ЕВЕР
Том XVII , С. 138-139
опубликовано: 19 февраля 2013г.

ЕВЕР

[древнеевр.    древнегреч. ᾿Εβέρ], ветхозаветный праотец, потомок Сима (Быт 10. 24; 11. 14-17; 1 Пар 1. 17-18; 24-25), сын Салы (Быт 11. 14), отец Фалека (Быт 11. 16) и Иоктана (Быт 10. 25; 1 Пар 1. 19), живший, согласно библейскому повествованию, 464 года (Быт 11. 16-17); прямой предок Авраама (Быт 11. 14-26), упоминается в генеалогии Иисуса Христа, приводимой евангелистом Лукой (Лк 3. 35). Библия также сообщает о 4 лицах, носивших это имя: одном из потомков Гада, населявших Васан (1 Пар 5. 13); первом из 3 сыновей Елпаала из колена Вениамина (1 Пар 8. 12); втором из 11 сыновей Шашака из колена Вениамина (1 Пар 8. 22); главе священнического рода Амока, упоминаемом в списке вернувшихся из вавилонского плена в Иерусалим священников и левитов (Неем 12. 20).

Библейская традиция сближала это имя с созвучными ему этнонимом   (еврей) и словами, образованными от корня   (  - проходить, переходить через что-либо,   - край, берег). Библия называет Сима «отцом всех сынов Еверовых» (Быт 10. 21), демонстрируя этим, что потомки Е., а следов. и Авраама, являются потомками Сима. Сам Авраам именуется «евреем» (  - Быт 14. 13), которого Бог «взял... из-за реки» (   - Нав 24. 3). На сходство этих слов опирались и древние экзегеты - как иудейские («Рабби Иехуда говорит, что весь мир на одной стороне (  ), а он [Авраам] - на другой (  ). Рабби Неемия говорит, что он сын Евера. Раббаны говорят, что он из-за реки (  ) и говорит по-еврейски (  )» - Берешит Рабба 42. 13), так и христианские, для к-рых Е. традиционно считался прародителем евр. народа (Hipp. Chron. 172; Idem. Refut. X 30. 4; Theoph. Antioch. Ad Autol. III 24; Euseb. Praep. evang. XI 6. 39-40). Блж. Августин приводит мнение, согласно к-рому евреи первоначально назывались от Евера - «евереями» (лат. heberaei), а потом вслед. выпадения 1 буквы - «евреями» (hebraei) (Aug. De civ. Dei. XVI 3. 2).

В совр. библеистике не существует единого мнения относительно происхождения и первоначального значения имени Е. Наиболее распространена т. зр., что библейское имя собственное Е. первоначально было этнонимом (Skinner. 1930. P. 218-220; Malamat. 1968. P. 166-167; Koch. 1969. S. 39-40, 71-78; Loretz. 1984. P. 183-190). При этом вопросы, является ли библейский термин  (евреи) производным от имени Е. и как соотносятся обозначаемые этими словами общности, остаются спорными (см. в ст. Израиль).

С целью реконструкции первоначального значения имени Е. высказывалось предположение, что название этой этнической группы является производным от названия местности ее первоначального расселения, к-рой была, возможно, Сев. Месопотамия, находившаяся, с т. зр. жителей древнего Ханаана и Сирии, «по ту сторону» р. Евфрат (Cazelles. 1973. P. 22). В подтверждение этой теории ссылаются, в частности, на пророчество Валаама: «...горе, кто уцелеет, когда наведет сие Бог! [Придут] корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!» (Числ 24. 23-24), в к-ром слово «Е.» явным образом используется как название народности; на передачу выражения    («Аврам Еврей» - Быт 14. 13) в древнегреч. переводе Акилы как Αβραμ περαΐτης, т. е. букв.- «Аврам с того берега» (ср. употребление этого слова у Иосифа Флавия - Ios. Flav. De bell. II 20. 4 - и название области, находящейся, с т. зр. жителей Палестины, «по ту сторону» р. Иордан,- Περαία, Перея); на название территории, лежащей к западу от р. Евфрат,-   греч. πέραν τοῦ ποταμοῦ, рус. «за рекою» (1 Езд (LXX - 2 Езд) 4. 10), данное ей жителями Месопотамии; а также на отраженную в ВЗ традицию называть так земли, из к-рых Авраам пришел в Ханаан, т. е. земли вокруг Харрана или всю сев. часть Месопотамии: «...за рекою (  ) жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки (  ) и водил его по всей земле Ханаанской...» (Нав 24. 2-3 - Kraeling. 1941. P. 249-253; Thompson. 1974. P. 305-306). Кроме того, в ходе изучения документов, найденных в г. Эбла, было отмечено сходство библейского имени Е. с именем жившего в III тыс. до Р. Х. царя г. Эбла Эбрума ( ) (Matthiae. 1976. P. 109; Pettinato. 1976. P. 47), однако недостаток данных не позволяет сделать на основе этого сопоставления к.-л. выводы (Archi. 1979. P. 565; Loretz. 1984. P. 190-192).

Лит.: Skinner J. A Critical and Exegetical Comment. on Genesis. Edinb., 19302; Kraeling E. G. The Origin of the Name «Hebrew» // AJSL. 1941. Vol. 58. N 3. P. 237-253; Bottéro J. Le problème des   à la 4e recontre assyriologique internationale. P., 1954. (Cah. de la soc. asiatique; 12); Greenberg M. The Hab/piru. New Haven, 1955; Los F. J. The Table of Peoples of the Tenth Chapter of Genesis // Mankind Quarterly. 1967. Vol. 7. P. 144-152; Malamat A. King Lists of the Old Babylonian Period and Biblical Genealogies // JAOS. 1968. Vol. 88. N 1. P. 163-173; Koch K. Die Hebräeer vom Auszug aus Ägypten bis zum Grossreich Davids // VT. 1969. Vol. 19. P. 37-81; Winnett F. V. The Arabian Genealogies in the Book of Genesis // Translating and Understanding the Old Testament: Essays in Honor of H. G. May / Ed. H. T. Frank and W. L. Reed. Nashville, 1970. P. 171-196; Cazelles H. The Hebrews // Peoples of Old Testament Times / Ed. D. J. Wiseman. Oxf., 1973. P. 1-28; Thompson T. L. The Historicity of the Patriarchal Narratives: The Quest for the Historical Abraham. B.; N. Y., 1974. (BZAW; 133); Matthiae P. Ebla in the Late Early Syrian Period: The Royal Palace and the State Archives // BiblArch. 1976. Vol. 39. P. 94-113; Pettinato G. The Royal Archives of Tell-Mardikh-Ebla // Ibid. P. 44-52; Archi A. The Epigraphic Evidence from Ebla and the OT // Biblica. 1979. Vol. 60. P. 556-566; Ishida T. The Structure and Historical Implications of the Lists of the Pre-Israelite Nations // Ibid. P. 461-490; Grau J. The Gentiles in Genesis: Israel and the Nations in the Primeval and Patriarchal Histories: Diss. Ann Arbor (Mich.), 1980; Ross A. P. The Table of Nations in Genesis 10: Its Structure // Bibliotheca Sacra. 1980. Vol. 137. P. 340-353; idem. The Table of Nations in Genesis 10: Its Content // Ibid. 1981. Vol. 138. P. 22-34; Loretz O. Habiru-Hebräer: Eine sozio-linguistische Studie über die Herkunft des Gentiliziums   vom Appellativum habiru. B.; N. Y., 1984; Oded B. The Table of Nations (Genesis 10): A Socio-cultural Approach // ZAW. 1986. Bd. 98. S. 14-31.
А. В. Пономарёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
  • АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
  • АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула