ЖАБСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XIX , С. 112-114
опубликовано: 19 сентября 2013г.

ЖАБСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

Жабский (Жапский, Шабский) в честь Вознесения Господня женский монастырь (Жабка) (Кишинёвской епархии РПЦ), находится в с. Жапка (название варьировалось: Жабка, Шабка) р-на Флорешть (Республика Молдова), в верховьях р. Днестр, на крутом скалистом берегу. Первоначально это был муж. пещерный скит. Точное время основания его неизвестно, в нек-рых исследованиях без ссылки на источники указывалась дата 1-го упоминания скита - 25 мая 1693 г. (см.: Locaşuri sfinte din Basarabia. 2001. P. 64). Возможно, он был основан в сер. XVII в. иером. Иезекиилем, пришедшим либо из Львова (см.: Защук. 1862. C. 225-228; Episcopia Hotinului. 1930. P. 17), либо из молдав. скита, основанного боярином по имени Лупан Бузня (ныне мон-рь Морени, жудец Васлуй, Румыния) (см.: Visarion (Puiu). 1919. P. 72; Anuarul Eparhiei Chişinăului şi a Hotinului. Chişinău, 1922. Vol. 1. P. 2). Вместе с неск. монахами иером. Иезекииль высек в скале пещерные кельи и небольшую ц. в честь Воздвижения Креста Господня.

Пещерный скит Жабского монря. Фотография. Нач. XXI в.Пещерный скит Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в.Некоторое время, вероятно из-за набегов кочевников, скит пребывал в запустении. В 1770 г. в пещерной обители поселился иером. Феодосий, благоустроил разрушенные кельи и построил деревянную церковь с колокольней в честь Воздвижения Креста Господня. С этого времени братия стала селиться не на горе, а в низине, на месте расположения совр. мон-ря. Именно поэтому большинство историков относят основание Ж. м. к 1770 г. Иером. Феодосий испросил у владельцев вотчины Жабка небольшой участок земли с 2 источниками, расположенный ниже скита. В 1813 г. скит вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) возвел иером. Феодосия в сан игумена. В 1818 г. решением Кишинёвского митр. Гавриила скит был обращен в общежительный монастырь. С 1821 г. большинство обителей Бессарабии находилось под управлением экзарха монастырей, однако Ж. м., как и Кэприана, Вознесения Господня Гыржавский монастырь и Добрушский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь, оставался под руководством своих наместников.

Впосл. Ж. м. возглавляли иеромонахи Никандр (1808-1810), Каллист (1810-1818), Феофил (1818-1821), одновременно являвшийся ректором Одесской ДС, архим. Синесий (1822-1824). При архим. Иоанникии (1824-1827) Ж. м. благоустраивался за счет благотворителей митр. Иринопольского и Ватопедского Григория († 1846) и молдавского боярина Константина Андроника (Стати). Находясь в Молдавской митрополии и исполняя должность старосты монастыря Голия в Яссах, митр. Григорий выделил в пользу Ж. м. озеро, мельницу, а 21 авг. 1825 г.- поместье Жабка, ранее принадлежавшее Голии. При архим. Иоанникии в Ж. м. был введен общежительный устав по образцу «Наставлений об общей монашеской жизни» (СПб., 1816). Другой благотворитель, Константин Андроник, жил в Ж. м. в 1820-1842 гг. (по нек-рым сведениям, принял постриг в мон-ре), построил храм, купил земли для обители, пожертвовал Евангелие на молдав. языке, серебряные потир и дискос. В 1827-1829 гг. Ж. м. возглавлял экклисиарх домового храма Кишинёвской архиепископии игум. Иов, в 1830-1833 гг.- архим. Онисифор. При магистре Киевской ДА и преподавателе Кишинёвской ДС архим. Никодиме (1833-1835/36) впервые на счету мон-ря в Одесском банке появилось 600 золотых, архим. Никодим пожертвовал обители ок. 6,5 тыс. р.

Вид на Вознесенский собор и постройки Жабского монря. Фотография. Нач. XXI в.Вид на Вознесенский собор и постройки Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в.В 1836-1864 гг. Ж. м. возглавлял архим. Кассиан, в 1865-1868 гг.- архим. Серафим, в 1868-1871 гг.- архим. Иероним (до принятия Православия Иоганн Хеппнер, выпускник Варшавского ун-та), привезший в Ж. м. копию чудотворной Гербовецкой иконы Божией Матери, в 1872-1880 гг.- архим. Ермоген (Базилюк), в 1881-1883 гг.- архим. Ириней (Чеботаренко), в 1884-1886 гг.- архим. Венедикт, в 1887-1904 гг.- архим. Синесий (Быркэ), в 1904-1916 гг.- архим. Порфирий (Бабей). К сер. XIX в. Ж. м. владел 900 дес. земли, 2 мельницами, садами и виноградниками, к 1912 г.- 500 га земли, в т. ч. 200 га пашни, 7 га садов, 6 га виноградников, 7 га леса, 2 га прудов, к 1918 г.- 430 га земли.

При архим. Иерониме (1868-1871) в Ж. м. была открыта школа для обучения братии мон-ря и сельских юношей с преподаванием Закона Божия и других предметов. Архим. Иероним упорядочил монастырский архив, перевел с молдав. языка на русский все документы. При архим. Ермогене (1872-1880) насельник Ж. м. иером. Максимилиан составил синодик (1872), в к-ром систематизировал все архивные данные Ж. м. В синодике упомянуты основные благотворители обители, описана монастырская б-ка. Известно, что в архиве и б-ке мон-ря хранились копии с документов XVII в., а также неск. старопечатных книг на румын. языке с записями жабских монахов XVIII и XIX вв. По инициативе архим. Синесия (1887-1904) в Ж. м. была открыта школа псаломщиков, к 1916 г.- школа для детей-сирот, средняя школа с 4-годичным обучением, сельская профессиональная школа и 2-годичная школа для подготовки сельских учителей. В 1916 г. Ж. м. был обращен в женский. 20 апр. того же года по инициативе архиеп. Кишинёвского и Хотинского Анастасия (Грибановского) в Ж. м. поселились монахини, бежавшие из оккупированного нем. войсками Леснинского мон-ря (Польша). Общину сестер возглавляла игум. Екатерина (Ефимовская).

23 июля 1916 г. настоятельницей Ж. м. была назначена игум. Нина (Косаковская). Управлявший обителью до 1916 г. архим. Порфирий был перемещен в Гыржавский мон-рь. К 1918 г. Ж. м. насчитывал 208 насельниц (26 монахинь и 182 рясофорные монахини и послушницы). В 1918 г. Ж. м. в составе Кишинёвской епархии перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) признал этот переход антиканоничным актом.

В 1927 г. еп. Хотинский Виссарион (Пую; † 1964) в стенах Ж. м. открыл профессиональную школу для девушек, где учащиеся помимо обычной школьной программы изучали и богословские предметы, приобретали навыки работы в сельском хозяйстве. Школа, как и подобная ей в Добрушском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре, имела особый статус и устав, утвержденный в 1928 г. Хотинской епархией Румынского Патриархата. Обучение проходило согласно программе начальной школы (5-7-й классы). При поддержке еп. Виссариона летом 1928 г. в Ж. м. был заложен фундамент для здания школы.

В 1930 г. в Ж. м. проживали 98 насельниц (20 монахинь и 78 рясофорных монахинь и послушниц). В 1924 г., во время перехода Румынской Православной Церкви на новый стиль, в Болгарию уехали 70 насельниц. В 1920-1940 гг. Ж. м. возглавляла мон. Дорофея (Антонович), в 1925-1935 гг. обязанности настоятельницы исполняли последовательно монахини Магдалина и Таисия.

Церковь во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XXI в.Церковь во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XXI в.После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 г. Ж. м. был закрыт, имущество конфисковано, насельницы изгнаны. С началом Великой Отечественной войны монахини вернулись в мон-рь. В 1941 г. при мон-ре действовала типография, печаталась духовно-нравственная литература. В 1945 г. Ж. м. был возвращен в юрисдикцию РПЦ. В 1945 г. в Ж. м. проживали настоятельница игум. Пахомия, 36 монахинь и 59 послушниц. В 1941 г. мон-рь владел 200 га земли, мельницей, маслобойней, пекарней, трактором, в 1945 г.- 141 га земли, в т. ч. 100 га пашни, 22 га виноградников, 4 га садов, 8 га огородов, 7 га прудов. В обители были организованы школа вышивания, пошивочная мастерская. Хозяйство приносило значительный доход, напр., за 7 месяцев 1945 г. в казну мон-ря поступило 56 тыс. р., притом что общий доход составил 156 тыс. р. В 1947 г. в связи с катастрофическими последствиями засухи 1946 г. игумения обратилась к советским органам с просьбой выделить мон-рю семенную ссуду. Обитель получила лишь 420 кг семян. В том же году Ж. м. (и еще 4 мон-ря) постановлением Совета министров Молдавской ССР был взят под гос. охрану как памятник архитектуры. К 1950 г. мон-рь владел 130,42 га земли, среди них - 102,65 га пашни, 10 га садов, 4,11 га виноградников, 6,21 га огородов, 6,7 га сенокосов и 0,75 га прудов и станов. Подсобное хозяйство насчитывало 6 лошадей, 8 волов, 5 коров, 85 овец и коз, 60 ульев. Успешному ведению хозяйства способствовало наличие необходимого инвентаря: плугов, борон, распашников, сеялок, веялок, триеров и паровой молотилки. Доходы монастыря в 1951 г. составили 164 608 р. К 1959 г. Ж. м. владел 5 га земли, его подсобное хозяйство насчитывало 2 лошадей, 2 коров и 3 свиноматок.

Ж. м.- крупнейшая по количеству насельниц молдав. жен. обитель. С 1951 г. в Ж. м. проживали мон. Таисия (Яблонская) и 110 насельниц, в т. ч. игумения, схимонахиня и 50 монахинь. Во 2-й пол. 1958 г. Ж. м. возглавляла мон. Сидония, с 10 янв. 1959 г. обязанности настоятельницы исполняла мон. Серафима (Чеботарёва). В 1969 г. в Ж. м. проживали 69 насельниц, в 1978 г.- 57 насельниц. С 1979 г. Ж. м. возглавляла мон. (с 1980 игумения) Александра, с 1999 г. возглавляет игум. Таисия (Стрэину). К 2008 г. в Ж. м. проживали 48 чел.

Постройки

Старейшая скальная ц. в честь Воздвижения Креста Господня была высечена в кон. XVII в. Белокаменный фасад храма обрамлен дикой растительностью. В 1851-1853 гг., при игум. Кассиане, церковь была реконструирована, в XX в. пострадала от оползня грунта, в 1995 г. отреставрирована, к 2008 г. в ней совершались регулярные богослужения.

В 1820-1825 гг. на средства боярина Константина Андроника была построена каменная летняя ц. в честь Вознесения Господня, в 1911 г. разрушена. На ее месте в 1912 г. был возведен и в 1916 г. освящен новый храм в честь Вознесения Господня квадратной формы; правый придел в честь Преображения Господня, левый - в честь Животворящего Креста Господня. Над главным алтарем храма установлен деревянный позолоченный резной купол, который поддерживают 4 колонны. Купол украшают 12 больших окон и 8 небольших окошек. Пронаос отделен от наоса 2 столпами, к-рые поддерживают купол, алтарь разделен с наосом также 2 столпами. В стенах храма много окон, на 1-м ярусе они большие, на 2-м - поменьше. В пронаосе находится кафаст, стоящий на 2 железных столбах.

В Вознесенском храме установлен небольшой деревянный позолоченный 3-ярусный иконостас для 3 алтарей. Храм расписан 8 фресками: над алтарем - изображение Вознесения Господня, под куполом - Господа Саваофа и 4 евангелистов, на 2 столпах - святых Кассиана и Порфирия Газского. Среди святынь храма особое место занимает выполненная в 1910 г. икона с частицами мощей святых.

При архим. Кассиане на средства жителя Кишинёва М. Лабы была построена и 30 июня 1849 г. архиеп. Кишинёвским и Хотинским Иринархом (Поповым) освящена небольшая теплая ц. во имя арх. Михаила. Храм отличается изящным внутренним убранством; его фасад решен в виде портика со сложным фигурным аттиком и дорическими колоннами. К теплой церкви примыкают невысокие жилые корпуса. В 1-й пол. XIX в. в Ж. м. были построены надвратная 3-ярусная колокольня, кельи. В целом храмы и келейные постройки Ж. м. выполнены в т. н. молдав. стиле, содержащем элементы классического стиля (теплая церковь), эклектики и псевдовизантинизма (летняя церковь).

После пожара 1974 г. в Ж. м. через год были отремонтированы Вознесенский собор и Михаило-Архангельская ц., кельи, в 1995 г.- скальный ансамбль мон-ря; в кельях и подсобных помещениях проведено центральное отопление. В 1989-1990 гг. было построено 2 складских помещения. К 2008 г. на 3-м этаже нового настоятельского корпуса устроена домовая ц. в честь Леснинской иконы Божией Матери, освященная 27 сент. 2006 г. митр. Кишинёвским и всея Молдовы Владимиром (Кантаряном). С 24 июля 2001 г. при мон-ре действует Вознесенская воскресная школа.

Лит.: Мурзакевич Н. Н. Сведения о нек-рых правосл. мон-рях епархий Херсонской и Кишинёвской: Добружский Николаевский муж. мон-рь // ЗапООИД. 1848. Т. 2. С. 313-314; Защук А. И. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1862. Т. 2: Бессарабская обл. Ч. 1; Ганицкий М. Мон-ри в Бессарабии // Кишинёвские ЕВ. 1876. № 18. C. 535-536; Крушеван П. А. Бессарабия: Геогр., ист., стат., экономич., этногр., лит. и справ. сб. М., 1903. C. 169; Visarion (Puiu), arhim. Mănăstirile din Basarabia. Chişinău, 1919. P. 72-78; Anuarul Eparhiei Chişinaului şi a Hotinului: Bâlţi, 1930. Vol. 2. P. 15-18; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIXlea sub ruşi. Chişinău, 1931; Из жизни Кишинёвской епархии // ЖМП. 1979. № 10. С. 21-23; Петраки В., прот. Игум. Серафима, настоятельница Жабского Вознесенского мон-ря: [Некр.] // Там же. № 11. С. 36; Бубуруз П., прот. Игум. Александра, настоятельница Жабского Вознесенского мон-ря // Там же. 1981. № 1. С. 9; он же. Жабский Вознесенский жен. мон-рь // Там же. № 7. С. 20-21; Păcurariu M. Basarabia: Аspecte din istoria Bisericii şi a neamului românesc. Iaşi, 1993; Пасат В. Трудные страницы истории Молдовы: 1940-1950-е гг.: [Сб. арх. док-тов и мат-лов]. М., 1994; Sârbu A. e. a. Mănăstiri Basarabene. Chişinău, 1995. P. 162-173; Ghimpu V. Mănăstirea rupestră de la Japca din zona Nistrului Mijlociu // Sud-Est. 1997. № 4(30). Р. 60-65; Ilvitchi L. Mănăstirile şi schiturile din Basarabia. Chişinău, 1999. P. 69-73; Arbure Z. C. Basarabia în secolul XIX. Chişinău, 2001. P. 297-298; Ciocanu S. Contribuţii privind istoricul şi arhitectura ctitoriei boierului Constantin Stati, biserica «Înălţarea Domnului» de la mănăstirea Japca // Arta 2001 / Inst. de Istorie şi Teorie Artei. Chişinău, 2001. P. 21-25; Locaşuri sfinte din Basarabia. Chişinău, 2001. P. 64-69; Ciorbă V., preot. Arta Bisericească din Basarabia (1812-1918). Chişinău, 2005. P. 12, 21, 28; Мелинти М. Жабский жен. мон-рь // Независимая Молдова: Газ. 2005. № 110(3588). 9 сент. С. 3.
Прот. Максим Мелинти, В. А. Содоль
Рубрики
Ключевые слова
См.также