ВИССАРИОН
Том VIII , С. 545-547
опубликовано: 18 апреля 2010г.

ВИССАРИОН

(Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 24.03.1878, с. Голубцовка Саранского у. Пензенской губ.- 25.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе. Окончил Нижегородскую ДС, затем КазДА со степенью канд. богословия (1902). В 1899 г. под влиянием ректора академии Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) принял монашество. В том же году был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во иерея. В 1902 г. назначен преподавателем основного, нравственного и догматического богословия в Калужскую ДС, 20 нояб. переведен преподавателем богословия и противомусульм. полемики в Александровскую Ардонскую ДС, в янв. следующего года назначение было отменено и В. перевели преподавателем гомилетики в Волынскую ДС, с дек. 1903 г. он являлся инспектором семинарии, с 1905 г.- ректором с возведением в сан архимандрита, с 1903 г.- соборным иеромонахом почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры. В. покровительствовал «Патриотическому кружку», открытому в Волынской ДС в 1907 г. 27 нояб. 1909 г. назначен ректором Самарской ДС, 11 марта 1914 г. переведен на ту же должность в Пермскую ДС. Во время служения на Волыни и в Самаре В. активно печатался в местных епархиальных ведомостях, ряд его публикаций вышел отдельными оттисками (в «Волынских ЕВ» в 1905 печатался также под псевдонимом С. А. Г.). С 6 окт. 1914 г. являлся настоятелем батуринского Николаевского мон-ря Черниговской епархии, в июле 1916 г. освобожден от должности и направлен в распоряжение Харьковского архиеп. Антония (Храповицкого).

С 1917 г. В. служил в Туркестанской епархии: преподавал Закон Божий в Андижанской гимназии, являлся секретарем епархиального совета, настоятелем собора в г. Аулие-Ата (совр. Тараз). В 1922 г. на чрезвычайном заседании епархиального совета был избран епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии, 24 нояб. состоялось наречение, но хиротония не могла быть совершена. 25 сент. 1923 г. назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, вскоре был хиротонисан. 8 февр. следующего года в управление В. были переданы Сызранский и Городищенский уезды Пензенской епархии. 4 марта 1924 г. архиерей получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, по-видимому, к месту назначения не поехал, т. к. к июлю того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил его на Ульяновскую кафедру (ср. сообщение обновленческого «Ульяновского церковно-общественного листка». № 1 за июль 1924).

С самого начала григорианского раскола В. являлся одним из его активнейших деятелей. Принимал участие в совещании 10 архиереев, состоявшемся 22 дек. 1925 г. в Донской иконы Божией Матери московском мон-ре, вошел в созданный на совещании ВВЦС под председательством Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского), зарегистрированный властями 2 янв. следующего года. 26 янв. 1926 г. вместе с др. членами ВВЦС был запрещен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским), запрещению не подчинился.

19 янв. 1926 г. членам ВВЦС разрешили встретиться с находившимся в тюрьме Местоблюстителем Патриаршего Престола митр. сщмч. Петром (Полянским). Григорий просил митр. Петра образовать коллегию из членов ВВЦС, признанных советской властью, для управления церковными делами, в состав коллегии должен был войти среди др. и В. Митр. Петр «в интересах мира и единения церковного» резолюцией от 1 февр. 1926 г. признал полезным временно «поручить исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя коллегии из трех пастырей» (архиепископы Владимирский сщмч. Николай (Добронравов), Томский Димитрий (Беликов) и Екатеринбургский Григорий (Яцковский)); резолюция Патриаршего Местоблюстителя предписывала В. вернуться в епархию.

В 1926 г. в Ульяновске действовали 2 епархиальных управления: обновленческое (см. Обновленчество) и возглавлявшееся В. Обновленческий «архиепископ» Иоанн служил в Вознесенском соборе, В.- в Свято-Троицком. В кон. июня 1926 г. В. принес покаяние перед митр. Сергием (Страгородским). В нояб. того же года решением Ульяновского губернского адм. отдела Ульяновский епархиальный совет, возглавлявшийся В., был ликвидирован. В дек. того же года архиерей вернулся в григорианский раскол. 23 марта 1927 г. на епархиальном съезде в Карсуне В. убедил большинство делегатов в каноничности ВВЦС и, апеллируя к назначению его на Ульяновскую кафедру Патриархом Тихоном, добился собственного избрания «архиепископом», несмотря на сопротивление правосл. части съезда. На этом же съезде он предложил просить Ярославского митр. сщмч. Агафангела (Преображенского) принять управление Церковью.

В Ульяновской епархии позиции григорианцев были наиболее сильными. В кон. 20-х гг. ок. половины приходов и большинство мон-рей епархии примкнули к ВВЦС, даже в соседнем епархиальном центре - Самаре В. подчинялись 2 церкви. В 1927 г. В. «хиротонисал» для своей епархии 3 викарных епископов: Ибресинского Анатолия, Буинского Гермогена (Кузьмина) и Виссариона (Григоровича), впосл. возглавившего григорианскую Ульяновскую епархию. Канонический еп. Герман (Коккель), к-рому митр. Сергий (Страгородский) поручил управление Ульяновской епархией, подвергался преследованиям и даже физическим нападениям со стороны григориан; архиереи, не поддержавшие В. и не признавшие ВВЦС, вынуждены были переехать из Ульяновска в Мелекес. По поручению Григория (Яцковского) В. не раз ездил по городам Сибири, когда влияние григорианства там снижалось. По свидетельствам современников, В. любил торжественные богослужения и пышные разъезды по епархии, к-рые бывали обременительны для народа, но производили впечатление внешней торжественностью; В. характеризовали как человека с «широкими замашками по благоустроению своего личного положения».

После отхода от дел Григория (Яцковского) В. в 1928 г. занял пост председателя ВВЦС, жил в Донском мон-ре, в покоях Патриарха Тихона. С 1927 г. носил титул «архиепископ Саратовский», затем был возведен в сан «митрополита Воронежского», с 1929 г. «митрополит Ярославский». В 1927 г. В. возвел в сан «митрополита» Бориса (Рукина) и Иоанникия (Соколовского), в следующем году предложил Томскому архиеп. Димитрию (Беликову) войти в ВВЦС, архиеп. Димитрий согласился и также был возведен в сан «митрополита». После закрытия в 1929 г. всех храмов Донского мон-ря В. служил в григорианской ц. Сорока мучеников в Москве.

В 1933 г. В. был удален от председательства в ВВЦС и управления епархией. 20 сент. 1937 г. арестован в Москве, заключен во внутреннюю тюрьму НКВД. Обвинен в создании и руководстве «всесоюзной антисоветской фашистской организацией церковников... через участников организации разваливал колхозы, занимался шпионской деятельностью в пользу иностранных государств... оказывал материальную помощь осужденным священнослужителям» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35593. Л. 152). В. признал себя виновным в том, что возглавляемый им ВВЦС являлся «нелегальным центром антисоветской организации церковников в союзном масштабе», задачами к-рой были «создание единого антисоветского фронта церковников на основе блока и на фашистской платформе всех существующих церковных течений (сергиевцев, обновленцев, иосифовцев, уфимских автокефалистов и независимых от этих течений)» (Там же. Л. 114-117, 120, 123). В. был расстрелян по постановлению тройки Управления НКВД по Московской обл. от 23 нояб. 1937 г.

Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218, 272; ЦА ФСБ России. Д. Р-35593; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 20867.
Соч.: Об истинных целях жизни. Почаев, 1906; Пастырство и наличная действительность. Почаев, 1904; Проект реформы духовной школы. Почаев, 1906; Процесс религ. познания. Почаев, 1907; Современная рус. изящная лит-ра в ее отношении к учению о нравственной деятельности. Почаев, 1905; Вл. С. Соловьёв как защитник папства по соч. «Россия и Вселенская церковь». Почаев, 1905; Очерк филос. воззрений В. С. Соловьёва. Почаев, 1906; Христ. взгляд на театр. Почаев, 1905; Язычество как выражение утилитарных и чувственных стремлений человеческой природы. Почаев, 1905; Думы после войны. Почаев, 1905; С церк. кафедры: (Слова и речи). Самара, 19102.
Лит.: Никон (Рклицкий), еп. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митр. Киевского и Галицкого. Н.-Й., 1957. Т. 2. С. 105-107; Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. С. 15-82; Бутовский полигон. Вып. 4. С. 85.
А. А. Бовкало, Н. Ю. Васильева, Е. В. Липаков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГРИГОРИАНСКИЙ РАСКОЛ в РПЦ (кон. 1925 - сер. 40-х гг. ХX в.)
  • ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВВЦС), коллегиальный орган григорианского раскола
  • ВРЕМЕННЫЙ СВЯЩЕННЫЙ СИНОД учрежден в 1923 г. св. Тихоном, Патриархом Московским и всея России
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский
  • АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский
  • АВГУСТИН (Сахаров Михаил Степанович; 1768-1842), еп. Оренбургский и Уфимский
  • АВРААМИЙ ( кон. XIV в. – 1448), еп. Суздальский, участник Ферраро-Флорентийского Собора