[укр. Бiла Криниця; румын. Fântâna Albă], с. в Глыбокском р-не Черновицкой обл. на Украине (Сев. Буковина), в прошлом кафедра Белокриницких митрополитов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Название села происходит от беловатого цвета воды в нек-рых местных колодцах (криницах), вызванного наличием в почве меловых пород. Время основания села неизвестно, первоначально оно называлось Варница, имело румын. (молдав.) население, до нач. 80-х гг. XVIII в. принадлежало мон-рю Путна. С 60-х гг. XVIII в. (по др. данным, с 20-х гг.) здесь существовали небольшие поселения старообрядцев (липован). После издания в 1781 г. австр. имп. Иосифом II патентов о переселении и веротерпимости на Буковину из османских владений близ устья Дуная в 1783 г. перебралось значительное число старообрядцев, к-рым австр. власти предоставили крупные земельные участки (изъятые у мон-ря Путна) и существенные льготы: освобождение от налогов, воинской службы и иных гос. повинностей на 20 лет, а также возможность вести религ. жизнь по собственным традициям независимо от к.-л. из существовавших в то время в Австрийской империи конфессиональных центров.
Заселение старообрядцами Б. К. произошло в 1784-1785 гг., среди переселенцев с самого начала были как семейные миряне, так и иночествующие обоего пола. По австр. данным, в 1786 г. в Б. К. проживало 30 старообрядческих семей. Вероятно, уже в то время здесь существовали храмы и мон-ри (первым был основан муж. мон-рь). Все храмовые здания были каменными. «Мирскими» являлись церкви: летняя во имя святых Космы и Дамиана и зимняя во имя свт. Василия Великого (после восстановления в кон. 80-х гг. XX в. была переосвящена во имя свт. Николая Мирликийского). Муж. мон-рь был посвящен Покрову Пресв. Богородицы, жен.- Успению, оба мон-ря имели по 2 храма - зимнему и летнему. Поскольку мон-ри в Б. К. создавались в период действия имп. указа о закрытии мон-рей «созерцательного образа жизни» (издан 13 окт. 1781), старообрядческие обители по крайней мере до 1803 г. существовали нелегально на частных земельных владениях жителей Б. К. В 1843 г., по австр. данным, старообрядческое население Б. К. насчитывало 604 чел., а общее число липован Буковины равнялось 1966.
В 1-й пол. 40-х гг. XIX в. Б. К. (в особенности Покровский муж. мон-рь) стала центром деятельности прибывших из России старообрядческих иноков Павла (Великодворского), Алимпия (Милорадова) и Геронтия (Колпакова), целью к-рых была организация здесь архиерейской кафедры для старообрядцев-поповцев. В 1844 г. на это было получено разрешение австр. властей, и 28 (или 29) окт. 1846 г. в Покровском соборе Белокриницкого муж. мон-ря произошло присоединение к старообрядчеству Босно-Сараевского (К-польский Патриархат) митр. Амвросия (Паппа-Георгополи). В 1848 г. он был удален из Б. К. по требованию российских властей, однако митрополия была сохранена. Первоначально она была единственным высшим духовным управлением для старообрядцев белокриницкого согласия. Однако, поскольку к кон. XIX в. усилилось значение архиепископии белокриницкого согласия на Рогожском кладбище в Москве, за митрополией в Б. К. сохранились лишь «первенство чести» и духовная власть над приходами согласия, расположенными вне Российской империи.
В 1940 г. Сев. Буковина была присоединена к СССР. Незадолго до входа в Б. К. частей Красной Армии старообрядческая митрополия переехала в г. Брэила (Румыния). В 1940 г. мон-ри в Б. К. были закрыты, в зданиях муж. обители и митрополии была расквартирована погранзастава. В результате боев в июне 1941 г. эти постройки были почти полностью разрушены, после 1944 г. руины использовались в качестве источника стройматериалов, однако отдельные келейные корпуса оставались еще в сер. 70-х гг. XX в. К наст. времени от Покровского муж. мон-ря остались лишь отдельные захоронения с надгробиями на бывш. монастырском кладбище. Среди них - могилы Белокриницких митрополитов, а также иноков Павла и Алимпия. Неск. могил со старинными крестами уцелели и на кладбище жен. мон-ря. Из его зданий в наст. время существуют летний соборный храм Успения Пресв. Богородицы, построенный в 1906 г. в «неорусском стиле», неск. хозяйственных построек и часть каменной ограды (нач. XX в.). Сельские (приходские) зимний и летний храмы, построенные в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в традициях западноукр. зодчества, сохранились полностью, летний храм не закрывался. После 1940 г. здесь находилась значительная часть церковно-богослужебного имущества митрополии и мон-рей. Значительное по объему книжное собрание Белокриницкой митрополии в наст. время распылено между храмами Б. К., книгохранилищем старообрядческой митрополии в Брэиле, рядом старообрядческих церквей Румынии и стран СНГ и частными коллекциями. В результате деятельности археографической экспедиции БАН СССР, работавшей в Б. К. в 1971 г., возникло Белокриницкое собрание рукописей БАН. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва (Москва) организовал в Б. К. свой филиал - Музей культуры старообрядчества, к-рый приобрел у местных жителей предметы старины и искусства. Однако после распада СССР финансирование прекратилось, и к сер. 90-х гг. XX в. Белокриницкий музей закрылся, большая часть его фондов была передана в Черновицкий областной историко-краеведческий музей.
Служивший в Б. К. в 1987-1996 гг. старообрядческий священноинок Севастиан (Озерский) предпринимал попытки возродить обители и село путем привлечения на жительство в Б. К. старообрядцев из стран СНГ. В 1993 г. был освящен восстановленный Успенский собор в жен. мон-ре. 7-14 нояб. 1996 г. в нем проходили заседания 1-го Всемирного собора старообрядческой церкви, проводившегося в ознаменование 150-летия Белокриницкой иерархии. Одним из деяний собора была канонизация первого Белокриницкого митр. Амвросия.
К апр. 2002 г. в Б. К. жили ок. 100 чел., преимущественно рус. старообрядцев, хотя в последние годы отмечался рост доли укр. населения. Богослужения совершаются периодически приезжающим в село священником из старообрядческого прихода г. Черновцы, в его отсутствие службы отправляются иночествующими и мирянами, с изъятием иерейских молитв и действий.