В нач. 20-х гг. XV в. посетил Флоренцию, где познакомился с живописью новой эпохи. Большинство его монументальных работ и портретов не сохранились и известны только по описаниям современников. Наиболее значительные - фреска «Распятие» из кафедрального собора в Вероне (1436, погибла в 1759), циклы больших картин для духовно-благотворительных сообществ - скуол (Скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста, Скуола ди Санта-Мария - 50-е гг. XV в., погибли в сер. XVIII в.). В наст. время известны ок. 20 небольших станковых работ и ок. 300 рисунков (Британский музей, Лондон; Лувр, Париж). Для ранних работ Якопо Б. характерно влияние Джентиле да Фабриано (Мадонна с Младенцем, 30-е гг. XV в., Академия Каррара, Бергамо; Мадонна с Младенцем, собр. Канеола, Гадзера; «Алтарь Благовещения», нач. 40-х гг. XV в., ц. Сант-Алессандро, Брешиа), проявляющееся в изысканных линиях одежд, в тяге к броскому орнаменту, в обилии золота в цветовой гамме, составляющее стиль «интернациональной» готики. В композиции «Мадонна с Младенцем и донатором» (ок. 1430, Лувр, Париж) заметен архаичный подход в построении пропорций, изображению Мадонны противопоставлена крошечная фигура донатора. В то же время в рисунках часто видна тонкая светотеневая моделировка форм и рационально выстроенная перспектива («Проповедь св. Иоанна Крестителя, ок. 1430, Лувр). В живописи эти черты проявляются с сер. 40-х гг. XV в. В картине «Мадонна с Младенцем» (1453, музей г. Лос-Анджелес, США) заметно композиционное сходство с рельефом мастера «нового направления» Донателло «Мадонна Пацци», окончательный разрыв с готической традицией характерен для работ «Распятие» (40-е гг. XV в., музей Кастельвеккьо, Верона) и «Св. Иероним в пустыне» (ок. 1460, там же).

Джентиле Б.

Мадонна с Младенцем на троне. Худож. Джентиле Беллини. 1480–1485 гг. (Национальная галерея. Лондон)Мадонна с Младенцем на троне. Худож. Джентиле Беллини. 1480–1485 гг. (Национальная галерея. Лондон)(1429, Венеция (?) - 1507, там же), старший сын Якопо Б., названный, вероятно, в честь Джентиле да Фабриано. Офиц. живописец Венецианской республики, с его именем связано зарождение в венецианской живописи исторической картины и парадного портрета. Наиболее значительная работа - парадные изображения венецианских правителей в зале Большого совета Дворца дожей (1474 - сер. 80-х гг. XV в., не сохр.); интересны частично уцелевший цикл портретов тур. султана Мехмеда II и его придворных (1479-1481, Национальная галерея, Лондон), выполненный художником во время путешествия в К-поль в составе офиц. делегации Венеции в 1479-1481 гг., и портрет правительницы Кипра Катерины Корнаро (1500, Национальная галерея, Будапешт). Религ. живопись Джентиле Б. создавалась в основном для помещений венецианских скуол. В этих работах сложился характерный для художника тип многофигурной композиции, в к-рой библейский сюжет показан в контексте архитектурных и бытовых реалий, совр. художнику Венеции («История Св. Креста», ок. 1500, Скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста; «Проповедь Св. Марка в Александрии», 1492, Пинакотека Брера, Милан). Четкий, порой жесткий рисунок при подробной повествовательности и изысканном колорите - влияние ведущего мастера падуанской школы Андреа Мантеньи (мужа дочери Якопо Б.).

Джованни Б.

(ок. 1430-1432, Венеция - 1516, там же) получил художественное образование в мастерской отца, унаследовав от него связь с падуанской и тосканской традициями. Подобно старшему брату, испытал сильное влияние А. Мантеньи («Моление о чаше», 1459, Национальная галерея, Лондон; «Сретение», 50-е гг. XV в., Галерея Куэрини-Стампалия, Венеция). Св. Иероним в пустыне. Худож. Джованни Беллини. Ок. 1480 г. (Галерея Питти. Флоренция)Св. Иероним в пустыне. Худож. Джованни Беллини. Ок. 1480 г. (Галерея Питти. Флоренция) На творчество Джованни Б. оказала также воздействие нидерландская школа, что нашло отражение как в методах работы (тщательный подготовительный рисунок по грунту с проработкой светотени), так и в обращении к технике масляной живописи. В основном художником разрабатываются темы «Мадонна с Младенцем» и «Оплакивание Христа» (Pietа). В ранних изображениях Богородицы нередко используются иконографические мотивы визант. и критской иконописи («Мадонна с греческой надписью», 70-е гг. XV в., Пинакотека Брера, Милан; «Мадонна с Младенцем», 1455, Пинакотека Маласпина, Павия), строгая композиция иконописного типа сочетается с тонкой проработкой объема фигур светотенью, духовная сосредоточенность образа наполнена эмоциональной мягкостью. Для зрелых работ художника характерно углубление созерцательного начала и создание отдельной иконографии - sacra conversatione (лат.- священное собеседование): Богородица с Младенцем на троне в окружении святых и ангелов («Алтарь Сан-Джоббе», ок. 1480, Галерея Академии, Венеция; Триптих из ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция, 1488; «Мадонна со святыми и дожем Агостино Барбариго», 1488, ц. Сан-Пьетро Мартире, Мурано; «Алтарь Сан-Дзаккариа», 1505, ц. Сан-Дзаккариа, Венеция; «Sacra conversazione», 80-е гг. XV в., Галерея Академии, Венеция). Этим композициям близка одна из самых загадочных картин мастера «Священная аллегория» (1490-1500-е гг., Галерея Уффици, Флоренция). Большинство работ на тему «Pieta» создано на основе визант. иконографии, наиболее интересный вариант - композиция из «Алтаря Пезаро» (70-е гг. XV в., городской музей, Пезаро): фигура Христа, поддерживаемая св. Никодимом, Иосифом Аримафейским и Марией Магдалиной, наделена большой пластической выразительностью. Ранние работы (Pieta, 1460, музей Польди-Пеццоли, Милан; Pieta, 60-е гг. XV в., Пинакотека Брера, Милан) отличаются экспрессией и графической четкостью рисунка (влияние Мантеньи) (Pieta, 1505, Галерея Академии, Венеция).

В творческом наследии семейства Б. есть также совместные работы: композиция «Pieta со святыми Марком и Николаем» (1472, Дворец дожей, Венеция), «Алтарь Гаттамелаты» (1460, кафедральный собор в Падуе), от к-рого сохранились только небольшие фрагменты нижней части алтарного полиптиха.

Лит.: Gronau G. Die Künstlerfamilie Bellini. Bielefeld; Lpz., 1909; Bottari S. Giovanni Bellini. Mil., 1963. Vol. 2; Dussler I. Giovanni Bellini. Fr./M., 1935; Palucchini R. Giovanni Bellini. Mil., 1959; Flocco G. Giovanni Bellini. Mil., 1960; Heinemann F. Bellini e belliniani. Venezia, 1962; Robertson G. Giovanni Bellini. Oxf., 1968; Колпинский Ю. Д. Искусство Венеции. М., 1970; Arbore G. Giovanni Bellini. Bucarest, 1978; Zeri F. Quattro tempere di Jacopo Bellini // Diari di lavoro: Quaderni di Emblemata. Bergamo. 1979. Vol. 1. P. 42-49; Boskovits M. Per J. Bellini pittore // Paragone. 1985. Vol. 36. P. 113-230; Meyer zur Capellen J. Gentile Bellini. Stuttg., 1985; Belting H. Giovanni Bellini - Pieta. Fr./M., 1985; Humfrey P. Gentile Bellini // La pittura in Italia: Il quattrocento / Ed. F. Feri. Mil., 1987. P. 577-780; Eisler C. T. The Genius of Jacopo Bellini. N. Y., 1989; Оливари М. Дж. Беллини. М., 1998.
Н. Ф. Боровская
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта)
  • БЕРНИНИ Джованни Лоренцо (1598-1680), итал. скульптор, архитектор, живописец
  • БОТТИЧЕЛЛИ Сандро (1444-1510), итал. художник, представитель флорентийской школы живописи
  • БРАМАНТЕ Донато (1444 - 1514), итал. архит., живописец и инженер
  • ВАЗАРИ Джорджо (1511 - 1574), итал. живописец, архитектор, писатель
  • ВЕРОНЕЗЕ (наст. фам. Кальяри) Паоло (1528-1588), итал. художник эпохи Возраждения
  • ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы
  • ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ 1-е упом.- в 1278 - до 1319, итал. живописец
  • КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в.
  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения