[Иосиф Молчальник, Иосиф Пещерник; греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ ῾Ησυχαστής] (в миру Франгискос Коттис; 2.11.1897, дер. Лефке на о-ве Парос - 15.08.1959, Афон), выдающийся подвижник благочестия XX в., духовный наставник мн. афонских монахов. С именами учеников И. И. связано обновление и духовное возрождение 6 из 20 афонских мон-рей и многих обителей за пределами Св. Горы.
Родители будущего старца, Георгиос и Мария, были бедными, но благочестивыми людьми. Георгиос умер в 1907 г., и воспитание 6 детей легло на плечи Марии. По словам матери Франгискоса, вскоре после рождения сына она узнала о его предстоящей судьбе: явившийся ей во сне ангел записал имя младенца в некий список и забрал его, сказав, что он нужен Царю.
Франгискос не закончил начальную школу, т. к. после смерти отца он должен был помогать матери и братьям. В 1914 г. он отправился на заработки в Пирей. После прохождения военной службы поселился в Афинах, где по одним сведениям занимался мелкой торговлей, а по другим - работал поваром и затем кондуктором трамвая. В возрасте 23 лет молодой человек увлекся чтением духовной лит-ры, под влиянием к-рой начал подражать подвижнической жизни древних отцов на г. Пендели. В том же 1921 г., познакомившись с неким старцем из одной келлии в Карее, Франгискос раздал имущество бедным и отправился на Св. Гору, чтобы стать монахом.
На Афоне Франгискос вначале присоединился к братству старца Даниила Катунакийского, но затем он удалился оттуда в поисках более уединенного места для подвижничества. Юноше не удалось сразу найти для себя духовного отца, о чем он с горечью писал впосл.: «День и ночь я плакал о том, что не нашел Святую Гору такой, как пишут о ней святые». В частности, не увенчалась успехом его попытка поступить в ученики к старцу Каллинику Исихасту, поскольку последний отказывался обучать своих послушников умной молитве. Тогда И. И. начал вести отшельнический образ жизни, обитая в пещерах. Впосл. после многих суровых подвигов И. И. сподобился дара благодатной непрестанной молитвы.
Не найдя подходящего пристанища, Франгискос нек-рое время путешествовал по Афону, зарабатывая на жизнь изготовлением метел. В ходе этих странствий он познакомился и сблизился с мон. Арсением. По совету Даниила Катунакийского, указавшего молодым людям на важность послушания для духовной жизни, в кон. 1921 г. Франгискос и Арсений стали учениками простодушного и незлобивого старца Ефрема Катунакийского, албанца по происхождению, занимавшегося бондарным ремеслом. В 1925 г. Франгискос был пострижен в великую схиму с именем Иосиф.
Незадолго до своей смерти старец Ефрем переселился в скит свт. Василия Великого, где вскоре скончался. После его смерти И. И., уступая просьбе собрата, принял на себя обязанности главы общины, хотя о. Арсений был старше и годами, и по времени монашеского пострига. Оставшись вдвоем, И. И. и Арсений продолжили путешествия по Афону, возвращаясь в свою каливу только на зиму, а затем приняли решение жить там постоянно, занимаясь резьбой по дереву. Согласно воспоминаниям И. И., этот период жизни был связан для него с особенно тяжелыми искушениями. Так, однажды старцу явился в видении длинный строй монахов, приготовившихся к сражению с бесами. Высокий и славный военачальник предложил ему встать в первый ряд бойцов, на что И. И. с радостью согласился. За видением последовала жестокая духовная брань, продолжавшаяся 8 лет, в результате к-рой И. И., по его словам, «вошел во все прибежища врага и после жестокого единоборства вышел из них по благодати Господней». Важным событием в жизни подвижника стало обретение духовника старца Даниила, безмолвника и почти полного затворника, монашествовавшего в келлии прп. Петра Афонского в окрестностях Великой Лавры. От своего духовника И. И. перенял правило вкушать пищу (состоявшую из 1 меры хлеба и небольшого количества овощей) лишь 1 раз в день, не делая исключения для великих праздников.
В период пребывания в скиту свт. Василия Великого вокруг И. И. стало формироваться небольшое монашеское братство: к старцу присоединились его родной брат Афанасий, о. Иоанн из Албании и о. Ефрем (впосл. иеромонах, возглавивший движение старостильников в г. Волос). Послушником И. И. нек-рое время был и известный подвижник мон. Герасим (Менайас), к-рый, несмотря на то что здоровье не позволяло ему остаться в братстве надолго, всегда вспоминал о старце с глубоким почтением. С тех пор как подвижники стали постоянно жить в своей каливе, И. И. приобрел большую известность, и к нему за советом приходило множество посетителей. Это обстоятельство нарушало уединенную обстановку, побуждая основателей братства искать новое место для монашеских подвигов.
И. И. в 1929 и 1930 гг. покидал Св. Гору для пострижения в монахини своей матери и основания в окрестностях г. Драма женского монастыря. В 1933 г. он возвратился на Афон, продолжая руководить 5 постриженными им монахинями посредством переписки.
В янв. 1938 г. И. И. вместе с о. Арсением присмотрели для себя заброшенную каливу в Малом скиту св. Анны, располагавшуюся в пещерах под скалистым обрывом, где они подвизались в течение следующих 30 лет. Подвижники обновили небольшую ц. св. Иоанна Предтечи и соорудили для себя из дерева, прутьев и глины хижину, разделявшуюся на 3 кельи, одна из к-рых предназначалась для И. И., другая для Арсения, а третья - для приходящего иеромонаха. Здесь И. И. и о. Арсений на некоторое время вновь остались вдвоем. Само расположение каливы и недостаток места для жилых помещений не предполагали присутствия др. братий. Тем не менее со временем к подвижникам присоединились новые ученики из числа молодых монахов, в т. ч. мон. Ефрем (впосл. игумен Филофея мон-ря, а затем основатель ряда мон-рей на территории США), мон. Иосиф (впосл. духовник мон-ря Ватопед и биограф старца), иером. Харалампий (впосл. игумен Дионисия прп. мон-ря).
Тяготы жизни в Малом скиту св. Анны (связанные прежде всего с необходимостью ежедневно поднимать грузы на большую высоту) плохо сказывались на здоровье молодых послушников, поэтому в июне 1951 г. И. И. принял решение переселиться поближе к морю. Им была выбрана калива св. Бессребреников в Новом скиту. В нач. 1958 г. здоровье старца резко ухудшилось, на его шее появился болезненный нарыв. Уступая просьбам духовных чад, И. И. согласился принять лечение, хотя и считал усилия медиков ненужными. В следующем году он страдал от сердечной недостаточности. В день Успения Пресв. Богородицы старец отошел ко Господу, предсказав свою кончину и предварительно причастившись на праздничной Литургии.
Мощи И. И. в наст. время находятся в Ватопеде, а честная глава и остальная часть мощей - в мон-ре прп. Антония Великого (шт. Аризона, США). Сообщалось о посмертных явлениях старца и о чудесах, имевших место при перенесении его мощей. И. И. почитается как местночтимый святой на Св. Горе Афон, а также в Румынии.
Сохранилось большое количество писем И. И. к родственникам и духовным чадам, посвященных различным вопросам духовной жизни. Подборка этих писем была опубликована старцем Ефремом из Филофеева мон-ря под заглавием «Выражение монашеского опыта». Перу старца принадлежит также сочинение «Десятигласная духодвижимая труба», где в образной форме описываются ступени, которые необходимо преодолеть подвижнику по пути к стяжанию благодати. Сочинениям старца свойствен своеобразный стиль, сочетающий архаизацию с простонародными выражениями и с использованием рифмованной прозы.