чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия), названа по дер. Губинской Покровского у. Владимирской губ. (совр. с. Губино Орехово-Зуевского р-на Московской обл.), хранится в старообрядческой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Губине.
В нач. ХVIII в. жители дер. Губинской, чтобы прекратить эпидемию моровой язвы, решили заказать Казанскую икону Божией Матери, для чего в близлежащую Гуслицу, славившуюся иконным письмом, были отправлены 2 посланника. На полпути им встретился мастер, пообещавший написать образ. Долгое время от него не было вестей, и губинцы вновь отправили односельчан за иконой. На прежнем месте они встретили того же мастера, к-рый передал образ и, не взяв платы, исчез. Икону поместили в Губинской моленной, где она находилась до 1847 г., когда моленная была повреждена пожаром.
Г. и. прославилась в Гуслице и близлежащих селениях после чудесного избавления от холеры дер. Слободищи Богородского у. (ныне дер. Слободище Орехово-Зуевского р-на). Глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец и сообщал, что для прекращения эпидемии надо поехать в дер. Губинскую, взять там икону Божией Матери и отслужить перед ней молебен. Уста девушки чудесным образом разверзлись, и она рассказала о видениях. Когда Г. и. привезли в Слободищи и начали служить молебен, поднялся вихрь, вскоре эпидемия прекратилась, мн. больные исцелились. В 40-50-х гг. XIX в. усилились преследования старообрядцев властями, и образ тайно перевозили из Губинской в др. деревни, укрывая на дне телеги.
Во 2-й пол. XIX в. Г. и. находилась в доме живших в дер. Губинской владельцев бумаготкацкой фабрики Кокуновых. В 1905 г. икона была помещена в старообрядческий храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в Губинской в кон. XIX в. Большую часть года Г. и. возили по старообрядческим приходам в специально сооруженном для этого ковчеге. В гуслицких селениях сложился следующий порядок встречи Г. и.: 11 июня торжество совершалось в Селиванихе, 12 - в Степановке, 13 - в Абрамовке, 15 - в Малькове, 16 - в Шувое, 17 - в Нарееве; принимали образ и в др. гуслицких селениях. Крестными ходами народ встречал и провожал Г. и., на фабриках останавливали работу. В честь прибытия Г. и. служились всенощная и литургия, затем совершались крестные ходы вокруг селений и по полям, молебны с водосвятием. Г. и. неоднократно принимали общины Москвы. Так, в 1910 г. ее привезли в ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы при Остоженской старообрядческой общине, где 13 нояб. было отслужено всенощное бдение, а утром, после литургии, совершен крестный ход с иконой вокруг храма.
Благодаря Г. и. дер. Губинская в XIX в. стала одним из старообрядческих центров Подмосковья. В сер. XIX в. в 6 км от деревни, в лесу, был устроен старообрядческий жен. скит, в к-ром к нач. XX в. жили 11 инокинь и окормлявший их иером. Иосиф, попечителем скита был владелец фарфоровых заводов М. С. Кузнецов. В 1931 г. 12 насельниц скита во главе с игуменией Ириной (Зотовой) и духовником свящ. Николой были арестованы по обвинению в «антисоветской агитации», приговорены к ссылке в Казахстан.
В нач. 40-х гг. XX в. в губинском храме был пожар, до восстановления храма в 50-х гг. богослужения совершались в домах прихожан. Во 2-й пол. XX в. украли первоначальный драгоценный оклад с Г. и., его заменили современным из желтого металла. В наст. время крестные ходы в Гуслице совершаются со списком с Г. и., выполненным в 1899 г.
Г. и. принадлежит к изводу Казанской иконы Божией Матери. В иконографии (типы ликов) заметна ориентация на первообраз, явленный в 1579 г. Удлиненные пропорции фигур (с немного выступающей вперед левой покровенной рукой Младенца), лики с большими округлыми подбородками и сравнительно мелкими чертами характерны для списков XVII-XVIII вв. Личное написано в стиле традиц. иконописи XVII в., почти без влияния «живоподобия», с преобладанием графики рисунка (четкие линии бровей, переносицы, век, тени под губами), сохранились фрагменты разбеленного охрения. Авторская живопись, по-видимому, была прописана в XIX в.