католикос-патриарх Церкви Востока (628 - между 644 и 646). Род. в сел. Гедала пров. Бет-Арабайе (Арбайестан). Учился в Нисибинской школе, к-рую вместе с 300 учениками и частью преподавателей покинул в 601 г. из-за несогласия с последователями главы школы, экзегета Хенаны Адиабенского. Неск. лет учительствовал в г. Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак), между 610 и 620 гг. был рукоположен во епископа Балада, хотя состоял в браке.
После убийства Хосрова II и коронации его сына Кавада-Широе (628) несториане получили возможность созвать Собор для избрания католикоса. В предшествующий период вдовства кафедры (с 608/9), последовавший за временем активного вмешательства иран. властей в жизнь христ. подданных, делами несторианской Церкви ведал Бабай Великий. Ему, по свидетельству Фомы Маргского, съехавшиеся в Ктесифон епископы предложили занять престол католикоса, но Бабай отказался, и католикосом единодушно был избран И.
В 630/1 г. для подтверждения мирного договора с Византией (628) по распоряжению персид. царицы Боран в Сирию было отправлено посольство в составе И., митрополитов Кириака Нисибинского, Павла Адиабенского и Гавриила из Карки-де-Бет-Селох, а также Ишоява, еп. Ниневийского (впосл. католикос-патриарх Ишояв III), Сахдоны (Мартирия), еп. г. Махозе-д-Ареван, и др. Для встречи с имп. Ираклием, к-рый находился в Верое (ныне Халеб, Сирия), делегатам пришлось пересечь всю Сирию, где большинство общин были монофизитскими. В ставке императора, как отмечают хронисты, И. и сопровождавшие его клирики были допрошены для выяснения их вероисповедания. Имп. Ираклий потребовал от католикоса согласовать несторианский Символ веры с визант. (халкидонитской) доктриной, после чего причастился вместе с ним. По возвращении в Иран И. обвиняли в измене несторианству, особенно резко высказывался Бар Саума, еп. Сузский (2 его обвинительных письма к И. и ответ патриарха приводятся в «Хронике Сеерта»). Но царица Боран, довольная дипломатическим успехом миссии, встала на сторону И., и конфликт был улажен.
Период патриаршего служения И. был отмечен борьбой соперничавших за иран. трон группировок высшей знати и араб. завоеваниями зап. провинций Сасанидского гос-ва. В 637 г., после поражения персов при Кадисии, вся Месопотамия и столица Селевкия-Ктесифон перешли под власть арабов-мусульман. По свидетельству анонимной сир. хроники VII в., из разграбленной арабами столицы, где население умирало от голода, И. переехал в г. Карка-де-Бет-Селох пров. Бет-Гармай (Гармакан), но впосл. вернулся в Ктесифон. Более поздние источники приписывают И. попытку получения охранной грамоты для христ. общин Ирана от Мухаммада. Но поскольку Мухаммад уже умер (632), грамоту с гарантией безопасности И. якобы получил от его преемника халифа Абу Бакра (632-634), а впосл. она была подтверждена халифом Умаром ибн аль-Хаттабом (634-644). В этой связи только упоминание Умара заслуживает внимания, т. к. именно при нем была завоевана персид. Месопотамия и покоренное население было вынуждено заключать с победителями договоры, определявшие его статус в Арабском халифате. Обычно охранные грамоты выдавались араб. полководцами представителям населения на местах при соблюдении ими условий мирного договора. Такая охранная грамота должна была быть и у И., но обстоятельства ее получения неизвестны. В отношениях с завоевателями иранские христиане предпочитали придерживаться нейтралитета, что официально гарантировало им защиту от внешних врагов, личную неприкосновенность, сохранность имущества и свободу вероисповедания.
Длительность Патриаршества И. в разных источниках определяется от 17 до 19 лет; следов., И. скончался между 644 и 646 гг. Он выехал из Селевкии-Ктесифона для урегулирования конфликта между жителями Нисибина и их митр. Исааком, заболел в пути и умер в сел. Карка-де-Геддан (Карх-Джуддан) на р. Дияла. По свидетельству анонимной сир. хроники VII в., патриарха похоронили в усыпальнице «церкви Карка-де-Бет-Гармай» - по-видимому, в соборной церкви г. Карка-де-Бет-Селох, резиденции митрополита. На похоронах присутствовали потомки Йездина, одного из богатейших приближенных Хосрова II и ревностного покровителя иран. христиан.
К лит. наследию И. средневек. авторы относят комментарий к псалмам, проповеди, письма. Из последних сохранилось послание И., адресованное Раббан Аврааму из Бет-Мадайе (Мидии), с обоснованием несторианского Символа веры.