ГИППИУС
Том XI , С. 517-519
опубликовано: 10 марта 2011г.

ГИППИУС

Зинаида Николаевна (8.11.1869, г. Белёв Тульской губ.- 9.09.1945, Париж), поэтесса, прозаик, лит. критик и публицист. Род. в семье судебного чиновника, предки по отцовской линии - выходцы из Германии, переселившиеся в Россию в XVI в. Слабое здоровье Г. помешало ей получить систематическое образование (в 1877-1878 неск. месяцев училась в Киевском жен. ин-те, в 1882 - в гимназии Фишер в Москве). После смерти отца переехала с семьей в Тифлис, в 1889 г. вышла замуж за Д. С. Мережковского. Союз с Мережковским предопределил лит. судьбу Г., их творческий и жизненный путь можно рассматривать как нек-рое единство. В С.-Петербурге на квартире Мережковских возник лит. салон, существовавший до 1917 г. Особую известность салон Г. приобрел в 1900-х гг., когда здесь велись беседы на темы «Церковь и культура», «язычество и христианство» и др.

Первые 2 опубликованных стихотворения Г. созданы под заметным влиянием С. Я. Надсона (Сев. вестн. 1888. № 12. С. 112). 2 книги «Собрания стихов» (М., 1904, 1910) объединили почти все написанное Г. до революции. Проза была для Г. в первую очередь формой проповеди религ. и общественных идей, тесно связанной с публицистикой. Рассказы Г. выходили в сборниках «Новые люди» (СПб., 1896), «Зеркала» (СПб., 1898), «Третья книга рассказов» (М., 1902), «Алый меч» (СПб., 1906), «Черное по белому» (СПб., 1908) и «Лунные муравьи» (М., 1912). Г.- автор романов «Чертова кукла» (М., 1911) и «Роман-царевич» (М., 1913), пьес «Маков цвет» (СПб., 1908) и «Зеленое кольцо» (Пг., 1916, в соавт. с Мережковским и Д. В. Философовым). Она выступала со статьями о совр. лит-ре (чаще всего под псевд. Антон Крайний). В 1899-1901 гг. сотрудничала в ж. «Мир искусства», в 1906-1908 гг. печатала рецензии в символистских журналах «Новый путь» и «Весы» (собраны в кн.: Крайний Антон. Лит. дневник. СПб., 1908), в 1910-1914 гг. публиковала статьи в ж. «Русская мысль» и др. изданиях.

З. Н. Гиппиус. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.З. Н. Гиппиус. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.

Определяющее значение для творчества Г. в 90-х гг. XIX в. имело сближение с кругом литераторов ж. «Северный вестник», «старших символистов», или декадентов: критиком А. Л. Волынским, поэтами Н. М. Минским и Ф. Сологубом. Проповедь новых этических ценностей, связанных с индивидуализмом, стала в этот период главной темой творчества Г. В рассказах из сб. «Новые люди» герои проповедуют ненависть к ближнему, любовь к смерти, презрение к морали. Репутацию «декадентской мадонны» Г. принесла строка из стихотворения «Посвящение»: «Но люблю я себя, как Бога,- / Любовь мою душу спасет…» (Сев. вестн. 1895. № 3. С. 136). Склонная к театрализации жизни, она стремилась упрочить эту репутацию своим поведением и внешним обликом.

К кон. 90-х гг. в центр идейных исканий Г. выдвинулись религиозно-философские проблемы. Основная идея всей последующей деятельности Г. и Мережковского заключалась в создании «новой Церкви». В 1898 г. Л. Я. Гуревич отметила, что Г. «пишет катехизис новой религии и вырабатывает догматы» (РГАЛИ. Ф. 131. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 119 и об.). Первые разговоры с Мережковским о «новой Церкви» Г. относила к окт. 1899 г. Поначалу супруги пытались собрать вокруг себя «людей, ищущих веры и недовольных в прежнем положении»; идею «тайной Церкви» обсуждали с художником А. Н. Бенуа, издателем и критиком П. П. Перцовым, поэтом Вл. В. Гиппиусом, В. В. Розановым и др., но разговоры успеха не имели. Тайное богослужение с причащением по выработанному совместно обряду впервые было совершено в ночь с 24 на 25 дек. 1901 г. Мережковским, Г. и Философовым. Эти радения Г. в дальнейшем называла Главным, в разные годы в них принимали участие сестры Татьяна, Наталья и Анна Гиппиус, а также А. В. Карташёв, хотя последний делал это неохотно, обвиняя Г. в ереси. Тексты богослужений писала в основном Г. (см.: The Prayer Book // Intellect and Ideas in Action: Selected Correspondence of Zinaida Hippius / Ed. T. Pachmuss. Münch., 1972. P. 713-769). В июне-июле 1902 г. Мережковские совершили путешествие в Керженские леса на берега оз. Светлояр, где жили старообрядцы. Супруги надеялись найти среди них сподвижников для создания «Церкви», но надежды не оправдались. Поездка описана в очерке «Светлое озеро» (Новый путь. 1904. № 1. С. 150-180; № 2. С. 16-47).

Зимой 1900-1901 гг. Мережковские выступили с инициативой организации публичных Религиозно-философских собраний, к-рые открылись в С.-Петербурге 29 нояб. 1901 г. Г. не выступала на собраниях, активно занималась закулисной организационной деятельностью. Она ставила проблему «железного занавеса» между интеллигенцией и Церковью, приветствовала участие в заседаниях представителей духовенства. Собрания использовались Мережковскими для поиска единомышленников. В 1903 г. по инициативе супругов был организован ж. «Новый путь», уделявший большое внимание религиозно-философским проблемам, в нем публиковались протоколы собраний. После запрета собраний в 1903 г. «Новый путь» стал терять подписчиков, в кон. 1904 г. Мережковские и Философов уступили издание группе религ. философов во главе с Н. А. Бердяевым и С. Н. Булгаковым.

В 1905-1908 гг. Мережковские вместе с Философовым жили в Париже, где сблизились с эсерами-террористами Б. В. Савинковым и И. И. Фондаминским. Роман Савинкова «Конь Бледный» (СПб., 1909) написан при участии Г. Мережковские и Философов выпустили сб. статей «Le Tzar et la Révolution» (P., 1907; рус. пер.: Царь и революция. М., 1999), где Г. принадлежала ст. «Революция и насилие». Во Франции Мережковские пытались сблизиться с представителями либерального католицизма, но не нашли взаимопонимания.

По возвращении в Россию включились в деятельность созданного по инициативе Бердяева С.-Петербургского Религиозно-философского об-ва, заняли в нем ключевые позиции. Ок. 1912 г. примкнули к политическому масонству, вместе с Карташёвым создали лит. ложу при ордене Великий Восток Франции (по др. сведениям - отдельную «Ложу Мережковского»). Сблизились с А. Ф. Керенским и др. оппозиционными деятелями. Февральскую революцию 1917 г. Г. встретила восторженно, как победу общего дела, но вскоре разочаровалась в Керенском. Октябрьский переворот 1917 г. восприняла как крушение революции, заняла враждебную позицию по отношению к большевикам и сотрудничавшим с советскими орг-циями литераторам. Свои размышления о событиях накануне и после Октября изложила в «Петербургском дневнике», написанном на основе реальных дневников, публицистически заостренных. Бытовые записи перемежаются здесь с описанием событий, портретами политических деятелей.

В кон. 1919 г. Мережковские выехали под предлогом чтения лекций в Гомель, откуда нелегально перебрались в Минск, затем через Вильно в Варшаву. Призывали к вооруженной борьбе с большевизмом, рассказывали об ужасах, пережитых под его властью. Вместе с Философовым и секретарем Мережковского В. А. Злобиным основали в Варшаве газ. «За свободу!», в 1920-1921 гг. вели на ее страницах активную антибольшевистскую агитацию. Подписание Польшей в 1920 г. мирного договора с Советской Россией побудило Мережковских переехать в Париж (в кон. 1921). В 1921 г. вышел последний сборник статей «Царство Антихриста», изданный ими совместно с Философовым и Злобиным; приход к власти большевиков рассматривался здесь как исполнение евангельского пророчества. В Париже участвовали в создании «Союза непримиримых», в к-рый вошли Карташёв, Н. В. Чайковский, И. П. Демидов и др. Наброски программы «Союза» сохранились в черновых тетрадях Г., главной целью объявлялось противостояние большевизму, Г. придавала этой задаче характер религиозного долга. В Париже по инициативе Мережковских в 1926 г. возникло лит. об-во «Зеленая лампа», заседания к-рого продолжались до 1940 г. Их посещали мн. видные литераторы и философы эмиграции (И. А. Бунин, Б. К. Зайцев, В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов, Л. Шестов, Г. П. Федотов и др.). Г. участвовала в обсуждении лит. и религиозно-философских вопросов, связанных с особым положением рус. культуры в эмиграции.

Продолжала выступать преимущественно как прозаик и публицист, ее статьи печатались в парижских газетах «Возрождение» и «Последние новости» (и приложении к ней «Звено»), журналах «Новый корабль» и «Современные записки». Религ. темы не занимали в этот период большого места в ее творчестве. Настойчиво подчеркивала противостояние кругу религ. философов, объединившихся вокруг ж. «Путь» и издательства «YMCA-Press» (Бердяев, прот. С. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский и др.) (Мертвый младенец в руках // Последние новости. 1926. 18 февр.; Спор на корабле // Там же. 15 апр.). В эмиграции изданы стихотворные сборники Г. «Стихи. Дневник 1911-1921» (Б., 1922) и «Сияния» (П., 1938).

В 1925 г. в Праге были изданы мемуары Г. «Живые лица» - одно из наиболее ярких описаний атмосферы серебряного века, портретов А. Блока, В. Я. Брюсова, Розанова, Сологуба и др. В эмиграции Мережковские стали почитателями св. Терезы из Лизье (см.: Мережковский Д. С. Маленькая Тереза / Ред. Т. Пахмусс. Ann Arbor, 1984). Они не принадлежали ни к одному из приходов рус. Церкви и, по воспоминаниям Н. А. Тэффи, посещали католич. богослужения.

Непримиримое отношение к советской власти заставило Мережковских в период подготовки второй мировой войны сначала искать союзника в Б. Муссолини, позднее возлагать надежды на А. Гитлера. Эти надежды на долгие годы навлекли на супругов необоснованные обвинения в коллаборационизме.

Г. похоронена на рус. кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Арх.: РНБ ОР. Ф. 481; ГЛМ. Ф. 65; Univ. of Illinois, Urbana, USA. Archives Record Series 15/20/21. Box 6-9.
Соч.: Собр. соч. М., 2001-2005. 9 т.; Мережковский Д. С., Гиппиус З. Н. 14 декабря: Роман. Дмитрий Мережковский: Восп. М., 1991; Дневники. М., 1999. 2 кн.; Стихотворения. СПб., 1999; Автобиогр. заметка // Рус. лит-ра XX в.: 1890-1910 / Под ред. С. А. Венгерова. М., 2000. Кн. 1. С. 171-186; Живые лица: [Сб.]. М., 2002; Мечты и кошмар: Неизв. проза 1920-1925 гг. СПб., 2002; Чего не было и что было: Неизв. проза 1926-1930 гг. СПб., 2002; Арифметика любви: Неизв. проза 1931-1939 гг. СПб., 2003.
Лит.: Вишняк М. В. Гиппиус в письмах // Новый журнал. 1954. № 37. С. 183-210; Злобин В. А. Тяжелая душа. Вашингтон, 1971. М., 2004; Barda A. Bibliographie des oeuvres de Z. Hippius. P., 1975; Тэффи [Бучинская] Н. А. З. Гиппиус // Она же. Смешное в печальном: Рассказы, роман, портреты современников. М., 1992; Бавин С. П. Гиппиус З. Н.: Библиогр. мат-лы. М., 1995; З. Н. Гиппиус: Новые мат-лы. Исслед. / Ред.-сост.: Н. В. Королева. М., 2002.
Е. В. Иванова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), рус. поэт, переводчик
  • БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, лит. критик
  • ГРИГОРЬЕВ Григорьев Аполлон Александрович (1822 - 1864), лит. критик, поэт
  • АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855-1909), рус. поэт, критик, переводчик
  • АХМАТОВА Анна Андреевна (1889 - 1966), поэт
  • БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855), поэт
  • БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848), лит. критик, публицист
  • БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич (1879 – 1954), поэт
  • БОРОДАЕВСКИЙ Валериан Валерианович (1874 (по др. сведениям 1875)-1923), поэт
  • БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), писатель, поэт, переводчик