ВЕРОНСКИЙ САКРАМЕНТАРИЙ
Том VII , С. 723-724
опубликовано: 2 декабря 2009г.

ВЕРОНСКИЙ САКРАМЕНТАРИЙ

[лат. Sacramentarium Veronense] (Bibl. Capit. Ver. LXXXV (80), 1-я четв. VII в.), древнейшее сохранившееся собрание молитв мессы рим. обряда. Др. название - «Сакраментарий папы Льва» (Sacramentarium Leonianum) - связано с ошибочной атрибуцией при первой публикации рукописи в 1735 г. Хотя уже в издании Л. А. Муратори в 1748 г. (перепечатано в PL. 55. Col. 21-156) заглавие было изменено на В. С., 2-е название сохранялось до выхода последнего критического издания (1955-1956).

Веронский Сакраментарий (Bibl. Capit. Veron. LXXXXV (80).Fol. 144v)Веронский Сакраментарий (Bibl. Capit. Veron. LXXXXV (80).Fol. 144v)

Рукопись была найдена в одном из шкафов в хранилище б-ки Капитула Веронского собора в 1713 г., где она, видимо, была спрятана от наводнения и забыта; в наст. время хранится в той же б-ке. В. С. состоит из 139 пергаменных листов (25,2×18 см). Текст написан унциалом, известным по др. памятникам из Вероны и датируемым 1-й четв. VII в. Последние 3 страницы написаны др. рукой. Иллюстраций и декоративных украшений, кроме заглавных букв, нет. В сер. VIII в. была добавлена нотация на полях. В тексте дополнительных записей упоминается еп. Вероны Эгинон (772-802).

Возможно, В. С. является не копией более ранней рукописи, а оригинальной компиляцией, поскольку целиком никогда не копировался, хотя нек-рые входящие в него формуляры имели хождение к северу от Альп и сохранились в составе ряда галликанских и кельтских памятников (Missale gothicum, Missale Francorum, Миссал из Боббио, Равеннский свиток, арианские фрагменты Маи-Меркати и др.). Появление В. С. связывается с общей тенденцией в VI-VII вв. к собиранию творений Римских пап предшествующих веков (ср.: в то же время возникают Liber pontificalis, Liber diurnus, Gesta pontificorum и т. п.). По мнению большинства исследователей, В. С. является не полноценным служебным Сакраментарием, но всего лишь сборником небольших записок, содержащих изменяемые части служб - т. н. libelli missarum (лат. записи месс). Они считаются промежуточным звеном в эволюции богослужебного чина - между раннехрист. свободным сочинением и устной передачей молитв и средневек. литургическими книгами. В. С. существенно отличается от классических лат. Геласия и Григория Сакраментариев. Однако известны и др. памятники типа В. С., напр. Киевские глаголические листки.

В основе В. С. лежат тексты рим. кафедрального (папского) богослужения, о чем свидетельствует наличие указаний в календарной системе на иды, ноны и календы, молитв на погребение рим. епископа, формуляров ординации и посвящения дев и др. Памяти св. апостолов Петра и Павла, особо почитавшихся в Риме, посвящены 28 месс (на Рождество Христово, напр.,- только 9). Тем не менее нек-рые разделы В. С. относятся к богослужению не самого Рима, а его пригородов (церквей «extra muros» - вне стен [Рима]).

В. С. содержит 1331 молитву мессы. Они разделены на 300 блоков, в одном разделе может быть от 1 до 45 формуляров (отдельных последований), к-рые распределены по месяцам гражданского календаря, начиная с апр. (разд. VIII, формуляр VI) и заканчивая дек. (разд. XLIII, формуляр V). Поскольку формуляры первых 3 месяцев и части 4-го (преимущественно для периода Великого поста) утрачены (всего 48 страниц), общее число молитв установить невозможно.

Ни один из формуляров не может быть датирован временем ранее V в. Большая часть составлена после 440 г., самый поздний текст относят к 558 г. Верхней границей составления В. С. следует считать понтификат Григория Великого (590-604), поскольку следы предпринятых этим папой реформ в В. С. отсутствуют.

Хотя гипотеза о составлении В. С. св. папой Львом I (440-461) в наст. время отвергнута, имеются богословские и текстуальные параллели между В. С. и сочинениями понтифика. Исследователями были предложены 3 возможных решения: либо папа Лев I, действительно, сам написал неск. формуляров, либо он использовал в своих проповедях некий литургический материал из libelli missarum, либо молитвы В. С. составлялись на основе его сочинений. Каждая из этих гипотез вполне вероятна (Metzger M. Les Sacramentaires. Turnhout, 1994. P. 51). Кроме того, 18 формуляров, направленных против древнего языческого праздника Луперкалий (с 15 февр.), атрибутируются папе Геласию (492-496).

По мнению А. Штуйбера, libelli missarum хранились в папском латеранском архиве и использовались пресвитерами (в т. ч. пригородных церквей); затем (возможно, при папе Григории Великом) они уже за пределами Рима были собраны вместе; беспорядок в расположении формуляров и повторы объясняются как небрежность копииста. Согласно А. Шавассу, тексты В. С. имеют рим. происхождение и были переписаны из 2 рукописей при папе Иоанне III (561-574); эти рукописи, в свою очередь, были составлены при папе Вигилии (537-555), к-рому принадлежат 60 формуляров, написанных в период с июля 537 по март 538 г. (когда Рим был осажден остготами) и содержащих прошения о защите от врагов и благодарения за избавление (см., напр., разд. XVIII, формуляры XXVIII, XXXIV и др.); 8 формуляров посвящены празднованию епископского рукоположения папы Вигилия (разд. XXIX).

Типичный формуляр в В. С. содержит коллекту (иногда 2-ю альтернативную, помеченную как Item alia), молитву оффертория (Super oblata - Над дарами), praefatio (Vere dignum - Воистину достойно (по первым словам)) и заключительную молитву (Ad complendum; также Postcommunio - После Причащения). Иногда к этим текстам добавляется молитва священнического благословения (Super populum - Над народом).

В В. С. отмечены 22 праздничных дня. Формуляры по месяцам распределены неравномерно: более половины сосредоточены в разделах VIII, XVIII и XXVIIb - XXXIV (апр., июль, сент., окт.). Из Великих праздников есть только Вознесение и Пятидесятница (разделы IX-XI). Упоминаются посты 4, 7 и 10-го месяцев, но среди интерполяций указания на пост встречаются чаще (разделы X, XII, XVI, XXVII, XLIII). Один из формуляров в сент. имеет пасхальный характер. Содержание формуляров часто не совпадает с тем, что обозначено в заглавии (напр., память папы Сильвестра в разд. XXXIV названа как дата кончины (natale), а формуляр дан на перенесение мощей (depositio)).

Канон мессы (главная часть службы - анафора и «Отче наш») в В. С. отсутствует; кроме praefatio встречаются лишь тексты изменяемых в особые дни отдельных частей анафоры: Communicantes (для праздников Вознесения и Пятидесятницы), Hang igitur (для крещальной литургии Пятидесятницы, чинов посвящения дев, поставления епископа, брака и погребения), Quam oblationem (для ежегодного празднования дня рукоположения епископа).

6 молитв в конце сент. объединены под титулом «Incipit velatio nuptialis» (Здесь начинаются [молитвы] брачной церемонии) (разд. XXXI). В разд. XI выписаны молитвы «против врагов кафолической веры», т. е. язычников. Отдельным блоком выписаны молитвы рукоположения епископов, пресвитеров и диаконов (разд. XXVIII) и посвящения дев (разделы XVI, XXX).

В разд. XXXII приводятся молитвы на случаи засухи (De siccitate temporis) и войны; в разд. XXXIII - молитвы из чина погребения (Super defunctos); в разд. XLIII др. рукой написаны молитвы благословения богоявленской воды. Кроме молитв мессы и чинопоследований таинств в В. С. (среди интерполяций) есть 45 формуляров с молитвами суточного круга - Orationes et preces diurnae (Молитвы ежедневных нужд - 7 молитв утрени и вечерни) (разд. XVIII).

В. С. является важным источником по истории как рим. обряда, так и христ. богослужения в целом.

Изд.: Codex sacramentorum vetus romanae Ecclesiae a s. Leone papa I confectus. R., 1735; Sacramentarium Leonianum / Ed. C. L. Feltoë. Camb., 1896; Sacramentarium Veronense / Ed. L. C. Mohlberg, L. Eizenhöfer, P. Siffrin. R., 1956-1958; Gélase Ier. Lettre contre les Lupercales et dix-huit messes du Sacramentaire léonien / Ed. G. Pomarès. P., 1959. (SC; 65).
Лит.: Stuiber A. Libelli Sacramentorum Romani: Untersuch. z. Entstehung d. sogennanten Sacramentarium Leonianum. Beuron, 1950. (Theophaneia; 6); Hope D. M. The Leonine Sacramentary: A Reassessment of its Nature and Purpose. Oxf., 1971; Vogel C. Medieval Liturgy: An Introd. to the Sources. Wash., 1986. P. 38-46; Chavasse A. La Liturgie de la Ville de Rome du Ve au VIIIe siècle. R., 1993. (Studia Anselmiana; 112, Analecta Liturgica; 18). P. 69-107; Pallazo E. A History of Liturgical Books from the Beginning to the 13th Cent. Collegeville, 1998. P. 37-42.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также