[итал. Borromini; наст. фам. Кастелли] Франческо (25.09.1599, Биссоне, Швейцария - 2.08.1667, Рим), итал. архит. XVII в., представитель стиля барокко. Участвовал в качестве резчика по камню в строительстве кафедрального собора в Милане. С 1619 г. жил в Риме, как зодчий и резчик по камню работал на строительстве собора св. Петра, палаццо Барберини и купола храма Сант-Андреа делла Валле под рук. своего дяди, архит. Карло Мадерна. В 1625 г. создал первые проекты 2 колоколен для храма Всех святых (бывш. Пантеона) и решетки у входа в капеллу Св. Даров в соборе св. Петра. В 1632 г. получил звание архитектора.
На стиль Б. оказали влияние готические постройки в Милане, архитектурная графика Леонардо да Винчи, а также искусство античности и Ренессанса в период совместной работы с К. Мадерна в Риме. К числу первых самостоятельных работ Б. относится ц. Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1641, 1665-1667), построенная для мон-ря ордена босых тринитариев. Овальная в плане постройка, возведенная на маленьком участке в форме трапеции, перекрыта высоким овальным куполом. Особо выразителен двухъярусный фасад, волнообразные очертания его стены повторяют изогнутые линии антаблементов и балюстрад. По контрасту с нижней частью верхний ярус облегчен за счет глубоких ниш, усиливающих эффект «прогибания» стены.
Своеобразие планировки отличает ц. Сант-Иво алла Сапиенца (1642-1660), расположенную во внутреннем дворе Римского ун-та. Ее план имеет форму шестиконечной звезды (аллюзия на храм Соломона), в сложной форме купола угадывается сходство с рисунками Леонардо да Винчи. Строгий двухъярусный фасад, декорированный накладными аркадами и пилястрами, соединен с арочными лоджиями университетских зданий XVI в.; его вогнутая стена образует неглубокую нишу и напоминает алтарную апсиду, а прямоугольный двор и лоджии - соответственно центральный и боковые нефы храма. Подобная идея сакрализации внутреннего пространства двора, освящаемого храмом-алтарем, вероятно, была вызвана влиянием произведений архит. Д. Браманте (папская вилла и Бельведер в Ватикане, первоначальный проект храма мон-ря Сан-Пьетро ин Монторио (Темпьетто)).
Б.- архитектор фасада ц. Сант-Аньезе ин Агоне (на пл. Навона) (1653-1655, завершена К. Райнальди), оратория ордена филиппинцев при ц. Санта-Мария ин Валличелла (1637-1640), дворца Конгрегации по распространению веры (1646-1667), колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте (1653-1665). Б. достраивал палаццо Барберини (архит. Мадерна) и руководил реконструкцией раннехрист. базилики Сан-Джованни ин Латерано (1646-1649).
Важной чертой архитектурного стиля Б. был художественный диалог с великими предшественниками и современниками. Оформляя гигантским ордером центральный неф Латеранской базилики, он опирался на опыт Микеланджело (фасад дворца Консерваторов на Капитолийском холме), установив т. о. связь между историческим центром и древнейшим христ. храмом имп. Рима. Готический тип «статуи-колонны» был осмыслен в контексте барочного храма: фигуры ангелов вырастают из прямоугольных колонн верхнего яруса колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте. В оформлении фасада базилики Сант-Аньезе ин Агоне, в сочетании мощного купола и боковых колоколен угадывается сходство с собором св. Петра. Интерьер этого храма выполнен в традициях монументальной архитектуры барокко: сложная конфигурация стен, обилие декора, богатая полихромия (позолота, цветной мрамор и т. д.). Острая динамика архитектурных форм, оригинальность деталей и вместе с тем внутренняя дисциплина отличают дворец Конгрегации по распространению веры и ораторий ордена филиппинцев.
Работа над основными проектами Б. нередко затягивалась, не все его замыслы были реализованы. Конкуренция с Л. Бернини перешла с годами в личную неприязнь. В отличие от Бернини, связанного с высшей церковной иерархией, Б. строил в основном по заказам монашеских орденов, хотя среди почитателей его таланта были папа Урбан VIII и его родственники из аристократической семьи Барберини. Творческий метод Б. во многом определяется духовным и художественным содержанием стиля барокко, но он абсолютно индивидуален и неповторим. В жизни Б. мощные духовные порывы сочетались с периодами глубокой депрессии, приведшей его к самоубийству.