[Иоанн Саманнудский] (Ɨ 27.11.686 или 689), копт. Александрийский патриарх (c 677 или 681). Сведения об И. М. сохранились в «Истории Александрийских патриархов», он также кратко упоминается в соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» Абу-ль-Макарима (нач. XIII в.). Известно о существовании Жития И. М., составленного его ближайшим учеником и помощником Исааком Диаконом. В наст. время почитание И. М. в Коптской Церкви отсутствует.
И. М. род. в г. Саманнуд в Н. Египте. Был разносторонне образован. Поступил в монастырь св. Макария (араб. Дейр-Анба-Макар). Во время паломнического путешествия по Скитской пустыне неожиданно заболел тяжелой и странной болезнью. После видения, в котором ему было открыто его буд. служение, и чудесного исцеления он вместе с 2 учениками ушел в Файюм и поступил в монастырь Братьев (араб. Дейр-эль-Ихва) недалеко от сел. Cайла. Здесь Мина, еп. Файюмский, рукоположил И. М. во иерея. Спустя некоторое время патриарх Агафон (659-677) попросил епископа прислать И. М. к нему в Александрию для знакомства, которое послужило началом возвышения И. М.: он был поставлен во главе александрийского клира. Патриарх Агафон готовил И. М. себе в преемники, он даже отказал в просьбе жителям В. Египта поставить его их епископом, что воспрепятствовало бы ему впосл. занять Александрийскую кафедру.
Вступив на Александрийский престол после смерти патриарха Агафона, И. М. осознал необходимость мирного сосуществования с арабами-завоевателями. Он нуждался в их поддержке для противодействия халкидонитам, стремившимся завладеть большим количеством церквей в Александрии. Правитель Египта Абд аль-Азиз ибн Марван (684-703) оказывал покровительство И. М., хотя однажды патриарх подвергся тюремному заключению и едва избежал пыток.
И. М. восстановил и украсил ц. св. Марка в Александрии. Продукция мельницы и маслодавильни, устроенных им, помогала нуждающимся выжить во время 3-летнего голода, вызванного засухами. Полемика И. М. с халкидонитами нередко заканчивалась обращением нек-рых из них в монофизитство.
И. М. является автором «Вопросо-ответов» на саидском диалекте коптского языка, написанных в форме экзегетической беседы с неким пресв. Феодором. Это сочинение сохранилось также в араб. и эфиоп. переводах под др. названиями: в арабском имена Феодор и Иоанн заменены на Ефрем и Григорий, эфиопский озаглавлен «История апы Вениамина». Беседа включает 23 вопроса, начинается с истории сотворения Адама, заканчивается картиной Страшного Суда и исповеданием монофизитства. Основная задача автора - обосновать необходимость крещения и хранения крещальных обетов, что стало особенно актуальным после арабского завоевания; обличения некрещеных и вероотступников в трактате гораздо обширнее, чем обличения еретиков. В ходе обсуждения И. М. касается таких вопросов, как соотношение образа и подобия Божия в человеке, причина существования зла в мире, превосходство христиан даже над ветхозаветными пророками, посмертная участь людей; описывает литургическую практику и обычаи, связанные с христианскими праздниками, напр. погружение в воду на Крещение. Догматические положения из области триадологии, христологии, литургического богословия излагаются декларативно, без обоснования. И. М. пользуется сочинениями не только представителей александрийской школы (Климента Александрийского, свт. Афанасия I Великого), но и др. греч. (святителей Епифания Кипрского, Григория Нисского, Василия Великого) и копт. авторов (прп. Пахомия Великого, патриарха Агафона, Писентия, еп. Кебта, Иоанна, еп. Парала). Некоторые сюжеты взяты из апокрифических книг («Деяния Андрея и Павла», «Поставление [архангела] Михаила», «Евангелие Варфоломея»). Автор прибегает в основном к типологическому и аллегорическому методам толкования, активно пользуется кн. «Физиолог». В произведении присутствуют бытовые зарисовки (рыбак на ловле), диалоги между персонажами (Христом и Иудой в аду), патетические описания (картина Страшного Суда).
К жанру апологии относится описание диспута между И. М., евреем Аароном и неким халкидонитом, состоявшегося в присутствии Абд аль-Азиза. Текст дошел во фрагментах на коптском языке (изд. и англ. пер.: Evelyn-White. 1926. P. 171-175) и полностью в арабском переводе в рукописях XVI-XIX вв. (обзор рукописей и пересказ: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 479-480). Причиной для встречи послужила смерть одного еврея, у к-рого не было наследников и имущество к-рого отходило государству. Среди вещей был драгоценный сосуд, в к-ром хранилась часть дерева. И. М. предположил, что это частица Креста Господня. Провели испытание огнем, она не сгорела. И. М. выкупил эту реликвию за 3 тыс. динаров. Под впечатлением чуда Абд аль-Азиз выступил инициатором диспута об истинной религии. Особое внимание в сочинении уделено Евхаристии и вопросам литургической практики (употребление воды после Причащения, использование деревянного била).
И. М., по мнению Т. Орланди, также является автором Похвального слова в честь вмч. Мины, особо почитаемого в Египте. В заключительной части Слова упоминается имя составителя - Иоанн. В пользу авторства И. М. говорит тот факт, что в мон-ре Братьев, где он подвизался, была ц. св. Мины. Нек-рые ученые приписывают авторство патриархам Иоанну I, Иоанну IV или Иоанну, эконому ц. св. Мины (издатель текста Дж. Дрешер).
Несохранившееся послание И. М. братии мон-ря св. Макария, написанное по поводу кончины Иоанна, игум. Скитского, легло в основу Жития этого подвижника, как сообщает его анонимный автор.