(Волчанский; † 10.06.1745, Москва), архиеп. Московский и Владимирский. Время и место рождения неизвестны, вероятно происходил из малороссийской шляхты. Был братом Могилёвского еп. Иеронима (Волчанского). В 1710 г. окончил полный курс Киево-Могилянской коллегии. С 1710/11 уч. г. преподавал в академии грамматику, в 1715-1717 и 1717-1719 гг. читал курс философии. Написанный им полный курс дисциплины носил название «Philosophia universa doctrinam peripathethicam ad mentem principis philosophorum Aristotelis Stagyritae complectens, commentationibus scholasticis illustrate atque in alma Kijoviensi Academia orthodoxa Mohileana ingenuo auditori Roxolano extructa annis 1717 et 1718, optimo professore ac ordinario praefecto pro tunc scholarum R. Patre Josepho Wolczanski». В ИР НБУВ сохранились записи философских курсов, прочитанных И. (Ф. 301. ДАп/44; Ф. 305. ДС/п164, ДС/п165; Ф. 306. № 108п/62; Ф. 307. № 447п/1703, 450п/1708, II). Эти курсы похожи на те, к-рые читали др. преподаватели в Киево-Могилянской коллегии до сер. XVIII в., и имеют с ними общий источник – тексты авторов-иезуитов. Об этом свидетельствует в т. ч. решение проблемы универсалий, где И. придерживается взглядов, близких к т. зр. известных иезуитских философов Педро Уртадо де Мендосы, Родриго Арриаги и Франсиско Овьеды. В 1719/20 - кон. 1724/25 уч. г. И. преподавал в Киево-Могилянской коллегии теологию, в т. ч. в 1721/22-1724/25 гг.- полный 4-годичный курс. Курс носил название «Theologia Christiana orthodoxa pro diversitate materiarum in varios tractatus, tum disputationes et quaestiones divisa, in Collegio orthodoxo Kijovo-Mohileano tradita et explicata ad maiorem Dei ter optima maximi et eius Christi reparatoris salutis nostrae gloriam incepit anno 1721 mense Septembris 22. Tradita est ab admodum reuerendo patre Iosepho Wolczanskj rectore protunc collegii Mohileani Kiiowiensis». В ИР НБУВ сохранились записи курса, сделанные студентами (Ф. 305. № 194п, 196п; Ф. 306. № 160п, 161п, 162п; Ф. 307. № 463п/1681, 464п/1686, 466п/1693; Ф. 312. № 555п/229С, 556п/230С). Конспект по теологии, составленный студентом, прослушавшим половину курса, сохранился в собрании рукописей укр. происхождения в Иркутской семинарии (№ 51/1). Записи курса хранятся также в ОР РГБ (Ф. 173. 1. № 240), ОР РНБ (Ф. 522. № 4, 5, 22). По мнению К. В. Суториуса, отдельные преподаватели Новгородской ДС читали курс теологии на основании лекций И. В ОР РГБ сохранилось также теологическое сочинение И. «Tractatus theologicus complectens orthodoxam doctrinam de sacramentis traditus et explicatus in collegio Kijowomohylaeano a patre ordinario theologiae professore et scholarum praefecto Josepho Wolczanski anno 1719».
Одновременно с преподаванием И. занимал адм. должности в Киево-Могилянской коллегии. С 1715 г. он был префектом, с янв. 1721 г. – вице-ректором, вероятно, с сер. 1722 г. – ректором и настоятелем киевского Братского в честь Богоявления монастыря. В окт. 1721 г. митр. Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович) отправил Петру I просьбу прислать для нужд Сербской Церкви церковные облачения, утварь, книги, а также направить 2 учителей слав. и лат. языков. По поручению Киевского архиеп. Варлаама (Вонатовича) И. отбирал из студентов киевских школ кандидатов в преподаватели для командирования в Сербию. В донесении от 19 дек. 1722 г. он признавался: несмотря на то что в киевском коллегиуме «многие студенты обретаются, наибарзей з Короны Польской, люди вольные», добровольно уезжать в др. страну «не похотят» как из-за неопределенности материального содержания, так и «наипаче для обычнаго недостатку своего студентскаго в такой далекий путь не дерзают запущатися, времени зимнему належащему». Если же «насилием» их посылать, писал И., то «коллегиум умалятися будет и студенты в научение приходити не станут». В итоге в 1724 г. в Белград был направлен синодальный переводчик Максим Суворов (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. № 526).
В марте 1727 г. И. оставил должность ректора и стал игуменом киевского Пустынно-Николаевского мон-ря, в 1732 г. возведен в сан архимандрита. В 20-30-х гг. XVIII в. заседал в присутствии Киевской духовной консистории. В 1730 г. вместе с Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) и членами консистории И. был предан суду за неслужение торжественных молебнов по случаю восшествия на престол имп. Анны Иоанновны, но, получив выговор, был отпущен. В 1731 г. был членом комиссии по проведению следствия по поводу жалоб гетмана Д. П. Апостола и служителей Черниговской епархии на архиеп. Иродиона (Жураковского) и его подчиненных. 16 мая 1734 г. И. был назначен членом Белгородской следственной комиссии «для надлежащего исправления дел в ней», контролировал, в частности, расходование средств, оставшихся после кончины в 1731 г. Рязанского еп. Гавриила (Бужинского) (ОДДС. Т. 11. № 188; Т. 14. № 208).
По привилею, выданному польск. королем, 30 дек. 1735 г. И. был хиротонисан во епископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского. Он был единственным правосл. архиереем на территории Речи Посполитой, активно защищал православных в Белоруссии от притеснений католиков, почти не получая поддержки из России. 27 апр. 1740 г. отправил Святейшему Синоду доклад, в к-ром писал: «Слезно прошу скорое и крепкое, как зле страждущим, подать защищение или уволите мя от сего послушания, понеже мне, при моих не потому уже летах и слабосильном здравия состоянии, отнюдь никакими мерами самому собою удержать ежечасно умаляющагося святаго православия невозможно». Ходатайствовал о том, чтобы др. архиереи не вмешивались в дела его епархии. Выдал серб. архим. Христофору (Илиевичу), наместнику Арадского еп. Исаии (Антоновича), грамоту на сбор пожертвований в епархии.
1 сент. 1742 г. И. был возведен в сан архиепископа и назначен на новоучрежденную Московскую и Владимирскую кафедру. В том же году имп. Елизаветой Петровной на Могилёвскую кафедру был рекомендован брат И. виленский игум. Иероним (Волчанский). И. был первым епархиальным архиереем Московской епархии, к-рая до того входила в состав Синодальной области и управлялась Синодом. Архангельский собор Московского Кремля был кафедральным. К весне 1743 г. И. прибыл в Москву. 18 марта того же года был назначен членом Синода и управляющим Московской синодальной конторой. Осуществлял надзор за состоянием дел в епархии через подчиненную ему дикастерию (с июля 1744 консистория). При И. состав дикастерии был расширен, в то же время из нее, а на местах – из духовных правлений были удалены светские чиновники под предлогом, что «духовным персонам от светского судимым и по случающимся делам штрафованным быть весьма неприлично». По поручению Синода И. возглавлял следствия по неск. делам: «о непорядочных поступках» настоятелей путивльского Молченского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря игум. Иоанна (Ястремского) и Возмицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря архим. Евфимия, Боровенского Успенского мон-ря Калужской губ. игум. Стефана, о земельных конфликтах архимандрита Высоцкого серпуховского монастыря Иосифа с местным купечеством, о «краже пожитков» сержанта Измайловского полка Ф. Тютчева, хранившихся в кладовой палате Новодевичьего московского монастыря, и др. (ОДДС. Т. 23. № 85, 101, 151, 153, 162, 194, 277). 16 дек. 1743 г. Синод поручил И. «самоперсонально произвести освидетельствование» московских церквей, «на восток ли построены в них алтари, нет ли в них икон иностранных кунтштов, а также неискустным мастерством писаных или резных образов». В ведомости от 12 апр. 1745 г., составленной после осмотра храмов, И. свидетельствовал, что «у всех церквей кроме трех (которые алтарями стоят на полнощь) алтари построены на восток», иконы написаны «по древнему православновосточнныя Церкви обычаю и престолы одеждою покрыты до полу». При этом во многих храмах обнаружились резные образа свт. Алексия, митр. Московского, свт. Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и иконы с «неисправно» написанным «сложением перстов». Архиерей обещал «в сложении перстов неисправность исправить, ветхости починить», а резные образа (кроме Распятия) изъять из московских церквей и передать в один из мон-рей, выделив для хранения отдельную палату. Три храма с алтарями, ориентированными на север, И. предложил не перестраивать, а «оставить доколе оные в ветхость придут» (Там же. № 490).
15 июля 1743 г. в Успенском соборе Московского Кремля И. приветствовал имп. Елизавету Петровну, отслужил благодарственный молебен и произнес проповедь по поводу заключения мира со Швецией и окончания русско-швед. войны. В 1744 г. в Москве И. принимал активное участие в исправлении слав. перевода Библии. Постановлением Синода от 14 февр. 1744 г. И. в числе др. справщиков полагалось «при слушании и исправлении Библии каждый день поутру и пополудни, кроме недельных дней, быть». После отъезда большинства справщиков в С.-Петербург в том же году И. и архим. свт. Илариону (Григоровичу; впосл. епископ Крутицкий) поручили продолжить эти труды в Москве. Итогом работы стали 178 тетрадей с исправленным библейским текстом.
В Московской епархии И. боролся с ересью христовщины и в мае 1745 г. с этой целью создал епархиальную комиссию во главе с архим. Порфирием (Крайским; впосл. епископ Белгородский). И. заботился о просвещении и миссии среди мордвы в Арзамасском у., входившем в состав его епархии (в 1743 было крещено 3190 чел.; для наставлений новокрещеным и наблюдения за ними И. направил 2 священников).
Именным указом имп. Елизаветы Петровны от 16 июля 1744 г. местом пребывания Московского архиерея был определен Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастырь, с «содержанием его и всякого звания имеющих быть при нем духовных и светских разных чинов и приказных служителей». На время монастырь стал именоваться кафедральным, но Синод не удовлетворил настоятельные предложения И. об удалении проживавших в обители на пропитании отставных офицеров и рядовых (ОДДС. Т. 28. № 13).
И. был похоронен в монастырской ц. в честь Чуда архистратига Михаила. Позже архим. Иларион (Григорович) свидетельствовал перед Синодом, что И. завещал похоронить себя в Новоиерусалимском в честь Воскресения Христова монастыре. 1 июля 1745 г. вышло синодальное определение о перенесении тела архиерея из Чудова в Новоиерусалимский монастырь. Но перезахоронение останков, вероятно, не состоялось.
Согласно описи «оставшихся после смерти предметов», И. располагал обширной б-кой, в состав к-рой, в частности, входили Толковая Псалтирь (1685), 2 Осмогласника (1712), Катехизисы (1722, 1743), Библия (1726), Часословы (1729, 1742, 1743), «Симфония на послания апостольские и Апокалипсис» (1737), Ирмологий (1743), а также «Historia de Bello Iudaico» Иосифа Флавия (1511), Толкования на 14 Посланий ап. Павла блж. Феофилакта Болгарского (1543), «θρηνος, to iest Lament, iedyney ś. powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie» Мелетия (Смотрицкого) (1610), «O sprawach, dziejach i wszystkich innych potocznościach koronnyh polskich» Мартина Кромера (1611), «De gestis Alexandri regis Macedonum» Квинта Курция (1621), «Epitome scientiae naturalis» Даниеля Зеннерта (1633), «Summa theologiae scholasticae» Мартина Бекана (1651), «Philisophia naturalis» Вильгельма Штратманна (1664), Толкования на Послания ап. Павла Корнелия а Ляпиде (1754) и др.
Определением Синода от 31 янв. 1750 г. большая часть книг, архиерейские облачения, «кафедра из могилевской ризницы, покрытая зеленым сукном», неск. карманных часов и др. имущество И. были переданы еп. Могилёвскому Иерониму (Волчанскому) и настоятелям белорусских монастырей (см.: ОДДС. Т. 29. № 446, 531).