(Кутукова Дария Дмитриевна, 1782, с. Пиково Раненбургского у. Рязанской губ.- 28.07.1858, Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь), прп., Сезёновская, Лебедянская (пам. в в Соборе Тамбовских святых и в Соборе Липецких святых). Основным источником сведений о Д. является краткое жизнеописание, вошедшее в изданную в 1866 г. в С.-Петербурге брошюру о Сезёновском мон-ре и старце Иоанне Сезёновском. Впосл. житийный канон дополнялся воспоминаниями очевидцев, публикациями в епархиальных изданиях; наиболее авторитетными являются сведения, собранные свящ. Георгием Тихонравовым (1878).
Д. родилась в крестьянской семье (отец - Дмитрий Гаврилович, из служилых людей-однодворцев), обучилась грамоте, была трудолюбива, общительна. Достигнув брачного возраста, отказалась выходить замуж. Во время свадьбы младшего брата Василия под предлогом вывиха руки отправилась в с. Нижнеломовое, расположенное на др. берегу реки, к родственнице просить ее найти хорошую костоправку. Но в с. Нижнеломовом Д. никто не видел. Родственники решили, что она утонула.
Согласно жизнеописаниям, по совету старицы Евфимии Григорьевны Поповой (мон. Евгении), проживавшей в с. Каликине Лебедянского у. Тамбовской губ., Д. направилась «в леса» - к старцу Илариону (Фокину) (см.: Иларион, затворник Троекуровский). Подвижник направил Д. в обитель в Меловых горах (вероятно, близ г. Павловска Воронежской губ.). Настоятельница старица Агафия (Лукьянова), извещенная во сне, что «в монастырь идет кроткая незлобивая голубица», приняла Д. в число насельниц. В течение 7 лет Д. несла послушание в трапезной, «причем, доставала из печи огненные чугуны голыми руками». Сохраняла обет молчания, ни с кем не разговаривала, лишь к старшим обращалась со словами «прости» и «благослови». По благословению старицы Агафии вернулась к родителям.
Следующие 8 лет Д. жила в г. Тамбове с духовной сестрой Агафией Ивановой, посвятившей себя безмолвию и молитве. Паломничала в Ростов, Муром, Киев и др. города. Отец выстроил для Д. келью близ храма с. Головинщино Раненбургского у., где Д. по благословению Илариона Троекуровского, проживавшего в с. Колычеве, пекла просфоры для окрестных храмов. Во время посещения в дек. 1817 г. задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и иеросхим. Агапита (Болховитинова) познакомилась с юродивым Иоанном Лукичом Быковым. Они вместе отправились в с. Сезёново Лебедянского у., где прп. Иоанн нашел место для затвора. Прп. Иларион (Фокин) поручил Д. заботиться о блж. Иоанне, в 1828 г. Д. построила келью в этом селе и до 1839 г. служила ему в качестве послушницы.
По инициативе Д. была основана Сезёновская жен. обитель, в 1838 г. началось строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Но в 1846 г. преследуемая завистниками подвижница удалилась из Сезёнова в Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь. У гонителей начались нестроения, и вскоре они вынуждены были просить Д. вернуться. Через 3 года Казанский храм был достроен, украшен присланными из С.-Петербурга 70 иконами, а в окт. 1849 г. полностью освящен еп. Тамбовским Николаем (Доброхотовым). Позже Д. руководила возведением храма в честь Рождества Христова, а келью затворника Иоанна преобразовала в храм Преображения Господня. По инициативе Д. были построены гостиница, каменная ограда, приобретено более 50 дес. земли «для обеспечения быта монашествующих». Своими руками Д. выкопала колодец, воду из к-рого местные жители считали целительной. 1 окт. 1849 г. Д. была официально утверждена начальницей Сезёновской Иоанновской жен. общины, которая 12 июня 1853 г. была преобразована в нештатный общежительный монастырь. Начальницей обители из-за преклонного возраста Д. была избрана ее помощница игум. Серафима (Моргачёва), в схиме Евфимия.
Д. имела твердый и решительный характер, но с сестрами и богомольцами была заботлива и гостеприимна. Подвижница стяжала благодатные дары любви к людям и прозрения, для беседы с ней приходили паломники из различных епархий, доступ к старице был открыт всем и всегда, кроме часов келейной молитвы. За 3 года до смерти Д. велела срубить яблоню близ Преображенского храма обители, предсказав, что на этом месте выкопают для нее могилу. По смерти насельницы хотели похоронить Д. под церковью, но не получили на это разрешения. В 1864 г. над Преображенским храмом, ставшим пещерным, был возведен собор во имя Св. Троицы, превышающий по площади Преображенский. Под собором оказалось и захоронение Д. По завещанию преподобной после ее кончины в мон-ре были открыты приют для детей и жен. уч-ще с прогимназическим курсом.
В 1930 г. Сезёновский мон-рь был закрыт. 25-26 июля 2005 г. в пещерном храме Троицкого собора при разборке мусора у левой стены, в склепе, к-рый считается захоронением игум. Сезёновской прп. Серафимы, и справа от центрального алтаря, в склепе, к-рый по описанию принадлежит Д., были обнаружены останки 2 скелетов и фрагменты гробов, облачений, обуви, разбитые стеклянные флаконы. По благословению еп. Липецкого и Елецкого Никона (Васина) обретенные мощи подвижниц были перезахоронены там же. На месте мон-ря ведутся реставрационные работы, действует небольшая жен. община.
Д. прославлена в 1988 г. в Соборе Тамбовских святых и в 2002 г. в Соборе Воронежских и Липецких святых.
Изображение Д. сохранилось на литографии 1869 г., изданной спустя 10 лет после ее кончины в мастерской Н. Кудрякова в Москве (оттиски в ГИМ, РГБ). Подвижница представлена сидящей возле стола, в монашеском одеянии (рясе и клобуке), с крестом в деснице. Судя по острой индивидуальной характеристике, рисунок восходит к неизвестному прижизненному портрету Д.