(Добружский) (Кишинёвской епархии РПЦ), близ с. Добруша р-на Шолдэнешть Республики Молдова.
Основан в 1527 г. молдав. господарем и ктитором правосл. обителей Петру Рарешем (сын Стефана III Великого) первоначально как подворье мон-ря Пробота (ныне жудец Сучава, Румыния). В 1803 г. монастырь Пробота был приписан к Гроба Господня храму в Иерусалиме, и ежегодно добрушская братия выплачивала обители Пробота от 40 до 80 леев в качестве аренды за использование земли, а с 1807 г. по условию, утвержденному патриархом Иерусалимским Анфимом, Д. м. платил по 25 голл. червонцев.
В 1772 г. (по др. сведениям, в 1783) насельник Пробота администратор Добрушского подворья иером. Иоасаф построил в Добруше скит: деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца и неск. келий. Вероятно, в строительстве иером. Иоасафу помогала братия Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря: иером. Ефрем (по др. данным, Евфимий), монахи Феофан, Памва, Иезекииль, Арсений и Макарий. Вскоре число насельников возросло - в обители обнаружилась нехватка питьевой воды. Иноки оставили постройки скита на горе и переселились в низину Добрушской долины, где было много источников. В 1785-1786 гг. выстроили новую Никольскую ц., 17 июня 1797 г. скит посетил еп. Хушский Герасим.
В 1813 г. скит вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, в 1817 г. решением митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) был обращен в общежительный заштатный мон-рь, наместниками к-рого стали архимандриты. В сер. XIX в. архимандриты Д. м. были ректорами Кишинёвской ДС.
В 1-й пол. XIX в. в Д. м. велись крупные строительные работы на средства ясского боярина Фомы Козмы (Ɨ 1812) и его вдовы Екатерины (в постриге Елисавета). В центре архитектурного ансамбля мон-ря был построен летний храм во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 13 мая 1822 г. архиеп. Кишинёвским и Хотинским Димитрием (Сулимой). Он имеет традиц. для храмов Молдавского княжества план, восходящий к плану собора Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря (1497-1498): триконх с обширным нартексом и экзонартексом, а также помещением для погребений между наосом и нартексом - т. н. грóпницей. Особенностью храма является композиция с 3 куполами по оси (восстановлены со значительными искажениями), едва ли не уникальная в церковном зодчестве Бессарабии (за исключением своеобразной трактовки в ц. во имя вмч. Димитрия в Сороках, 1814 или 1826), но иногда встречающаяся в храмах Ясс и их окрестностей кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (соборы мон-рей Добровэц, после перестройки XVIII в., и Дурэу, 1830-1835). Такое трехглавие может рассматриваться как вариант традиц. для данного региона 2-главого храма, когда к барабанам над наосом-триконхом и нартексом добавлялась глава над алтарем или экзонартексом (иногда и там и там, как в 4-главом соборе Фрумошского мон-ря, 1836-1839). Декор храма Д. м. в неск. огрубленном варианте сочетает элементы традиц. молдав. декора с барочными и классицистическими формами.
В 1826 г. в Д. м. была возведена каменная колокольня в традиц. тяжеловесных формах с элементами архитектуры классицизма, в 1847 г.- зимняя ц. в честь Преображения Господня, в к-рой сохранился запрестольный деревянный крест 1916 г. На холме было устроено монастырское кладбище, в 1837-1839 гг. по проекту бессарабского архит. Иосифа Гаскета вместо ветхой деревянной построена каменная кладбищенская Никольская ц., освященная 14 нояб. 1839 г. архиеп. Кишинёвским и Хотинским Димитрием (Сулимой).
Согласно завещанию Козмы, обитель владела торговыми лавками в Яссах, имением Модвал (Орхейский (Оргеевский) край). В 1813 г. вдова Козмы Екатерина обменяла для братии Д. м. имение Модвал на др. имение - Сербешты (Сырбешть, Сорокский край), более пригодное для пастбищ. К 1878 г. в Д. м. была устроена монастырская школа (ок. 35 учащихся).
После присоединения в 1918 г. Бессарабии к Румынии Д. м. входил в состав Кишинёвской епархии Румынского Патриархата, с 1923 г.-в состав новообразованной Хотинской епархии Румынского Патриархата. В 1925 г. в Д. м. проживало 95 насельников (архимандрит, иеросхимонах, 11 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 37 монахов, в т. ч. 4 рясофорных, и 39 послушников), в 1959 г.- 55 насельников. В Д. м. в 1937 г. принял постриг буд. архим. Софиан (Богиу; † 2002), наместник румын. муж. мон-ря Антим, духовник Бухареста, богослов, иконописец.
По благословению Хотинского еп. Виссариона (Пую; † 1964) в Д. м. была основана школа псаломщиков. Возглавлял ее настоятель архим. Евгений (Лай). Помимо богословских занятий и клиросного служения ученики трудились в монастырских мастерских и на др. послушаниях. Согласно протоколу, составленному членами экзаменационной комиссии 7 июля 1925 г., «среда монастырской жизни и внимательное наблюдение директора школы, без лишних формальностей и шума, заметно изменили душевное состояние учащихся и их внешний вид, за такой короткий срок - несколько месяцев. Учащиеся представили удовлетворительно свои знания. Интенсивные занятия, которые прошли, до сих пор замечены нами по слегка уставшим лицам учащихся и преподавательского состава» (НАРМ. Ф. 1217. Оп. 1. Д. 119. Л. 27-27 об.). В 1925-1931 гг. на территории Д. м. существовала типография. Б-ка Д. м. до закрытия в 1959 г. считалась одной из богатейших среди правосл. книжных собраний Бессарабии, содержала редкие экземпляры богослужебных и духовно-нравственных книг, напечатанных большей частью в Румынии в XVII-XVIII вв. Основной ктитор б-ки митр. Молдавский Вениамин (Костаки) подарил Д. м. «книги, которые были отпечатаны в Яссах и в монастыре Нямц» (Lovin Glicherie, Protosinghel. Acte de la mănăstirea Dobruşa (jud. Soroca) // Arhivele Basarabiei. An. II. Nr. 1: Ianuarie-Martie 1930. P. 114). Архив Д. м. находится в монастыре Черника (Румыния).
1 июля 1925 г. по инициативе еп. Виссариона (Пую) в имении Сербешты был основан скит Д. м., временное управление к-рым было поручено насельнику Рудянского мон-ря иером. Даниилу (Гроапэ). До 1941 г. Д. м. владел деревянными домами в селах Теленешть и Бэлць (Бельцы), 14 дес. земли с виноградниками, 313 дес. в с. Речешть Сорокского у., 180 дес. в с. Ордэшей Орхейского у., 90 дес. в с. Добруша, 13 дес. земли в селах Кипешка и Рэспопень Орхейского у. и др.
В 1959 г. Д. м. был закрыт, в зданиях размещена школа-интернат, на месте кладбища устроена спортплощадка, иконы и др. святыни уничтожены, библиотека расхищена. В 1993 г. Д. м. был возвращен Церкви. Решением Свящ. Синода РПЦ от 5 мая 1995 г. Д. м. был возрожден, наместником утвержден игум. Дамиан (Поторак), с 21 авг. 2007 г.- иером. Петр (Томачинский). К 2007 г. отреставрированы храмы, построены келейные здания, 2 гостиницы, хозяйственные помещения, восстановлено кладбище. Д. м. принадлежат виноградники, фруктовые сады, неск. источников, пастбища и часть леса, окружающие обитель.