(Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551, мест. Отыния (совр. Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 28.10.1651, Почаевский мон-рь), прп. (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), Почаевский, игум. почаевского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря.
В кон. XVIII в. (по данным Н. И. Петрова, ок. 1791, по мнению свящ. В. Левицкого, ок. 1773) в ожидании канонизации И. католич. Церковью почаевские василиане издали (без обозначения даты) Житие И. В издании сообщается, что Житие составил ученик И. иером. Досифей, к-рый воспитывался под духовным руководством преподобного. Одним из источников печатного ЖЖития была рукопись «Книга чудес, при образах чудотворных Матери Пречистой и других, также при мощах блаженного старца Иова Железо произошедших, присягой подтвержденных, как давних, так и тех, которые в прошлые годы по воле Божьей совершились». Впервые «Книга чудес...» упоминается в инструкции от 30 авг. 1695 г., данной нареченным на Луцкую кафедру еп. Дионисием (Жабокрицким), тогда еще православным, во время его приезда в Почаев настоятелю Почаевского монастыря Иосифу (Добромирскому). Дионисий (Жабокрицкий) настаивал на том, чтобы все вносимые в книгу чудотворения подтверждались под присягой. Последние события, отмеченные в сборнике, датированы 1726 г. (в кон. XIX в. списки «Книги чудес...» хранились в архиве правления Волынской ДС). Важнейшим источником биографии И. является анонимный униат. сб. «Гора Почаевская...» («Góra Poczajowska...»), посвященный гл. обр. истории чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. Сборник, впервые опубликованный в 1742 г., переиздавался несколько раз с дополнениями и небольшими изменениями на церковнославянском и польск. языках, последнее издание вышло ок. 1815-1820 гг. В данной книге И. упоминается в связи с историей Почаевской иконы Божией Матери, а также в рассказе о ковчеге с мощами вмц. Варвары, пожертвованном в обитель Луцко-Острожским униат. еп. Иосифом Выговским (1712-1737) и помещенном рядом с пещерой И.
Материалы, относящиеся к управлению И. Почаевским мон-рем, содержатся в архиве Почаевской лавры (ИР НБУВ, ГА Тернопольской обл.). Документы, связанные с судебными тяжбами Почаевского мон-ря, когда обителью управлял И., находятся в архивах Луцкого и Кременецкого гродских судов (ЦГИАК. Ф. 22, 25, 26, 28), ряд судебных дел хранится в Тернопольском обл. архиве. Данный источник для изучения биографии И. первыми использовали архим. Амвросий (Лотоцкий) и прот. Андрей Хойнацкий. Ряд документов, связанных с жизнью и деятельностью И., опубликовали Н. И. Теодорович и свящ. В. Левицкий.
Святой происходил из мелкопоместной шляхетской семьи. Из помянника Почаевского мон-ря известно, что отца И. звали Иваном, мать - Агафией, они жили недалеко от Коломыи (ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4б. Д. 271. Л. 1-2; запись рода И. в помяннике датируется 1641 г., составлена, вероятно, самим И.). По нек-рым свидетельствам, родители преподобного одно время проживали рядом с сел. Угорники (на месте совр. урочища Новосёлки; см.: Хавлюк. 1996. С. 15). Общепринятым является мнение, что родиной И. было мест. Отыния (Отыня) близ Коломыи. В роду И. были лица духовного звания. Когда И. возглавлял Почаевский мон-рь, в приходской Рождество-Богородицкой (Пречистенской) ц. в Ст. Почаеве служил свящ. Иаков Железо, испытывавший притеснения от местных магнатов и к 1642 г. лишенный места.
В 10 лет, т. е. ок. 1561 г., И. Железо поступил в Угорницкий Преображенский мон-рь. О местонахождении обители существуют различные мнения. Это не мог быть Угорницкий мон-рь в совр. с. Угорники (Коломыйский р-н), поскольку мон-рь во имя св. архистратига Михаила в селе был основан прп. Иовом (Княгиницким) в 1603 г. Версию о существовании в Угорниках обители в более раннее время полностью исключить нельзя, но о такой обители ничего не известно. В значительном удалении от Угорников, на границе Галичины и Буковины, на берегу р. Серет, между г. Теребовля и совр. с. Подгора (Теребовлянский р-н Тернопольской обл.), существовал Угорницкий (Подгорянский) Преображенский муж. мон-рь, к-рый на рубеже XVI и XVII вв. упоминался как ветхий. Историки относят его основание к сер. XVI в. В 1635-1639 гг. он был отстроен в камне (Яворський Г. Тернопiльський енциклопедичний словник. Тернопiль, 2004. Т. 4. С. 481-482). По всей видимости, начальный период служения И. (ок. 1561-1571) связан именно с этим мон-рем близ мест. Теребовля, центра отдельного староства. Известны еще 2 обители XVI-XVII вв. с похожими названиями: Угриновский Преображенский муж. мон-рь (упом. под 1611 г. в Житии прп. Иова (Княгиницкого), находился в совр. с. Ст. Угринов Калушского р-на Ивано-Франковской обл.) и Угорский Троицкий муж. мон-рь (находился в совр. с. Угорск Шумского р-на Тернопольской обл.). В XIX в. сохранялось предание о том, что И. какое-то время подвизался в Угорском Троицком мон-ре и собственноручно выкопал там пещеры (Дерманские горы, Антоновецкий лес и стожкообразные возвышенности Кременецких гор // Волынские ГВ. 1868. № 74/75).
Как сообщается в Житии И., настоятель Угорницкой обители с любовью принял Ивана и поручил экклисиарху научить его «церковному послушанию», т. е. богослужебному чтению и пению. Однако святой не довольствовался этим послушанием и старался «услужить каждому из наименьших монастырских работников», благодаря чему приобрел всеобщую любовь. На 2-й год жизни в Угорницком мон-ре 11-летний Иван «за его добрые нравы» был пострижен в монашество игуменом с согласия братии. По мнению прот. А. Хойнацкого, И. был рукоположен во иерея после достижения 30-летнего возраста, по распространенной в западнорус. мон-рях традиции. Со временем святой принял великую схиму с именем Иоанн. Слава о подвижнике распространялась по Галичине и Волыни, привлекая в Угорницкий мон-рь множество людей, желавших получить наставление от преподобного. Среди посетителей были простые и знатные, бедные и «нарочитые вельможи», обращавшиеся к преподобному «пользы ради душевной».
Кн. Константин Константинович Острожский, много внимания уделявший мон-рям в своих владениях, обратился к игумену Угорницкой обители, чтобы тот направил «блаженного трудолюбца» И. в Дубенский Крестовоздвиженский мон-рь (одна из фамильных обителей князей Острожских, известна с 1547) «показати образ трудолюбного и богоугодного жития». Возможно, И. должен был ввести в Крестовоздвиженской обители общежительный устав. Вскоре по прибытии И. в Дубенский мон-рь, приблизительно в 90-х гг. XVI в., братия против воли преподобного избрала его игуменом. По свидетельству Жития, И. управлял Дубенской обителью более 20 лет, но его имя не значится в многочисленных сохранившихся монастырских документах рубежа XVI и XVII вв. Объяснение этому факту предложил прот. А. Хойнацкий. В 1582-1602 гг. титулярным игуменом Дубенской обители был престарелый инок Василий; в монастырских актах сообщается, что вместо него дела вели в тот период др. монахи (к-рых также могли называть игуменами): в 1598-1600 гг.- Глеб, в 1601-1602 гг.- «казнодей» (проповедник) Виталий, который в 1604-1608 гг. управлял монастырем как настоятель (при Виталии - авторе перевода соч. «Диоптра мирозрительная, или Зерцало известное, указующее суету мира» Дубенский мон-рь стал центром полемики православных с католиками). Вероятнее всего, И. возглавлял Дубенский монастырь ранее Глеба и Виталия - в 90-х гг. XVI в., был настоятелем менее 10 лет. В кон. XVI в. кн. Константин Острожский щедро помогал Дубенской обители. 15 июня 1599 г. князь передал мон-рю часть доходов от с. Студянка с сенокосом, «острова Иванского става» Горбачин и Пантелеимон-Климент на р. Иква «с почвами, полями и огородами, которые лежат на сеножатях круг болот Горбачинских», с. Выгнанка и десятину урожая из сел Иванье и Знесенье. Великий пост кн. Константин Острожский обычно проводил в одном из островных монастырей в Дубно (Крестовоздвиженском или Преображенском) в монашеской одежде и по монастырскому уставу. И. поучал братию Дубенского мон-ря, подкрепляя словесные наставления собственным примером. По примеру своего покровителя кн. Константина Острожского преподобный заботился о распространении духовных и богослужебных книг. Насельники Дубенского мон-ря осуществляли переводы святоотеческих творений на церковнослав. язык. Как отмечено в Житии И., в Дубно святой «писанием книг церковных упражняшеся».
По словам биографа И., все окрестные страны святому «стужаху... честию и похвалами». Тяготясь этим, преподобный решил искать новое место для подвигов. Кроме того, желанию И. покинуть Дубенский мон-рь могли способствовать действия кн. Константина Константиновича по примирению с униатами (см. Брестская уния 1596 г.). И. тайно оставил Дубенский мон-рь и поселился в расположенном неподалеку Почаевском мон-ре. По мнению прот. А. Хойнацкого, это произошло ок. 1600-1602 гг., по мнению свящ. В. Левицкого - не позднее 1607 г., в любом случае - при жизни кн. Константина Острожского, умершего в 1608 г. Примечательно, что в 1607 г. в Почаевском мон-ре значительно увеличилось число насельников, возможно вслед. перехода туда части монашествующих из Дубно.
Незадолго до прихода И. в Почаевский мон-рь в обители, основанной в 1597 г., был принят общежительный устав, в 1597-1617 гг. в мон-рь была перенесена чудотворная Почаевская икона Божией Матери. И. прибыл на Почаевскую гору в качестве простого инока, но и здесь прославился аскетическими подвигами, и братия между 1617 и 1623 гг. избрала его игуменом. И. стал 5-м настоятелем Почаевского мон-ря. Преподобный любил уединяться для молитвы в глубокую пещеру в Почаевской горе, где проводил по неск. суток. В 1641 г. И. поставил на уступе скалы, вдавшемся в пещеру, список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. Однажды, когда святой молился в пещере, ее озарил необычный свет, сохранявшийся более 2 ч. Свидетелем чудесного явления был также ученик святого Досифей, описавший чудо в Житии И. Под схимнической одеждой преподобный носил власяницу и вериги. Вслед. «плоти измождения» тело И. отделялось от костей, «о чем и до сего дне,- замечает Досифей,- свидетельствуют честныя мощи нетленныя, в раке лежащия». С братией настоятель обходился кротко и ласково.
И. приходилось совмещать аскетические подвиги с обязанностями игумена. На время его управления Почаевским мон-рем пришелся острый и продолжительный конфликт обители с белзским каштеляном протестантом А. А. Фирлеем, наследником скончавшейся в 1617 г. фундаторши Почаевского мон-ря Анны Гойской, ставшим владельцем Почаева, Козина, с. Орля и др. селений. Фирлей отказался выполнять условия завещания Анны Гойской, внесенного 21 марта 1617 г. в кременецкие гродские книги, в котором ему предписывалось помогать Почаевскому мон-рю и правосл. приходской церкви в с. Орля. Фирлей отнял у обители часть имений, пожертвованных ей в 1597 г. Выступая против почитания чудотворной иконы Божией Матери и отпечатка стопы Пресв. Девы на Почаевской горе, Фирлей задумал разрушить мон-рь. Он запретил братии, не имевшей колодца, брать воду в соседнем с. Ст. Почаев. Тогда И., помолившись Пресв. Богородице, велел рыть колодец в горе, и на большой глубине была обнаружена вода, что было несомненным чудом, поскольку местность вокруг Почаева бедна водой. По приказу Фирлея урядник Г. Козинский с вооруженным отрядом 12 июля 1623 г. напал на Почаевский мон-рь, захватил монастырскую церковь, похитил чудотворный образ Божией Матери, богослужебные сосуды, облачения, драгоценные украшения икон. Награбленное было отвезено в родовой замок Фирлея в мест. Козин. В документах отмечается, что нападение произошло при игум. И. (Материалы по истории Почаевской лавры. 1911. С. 57),- это первое упоминание об И. как о настоятеле Почаевского мон-ря. В последующие годы Фирлей захватывал монастырских крестьян, нападал на иноков, отнимал монастырские угодья.
По мнению свящ. В. Левицкого, притеснения со стороны Фирлея пробудили у И. мысль о переселении из Польско-Литовского гос-ва в Москву. Такая мысль прослеживается в письме И. царю Михаилу Феодоровичу, написанном 1 мая 1626 г. и посланном через инока Почаевского монастыря Игнатия. И. пишет, что он хотел бы лично поклониться царю - покровителю православных. О благотворительности царя И. узнал от инока Игнатия, сопровождавшего Владимирского и Брестского еп. Иосифа (Курцевича) в Москву в 1625 г. И. писал об уменьшении на Волыни числа покровителей Православия и об умножении его врагов. В послании обрисовано бедственное положение Почаевского мон-ря, указывается на нехватку утвари (возможно, вслед. того, что мн. вещи взял с собой в Дубно в 1617 Софийский митр. Неофит, о чем свидетельствует «Регистр вещей Почаевского монастыря, отданных Неофиту, архиепископу Софийскому, 20 января 1617 г.» (НБУВ ИР. Ф. 231. № 31)).
19 июля 1640 г. по указанию Фирлея были разрушены столбы, обозначавшие границы имений Почаевского мон-ря, осуществлен очередной набег на монастырские земли. 9 марта 1641 г. И., в течение мн. лет безропотно переносивший притеснения, обратился с жалобой в Луцкий гродский суд и встретился с наместником (буркграфом) Луцкого староства Г. Коритинским. Такая же жалоба была подана в Кременецкий гродский суд 2 мая 1641 г. В ответ 14 июля 1641 г. по приказу Фирлея мон-рь был обстрелян, 19 июля захвачены монастырские поля. И. вместе с братией усилил молитвы к Пресв. Богородице, прося вразумить Фирлея. Просьба иноков была исполнена. Однажды Фирлей, «не ведая, что более делать», приказал своей жене надеть богослужебные облачения, дал ей в руки потир, и она вместе с присутствовавшими начала высмеивать Православие перед находившейся в доме Почаевской иконой Божией Матери. Женщиной сразу же овладел злой дух, к-рый «удручал ее долгое время». Ее мучения прекратились после того, как икона была возвращена Фирлеем в мон-рь, что произошло не позднее 14 нояб. 1641 г. (об этом событии рассказывается в сб. «Гора Почаевская...»).
18 марта 1642 г. Кременецкий земский суд принял декрет об установлении границ монастырских земель в пользу И. и братии. 10 апр. того же года Кременецкий гродский суд также удовлетворил иск И. к Фирлею. Однако последний заявил о невозможности выполнить решения суда и подал апелляцию в высшую судебную инстанцию Польши - Люблинский трибунал, при этом Фирлей говорил, что И. не имел права вести судебный процесс без участия епископа. В ответ на эти претензии на 1-е заседание Люблинского трибунала 7 авг. 1642 г. вместе с И. прибыл Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына), а также бывш. почаевский свящ. Иаков Железо, к-рый также имел претензии к Фирлею в связи с нанесенными священнику побоями. Еп. Афанасий и его ближайшие сподвижники - правосл. луцкие дворяне А. Еловицкий и М. Гулевич старались примирить враждующие стороны, очевидно ради недопущения конфликта между православными и протестантами в условиях притеснения обеих конфессий католиками. Еп. Афанасий настоял на решении спора в третейском суде, о чем подписали соответствующий акт. Третейским судьей был назначен «суперарбитр» С. Лащ, галичанин, к-рый уже в янв. 1643 г. начал следствие. Однако судья, будучи протестантом, принял сторону Фирлея, из-за чего 18 июня 1643 г. по инициативе И. дело было возвращено в Люблинский трибунал. Декретом от 17 нояб. 1643 г. трибунальный сейм Волынского воеводства предписал Фирлею возместить обители убытки. Фирлей опротестовал декрет, и дело вернулось в Люблинский трибунал, по решению которого 5-6 сент. 1644 г. тяжбу обители с Фирлеем рассматривал смешанный третейский суд, что, впрочем, не принесло результатов. 27 июня 1646 г. Фирлей принес присягу в Люблинском трибунале, что взятые им из Почаевского мон-ря вещи сгорели в его Козинском замке. По решению трибунала 28 февр. 1647 г. И. и Фирлей заключили мировую сделку. В марте того же года Фирлей подписал «акт примирения» и в знак своей готовности компенсировать обители убытки выдал на имя И. расписку, будто он взял у него в долг 2 тыс. злотых. Так завершилась тяжба по поводу движимого имущества обители, ее итогом стало частичное возвращение похищенного. И. не мог настаивать на пересмотре дела, поскольку Фирлею благоволил польск. кор. Владислав IV,, пожаловавший в 1645 г. шляхтичу с. Смидин (в совр. Старовыжевском р-не Волынской обл.) (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 78. Л. 231-232). По поводу нерешенного земельного спора между И. и Фирлеем 10 дек. 1647 г. собрался назначенный Люблинским трибуналом третейский суд.
Судебное разбирательство было остановлено в связи с началом в мае 1648 г. освободительной войны украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого, в значительной степени охватившей Волынь. В авг. 1648 г. отряды казаков и татар заняли Кременец, город был разрушен. Здание Кременецкого гродского суда и канцелярии, где хранились судебные акты, в т. ч. относившиеся к земельным тяжбам Почаевского мон-ря, было разорено, большинство документов уничтожено. В окт. 1648 г. пострадал и Почаевский монастырь: казаки забрали часть продовольствия, было разграблено имущество, на время войны переданное окрестными владельцами на хранение в мон-рь. В июне-авг. 1649 г. Фирлей, в то время занимавший должность сандомирского воеводы, был осажден казаками в Збаражской крепости. Освободившись после завершения осады, Фирлей приехал в Почаевский мон-рь и просил у И. прощения за причиненные обиды, обещая в скором времени возместить нанесенный обители ущерб. Обещание не было исполнено из-за смерти Фирлея в 1649 г. Почаевский мон-рь был вновь разорен в июне 1651 г., во время «Берестечской экспедиции». Казаки и татары забрали монастырский скот, зерно, уничтожили пасеки, в обители начался голод, и «немало отцов умерло голодной смертью». Опасаясь новых набегов, 20 июня 1651 г. (накануне неудачной для казаков Берестечской битвы) И. с делегацией монахов прибыл к одному из командующих польск. войском - кн. Иеремии Вишневецкому с просьбой о защите мон-ря. Кн. Вишневецкий издал универсал к коронному войску о сохранении обители.
Во время войны 1648-1651 гг. в Почаевском мон-ре нашли прибежище мн. окрестные жители. Одним из них был правосл. шляхтич И. Жабокрицкий, имение к-рого с. Жабокрики (ныне с. Довгалёвка Радивиловского р-на Ровненской обл.) разорили казаки. В завещании (1648) Жабокрицкий рассказал о приеме, оказанном ему в Почаевском мон-ре: в то время Жабокрицкий «не мог иметь при себе не только приятеля, но и собственных деток, разбежавшихся по разным местам... Отец Иоанн (Железо), игумен почаевский, принять изволил как его, так и сына его младшего» и «достаточками своими содержал». В конце завещания Жабокрицкий просит похоронить его в Почаевской обители и жертвует ей 200 злотых. Во время разгрома Кременца в 1648 г. в Почаевском мон-ре получил прибежище униат. протопоп Феодор Дубницкий (Довбищенко М. Волинська шляхта у релiгiйних рухах. К., 2008. С. 218).
В 1649 г. владельцы соседних с Почаевом селений Ф. Грицкович-Домашевский и Е. Домашевская передали Почаевскому мон-рю 16,5 тыс. польск. злотых, о чем сохранилась запись в кременецких гродских книгах от 20 мая 1649 г. (Три подлинные завещания дворян Феодора и Евы Домашевских Почаевскому мон-рю от 1649 г., 1659 г. и 1665 г. // Волынские ЕВ. 1895. № 17. С. 572-578). По сообщению сб. «Гора Почаевская...», Домашевские построили над отпечатком стопы Божией Матери храм во имя Св. Троицы с приделами Благовещения и св. Феодора. Строительство закончилось не позднее 1650 г., т. к. церковь была освящена по благословению Луцкого еп. Афанасия (Пузыны; 1632-1650). Известны и др. вклады в Почаевский мон-рь в игуменство И.: в 1627 г. Маруша Окорская вложила 10 злотых, в 1630 г. Лаврентий Древинский пожертвовал 10 коп литов. грошей, Екатерина Ледоховская - 100 злотых, в 1631 г. Адам Урсул-Рудецкий - 50 злотых, в 1633 г. Григорий Ледоховский - 150 злотых, в 1635 г. Екатерина Трокевичева - 100 злотых, в 1638 г. Иван Хренницкий - 100 злотых, в 1640 г. Стефан и Анна Ушако-Куликовские - 100 злотых, в 1646 г. Александр Еловицкий - 30 злотых, в 1647 г. Феодора Карачевская - 60 злотых, в 1649 г. Кристина Зободлевская - 100 злотых. Не позднее 1650 г. был заново отстроен скит неподалеку от Почаевского мон-ря, в урочище Скитец (близ совр. с. Борщовка), в скиту возвели ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (скит был основан, по преданию, в XIII-XIV вв., часть иноков скита в 1597 перешла в новосозданный Почаевский мон-рь).
В кон. XIX - нач. XX в. с именем И. связывали начало книгопечатания в Почаевском мон-ре. По благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) в 1903 г. при Почаевской лавре было образовано Типографское братство им. И. во главе с заведующим лаврской типографией архим. Виталием (Максименко), в которое входила приблизительно треть насельников лавры (Евфимий (Логвинов), иером. О почаевской традиции в русском зарубежье // ЕжБК. 2007. Т. 1. С. 290). Традицию Типографского братства, прекратившего существование в 1918 г. в связи с изъятием отрядами С. Петлюры типографии, продолжило издательство, основанное Виталием (Максименко) в 1923 г. в с. Ладомирова в Словакии при Иова Почаевского преподобного монастыре, по офиц. формулировке, для продолжения того послушания, к-рое нес И. в почаевской типографии. Однако свидетельств участия И. в книгопечатании нет. В 1618 г. в Почаевском монастыре при поддержке («во притяжании») А. Фирлея действовала передвижная типография иером. Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого), в к-рой 12 марта 1618 г. было издано соч. последнего «Зерцало богословия». В 1618 г. И. являлся насельником Почаевского мон-ря, но нельзя утверждать, что в этом году он был игуменом и имел отношение к деятельности типографии и изданию названной книги. Кроме того, богословские взгляды И.- ревнителя аскетизма и Кирилла - близкого к униатству деятеля существенно различались.
И. принимал участие в общецерковных событиях своего времени. Он присутствовал на проходившем 13-16 авг. 1628 г. в Киеве Соборе, созванном митр. Иовом (Борецким), на к-ром были осуждены униат. воззрения Полоцкого еп. Мелетия (Смотрицкого). 16 авг. было обнародовано соборное определение, в к-ром отцы Собора оповещали, что они твердо придерживаются Православия, обещают бороться с унией и призывают к тому всех православных. Соборное определение среди других подписал «иеромонах Иоанн Железо, игумен почаевский, власною рукою». Среди подписей имеется также автограф любартовского игум. Кирилла, прота мон-рей Киевского, Волынского и Брацлавского воеводств. Очевидно, в период игуменства И. Почаевский мон-рь имел особый статус и не подчинялся проту Волынского воеводства. Кроме Почаевского такой же статус имели Тригорский (в с. Тригорье близ Житомира) и Бережанский мон-ри, настоятели к-рых также значатся в списке участников Собора (Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1888. Т. 1. Прил. С. 313). П. А. Кулиш, имевший доступ к документам Киевского Собора 1628 г., отмечал, что И. неоднократно упоминается в протоколах суда над Мелетием (Смотрицким). Исследователь сделал вывод, что И. был приглашен в Киев митр. Иовом (Борецким) специально для участия в суде (Кулиш. 1876. С. 15).
И. являлся благочинным («дозорцею») мон-рей и храмов в Кременецком повете. Преподобный добивался через суд восстановления фундуша для Троицкой и Преображенской церквей в селах Куликов и Орля. На эти храмы в 1640 г. Анна Ушако-Куликовская завещала 300 злотых, но ее потомки не выполнили условия завещания, и 15 окт. 1641 г. И. начал с ними процесс, завершившийся после смерти И. По совету преподобного его духовная дочь, владелица с. Загайцы Кременецкого повета Ирина Ярмолинская основала в своем поместье Иоанна Милостивого святителя Загаецкий мужской монастырь, строительство к-рого началось ок. 1627 г. В завещании, составленном 23 февр. 1646 г., Ярмолинская пожертвовала обители значительную сумму. Свидетелем при составлении и заверении завещания в Кременецком гродском суде выступил И., специально приехавший в Кременец из Почаевского мон-ря. Вероятно, под опекой И. находился также упоминаемый в 1619 и 1633 гг. стожокский Свято-Троицкий муж. мон-рь (в совр. с. Стожок Шумского р-на Тернопольской обл.); известно предание об участии И. в обустройстве данной обители.
В 1649 г., когда И. было ок. 98 лет, он решил оставить управление монастырем и избрал себе преемника (последнее было сделано с целью удержать обитель от перехода в унию). «Через особый лист» преподобный передал «право игуменское» иером. Самуилу (Добрянскому). 13 марта 1649 г. 10 иноков подтвердили согласие братии на поставление иером. Самуила настоятелем Почаевского мон-ря. В последние годы игуменства И. помощь в управлении обителью ему оказывал мон. Арсений (Ортосовский), состоявший в должности наместника. После 1649 г. И. продолжал вести нек-рые судебные дела обители. 18 марта 1650 г. он добился внесения в кременецкие гродские книги завещания И. Жабокрицкого, условия к-рого не исполнили наследники, и в данном документе подписался как «игумен почаевский». По преданию, незадолго до смерти И. организовал строительство монастырских стен. 21 окт. 1651 г. И. имел откровение о том, что он скончается через 7 дней, о чем он тогда же рассказал братии. Святой был погребен на братском кладбище возле подножия Почаевской горы.
В собрании рукописей Почаевской лавры хранился написанный уставом и полууставом сб. «Книга блаженнаго Иова (Железо), игумена почаевскаго, собственной рукой его писанная» (рукопись утрачена). В 1884 г. сборник в переводе на рус. язык под названием «Пчела почаевская» опубликовал его 1-й исследователь проф. КДА Петров (переизд.: Житомир, 2000). К этому времени из предполагаемых 900 л. рукописи сохранилось 123. В 1932 г. рукопись была взята Варшавским митр. Дионисием (Валединским) в митрополичий архив в Варшаву и там затерялась, в сохранившемся архиве Варшавской митрополии сборник не значится. На рубеже XIX и XX вв. велась дискуссия о том, действительно ли рукопись из собрания Почаевской лавры принадлежала перу И. Т. зр. Петрова, отвечавшего на данный вопрос положительно, оспаривали С. Т. Голубев и свящ. В. Левицкий. Отмечалось, что в документах, содержащих перечисление имущества Почаевского мон-ря: в акте от 30 авг. 1695 г., подписанном правосл. нареченным Луцким еп. Дионисием (Жабокрицким), и в акте от 1 июня 1714 г., составленном Луцким униат. еп. Иосифом Выговским, сборник с таким названием не значится. При этом в описи от 1 июня 1714 г. упоминается кн. «Пчела» (ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Д. 1178. Л. 1-6 об.), которую Петров отождествил с «Книгой блаженнаго Иова...». Кроме того, в обеих описях Почаевского мон-ря названо соч. «Żywot Pana Jezusa: Klassis po polsku, taż y po russku, jest pisana ręką blażennaho oyca Żeliza» (Жизнь Господа Иисуса. Собрание по-польски и по-русски, написано рукой блаженного отца Железо). Современные исследователи истории Почаевской лавры (прот. Владимир Зелинский, митр. Онуфрий (Березовский) и др.) считают возможным атрибутировать И. сб. «Пчела почаевская», опубликованный Петровым.
В «Пчеле...» приведены отрывки из святоотеческих творений о Православии, поучения, направленные против римо-католиков, униатов и протестантов, иудеев, а также надписанные именем И. неск. бесед на нравственные темы. Сборник носит апологетический и полемический характер, направлен в первую очередь против протестантских движений, распространившихся в то время в Юго-Зап. Руси, в основном против социниан (которых современники называли арианами). Хотя прямых выпадов против социнианства книга не содержит, но именно в рамках борьбы против этой доктрины в книге излагается учение православной Церкви о Св. Троице и о Божестве Иисуса Христа, которое заканчивается наставлениями об иконопочитании, о храмах, о монашестве, о борьбе со страстями и т. п.
Петров разделил материал «Книги блаженнаго Иова...» на 4 части: «Слова и беседы на воскресные дни и подвижные праздники и нарочитые дни церковного года», «Жития, сказания и Слова на неподвижные праздники и нарочитые дни церковного года», «Выписки из патериков и особенно из Лествицы преподобного Иоанна Синайского», «Беседы и поучения преподобного и богоносного отца нашего Иова, игумена и чудотворца святой лавры Почаевской». Последний раздел включает 10 поучений И.: проповедь в Неделю ваий, наставление об отречении от мира и о духовном совершенстве, поучение о Каине и Авеле и о зависти и злобе, проповедь против пьянства, беседу о семени и сеятеле и о слушании Слова Божия, поучение о богаче и Лазаре, поучение о терпении и благопохвалении, о поминовении умерших, наставление о Божестве Иисуса Христа, а также беседу о Божестве и человечестве Иисуса Христа, о Его воплощении и о Богоматери. Примечательно наставление И. об отречении от мира и о духовном совершенстве, содержащее апологию монашества. Данное поучение основано на 2-м толковании свт. Иоанна Златоуста на Апостольские послания и на письмах свт. Василия Великого. И. критикует современников, осуждающих иноков, по-видимому в первую очередь имея в виду католич. и протестант. полемистов, к-рым возражал в то время также Иоанн (Вишенский). И. подчеркивает, что учение Христа дано не только монахам, но и мирянам. И. указывает на то, что мирянин отличается от монаха только правом иметь семью, в остальном же «все наравне с иноком предписано ему делать» (Пчела почаевская. 1884. Ч. 1. С. 300-301).
По мнению Петрова, сб. «Пчела почаевская» может быть поставлен в один ряд с фундаментальными полемическими трудами того времени: с «Истины показанием...» Зиновия Отенского, с посланиями старца Артемия и с «Книгой о вере». Полемическая манера И. своим миролюбивым характером выделяется среди полемических трудов его современников, в частности представителей острожского кружка. В отличие от последних И. избегает суждений от 1-го лица и резких обвинений в адрес противников.
И. началось при его жизни. После кончины святого над его могилой видели необычный свет, у могилы совершались исцеления. В 1659 г. преподобный явился в сонном видении Киевскому и Галицкому митр. Дионисию (Балабану) со словами: «Извествую твоему Преосвященству, яко тобою хощет Бог открыти кости моя». Видение повторилось трижды. Взяв с собой овручского архим. Феофана (Креховецкого), находившегося тогда в Киеве, митр. Дионисий поспешил в Почаев, где исследовал местное почитание И., проверив рассказы о чудотворениях свидетельствами исцеленных. Затем гроб И. был извлечен из земли, мощи святого оказались нетленными. 28 авг. 1659 г. при большом стечении народа митр. Дионисий возглавил перенесение останков И. в притвор недавно воздвигнутой монастырской ц. Св. Троицы, где они были положены для поклонения. Торжество сопровождалось множеством чудотворений.
14 сент. 1659 г., в праздник Воздвижения Креста Господня, был исцелен от смертельной болезни почаевский игум. Досифей († 1664). Благочестивая женщина, приехавшая в обитель на праздник, видела, как накануне ночью И. молился в монастырском храме. Святой передал через паломницу для болящего игум. Досифея смоченный миром платок. Возложив на себя святыню, игум. Досифей исцелился. Согласно записи, внесенной в кременецкие гродские книги 19 нояб. 1661 г., житель Кременца Иван Лобос пожертвовал Почаевскому мон-рю 760 злотых в благодарность за исцеление его от тяжелой болезни, последовавшее после молитв при мощах И. В 1675 г., во время Збаражской войны, когда 50-тысячный отряд турок и татар осадил Почаевский мон-рь, закрывшиеся в обители иноки и крестьяне 23 июля видели над обителью Царицу Небесную с распростертым омофором, ангелов с обнаженными мечами и И., молившего Пресв. Деву защитить мон-рь. В 1711 г. был наказан местный шляхтич Владислав Каминский, сомневавшийся в святости И. и утверждавший, что монахи прославили И. ради корысти. На следующую ночь в поместье Каминских в с. Залесцы около Кременца Владиславу во сне явился грозный старец и наказал палицей за «хульные слова».
Ок. 1714 г. Почаевский мон-рь перешел к униатам. Этому событию предшествовала борьба между сторонниками и противниками унии в братии мон-ря, шедшая в 1712-1714 гг. (Monumenta Ucrainae Historica. R., 1968. Vol. 5: (1702-1728). P. 215-219). Почти сразу униатские власти начали принимать меры к искоренению почитания И., к-рое было очень широким. Одним из способов уничтожения памяти о святом стало прекращение доступа к его мощам в результате устройства над пещерой, в которой он подвизался и где почивали его нетленные мощи, часовни во имя вмц. Варвары. Часовня была поставлена для хранения помещенной в большой серебряный ковчег частицы мощей вмц. Варвары, появившейся в Почаевском мон-ре при униат. Луцко-Острожском еп. Иосифе Выговском. Вскоре была сломана существовавшая при пещере Воскресенская ц. и вместо нее построена ц. во имя вмц. Варвары. Одновременно униаты начали почитание как «блаженного слуги Божьего» полулегендарного подвижника XIII-XIV вв., основателя скита на месте буд. Почаевского мон-ря прп. Мефодия Почаевского. Его Житие было подготовлено почаевскими василианами к печати, первая известная его икона написана в униат. период истории Почаевской лавры. Т. о., почитание вмц. Варвары и прп. Мефодия Почаевского должно было вытеснить память об И.
Чудотворения при мощах И. не прекращались, они были засвидетельствованы самими униатами. В 1719 г. святой наказал монастырского экклисиарха Паисия, к-рый без ведома игумена взял деньги из кружки для пожертвований, находившейся у раки И. В 1737 г. у мощей И. был наказан параличом сын местной помещицы Понтовской (Паниовской?), «зле глаголавший о блаженном». Приходившие с верой - как православные, так и католики получали у раки преподобного исцеления. В 1748 г. излечилась от головных болей и горячки Агнесса Пражмовская; в 1753 г. исцелился оружейник итальянец Иоанн Лигурри, приехавший в обитель из Дубно; в 1778 г. по молитвам к И. избавился от ревматизма Григорий Волянский; в 1800 г. от смертельной горячки исцелился «австрийский граф» Иосиф Яворский (очевидно, прибывший из польск. части империи Габсбургов). Согласно сб. «Гора Почаевская...», в униат. период истории монастыря (1719-1830) от Почаевской иконы Божией Матери, мощей И. и мощей вмц. Варвары совершилось 539 чудес, благодаря чему обитель всегда оставалась центром паломничества.
Со временем униаты стали с уважением относиться к памяти И., перед его гробницей зажигали свечи, совершались молитвенные последования. Почаевские василиане хлопотали перед Римским папой Климентом XIV (1769-1774) о признании И. святым. Гр. Николай Потоцкий, пожертвовавший средства на строительство новых корпусов и собора Почаевского мон-ря, в письме главе ордена василиан Ипатию Билинскому от 2 нояб. 1767 г. спрашивал, как обстоят дела в вопросах о коронации Почаевской иконы Божией Матери и о канонизации И. Билинский ответил, что канонизация И.- дело «крайне трудное», поскольку в Риме не спешат прославлять подвижников, не являющихся мучениками за католичество, и «требуют больших и необыкновенных чудес, да и те, дознанные от местного правящего епископа, перецеживают и перетряхивают по нескольку раз, собирая для рассмотрения их советы кардиналов» (цит. по: Амвросий (Лотоцкий). 1878. С. 94). О том же говорилось в письмах Билинского в 1769 г. Между тем почаевские василиане составили службу И., заказали ряд гравюр с его изображением. В монастырских документах униат. периода И. назван «блаженным слугой Божиим», «достопочитаемым», что прот. А. Хойнацкий ошибочно считал свидетельством прославления И. для местного почитания. Ок. 1770-1773 гг. была изготовлена доска для печатания иконы И.; в 40-х гг. XIX в. ее использовали православные, изменив куколь и облачение И. (к-рое униаты сделали близким к католическому). Прославление и коронация Почаевской иконы Божией Матери папой последовали в 1773 г., но И. не был канонизирован, как считается, из-за его участия в антиуниат. Киевском Соборе 1628 г.; вслед. почитания И. почаевские василиане в униат. кругах имели репутацию «схизматиков» (православных).
10 окт. 1831 г. Почаевская обитель была возвращена правосл. Церкви, 14 окт. 1833 г. получила статус лавры. К нач. 30-х гг. XIX в. почитание И., по-видимому, почти утратилось. Нижегородский еп. Амвросий (Морев), осмотрев Почаевский мон-рь, 15 февр. 1832 г. сообщил в Синод, что в пещерной ц. вмц. Варвары почивают мощи «некоего иеромонаха Железо» и они «совершенно целые и нетленные» (цит. по: Хойнацкий. 1888. С. 200). 25 мая 1832 г. девица Матрона Шлегова из Оренбургской губ., 3 года страдавшая головной болью и отвращением ко всему святому, получила исцеление после молитвы у мощей И. и перед Почаевской иконой Божией Матери. О чуде доложили в Святейший Синод, к-рый поручил завести в лавре книгу для записи подобных явлений.
17 июня 1833 г. Волынско-Житомирский еп. Иннокентий (Сельнокринов) установил на Волыни праздник в воспоминание обретения мощей И. 28 авг. 1659 г. 28 авг. 1833 г. по благословению Святейшего Синода еп. Иннокентий возглавил обретение мощей И. в пещерной ц. вмц. Варвары. Он и Каменец-Подольский архиеп. Кирилл (Богословский-Платонов) в присутствии духовенства и множества народа после литургии сняли крышку с гроба И. и обнаружили нетленные мощи святого. Пещерную ц. вмц. Варвары значительно расширили, при мощах святого ежедневно совершались богослужения. В 1841 г. Волынско-Житомирский архиеп. Никанор (Клементьевский) учредил в лавре должность «гробового иеромонаха» («блюстителя мощей»), первым на эту должность был назначен иером. Зиновий (Никорович), в схиме Зосима. В пещерную церковь был поставлен 2-й иеромонах для ведения «Книги записей чудес и знамений почаевских», записи в к-рой делались до 1917 г.; каждый случай исцеления был подтвержден особыми актами, заверенными наместником лавры и свидетелями. В 1848 г. исцелился римо-католик ген.-майор Филипп Кейсер, в 1855 г. избавилась от беснования 60-летняя крестьянка Устинья Кирихина из Елабужского у., в 1870 г. излечилась одержимая Ирина Волошинова из Екатеринославской губ.
В 1842 г. графиня А. А. Орлова-Чесменская прислала в Почаевскую лавру изготовленную в С.-Петербурге серебряную раку для мощей И. с покровом и серебряной позолоченной лампадой. 14 авг. 1842 г. Острожский епископ, вик. Волынско-Житомирской епархии, Анатолий (Мартыновский) торжественно переложил мощи И. в новую раку. В 1858 г. было установлено местное празднование дня преставления И.- 28 окт. «наравне со всеми остальными важнейшими праздниками (на Волыни)». В том же году пещерный храм вмц. Варвары был разделен на неравные половины: в зап. части, ближе к пещере И., устроили посвященный преподобному храм, к-рый перегородкой был отделен от ц. во имя вмц. Варвары. В 1862 г. 2 церкви соединили в одну - посвященную И., престол вмц. Варвары был перенесен в придел лаврской больничной церкви. В 1914-1918 гг. мощи И., как и имущество Почаевской лавры, находились в Житомире, в 1918 г. вернулись в обитель. О чудесах, совершавшихся от мощей святого в годы первой мировой войны, писал архим. Дамаскин (Малюта), с 1918 г. являвшийся насельником Почаевской лавры (в 1920-1931 наместник). Архим. Дамаскин сообщил, что в 1918 г. в связи с началом новой фазы военных действий на Волыни мощи святого были вынуты из раки и положены открыто, рака спрятана (Дамаскин (Малюта), архим. Почаево-Успенская лавра // Воскресное чтение. Варшава, 1930. № 42). В отчете Совета по делам РПЦ от 3 дек. 1947 г. упоминается, что большая частица мощей И. хранилась в Воскресенском соборе в г. Ковеле Волынской обл. (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 150. Л. 230-231). В наст. время мощи И. почивают в серебряной раке, возвращенной в лавру ок. 1920 г., в пещерном храме его имени. 13 мая 2002 г., после канонизации прп. Амфилохия Почаевского, мощи последнего были положены рядом с мощами И.
И. был посвящен ряд церквей, гл. обр. на территории Волынско-Житомирской епархии. Первый храм во имя И. был освящен в 1858 г. в лаврской пещере, рядом с его мощами. В 1880 г. И. был посвящен один из приделов Троицкого собора корецкого во имя Святой Троицы монастыря, а также придельная церковь при Николаевском соборе в Кременце, устроенном в бывш. костеле францисканцев. В 1890 г. в Дубно освятили храм во имя И., перестроенный из бывшего костела; состоявший при храме мон-рь кармелиток был преобразован в правосл. Иовскую обитель, состоявшую вначале при дубенском Крестовоздвиженском муж. мон-ре, затем приписанную непосредственно к Почаевской лавре (в 1919 Иовская обитель польск. властями была упразднена, здания передали католикам, с 2005 там размещается жен. мон-рь во имя вмц. Варвары раскольнического «Киевского патриархата»). Дубенский Крестовоздвиженский мон-рь в 1890-1920 гг. действовал как заштатная пустынь во имя И., приписанная к Почаевской лавре, с 1920 г.- как самостоятельный мон-рь (в 1961 закрыт, с 2004 существует как обитель в честь Воздвижения Креста Господня в юрисдикции «Киевского патриархата»). На рубеже XIX и XX вв. во имя И. были построены храмы в с. Секунь (совр. Старовыжевского р-на Волынской обл., 1894), в с. Борисковичи (совр. Гороховского р-на Волынской обл., 1909), в с. Головин (совр. Костопольского р-на Ровненской обл.) и др. В 1910 г. на средства жительницы Кременца священнической вдовы Марии Гнетовской в кременецком в честь Богоявления монастыре был построен надвратный храм во имя И. с 3-ярусной колокольней.
Ряд новых храмов во имя И. был открыт в 90-х гг. XX в. гл. обр. в зап. областях Украины, где особо почитают преподобного. В этот период были построены посвященные И. церкви в с. Смоляры (Старовыжевский р-н Волынской обл., 1993), в с. Дорогиничи (Локачинский р-н Волынской обл., 1996), в с. Бодячев (Киверцовский р-н Волынской обл., 1997). В следующее десятилетие были сооружены храмы в с. Лахвичи (Любешовский р-н Волынской обл.), в с. Оленине (Камень-Каширский р-н Волынской обл.), в с. Човница (Киверцовский р-н Волынской обл.), в с. Масловец (Любомльский р-н Волынской обл.), в с. Смыга (Дубенский р-н Ровненской обл.), в с. Волица (Житомирский р-н Житомирской обл.), в Житомире. В 1994-2002 гг. в г. Дрогобыче Львовской обл. был построен 2-этажный собор во имя И. Во имя И. и Амфилохия Почаевских в 2006 г. был освящен храм при Почаевской ДС. На родине И., в Прикарпатье, возведен посвященный ему храм в Ивано-Франковске. Существуют также посвященные И. церкви в Тернополе (2003), в с. Вел. Гаи Тернопольского р-на, в с. Горынка Кременецкого р-на Тернопольской обл., в Виннице, в Хмельницком, в Каменце-Подольском Хмельницкой обл., в Хуст-Городиловском во имя великомученика Пантелеимона монастыре в Закарпатской обл., в Рождества Пресвятой Богородицы монастыре в с. Липча Закарпатской обл., в Куливецком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре в Черновицкой обл., в Одессе (домовый храм при детской больнице), в г. Константиновка Донецкой обл., в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. Единственный в Москве храм во имя И. устроен в 1996 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II рядом с ц. Воскресения в Кадашах. До 2004 г., когда кадашовская община получила возможность совершать богослужение в историческом здании Воскресенской ц., все службы проходили в храме И., для к-рого из Почаевской лавры была передана частица мощей преподобного.
Память И. сохраняется среди русских эмигрантов. В 1923 г. в с. Ладомирова в Словакии был основан Иова Почаевского мужской монастырь, в настоящее время продолжающий свою деятельность в Мюнхене (Германия). Именем святого названа православная типография при джорданвиллском во имя Святой Троицы мужском монастыре, И. посвящены нижний храм Троицкого собора (1948) в Джорданвиллском мон-ре, приходской храм РПЦЗ в Буэнос-Айресе (Аргентина).
31 июля - 6 авг. 2009 г. в Почаевской лавре проходило празднование 350-летия обретения мощей И. и 450-летия принесения на Волынь чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, которое 4-5 авг. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Первые службы И., как считается, были составлены сразу после его канонизации. По данным прот. А. Хойнацкого, ссылавшегося на архив Почаевской лавры, в нач. 10-х гг. XVIII в., в православный период истории лавры, в ней действовала маленькая типография, издававшая небольшими тиражами молитвенные песнопения в честь И. (Хойнацкий А. Ф., прот. Западнорусская церковная уния в ее богослужении и обрядах. К., 1871. С. 35; Амвросий (Лотоцкий). 1878. С. 32-33; совр. исследователи А. А. Романова, Ю. Тиховский ставят под сомнение факт существования правосл. типографии в Почаевском мон-ре). После отпадения обители в унию эти листы переиздавались василианами в типографии Почаевского монастыря, основанной в нач. 30-х гг. XVIII в. Не позднее 1773 г. почаевский униатский монах Дубына-Княжинский составил службу и акафист И., которые в рукописном виде хранились в архиве лавры в кон. XIX в. Как писал прот. А. Хойнацкий, по своему духу и стилю служба И. «совершенно православная» (Хойнацкий. Западнорусская церковная уния. 1871. С. 435-437). В 1820 г. почаевские василиане составили новый акафист И. (ИР НБУВ. Ф. 1. № 4072. Л. 40).
Известен ряд молитвенных песней в честь И. Неск. песнопений, составленных в 1736, 1755 и 1768 гг., вошли в сб. «Книга чудес...». Песнопение 1768 г. на укр. книжном языке, по замечанию свящ. В. Левицкого, может иметь правосл. происхождение. Известны 3 песни, посвященные чудесному спасению Почаевского мон-ря от турок 23 июля 1675 г. (на укр. языке): «Весело спевайте, челом ударяйте…» (опубл.: «Гора Почаевская». Почаев, 1742), «Вселенная вся страны» (опубл.: Песни о Пресвятой Богородице. Почаев, [ок. 1773]; Богогласник: Песни благоговейные. Почаев, 1790-1791, 1805, 1825); в неск. изданиях сб. «Góra Poczajowska...» XVIII в. помещена песня «Пасли пастыри овцы на горе», в к-рой также упоминается явление И. в 1675 г.
По преданию, первый правосл. акафист И. был написан неизвестным монахом Почаевской лавры в 30-х гг. XIX в., но не был утвержден священноначалием и читался иноками келейно. Возможно, речь идет об использовании правосл. насельниками лавры униат. акафиста 1820 г. Новые, православные по своему содержанию акафист и службу И. написал прот. А. Хойнацкий. Святейший Синод дважды отправлял тексты на доработку, после чего 27 июля 1883 г. было получено благословение на их издание и использование (Попов А. В. Православные русские акафисты. Каз., 1903. С. 327-331). В 1884 г. акафист и служба впервые были напечатаны в типографии Почаевской лавры, вторично изданы там же в 1889 г. с приложением Жития И. Как отмечает Ф. С. Спасский, автор стремился следовать южнорус. традиции. Позднее в тексты внес изменения Волынский и Житомирский архиеп. Антоний (Храповицкий), по этой причине нек-рые историки (еп. Никон (Рклицкий), Е. Никольский и др.) называли его автором службы И.
И. начала складываться после обретения в 1659 г. его нетленных мощей. Наиболее ранний известный портрет И., принятый православными в 1831 г. от униатов после сдачи ими обители, был датирован кон. XVII - нач. XVIII в. (предположительно хранится в ризнице Почаевской Успенской лавры). Впервые его описал в 1978 г. П. Н. Жолтовский (Жолтовський П. М. Украïнський живопис ХVII-ХVIII ст. К., 1978. С. 203). На образе была надпись: «Зрей любопытнее сию икону, да веси, чию являет персону. Иов он се есть, Железо реченный, житием свят, по смерти блаженный» (Булига О. Пошанування святинь Почаïвського мон-ря у перiод юрисдикцiйноï належности унiатськiй церквi // Сакральне мистецтво Волинi: Наук. зб. Вип. 9: Мат-ли IX мiжнар. наук. конф. Луцьк, 31 жовтня - 1 листопада 2002 року. Луцьк, 2002. С. 138-139).
Над входом в пещерную ц. во имя И. в Почаевской Успенской лавре хранится живописный образ преподобного, описанный прот. А. Хойнацким, со стихотворной надписью (виршами) в 8 строк: « / » По мнению прот. А. Хойнацкого, именно это изображение является древнейшим (Хойнацкий А., свящ. Путеводитель по горе Почаевской. Почаев, 18954. С. 125; Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 99). По стилистическому исполнению это копия 1-й трети XIX в. с более раннего (прижизненного?) портрета: И. представлен по пояс, вполоборота вправо, в черной монашеской мантии с 2 звездами и со светлым исподом, на голове округлый темный куколь со звездой, на парамане Голгофа, в левой руке - посох, в правой - развернутый свиток с надписью: « () » У святого небольшие, глубоко посаженные глаза, крупный прямой нос, впалые щеки с морщинами, короткая седая борода. Личное исполнено живописно, со светотеневой моделировкой, нимб в виде охристого контура добавлен позднее; фон сероватого оттенка.
Известны ранние гравированные изображения И. В униат. период была изготовлена доска для печатания образа святого (ксилографический эстамп), переданная в 1880 г. из Почаевской лавры в музей при КДА (в наст. время в НКПИКЗ; см.: Попов П. М. Ксилографiчнi дошки Лаврського музею. К., 1927. Вип. 1. Табл. XXXI; Каталог збережених пам'яток. 2002. С. 68. № 525). По мнению О. Шпак, эту гравировальную доску вырезал в кон. XVIII в. униат. гравер Теодор Стрельбицкий (Стржелбицкий) (Шпак О. Почаïвськi ксилографiчнi естампи сер. XVIII - початку XIX ст. // Волинська iкона: дослiдження та реставрацiя: Мат-ли Х мiжнар. наук. конф. Луцьк, 17-19 вересня 2003 року. Луцьк, 2003. С. 138-139; см. также: Ровинский. Словарь граверов. Стб. 639. № 6). По др. версии, авторами были граверы Иосиф и Адам Гочемские, работавшие в 40-70-х гг. XVIII в. в Почаевском мон-ре (Турченко. 1964. С. 262-265). В собрании НИМУ хранится коллекция гравюр 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в., поступивших из типографии Почаевской лавры в ЦАМ КДА (Каталог збережених пам'яток. 2002. С. 64. № 399-506).
В иконописных подлинниках описания внешнего облика И. не обнаружены. Сохранившиеся иконописные образы И. относятся гл. обр. ко 2-й пол. XIX - XX в. В основном они находятся в мон-рях и храмах Украины, Волыни, южнорус. земель (Белгородская, Воронежская епархии). Наиболее распространенный извод, сформировавшийся после 1831 г., составляют ростовые или поясные прямоличные изображения святого с небольшой седоватой бородой, в мантии и схиме с куколем на голове; правой рукой он благословляет или держит игуменский посох, в левой - развернутый свиток (текст: Пс 15. 10). Как правило, иконы И. выполнены в академической манере, на пейзажном или на золотом фоне с гравированным орнаментом, многие из них, вероятно, работы иконописной мастерской Почаевской лавры. К этому типу относятся, напр., ростовая икона преподобного из иконостаса лаврской пещерной ц. во имя И. (60-80-е гг. XIX в., работа почаевского мастера иером. Паисия ?); иконы кон. XIX - нач. XX в. над входными дверями (преподобный на фоне пейзажа и мон-ря) и при спуске на лестницу к пещерной церкви; поясной образ на хоругви кон. XIX - нач. XX в. из Успенского собора (свиток в руке И. свернут); ростовой образ посл. четв. XIX в. на холсте (на голубом фоне) из Загаецкого мон-ря во имя свт. Иоанна Милостивого; поясной аналойный образ нач. XX в. из ризницы Данилова мон-ря в Москве и др. (см. также: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 4, 12). На иконах преподобный обычно именуется игуменом почаевским, чудотворцем.
Сравнительно ранним является поясной образ святого вполоборота вправо, с развернутым свитком и посохом в руках (30-50-е гг. XIX в., алтарь Успенского собора Почаевской лавры), закрытый окладом 70-х гг. XX в. На ростовой иконе (ок. 1861) из местного ряда иконостаса Успенского собора Почаевской лавры (художники В. В. Васильев, К. А. Горбунов, Н. А. Лавров; дар имп. Александра II) в левой руке у И.- четки. Тот же иконографический вариант (с опущенными руками) встречается на его живописном образе на фоне обители (ок. 1869?, поновлялся в XX в.) на сев. стене лаврской колокольни (на юж. стене над входом - Почаевская икона Божией Матери). На ростовой иконе 2-й пол. XIX в. из Успенского собора (в отдельном киоте, по сторонам изображения Волынских святых) И. держит в руках жезл и четки. Вполоборота влево, в молении, с десницей на груди и с четками в левой руке И. изображен справа от Почаевской иконы Божией Матери, с избранными образами Богородицы на полях (кон. XIX - нач. XX в., прописи XX в.?), Успенский собор Почаевской лавры), напротив - прп. Феодор Острожский. С лежащей на груди рукой (ср. иконографию прп. Серафима Саровского) И. написан на тканой хоругви XX в. из Загаецкого мон-ря во имя свт. Иоанна Милостивого.
По заказу заведующего типографией Почаевской лавры архим. Виталия (Максименко) не позднее 1906 г. была создана икона «Преподобный Иов типограф» (И. благословляющий в традиц. иконографии, слева на заднем плане - за печатным станком), находившаяся в здании лаврской типографии вплоть до ее закрытия в 1917 г. (в наст. время в Троицком мон-ре Джорданвилла, США; см. также: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 123). Близкая по композиции, большая по размеру икона (слева от И.- типографский станок, справа - отпечатанные книги и развернутый свиток, на полях написан тропарь преподобному) помещена на юго-вост. столпе Троицкого собора Почаевской лавры. Различные иконы И. кон. XIX - нач. XX в. имеются во мн. храмах и часовнях лавры и Свято-Духова скита.
В нач. XX в. появился ряд изображений И., выполненных в стиле древнерус. иконописи XVI в., в частности в Троицком соборе Почаевской лавры. На ростовой иконе в басменном окладе из местного ряда иконостаса (ок. 1911, мастерская О. С. Чирикова) И. представлен прямолично, в островерхом куколе, с окладистой и острой на конце бородой с проседью, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. Небольшие отличия в деталях иконографии - на хоругви с образом И. в басме, созданной одновременно с убранством храма в нач. 10-х гг. XX в. (вклад архим. Тимолая; И. изображен по пояс с немного волнистой седоватой бородой средней длины). Полуфигура И. в медальоне написана на стене лестницы, ведущей на хоры собора (живопись нач. 10-х гг. XX в. по эскизам худож. В. С. Щербакова, поновления - кон. 70-х гг. XX в.), большой ростовой образ - на вост. грани сев.-вост. столпа (кон. 70-х гг. XX в., бригада мастеров под рук. реставратора В. В. Филатова).
Др. извод представляет И. в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Не исключено, что нек-рые иконописные изображения этого типа восходили к гравюре на дереве почаевской работы (И. представлен в рост; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 620. № 1504), к книжным иллюстрациям (Псалтирь с восследованием. Почаев, 1872 - АОКМ; на л. 1 об. гравюра Л. Серякова, см.: Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл.: Кат. / Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 139-140. Кат. 245), а в кон. XIX - нач. XX в.- к хромолитографии этого времени (один из экземпляров - в ц. свт. Иоанна Милостивого Загаецкого мон-ря): левая рука стоящего святого поднята к груди, правой он перелистывает книгу. На нек-рых иконах коленопреклоненная фигура И. с разведенными в стороны руками расположена слева, а образ Божией Матери - справа над аналоем в церковном интерьере. Сравнительно ранний живописный образ на холсте (ок. сер. XIX в.; на левой руке святого четки, перед ним - раскрытая книга) хранится возле св. мощей И., др. икона - внутри пещеры преподобного. Особенностью иконы 8-угольной формы (2-я пол. XIX в., Троицкий собор лавры) является изображение И. с непокрытой головой (подобный поясной образ - в левом верхнем картуше рядом с чудотворной Киево-Почаевской иконой Божией Матери в юж. части Успенского собора). На композиции в стенописи посл. четв. XIX - нач. XX в. (с поновлениями посл. трети XX в.) в сев. проходе в Успенский собор стоящий святой обращен влево, левая рука - на страницах книги, лежащей на аналое, правая протянута в сторону Почаевской иконы Божией Матери. На иконе нач. XXI в. в древнерус. стилистике (пещерный грот возле раки святого) молящийся И. изображен в земном поклоне перед Спасителем в облачном сегменте, перед ним - Почаевский образ Божией Матери, на заднем плане - горки, постройки обители и исходящий из следа от стопы Богородицы водный источник.
В кон. XIX - нач. XX в. в Почаевской лавре И. писали вместе с др. святыми, напр. вместе с прп. Серафимом Саровским (после 1903, галерея перед пещерной ц. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских), с прп. Феодором Острожским (кон. XIX - нач. XX в., придел Воскресения на хорах Троицкого собора), с местночтимым прп. Мефодием Почаевским (см., напр.: Объятия Отча…: Очерки по истории Почаевской лавры / Сост.: свящ. В. Зелинский. Почаев, 2000. С. 6). Фигуры И. и преподобных Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Киево-Печерских вписаны в отдельные створки высокого складня-ширмы кон. XIX - нач. XX в. (при пещерной ц. во имя И.). В ризнице лавры хранятся образ И. вместе со свт. Николаем Чудотворцем и с прп. Досифеем и неск. икон святого XIX в. На мозаике ок. 1911 г. зап. фасада Троицкого собора И. (с раскрытой ладонью правой руки) изображен в левой группе Волынских чудотворцев, предстоящих Почаевской иконе Божией Матери. В наст. время получили распространение изображения И. вместе с прп. Амфилохием Почаевским на фоне лавры (икона из местного ряда ц. во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС, ок. 2006), разработаны новые иконографии. Так, на совр. живописной иконе почаевские святыни и Почаевские чудотворцы представлены на фоне вида лавры, прп. Амфилохий и И. поддерживают Почаевскую икону Божией Матери (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 3).
Образ И. включен в композицию «Явление Божией Матери и преподобного Иова Почаевского во время осады Почаевской обители турками в 1675 году». Наиболее ранние образцы - гравюра на меди нач. XVIII в. (по указанию Д. А. Ровинского, 1704) Никодима Зубрицкого (Зубржицкого) (Турченко. 1964. С. 291; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 722; Он же. Словарь граверов. Стб. 267. № 69; гравировальная доска хранилась в Киево-Печерской типографии), эстамп А. Гочемского. Большое живописное полотно на этот сюжет было создано еп. Анатолием (Мартыновским) в нач. 40-х гг. XIX в. (при входе на лестницу в пещерную церковь хранится копия «с ветхаго оригинала, писаннаго преосвящ. епис. Анатолием»; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 5). Очевидно, эта картина была использована худож. В. В. Васильевым в росписи сев. стены Успенского собора лавры (1874, поновления посл. треть XX в.; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 68), а в 80-х гг. XIX в. почаевским иером. Паисием - в стенописи над входом в пещерный грот со св. мощами И. Святой представлен в схиме, стоящим в облаках одесную Пресв. Богородицы, простирающей омофор над Почаевской обителью.
Сюжет «Осада турками Почаева» встречается также в одном из клейм, иллюстрирующих чудеса, на живописных и гравированных повторениях Почаевской иконы Божией Матери. К ним относятся, напр., редкая гравюра на шелке кон. XVII - нач. XVIII в. (Бочковська В. Рiдкiсна гравюра на шовку // Сакральне мистецтво Волинi: Наук. зб. Луцьк, 2008. С. 152-154); ксилографическая доска XVIII в., поступившая из Почаевской лавры в ЦАМ КДА (НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам'яток. 2002. С. 66. № 512); волынская икона 2-й пол. XVIII в. мастерской Почаевской лавры (возобновлена в 1913 старанием церковного старосты А. Н. Орленко и его супруги, НКПИКЗ; см.: Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 124-125); гравюра кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА; см. также экземпляры 2-й пол. XVIII в., 1830 г. и др.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 518-519); икона 1-й пол. XIX в. в окладе из рус. ц. Покрова Пресв. Богородицы в Хельсинки. Здесь И., как правило, представлен в земном поклоне, с разведенными в стороны руками, его голова не покрыта.
Первая рака из бука, в которой почивали св. мощи И., в 1842 г. была заменена серебряной, предположительно сооруженной с.-петербургским мастером Ф. А. Верховцевым (пожертвована А. А. Орловой-Чесменской). Однако на ее разных частях обнаружены только клейма с.-петербургского мастера Д. Андреева (в сер. XIX в. имел собственную мастерскую и работал для имп. двора) и пробирера Д. И. Тверского с датой «1842» (Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв.: (Территория СССР). М., 1995. С. 178, 181. № 1171-1172, 1269). На крышке раки отлит рельефный ростовой образ И. в мантии и схиме, со сложенными крестообразно на груди, натуралистично проработанными руками, на голове куколь, глаза закрыты; на нимбе надпись: « ». На передней стороне раки вычеканено явление И. и Пресв. Богородицы в 1675 г. «в час рати турецкой» (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 97-98, 70). На внутренней крышке раки - фронтальное живописное изображение И. (ок. 1842?) в рост, в островерхом куколе, руки лежат на груди, глаза закрыты, на лице морщины.
В 1875 г. в пещере над ракой И. была поставлена покрытая листовым золотом сень работы А. Прокофьева. Позднее, в 1889 г., над мощами был установлен величественный балдахин (сень с 4 витыми колоннами) из белого каррарского мрамора (работа итал. худож. Л. Менционе), к-рый сохранился до наших дней. Прежний балдахин тогда же был перенесен в Успенский собор лавры вместе со старой деревянной ракой И., но в 1905 г. в связи с расширением дубенского Крестовоздвиженского мон-ря и относящейся к нему пустыни во имя И. на Дубенском о-ве (были приписаны к Почаевской лавре) по просьбе наместника иером. Стефана (Твердынского) старая рака с сенью была перенесена в храм во имя И. при этой обители (Из совр. летописи обители в Дубно // Волынские ЕВ. 1905. № 20. С. 670). Дубенский мон-рь подвергся сильным разрушениям в годы первой мировой и Великой Отечественной войн; местонахождение первоначальной раки и сени неизвестна.
Наряду с изображениями почаевских святынь и святых, образ И. присутствует на самом большом лаврском колоколе, отлитом в 1886 г. в Москве мастером Иоакимом Воробьёвым (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 106-107), также на совр. колоколе, изготовленном в 2005 г. в честь 765-летия явления Пресв. Богородицы на горе Почаевской. Рельефные изображения И. украшают и др. произведения декоративно-прикладного искусства, напр. подсвечники, стоящие в гроте возле раки святого (пластины с фигурой И. изготовлены, очевидно, в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в.).
Во внутренних и внешних монументальных росписях посл. трети XIX - нач. XXI в. различных построек лавры, Свято-Духова скита и окрестных церквей и часовен много традиц. изображений И. в академической манере. Наиболее интересными являются житийные композиции в стенописи 80-х гг. XIX в. иеродиаконов Паисия и Анатолия (поновления - 1976, послушник Почаевской лавры Александр Корецкий) при входе в пещерный грот с ракой И.: чудесное явление И. в тонком сне митр. Дионисию (Балабану), обретение мощей преподобного, исцеление игум. Досифея (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 61). Дважды - в начале галереи, ведущей в пещерную церковь (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в.; поновления - 70-е гг. XX в.), и при входе в грот - написан сюжет «Прп. Иов Почаевский с ангелами на молитве, виденный девицей Анной» (в гроте имеется аналогичная по композиции икона XX в.): фигура И. помещена между изображениями 2 стоящих ангелов. В стенопись Успенского собора включена композиция «Прп. Иов Почаевский с братией, пред Почаевской иконой Божией Матери молящийся» (70-е гг. XIX в.; см.: Там же. С. 78) - И. в коленопреклоненной молитве перед иконой и аналоем с раскрытой книгой, за ним группа монахов.
Образ И. традиц. извода нередко встречается в росписях храмов Украины, напр. Троицкого собора Ионинского мон-ря в Киеве (70-е гг. XIX в., поновления - XX в.; И. в куколе и епитрахили, с четками в левой руке), ц. Трех святителей («Гольберговской») в Харькове (1913-1915, А. Я. Соколов; см.: Трехсвятительская ц. в Харькове: Сведения, мысли, информация по истории и архитектуре / И. Лизан, прот., и др. Харьков, 1999. С. 64, 68) - в круглом медальоне на зап. подкупольной арке (стиль модерн). В росписи 1921 г. П. Крючкова Покровского собора Покровского мон-ря Харькова И. показан в рост на фоне леса и Почаевской обители (наряду с Киево-Печерскими чудотворцами, преподобными и юродивыми).
В иконописи XX в. образ И. (в округлом куколе) присутствует в группе Волынских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231, 236, 239). На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. С. 41) под 28 окт. образ И. дан в рост, в куколе, с посохом в правой руке и с развернутым свитком в левой, на фоне многоглавого храма. В сонме рус. святых, молящихся Господу Вседержителю на престоле, И. представлен в нижнем ряду на иконе 1948 г. (митрополичьи палаты ТСЛ), поднесенной Патриарху Алексию I в память 500-летия автокефалии РПЦ «от русских людей в Югославии». Прорись ростового образа И. традиц. иконографии создана для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 50).
Изображения И. встречаются в совр. росписях церквей Украины и России, напр. в восстановленной после пожара стенописи 1987-1988 гг. ц. Покрова Богородицы МДА (на зап. стене), в кафедральном Преображенском соборе Белгорода (1999-2005, А. С. Работнов; надпись на свитке: « »). Фронтальная полуфигура И. с благословляющей десницей и со свитком в левой руке, исполненная в визант. манере, помещена в одном из медальонов в росписи Троицкого собора Пахомиева Нерехтского Сыпанова жен. мон-ря Костромской епархии (2005, А. В. Алёшин). Некоторые изображения и сюжеты Жития И. введены в роспись семинарской ц. во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаеве («Прп. Иов отпускает вора», ок. 2006).
Вместе с прп. Амфилохием Почаевским И. представлен на иконе письма Е. И. Николаевой (2009, кафедральный собор во имя Веры, Надежды, Любови и Софии в Тернополе, Украина), в составе избранных святых - на нижнем поле иконы «Прп. Сергий Радонежский, с избранными святыми» (2005, собрание архим. Луки (Головкова); см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 55, 77). Поясные иконы И. кон. XX - нач. XXI в., ориентированные на древнерусскую стилистику, хранятся в гроте возле мощей И., в ризнице ТСЛ и др. И. изображается на совр. иконах «Собор Волынских святых» (1996, М. Конский - ц. в честь Собора всех святых земли Волынской в Луцке Волынской обл.; после 2006 - ц. во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС). Кроме того, иконы И. имеются в посвященных ему храмах и мон-рях (напр., в Мюнхене, Германия).