(Кононов Дамиан; 22 окт. 1795, дер. Репенки (Репинка) Старицкого у. Тверской губ.- 23 янв. 1881 г., Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь), игум. Валаамского мон-ря. В 1817 г. паломничал, в т. ч. в Соловецкий монастырь, Андрусовскую пустынь и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. В июле 1819 г. поступил в Валаамский мон-рь, 10 сент. 1820 г. определен в послушники: был конюхом, пекарем, с 1822 г. нарядчиком рабочих, охранником монастырского имущества острова. С 1820 г. наставником Д. Кононова был старец Евфимий (Ушаков [Уштовский]). На Рождество Христово 1823 г. игум. Иннокентием (Моруевым) был пострижен в рясофор, 12 дек. 1825 г. казначеем иером. Арсением - в монашество. С 1826 г. Д. жил в скиту Всех святых, с 1 июля 1827 г.- в уединенной пустыни (впосл. скит в честь Коневской иконы Божией Матери), нек-рое время с ним подвизался иером. Амфилохий (Брелихов). Ежедневно повар оставлял у двери кельи Д. кусок булки, к-рую пустынник съедал, запивая водой. Носил вериги, занимался рукоделием, вырезал деревянные ложки, переписывал книги.
30 апр. 1833 г. Д. был назначен начальником скита во имя Всех святых. В нояб. 1838 г. благочинным мон-рей С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) он был вызван в столицу, 4 дек. 1838 г. Ревельским еп. Венедиктом (Григоровичем) рукоположен в сан диакона, 7 дек. того же года стал иеромонахом. 30 янв. 1839 г. по представлению архим. Игнатия (Брянчанинова) в Петропавловском соборе С.-Петербурга Д. был возведен в сан игумена с награждением набедренником и палицей; 14 февр. (по др. сведениям, 11 февр.) того же года утвержден в должности настоятеля Валаамского мон-ря. С 22 марта 1879 г. благочинный Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря.
Трудами Д. на Валааме было организовано образцовое скитское жительство. Архим. Игнатий (Брянчанинов), посетивший мон-рь до настоятельства Д., писал, что «келии в скиту необыкновенно худы, нездоровы, ни в одном российском монастыре я подобных не видел», и предлагал настоятелю «перестроить их по образцу келий Оптинского скита». При Д. были возведены во Всехсвятском скиту храм и новые каменные кельи, устроены скиты: Никольский на о-ве Крестовом с ц. свт. Николая Чудотворца (1853), построен 2-этажный келейный корпус (1858) с домовой ц. прп. Иоанна Дамаскина (1865); Святоостровский на о-ве Святом с ц. во имя прп. Александра Свирского и келейными корпусами (1855); Предтеченский на о-ве Серничан (Монашеском, ныне Предтеченском) с ц. во имя Иоанна Предтечи и Трех святителей и келейными корпусами; Ильинский на одноименном острове с ц. во имя прор. Илии и келейными корпусами (1867); Коневский с ц. в честь Коневской иконы Божией Матери (1870); Авраамиевский на о-ве Емельяновском с ц. во имя прп. Авраамия Ростовского (1873).
При поддержке архим. Игнатия Д. налаживал и внутреннюю жизнь пустынножителей и скитской братии. В 1838 г. архим. Игнатий писал Д., что в валаамских пустынях «господствует дух самочиния... между пустынниками ни одного искусного нет». По совету архим. Игнатия пустынножительство на Валааме упразднялось, а отшельники переселялись в скиты, «чтобы старцы безмолвствовали вдвоем и втроем, а отнюдь не в одиночестве». Эта мера была связана и с развитием пароходства: многочисленные паломники нарушали безмолвие пустынников. Однако положение осложнялось проживанием в скитах ссыльных провинившихся насельников, которые вносили смуту, нередко писали доносы на игумена в С.-Петербургскую митрополию. При содействии архим. Игнатия в 1857 г. «бунтовщики» были переведены с Валаама. Организация Д. скитской жизни на Валааме настолько понравилась архим. Игнатию (Брянчанинову), что в сер. XIX в. он неоднократно испрашивал у С.-Петербургского митр. Никандра разрешение уволиться на покой с проживанием на Валааме.
Д. справедливо называют «строителем Валаама». В самом Валаамском мон-ре при нем были возведены каменная 2-этажная гостиница (1852), странноприимный дом (1856), водопроводный дом с мастерскими и хозяйственными службами (1863), работный и конюшенный дома (1871), ц. во имя Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (1876), а также заготовлены материалы для постройки нового собора. Вокруг монастыря при Д. построены каменная рига с 2 сушильными печами и обширным гумном с молотильной машиной, скудельный (гончарный), кирпичный и смолевой заводы. В г. Сердоболе (ныне Сортавала) было устроено монастырское подворье (1858), на острове поставлено 18 часовен и 10 поклонных крестов. При Д. мон-рю были пожертвованы доходные дома в Москве и в Новгороде, приобретены в собственность мон-ря и утверждены указом имп. Александра II (28 авг. 1878) о-ва Сюскюянсаари (св. Германа), Пуутсаари (св. Сергия), Воссинансаари (Вощаной, с кон. XIX в.- Тихвинский), Ялаянсаари (Мигорка), Мёкериккё (Елай).
При Д. на Валааме получили развитие садоводство и огородничество, заложены сады Средний с 97 сортами яблонь и Нижний (Гавриловский), неск. садов в скитах. В 1861 г. в С.-Петербурге на осенней выставке плодов и овощей мон-рь был награжден большой и малой серебряными медалями. Всего при Д. за успехи в садоводстве и огородничестве обитель получила 10 больших и малых серебряных медалей. На острове было создано неск. питомников редких для Севера видов деревьев (дуб, каштан, лесной орех, вяз, тополь серебристый и бальзамический), а также декоративных видов кустарников (чубушник, сирень). Впосл. саженцы этих растений высаживались по всему острову в виде аллей. На острове, в т. ч. к местам рыбных промыслов, были проложены удобные дороги.
При Д. были организованы метеорологические (с 1845) и уровнемерные (с 1850) наблюдения, измерение малых озер Валаама, устроен футшток (1859), осуществлялась поддержка экспедиционных работ (1858-1864) Гидрографического деп. Морского мин-ва.
Особый интерес Д. вызывало исследование древней истории мон-ря. В 1858 г. стараниями игумена из Васильевского погоста близ Ст. Ладоги на о-в Валаам была перенесена деревянная церковь, построенная валаамскими монахами в 1611 г., приобретались рукописные книги валаамских иноков и др. реликвии. При Д. фонд б-ки пополнялся большим кол-вом книг как духовного содержания, так и посвященных разным отраслям ведения хозяйства, покупались редкие рукописи. В 1847, 1857, 1864 гг. составлялись каталоги книжного собрания.
В клировых ведомостях периода настоятельства Д. отмечено, что мн. монахи проходили иконописное послушание, нек-рые обучались в АХ. Д. оказывал покровительство художникам-академистам (среди них - И. Г. Давыдов (1852-1853), М. К. Клодт (1857), И. И. Шишкин (1858, 1859, 1860, 1867, 1878), А. В. Гине и П. П. Джогин (1858-1859), П. И. Балашов (1859), Ф. А. Васильев (1867), А. И. Куинджи (1873). В 1868 г. в АХ был открыт пейзажный класс, в программу к-рого входила обязательная работа с натуры на Валааме. Близкие отношения связывали Д. с ректором АХ проф. Ф. И. Иорданом. Д. оказывал гостеприимство писателям, запечатлевшим Валаам в своих произведениях: Ф. И. Тютчеву (1850), А. Дюма (1858), А. Н. Апухтину (1866), Н. С. Лескову (1872), Вас. И. Немировичу-Данченко (1876).
Мон-рь активно помогал продуктами, одеждой, семенами окрестным жителям независимо от их вероисповедания. 9 июля 1868 г. за помощь голодавшим зимой финнам и за содействие Дирекции призрения Д. была объявлена Высочайшая благодарность. В 1870 и 1879 гг. Д. была вынесена благодарность Синода за пожертвования на сооружение церкви в Мегрецком приходе Олонецкого у. и восстановление Сяндемской пуст. 2 нояб. 1879 г. в память об участии в деятельности Об-ва попечения о раненых и больных воинах во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. от Главного управления Российского об-ва Красного Креста Д. получил знак Красного Креста.
Трудами Д. мон-рь стал известен в России как один из наиболее благоустроенных. Значительно выросло число братии: в 1852 г.- 172, в 1881 г.- 263 чел. Д. строго следил за исполнением Саровского устава обители. В мон-ре воспрещалось употребление вина и табачных изделий, без благословения игумена запрещалось читать книги, посылать и получать письма, принимать в келье братию, разговаривать насельникам с паломниками.
Келья Д. всегда была открыта для монахов и паломников. Часто Д. исповедовал мирян, особенно принимал участие в судьбах людей, падших нравственно, был к ним снисходителен, старался любовью наставить их на истинный путь. Вел обширную переписку с монашествующими (в т. ч. архим., затем еп. Игнатием (Брянчаниновым)) и мирянами. Будучи приверженцем старчества, заботился, чтобы у каждого насельника был духовный руководитель, сам являлся старцем для братии. Из числа учеников Д. впосл. стали старцами иеросхим. Алексий (Блинов), архим. Агафангел Олонецкий (Амосов). Д. стяжал дары умной молитвы и прозорливости. Сохранились рассказы очевидцев о том, как присутствие Д. и его молитва избавили их от неминуемой гибели.
26 апр. 1847 г. «за усердное прохождение настоятельской должности» Синод наградил Д. золотым наперсным крестом, 24 окт. 1856 г.- бронзовым наперсным крестом на владимирской ленте, 15 сент. 1859 г.- бронзовой медалью на андреевской ленте, 3 июня 1859 г.- наперсным золотым крестом с цепью, 25 апр. 1864 г.- Анны св. орденом 2-й степени.
19 нояб. 1871 г. Д. был поражен легким параличом. После второго удара (1874) почти не выходил из своей кельи. Во время десятилетней болезни Д. поражал окружавших терпением, крайней нетребовательностью. После кончины в течение 5 дней до погребения тело Д. находилось в теплом помещении, но ни малейшего запаха тления от него не исходило. Погребен на Игуменском кладбище, у алтаря ц. во имя Всех преподобных отцов, где вскоре был установлен гранитный крест. К 2007 г. могила Д. почитается братией и паломниками, по молитвам к Д. зафиксированы случаи исцелений от болезней, помощи в разрешении духовных и жизненных вопросов. Д. писал: «Вы ищете от меня слово утешения: вот постоянное утешение, постоянная причина спокойствия - принимать все, случающееся с нами в жизни, как от благодатной Руки Божией. Тогда не будет места ни печали, ни заботе излишней, сердце верующее тогда будет всегда в радости о Господе!».