ВЕЛЛЕС
Том VII , С. 534-535
опубликовано: 22 ноября 2009г.

ВЕЛЛЕС

Э. Веллес. Фотография. ХХ в.Э. Веллес. Фотография. ХХ в. [Wellesz] Эгон (21.10.1885, Вена - 9.11.1974, Оксфорд), австр. музыковед и композитор. В 1905 г. начал изучать композицию у А. Шёнберга, в том же году поступил в Венский ун-т, где прошел курс музыковедческих дисциплин у Г. Адлера и к 1908 г. завершил докт. диссертацию об итал. композиторе Дж. Боно (1710-1788) и итал. опере в Вене XVIII в.

В 10-х гг. ХХ в., испытав влияние идей Й. Стржиговского и А. фон Баумштарка, В. приступил к историческому исследованию визант. музыки. Результатом его научных разработок стало открытие принципа использования мелодических формул как главной структурной основы визант. мелоса. В ходе научной дискуссии с Г. Тильярдом, брит. филологом-классиком, тогда же увлекшимся византийской нотацией, В. удалось вновь открыть систему визант. певч. знаков и принцип их использования, что позволило достоверно расшифровать памятники визант. церковного пения. В 1931 г. в сотрудничестве с дат. филологом-классиком К. Хёгом Тильярд и В. основали в Копенгагене серию «Monumenta Musicae Byzantinae» (ММВ), в к-рой впосл. были опубликованы факсимильные издания певч. рукописей, расшифровки визант. мелоса и научные монографии.

В Оксфорде, где В. жил после оккупации нацистами Австрии, создано 2 капитальных труда В.- «Восточные элементы в западном церковном пении» (Eastern Elements in Western Chant: Stud. in the Early History of Ecclesiastical Music. Oxf., 1947. 19672. (MMB. Subs.; 2)) и «История визант. музыки и гимнографии» (A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxf., 1949, 19612). В 1950 г. В. участвовал в Международном конгрессе церковной музыки в Риме, посетил греч. мон-рь Гроттаферрата близ Рима, где изучал визант. муз. рукописи, на основе к-рых осуществил расшифровку и исследование Акафиста Богородице, атрибутированного им визант. гимнографу прп. Роману Сладкопевцу. Эта работа была опубликована в отдельном томе ММВ в 1957 г.

В., вместе со своим учеником М. Велимировичем, является основателем издания «Исследования по восточному церковному пению» (Studies in Eastern Chant. L.; Crestwood (N. Y.), 1966-.) и издателем первых 3 томов этой серии. Автор 9 симфоний и др. муз. сочинений.

Соч.: расшифровки: Trésor de musique byzantine. P., 1934; Die Hymnen des Sticherarium für September. Kopenhagen, 1936. (MMB. Transcr.; 1); Akathistos hymn. Copenhagen, 1957. (MMB. Transcr.; 9); исслед.: Probleme der musikalischen Orientforschung // Jb. d. Musikbibliothek Peters. 1917. Bd. 24. S. 1-8; Studien zur äthiopischen Kirchenmusik // Oriens Chr. N. S. Bd. 9. S. 79-106; Die Struktur des Serbischen Oktoechos // ZfMW. 1919/1920. Bd. 2. S. 140-148; Aufgaben und Probleme auf dem Gebiete der byzant. und orientalischen Kirchenmusik. Münster, 1923. (Liturgiegesch. Forschungen; 6); Das Problem der byzantinischen Notationen und ihrer Entzifferung // Byz. 1929/1930. T. 5. Fasc. 2. P. 557-570; Über Rhythmus und Vortrag der byzant. Melodien // BZ. 1933. Bd. 33. H. 1; Melito's Homily on the Passion: An Investigation into the Sources of Byzantine Hymnography // JThSt. 1943. Vol. 44. P. 41-52; Epilegomena zu den «Eastern elements in Western Chant» // Die Musikforschung. 1952. Jg. 5. H. 2/3. S. 131-137; Words and Music in Byzantine Liturgy // MQ. 1947. Vol. 33. P. 297-310; Early Byzantine Neumes // Ibid. 1952. Vol. 38. P. 68-79; Die Hymnen der Ostkirche. Kassel, 1962.
Лит.: Réti R. Egon Wellesz: Musician and Scholar // MQ. 1956. Vol. 42. P. 1-13; Velimirovič M. Egon Wellesz and the Study of Byzantine Chant // Ibid. 1976. Vol. 62. P. 265-277; Wellesz E., Wellesz Emmy. Egon Wellesz: Leben und Werk / Hrsg. F. Endler. W., 1981; Benser С. Egon Wellesz: (1885-1974): Chronicle of a 20th-Cent. Musician. N. Y., 1985; Zum 100. Geburtstag von E. Wellesz / Hrsg. v. G. Brosche. W., 1985; Symons D. Egon Wellesz: Composer. Wilhelmshaven, 1996.
М. Велимирович
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВЕРНЕР Эрик (1901-1988), музыковед, специалист в области иудаизма и иудейской муз. традиции