Га́блер [нем. Gabler] Иоганн Филипп (4.06.1753, Франкфурт-на-Майне - 17.02.1826, Йена), нем. протестант. библеист. В 1772-1778 гг. в ун-те г. Йены изучал философию и богословие; в 1778 г. получил степень магистра богословия за диссертацию о Послании ап. Павла к Евреям. Профессор ун-тов Гёттингена (1780-1783), Дортмунда (1783-1784), Альтдорфа (1785-1804; 21 июня 1787 получил степень д-ра богословия) и Йены (1804-1826).
Лекция «О различии библейского и догматического богословия и о правильном определении целей обоих» (De iusto discrimine theologiae biblicae et dogmanticae regundisque recte utrisque finibus), прочитанная Г. 30 марта 1787 г. в Альтдорфе при вступлении в должность профессора, была событием в истории становления библеистики в ее совр. виде. Г. впервые говорил о библейском богословии как о вспомогательной дисциплине историко-критической науки. Исходя из опыта дискуссии о независимой от церковной догматики интерпретации текстов Библии, он противопоставил библейское богословие, основанное на результатах историко-критического анализа (ибо «догматика должна зависеть от экзегезы, а не наоборот» (Eichhorns Urgeschichte. Bd. 1. S. XV)), дидактическому характеру догматического толкования, к-рое, по Г., определено изменяющимися контекстом и дидактическими целями. Библейское богословие выявляет универсальные истины на все времена. Возможность такого противопоставления библейского богословия и догматики Г. видит в дифференцировании содержания религии и теологии, предложенном еще И. З. Землером, к-рый считал, что религия имеет дело с универсальными нравственными истинами, теология же является интеллектуальной рефлексией по поводу религ. истин. Библейское богословие оперирует с историческими реалиями и остается неизменным, систематическое богословие занимается различными доктринами и потому подвержено модификациям.
В основе взглядов Г. также лежат положения И. Г. Эйхгорна, согласно к-рым миф является единственным способом выражения древними людьми своего восприятия действительности. Г. считал, что герменевтика мифа позволяет отличить примитивно выраженные истины от универсальных истин библейского богословия. Кроме того, он использовал теорию аккомодации Землера как инструмент, с помощью к-рого пытался отделить суть универсального нравственного учения Иисуса Христа от выражения этого учения в том или ином виде, определенного способностями людей в древности воспринять его.