ЙОХАНАН БЕН ЗАККАЙ
Том XXVIII , С. 744-745
опубликовано: 14 декабря 2016г.

ЙОХАНАН БЕН ЗАККАЙ

[ивр.     ] (ум. ок. 80 г. по Р. Х., Берор Хайиль), иудейский законоучитель, фарисей, представитель 2 поколения таннаев. Возглавил евр. общину после разрушения Иерусалимского храма римлянами в 70 г. по Р. Х. Согласно преданию, Й. б. З. дожил до 120 лет: 40 из них он занимался торговлей, 40 лет учился и 40 лет учил других (Сифре Дэварим. 357; Мишна. Рош ха-Шана. 31b; Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 41a). В Мишне утверждается, что Й. б. З. перенял учение от Гиллеля и Шаммая (Пиркей Авот. 2. 8), согласно др. источникам, Й. б. З. был самым младшим из числа 80 (по др. данным, 160) учеников именно Гиллеля, к-рый на смертном одре пророчествовал о Й. б. З. как об «опоре мудрости и отце поколения» (Вавилонский Талмуд. Недарим. 5. 6, 39b; Иерусалимский Талмуд. Авот де рабби Натан (B). 28; Авот де рабби Натан (A) 14). После периода ученичества Й. б. З. поселился в Н. Галилее, в г. Арав, где прожил 18 лет (Иерусалимский Талмуд. Шаббат. 16. 8, 15g). По возвращении в Иерусалим он занялся исследованием Торы, «сидя целыми днями в тени Храма» (Иерусалимский Талмуд. Песахим. 26а; Авода Зара. 3. 13, 43b). Основав собственную школу, Й. б. З. с учениками занимался составлением мидраша, галахических норм, изучением вопросов, не имеющих законодательного характера (аггада) (Вавилонский Талмуд. Мегилла. 73d). Его аггадические толкования получили название «хомер»: согласно барайте, они характеризуются поиском аналогий, стремлением строить заключения из схожести библейских фраз и делать вывод на основе соотнесения общего с частным. Используемый Й. б. З. метод изучения библейского фрагмента, поиска его причинно-следственных связей и обоснования частной мысли, к-рая позднее трансформируется в универсальную идею, выходящую за пределы контекста данного фрагмента, также проявляется в ряде др. его толкований, не относящихся к категории «хомер» (Тосефта. Бава Камма. 7. 3-9 ff.) Помимо комментирования Торы Й. б. З. изучал логику, космографию, правила гематрии, ангелологию и законы духовного мира (Вавилонский Талмуд. Суккот. 28a; Бава Батра. 134a; Массекет Соферим. 16. 8). Кроме того, согласно преданию, Й. б. З. стоял у истоков традиции Меркавы (Тосефта Хагига. 2. 1-2). Его учениками были Элиезер бен Гиркан, Иошуа бен Ханания, Йосе ха-Кохен, Шимон бен Натэниел, Элиезер бен Арах (Пиркей Авот. 2. 8). Возможно, снискав высокий авторитет в фарисейской среде, Й. б. З. стал одним из доверенных лиц главы синедриона - Шимона, сына раббана Гамалиила I (Мидраш Дэварим. 26. 13); предположительно впосл. Й. б. З. возглавил Синедрион. В эти годы он стремился ограничить власть «сыновей первосвященников» (Вавилонский Талмуд. Кеттубот. 13. 1-2), т. е. представителей семейных кланов саддукеев. В источниках содержится ряд упоминаний о противостоянии Й. б. З. и саддукеев по различным аспектам религ. жизни (Ядаим. 4. 6; Тосефта Диврей Хаямим. 3. 8; Мишна. Диврей Хаямим 3. 7). В данных рассказах наряду с аутентичными отрывками присутствуют и повествования легендарного характера, относящиеся к более поздним векам (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 115b; Менахот. 65a). Согласно ряду указаний, за неск. десятилетий до разрушения Иерусалимского храма Й. б. З. предсказал данное событие (Иерусалимский Талмуд. Йома. 6. 3, 43c; Вавилонский Талмуд. Йома. 39b; Ios. Flav. De bell. VI 293).

Сведения Талмуда о бегстве Й. б. З. из осажденной римлянами столицы неоднозначны: наиболее распространенная в традиции версия, изложенная в 4 основных вариантах (Авот де рабби Натан (A) 4. 22-24; Авот де рабби Натан (B). 19; Эйха Раба. 1. 32; Гиттин. 56а, b), сводится к тому, что Иошуа бен Ханания и Элиезер бен Гиркан, распустив слухи о смерти своего учителя, вынесли его тело за пределы Иерусалима в гробу. Параллельно существует предание о беседе Й. б. З. с полководцем Веспасианом, сохраненное в Талмуде и в произведениях Иосифа Флавия, но достоверность его является спорной. Согласно преданию, Й. б. З. произнес пророчество о падении Иерусалима и о восшествии Веспасиана на имп. престол (Гиттин. 56b) (Ios. Flav. De bell. III 399). В ответ полководец пообещал мудрецу выполнить любую его просьбу, и тот попросил помиловать главу синедриона Шимона бен Гамалиила и его семью, а также разрешить создание академии в г. Ямния, к-рая должна была стать духовным центром евр. мира. Несмотря на возможные сомнения в датировке этого события и подлинности самого рассказа, известно, что новая рим. власть дала разрешение на осуществление идеи Й. б. З., и вскоре местная иешива стала в отсутствие разрушенного храма центральным органом управления евр. мира. Через нек-рое время академия была преобразована в Ямнийский синедрион, где началась работа по окончательному отбору, редактированию и кодифицированию текстов Танаха (Вавилонский Талмуд. Рош ха-Шана. 31а, b). Сам Й. б. З. в годы после разрушения Иерусалима стал общепризнанным лидером еврейства. В новых условиях он пытался обосновать идею о превосходстве в иудаизме нравственного начала над культовым, ввиду чего храмовое богослужение с жертвоприношениями должно было уступить место изучению Торы (Там же. 18а).

Перед смертью Й. б. З. способствовал избранию на должность главы Ямнийского Синедриона раббана Гамалиила II. Й. б. З. стал единственным таннаем не из рода Гиллеля, удостоившимся титула «раббан».

Лит.: Dworkin F. S. Johanan ben Zakkai: His Contribution to Tannaitic Law: Diss. Cincinnati, 1963; Schlatter A., von. Jochanan ben Zakkai, der Zeitgenosse der Apostel // Idem. Synagoge und Kirche bis zum Barkochba-Aufstand. Stuttg., 1966. S. 175-236; Guttmann A. Rabbinic Judaism in the Making: A Chapter in the History of the Halakhah from Ezra to Judah I. Detroit, 1970. P. 187-200; Neusner J. The Development of a Legend: Studies on the Traditions Concerning Yohanan ben Zakkai. Leiden, 1970 2; idem. A Life of Yohanan ben Zakkai. Leiden, 1970; Alon G. The Jews in Their Land in the Talmudic Age, 70-640 C. E. Jerusalem, 1980. Vol. 1. P. 86-110; Smallwood E. M. The Jews under Roman Rule From Pompey to Diocletian: A Study in Political Relations. Leiden, 1981 2; Иоханан бен Заккай // Краткая евр. энциклопедия. Иерусалим, 1982. Т. 3. Стб. 797-799; Bialik H. N., Rawnitzki Y. H. Sefer ha-Aggadah: The Book of Jewish Folklore and Legend. Tel Aviv, 1988; Goodman M. The Ruling Class of Judaea: The Origins of the Jewish Revolt Against Rome, A. D. 66-70. Camb., 1993; Nodet É. A Search for the Origins of Judaism: From Joshua to the Mishnah. Sheffield, 1997. P. 315-322; Hayes J. H., Mandell S. The Jewish People in Classical Antiquity. Louisville (Kentucky), 1998. P. 204-217; Schäfer P. The History of the Jews in the Greco-Roman World. L., 2003. P. 135-139; The Cambridge History of Judaism. Camb., 2006. Vol. 4: The Late Roman-Rabbinic Period / Ed. S. T. Katz. P. 207-229, 336-368; Wald S. G. Johanan Ben Zakkai // EncJud. Vol. 11. P. 373-377; Ben-Zion S. A Roadmap to the Heavens: An Anthropological Study of Hegemony Among Priests, Sages, and Laymen. Boston, 2009. P. 163-169.
Э. Небольсин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ИСМАИЛ БЕН ЭЛИША см. Ишмаэль бен Элиша
  • КУК Авраам Исаак ха-Коэн (1865-1935), основатель религ. сионизма, раввинский авторитет, автор религиозно-философских и галахических трудов, религ. стихотворений
  • ЛУРИЯ Ицхак бен Шломо Ашкенази (1534 - 1572), один из крупнейших иудейских каббалистов, родоначальник т. н. лурианской каббалы
  • МАЙМОНИД [ивр. Моше бен Маймон, акроним Рамбам; араб. Муса ибн Маймун] (1135/38204), талмудист, врач, разносторонний ученый, философ, знаток евр. Закона, чьи толкования приобрели силу учительного авторитета