УПЦ, образована, вероятно, в 1943 г. с названием «Донецкая», с 21 мая 1944 г. Ворошиловградская, с 1945 г. Донецкая и Ворошиловградская, с 18 апр. 1956 г. Ворошиловградская и Сталинская, с 1961 г. Ворошиловградская и Донецкая, с 1970 г. Луганская и Донецкая, с 6 сент. 1991 г. Донецкая и Луганская, с 6 окт. того же года Донецкая и Славянская, с 29 июля 1994 г. Д. и М. е. Территория Д. и М. е. включает населенные пункты следующих районов Донецкой обл. (Украина): Амвросиевского, Старобешевского, Тельмановского, Новоазовского, Мангушского, Володарского, Волновахского, Великоновосёлковского, Марьинского, Ясиноватского, частично Красноармейского, а также населенные пункты, входящие в городские советы обл. подчинения, а именно: Донецкий, Мариупольский, Макеевский, Харцызский, Торезский, Снежнянский, Селидовский (см. письмо Блаженнейшего Владимира, митр. Киевского и всея Украины, о выделении из Донецкой епархии Горловской и Славянской епархии и о территории последней от 11 апр. 1997 - Архив Горловской епархии). Кафедральный город - Донецк (в 1869-1924 Юзовка, до 1961 Сталино). Кафедральный собор - во имя свт. Николая. Епархия разделена на благочиннические округа: Донецкий, Макеевский, Мариупольский, Новоазовский, Волновахский, Марьинский, Ясиноватский, Снежнянский, Харцызский, Кураховский, Докучаевский, Тельмановский, Амвросиевский, Великоновосёлковский, Торезский, Мангушский, Авдеевский, Красноармейский. Правящий архиерей - митр. Иларион (Шукало; с 12 сент. 1996 в сане архиепископа, с 23 нояб. 2000 в сане митрополита).
В нач. 2007 г. в Донецкой епархии действовало 300 приходов, 4 мон-ря (3 жен. и муж.), в клире епархии состояли 392 священнослужителя (359 священников, 33 диакона).
Территория современной епархии до 1944 г. входила в состав Днепропетровской (Екатеринославской) епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия). В 1944 г. территория Д. и М. е. включала территорию Сталинской (совр. Донецкая) и Ворошиловградской (совр. Луганская) областей. 6 окт. 1991 г. на территории Луганской обл. была создана Луганская и Старобельская епархия. 29 июля 1994 г. на территории сев. районов Донецкой обл. была образована Горловская епархия.
Оседлое слав. население на территории Донецкой обл. появилось с XI в. и почти исчезло в XV в. вслед. набегов на эти земли крымских татар (за степной Украиной в XVI в. закрепилось название Дикое поле). В XVI в. началось новое заселение региона казаками, а также немногочисленными в то время выходцами из Правобережной Украины и из России. Распространение Православия на территории Донбасса связано преимущественно с запорожскими казаками, поселения к-рых стали здесь появляться в кон. XVI - нач. XVII в. После создания в 1611 г. Кальмиусской паланки (линия земляных укреплений) с центром в Домахе (совр. Мариуполь) этот процесс пошел быстрее. В XVII в. в крае появлялись поселения армян. В том же столетии сюда начали переселяться гл. обр. из районов Курска и Воронежа рус. старообрядцы, основавшие в 1720 г. Ольховатку. Большое значение в развитии края имело распространение солеварения, 1-м центром к-рого стал Тор (совр. г. Славянск), в 1702 г. солеварами был основан Бахмут (с 1924 Артёмовск). В 1721 г. в этих местах был найден уголь, что способствовало притоку в XVIII-XIX вв. значительного числа переселенцев из Украины и России. В 1787 г. в Бахмуте действовали 4 церкви, из них одна - каменная.
Значительную роль в распространении и утверждении Православия в Донецком регионе сыграло переселение в 1780 г. из Крыма в район Мариуполя христ. колонии во главе с Готским и Кафским митр. св. Игнатием (Газадини). Всего из Крыма вышло 31 386 чел., из к-рых 18 394 греки, остальные - армяне, грузины и валахи. Указом Синода от 14 марта 1779 г. митр. Игнатий был причислен к российским архиереям с сохранением титула и с правом пожизненного окормления переселенцев. Первоначально свт. Игнатий служил в созданной казаками каменной Николаевской ц. в Мариуполе. В 1780 г. архиерей заложил каменную ц. во имя сщмч. Харалампия - соборный храм греч. колонии (освящен в 1782, с 1845 назывался Екатерининским). В 1780 г. святителем были основаны ц. Успения Пресв. Богородицы (перестраивалась в 1804, 1887, с 1887 здесь находилась чтимая Бахчисарайская икона Божией Матери «Одигитрия», вывезенная из Крыма) и храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (где хранились вывезенная из Крыма икона святых Космы и Дамиана и чудотворная икона мц. Параскевы Пятницы). Стараниями свт. Игнатия в Мариупольской округе было построено 24 храма (4 в Мариуполе и по одному в каждом греч. поселении); богослужение в них совершалось на греч. языке до 1873 г., когда было введено богослужение на церковнослав. языке. Переселившиеся из Крыма грузины, разговаривавшие на татар. языке, основали в Мариупольском у. с. Георгиевка (впосл. переименованное в Игнатовку (Игнатьевку)), в к-ром в 1780 г. была построена Петропавловская ц. В 1786 г. свт. Игнатий был погребен в Харалампиевской ц. (в 20-х гг. XIX в. рядом с храмом был заложен новый, более просторный собор, освященный в 1845 во имя сщмч. Харалампия, после чего старый храм стал называться Екатерининским; в новом Харалампиевском соборе находилась чудотворная икона вмч. Георгия). После кончины свт. Игнатия Готская и Кафская епархия прекратила существование, ее приходы были переданы Екатеринославской епархии. В 1829 г. перебравшиеся из Турции греки основали с. Анадоль (Анатоль). В юго-зап. части Мариупольского у. и в Буджаке 38 поселений было основано преимущественно в ХIХ в. болгарами (до 30 тыс. чел.).
1-й храм на территории совр. Донецка - во имя прп. Александра Свирского в слободе Александровке - был освящен в 1794 г. В 1760-1905 гг. в Донецком регионе появились 194 правосл. церкви и 5 молитвенных домов. В 1908 г. была воздвигнута каменная с колокольней ц. во имя свт. Николая Чудотворца «по усердию и на средства» рабочих Макарьевского рудника, на к-ром 18 июня того же года от взрыва газа погибли 2 смены шахтеров. В 1910 г. была построена Петропавловская ц. на Смоляниновской шахте.
События Октябрьской революции 1917 г. и последовавшей за ней гражданской войны тяжело отразились на положении правосл. Церкви в Донецком регионе, ставшем вскоре одним из форпостов социалистического хозяйства. В Донбассе было разрушено подавляющее большинство храмов, тысячи священнослужителей и верующих подверглись репрессиям, многие мученически погибли. В 1933 г. был взорван Преображенский собор в Сталине. До сер. 90-х гг. в Донецке не было ни одного храмового здания. В 1925-1935 гг. в Донецкой обл. распространилось обновленчество, действовали Артёмовская и Луганская (позднее Сталинская) и Мариупольская обновленческие епархии. В Мариуполе обновленцы заняли кафедральный Харалампиевский собор, практически при них запустевший. Последователи Патриарха св. Тихона совершали богослужение в кладбищенском храме во имя Всех святых. После закрытия Харалампиевского собора в 1936 г. (вскоре здание было снесено; в 30-х гг. также была разрушена находившаяся неподалеку Екатерининская ц.) обновленцы также перешли служить в единственный в городе действующий Всехсвятский храм.
Во время нем. оккупации Донбасса в регионе возобновилась церковная жизнь. Есть свидетельства того, что принадлежавший к канонической Украинской автономной Церкви еп. Димитрий (Маган) в янв.- сент. 1943 г. занимал Донецкую кафедру, при приближении советских войск епископ уехал на Запад (Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в православной Церкви на Украине: (1917-1943). М., 2004. С. 473, 562). Жителям Мариуполя было разрешено использовать заброшенные помещения под церкви, т. к. все храмы еще до войны были разорены и частично разрушены (в 1936 взорвана Успенская ц., в следующем году уничтожен Рождество-Богородичный храм). В 5-этажном здании был освящен Преображенский собор, где поместили извлеченные из краеведческого музея мощи свт. Игнатия. При отступлении немцы подожгли здание. Часть мощей святителя была спасена и перенесена в новое здание собора на Митрополичьей ул. Оккупационные власти выделили также помещения для греч. ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и для Свято-Николаевского храма.
21 мая 1944 г. Крутицкий митр. Николай (Ярушевич) возглавил в Москве хиротонию Никона (Петина) во епископа Ворошиловградского и Донецкого. При владыке Никоне в Ворошиловграде (совр. Луганск) были устроены богословские пастырские курсы, на к-рых он читал лекции. В послевоенные годы удалось сохранить приходы, открывшиеся во время нем. оккупации, в Ворошиловграде был построен Никольский собор. Еп. Никон создал епархиальную комиссию по ремонту и росписи храмов. 3 авг. 1948 г. еп. Никон был назначен на Херсонско-Одесскую кафедру, оставаясь управляющим Ворошиловградско-Донецкой епархией. С этого времени до 1990 г. Донецкая епархия находилась под упр. Одесских архиереев. В ходе нового наступления на Церковь в кон. 50-х - 60-х гг. (см. Хрущёв Н. С.) почти все храмы в области были закрыты, частично разрушены (в 1963 снесена Свято-Николаевская ц. в Мариуполе).
В кон. 80-х гг. стало возможным возрождение церковной жизни. В февр. 1990 г. после долгого перерыва Донецкая епархия получила правящего архиерея, к-рым стал еп. Иоанникий (Кобзев). В 1989 г. в Мариуполе на средства прихожан было заложено новое здание собора свт. Николая, освященное в 1991 г. В храме находятся копия чудотворной Мариупольской иконы Божией Матери и мощи свт. Игнатия, канонизированного в 1998 г. К времени назначения на Донецкую кафедру архиеп. Илариона (1996) в епархии, территория которой совпадала с территорией Донецкой обл., насчитывалось 128 приходов и Святогорский монастырь. За 10 лет в области было открыто более 400 приходов, из них более 150 на территории совр. Д. и М. е., и неск. обителей. В 2006 г. в Донецке был освящен кафедральный собор в честь Преображения Господня, присутствовавший на освящении премьер-министр Украины В. Ф. Янукович преподнес в дар епархии икону свт. Николая.
При епархиальном управлении действуют отделы: по работе с силовыми структурами, исправительными учреждениями, казачеством; по работе с молодежью; по работе со средствами массовой информации; отдел социального служения. В 2007 г. в Д. и М. е. были учреждены вик-ства: Макеевское (11 февр.) и Амвросиевское (31 марта).
К нач. 2007 г. в Д. и М. е. действовало более 100 воскресных школ для детей и взрослых. Издаются епархиальная газ. «Донбасс православный» (с 1995, ежемесячная), ж. «Живой родник» (с 2003), детские журналы «Радость моя» (с 2003) и «Шишкин лес» (с 2006). В окт. 2000 г. в Донецке начала работу православная литературнопросветительская гостиная «Свет Радонежа», при которой открыта 1-я в области правосл. б-ка. Правосл. гостиная «Неугасимая лампада» собирает в Донецком доме работников культуры творческую интеллигенцию для встреч со священнослужителями. Стал традиционным проводимый в пасхальные дни Фестиваль слав. культуры и письменности, с 2005 г. он включает фестиваль детского и молодежного творчества «Искорка Божия».
Д. и М. е. сотрудничает с гос. структурами в социальной и просветительской областях. Особая миссия Церкви в Донбассе - это окормление трудящихся на угледобывающих шахтах и на заводах. В авг. 1997 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении архиеп. Донецкого Илариона освятил в Донецке часовню во имя вмц. Варвары в память о погибших на производстве. В 2003 г. на старейшем предприятии региона - Донецком металлургическом заводе - был освящен храм во имя свт. Игнатия Мариупольского, в 2005 г. началось богослужение в новопостроенных Свято-НиколоПокровском храме, воздвигнутом на флагмане угольной промышленности Украины - УК «Шахта Красноармейская западная № 1», и в ц. в честь Почаевской иконы Божией Матери на перерабатывающем предприятии «Винтер». Священнослужители епархии окормляют медицинские учреждения региона, во многих освящены храмы, открыты часовни и молитвенные комнаты. Много внимания епархия уделяет также попечению об исправительных учреждениях области, в которых также действуют храмы, часовни или молитвенные комнаты.
На фак-те дополнительных и смежных профессий Донецкого национального ун-та существует подразделение духовной культуры, готовящее преподавателей правосл. культуры и этики. В 2006 г. состоялся 1-й выпуск. Студенты подразделения проходят практику в епархиальной воскресной школе, где изучаются библейская история, катехизис, история Церкви, церковное пение, церковнослав. язык. 15 мая 2007 г. завершился конкурс музейных учреждений «Малоисследованные страницы истории края: История православной Церкви», проводившийся по благословению митр. Илариона, в ходе к-рого сотрудники музеев демонстрировали результаты исследовательской и выставочной работы по истории Православия в Донбассе.
мощи свт. Игнатия в Свято-Николаевском соборе Мариуполя; чудотворная икона свт. Николая в храме св. кн. Александра Невского в Донецке (решением Синода УПЦ в память о мироточении от образа в 2003 установлено празд. в 1-е воскресенье после 9 мая ст. ст.); источник вмч. Пантелеимона в пос. Ремовка Снежнянского р-на.
еп. Димитрий (Маган, янв.-сент. 1943); архиеп. Никон (Петин, 21 мая 1944 - 16 апр. 1956; с 3 авг. 1948 еп. Херсонский и Одесский, в. у. Ворошиловградской епархией); митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик, апр. 1956 - 16 нояб. 1962, в. у.); митр. Одесский и Херсонский Сергий (Петров, 25 мая 1965 - 4 февр. 1990); еп. Иоанникий (Кобзев, 19 февр. 1990 - 7 сент. 1991); еп. Алипий (Погребняк, 6 окт. 1991 - 23 янв. 1992, с 3 мая по 12 сент. 1994 в. у. Донецкой епархией, будучи епископом Горловским); митр. Леонтий (Гудимов, март-дек. 1992); еп. Ипполит (Хилько, 22 дек. 1992 - 3 мая 1996); митр. Иларион (Шукало, с 12 сент. 1996 в сане архиепископа, с 23 нояб. 2000 в сане митрополита).
Касперовской иконы Божией Матери (жен., в пос. Грузско-Ломовка г. Макеевка, основан в 1997); Николая Чудотворца, свт. (жен., в с. Никольском Волновахского р-на, преобразован из прихода в марте 2000); Василия Великого, свт. (муж., в с. Никольском Волновахского р-на, преобразован из прихода 21 дек. 2001); донецкий в честь Иверской иконы Божией Матери (жен., в Донецке, основан 21 дек. 2001 как подворье Свято-Никольского мон-ря, в 2002 стал самостоятельным).
В результате колонизации региона представителями различных национальностей и вероисповеданий, а также вслед. широкого распространения в посл. десятилетие ХХ в. на территории республик бывш. СССР многочисленных новых религ. образований в регионе сформировалась сложная конфессиональная ситуация. Благодаря переселению в Донбасс в XVIII-XIX вв. больших групп колонистов из Центр. Европы, прежде всего немцев, а также выходцев из Зап. Пруссии и Польши, большое распространение здесь получили протестант. течения. Среди переселенцев были лютеране (в 1897 в Мариупольском у. из 19 104 лиц, говоривших на нем. языке, 11 720 были лютеране), кальвинисты, а также меннониты. В Мариупольском у. существовало 5 меннонитских колоний, в которых жило 367 семей. Их число уменьшилось в посл. четв. ХIХ в., когда на иностранных колонистов была распространена военная повинность: поскольку военная служба запрещалась вероучением меннонитов, значительная их часть эмигрировала в Сев. Америку. В 50-60-х гг. ХIХ в. в нем. колониях начали образовываться братства штундер, повлиявшие на возникновение укр. штундизма. В 60-х гг. ХIХ в. под воздействием зап. проповедников среди меннонитов и штундистов, а также среди представителей др. конфессий распространился баптизм, вскоре вышедший за границы нем. поселений. В нем. колониях жило также основное число католиков Приазовья, принадлежавших к Тираспольской епархии (Бердянский и Екатеринославский деканаты), католицизм исповедовали в Приазовье также чехи, поляки. Нем. поселения стали базой для распространения на южноукр. землях в кон. 80-х гг. ХIХ в. адвентизма. После возникновения в 1846 г. старообрядческой Белокриницкой иерархии к ней присоединились донецкие старообрядцы. К нач. ХХ в. в Ольховатке наряду с поповцами жили также беспоповцы. Представлены были в Донецком регионе духовные христиане (духоборцы, молокане, новоизраильтяне). Многочисленную группу населения составляли татары, преимущественно мусульмане, а также евреи, создававшие сельскохозяйственные общины, исповедовавшие как ортодоксальный иудаизм, так и хасидизм.
В 50-70-х гг. ХХ в., когда действовала установка гражданской власти на уменьшение количества общин и «укрупнение» конфессий, в Донецкой обл. официально было разрешено существование неск. приходов правосл. Церкви, ряда общин евангельских христиан-баптистов и общины молокан. Качественные изменения в конфессиональной сфере произошли в кон. 80-х гг., когда в регионе начался быстрый рост числа религ. объединений. В 2006 г. в области существовало ок. 1200 религ. орг-ций (более половины - в Донецком и Мариупольском р-нах), относящихся к 36 деноминациям, 95,4% их принадлежат к христ. конфессиям. Наиболее крупным религ. объединением области является Д. и М. е. Раскольническая Украинская правосл. церковь «Киевского патриархата» (см. Денисенко М. А.) насчитывает 27 приходов. Укрепляет позиции Украинская греко-католическая Церковь, окормляющая преимущественно переселенцев из зап. областей Украины, в области действуют 13 униат. приходов, 2 мон-ря. В последние годы были образованы 4 католич. прихода, окормляемые священнослужителями из Польши. Широко представлены протестант. течения: организованы 79 общин евангельских христиан-баптистов, 30 - христиан веры евангельской (пятидесятники), 32 - свидетелей Иеговы, 30 - адвентистов седьмого дня, лютеран. приход, 14 общин евангельских христиан. В области действуют 17 исламских (в т. ч. Украинский исламский ун-т в Донецке), 18 иудейских (руководящий орган - Региональное духовное объединение иудейских общин Донбасса) и 6 буддийских объединений. Располагающийся в Донецке Духовный центр независимых мусульман Украины осуществляет руководство мусульманскими общинами всей Украины.
В последние 15 лет происходит расширение присутствия в регионе новых религ. движений. В 2006 г. действовали 43 общины Церкви полного Евангелия, община Новоапостольской церкви, 4 общины церкви Иисуса Христа святых последних дней, 32 - Церкви Христовой, 5 - Церкви Божией, церковь Иоанна Богослова «Проповедь всемирного покаяния», Духовный центр «Новое поколение» христ. церквей Украины, община Международного об-ва сознания Кришны, 2 общины направления «Наука разума», община «Украинской национальной веры», община индуистской Тантры, ведический центр. Без регистрации в области существует более 100 религ. формирований. При баптист. центрах и при орг-циях, принадлежащих к новым религ. движениям, работают «миссии» различной направленности (милосердия, благовестия, добропорядочности), учебные заведения (Библейский ин-т «Слово жизни» в Донецке, Библейский ин-т «Свет мира» в Мариуполе, Библейский ин-т «Христос для Украины» в Краматорске и др.).