КАДЕС-ВАРНИ
Том XXIX , С. 80-83
опубликовано: 3 января 2017г.

КАДЕС-ВАРНИ

Содержание

[Кадеш-Барнеа; евр.   ;   ], наименование израильского стана в повествовании об исходе евреев из Египта; согласно этому тексту, расположен на северо-востоке Синайского п-ова, на юго-зап. границе Ханаана. Помимо полного наименования К.-В. часто встречается краткое - Кадес (Кадеш).

Этимология названия

Происхождение 1-го элемента названия -  не вызывает сомнений: это, по всей видимости, именное производное от корня   означающего «святость» или «отделенность», со значением «святилище, святое место» (HALOT. Lfg. 3. S. 1005). О 2-м элементе -   у ученых нет устоявшегося мнения. Мн. совр. авторы признают, что он не имеет ясной этимологии (Manor. 1992. P. 1); предполагалось также, что это имя несемит. происхождения. Однако в старой лит-ре была популярна этимология, предложенная нем. теологом и гебраистом И. Симонисом (1686-1798) в работе о древнеевр. ономастике (Simonis J. Onomasticum veteris Testamenti. Halle, 1741. S. 461); он считал, что это имя означает «пустыня скитания» и происходит от сложения слова  - «пустыня», встречающегося и в арамейском, и в древнееврейском, и именного производного от корня   - «скитаться, блуждать». Эта этимология встречается и по сей день в популярных книгах о ВЗ. Основанная на омонимичном арам. слове   (сын), она присутствует в лит-ре и в несколько модифицированном виде:  со значением «сын скитания» (Smith G. A. The Fifth Book of Moses. Camb., 1918. P. 4). Наконец, было предложено считать элемент  арам. именем собственным, состоящим из слова   (сын) и элемента   неясной этимологии (Rainey, Notley. 2006. P. 120). А. Рейни и Р. Нотли также предлагают понимать  не как форму древнеевр. стативного глагола, а как арам. активное причастие, по-видимому функционирующее как прилагательное (Ibidem).

А. К. Лявданский

Библейское повествование

Прор. Моисей изводит воду из скалы. Роспись катакомб св. Каллиста в Риме. II–III вв.Прор. Моисей изводит воду из скалы. Роспись катакомб св. Каллиста в Риме. II–III вв.содержит указание о расположении К.-В.: между пустынями Фаран (ср.: Числ 13. 26) и Син (ср.: Числ 20. 1), у юго-зап. пределов Ханаана (Числ 34. 4). Здесь евреи неоднократно располагались лагерем на продолжительное время (Втор 1. 46) после выхода из Египта. Возможно, К.-В. был важным пунктом на «царской дороге» (ср.: Числ 20. 17; ср. ст. 19), т. е. на стратегическом пути из Египта в Месопотамию (Кадеш-Барнеа. 1988). От г. Хорив (Синай) до К.-В. евреи дошли за 11 дней (Втор 1. 2).

Впервые К.-В. упоминается в Библии в связи с войной месопотамских царей во времена Авраама и отождествляется с источником Мишпат (Быт 14. 7). Неподалеку от К.-В. (у источника Беэр-Лахай-Рои, к-рый находился «между Кадесом и между Баредом»; Быт 16. 14) бежавшей в пустыню Агари явился ангел. В окрестности К.-В. («между Кадесом и между Суром»; Быт 20. 1) ушел Авраам из дубравы Мамре после разрушения Содома и Гоморры. В К.-В. стояли лагерем вышедшие из Египта евреи, когда к ним вернулись посланные в Ханаан разведчики (Числ 13. 27; ср. 32. 8). После возвращения евреев в К.-В. там умерла и была погребена сестра Моисея Мариам (Числ 20. 1). Здесь же евреи роптали на Моисея из-за недостатка воды и законодатель по повелению Господа жезлом «извел... воду из скалы» (Числ 20. 8-11; ср. название этого источника    букв.- «вода распри» (Числ 20. 13) или     - «вода распри в Кадеше» (Числ 27. 14)). Эта история упоминается в более поздней библейской дидактической поэзии (Втор 33. 8; Пс 80. 8; 94. 8; 105. 32). За недостаток веры во время роптания народа Господь сказал Моисею и Аарону, что не они введут народ в Ханаан (Числ 20. 12; вскоре Аарон умер на горе Ор, неподалеку от К.-В.- Числ 20. 24, 28). Из К.-В. Моисей направил посольство к эдомскому царю с просьбой позволить пройти через его территории по «царской дороге» в Ханаан и получил отказ (Числ 20. 14). После раздела земли обетованной между коленами Израиля через К.-В. пролегала юж. граница надела колена Иуды (Нав 15. 3).

Современная идентификация и археологические исследования

Исследователи нач. XIX в., в частности К. фон Раумер и Э. Робинсон, искали библейский К.-В. в долине Вади-эль-Араба, к югу от Мёртвого м., ориентируясь на указание Числ 20. 16 о том, что К.-В. располагался «у самого предела» Эдома (Cohen. 1981; Manor. 1992). В качестве возможных мест для идентификации с библейским К.-В. рассматривались различные оазисы (Cohen. Did I Excavate. 1981). Но в силу трудностей соотнесения географических описаний Библии с Вади-эль-Араба позже поиски были перенесены в зап. регионы (Manor. 1992).

С учетом библейских указаний, что К.-В. находился около юж. границы Ханаана (Числ 34. 4), на границе Иудеи (Нав 15. 3; ср.: Иез 47. 19; 48. 28, где он упоминается в описании идеализированной эсхатологической земли), исследователи полагали, что объект мог быть где-то на востоке, на полпути от Мёртвого м. до дельты Нила (т. е. Вади-эль-Ариш) (Rainey, Notley. 2006. P. 121). В этом районе, примерно в 19 км к юго-востоку от совр. сел. Эль-Кусейма, Х. Трамбулл в нач. 80-х гг. XIX в. обнаружил источник Кадейс. В качестве аргументов в пользу идентификации этого места с библейским К.-В. он указывал на сходство звучания араб. названия источника Кадейс с библейским наименованием и на то, что вокруг источника находится пышный оазис, соответствующий, по его мнению, библейскому описанию (Trumbull. 1884; Cohen. Did I Excavate. 1981). В наст. время здесь лишь небольшой пруд, окруженный пустынной землей, поэтому считается, что Трамбулл слишком романтизировал это место в своем описании.

В 1905 г. Н. Шмидт (Schmidt. 1910) предложил для идентификации с К.-В. другое место, к северо-западу от источника Кадейс,- водный источник Эль-Кудейрат и ближайший к нему телль (Телль-эль-Кудейрат) (Rainey, Notley. 2006. P. 121; Manor. 1992).

В 1914 г. археологическую разведку местности произвели Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоренс, к-рые исходили из того, что многочисленный народ Израиля во время пребывания в К.-В. занимал обширный район с пастбищами для скота. Таким, по их мнению, мог быть только район близ совр. Эль-Кусейма с неск. источниками: Эль-Кудейрат, Кадейс и небольшими Эль-Кусейма и Эль-Мувейла (Tabachnick. 1997). Местоположение библейского К.-В. исследователи также связали с источником Эль-Кудейрат - крупнейшим не только из вышеуказанных, но и вообще на Синае (в наст. время из него получают 40 куб. м воды в час) (Manor. 1992; Rainey, Notley. 2006). Оазис вокруг источника, по убеждению Вулли и Лоренса, был достаточно богат растительностью, чтобы обеспечить пропитанием людей и скот на очень долгое время (Tabachnik. 1997). Решающую роль в этой идентификации сыграло обнаружение рядом с источником телля с остатками крепости (К.-В. в поздние времена израильской истории был хорошо укрепленным городом), под к-рой, как считали исследователи, могли быть остатки построек времени Моисея. С тех пор идентификация Телль-эль-Кудейрат с библейским К.-В. стала общепринятой (Manor. 1992; Rainey, Notley. 2006).

Объект располагается поблизости от пересечения 2 дорог: одной, ведущей от Суэца к Беэр-Шеве и Хеврону (древняя «дорога к Шуру» - Быт 16. 7), и второй, отходящей от прибрежной дороги (древняя «дорога земли Филистимской» - Исх 13. 17), рядом с Эль-Ариш и ведущей к Акабе (Cohen. 1997. P. 365).

В 1956 г. группа ученых под рук. М. Дотана из Израильского департамента древностей произвела частичные раскопки крепости. В течение 10 сезонов, с 1976 по 1982 г., раскопки проводил Р. Кохен, завершивший расчистку верхней крепости, под к-рой открыл остатки еще 2 крепостей. Каждая из них (кроме самой нижней) располагалась на развалинах более ранней. Место было заселено с X по VI в. до Р. Х. Кохен обнаружил также построенное на развалинах последней (верхней) крепости неукрепленное поселение V-IV вв. до Р. Х. Археологических артефактов, относящихся к периодам поздней бронзы или начала железного века (что соответствовало бы времени исхода евреев из Египта), найдено не было. Поэтому остается вероятность того, что идентификация места К.-В. некорректна (Cohen. Did I Excavate. 1981). Район в целом соответствует библейскому описанию, но найденные письменные материалы (остраконы) не содержат подтверждений того, что именно здесь находилось пограничное поселение, о котором говорится в Нав 15. 1-3. Самые ранние следы поселения здесь датируются XII-X вв. до Р. Х. (Finkelstein. 2010. P. 117, 123). Следующий слой с остатками ранней (нижней) крепости (Cohen. 1993. P. 844) или поселения (Finkelstein. 2010. P. 118, 123) относится к кон. X - кон. IX в. до Р. Х. Выше находятся остатки 2 крепостей и нефортифицированного поселения также железного века.

Нижняя крепость или поселение

Слои кон. X - кон. IX в. до Р. Х. были открыты на склоне холма около сев. берега Вади-эль-Айн (Cohen. 1993. P. 844). В юго-восточной его части обнаружен фрагмент казематной комнаты шириной 3 м, а на восточной стороне - стена толщиной 80 см. Остатки казематных комнат раскопаны также в северо-восточной части холма. Эта нижняя крепость, по размерам меньше, чем все последующие, имела овальную форму (расстояние между вершинами ок. 27 м). В слое пепла на полах комнат найдена керамика 2 типов: изготовленная на гончарном круге, характерная для данной местности в X в. до Р. Х., и т. н. негевская. Здесь же обнаружены амулет «глаза Гора» и фрагмент фаянсовой статуэтки. Западнее крепости раскрыты развалины поселения с неск. зданиями и силосной ямой (Ibidem).

В отличие от Кохена И. Финкельштейн считает, что овальная структура - остатки не крепости, а какой-то каменной постройки и поселение, т. о., было в это время неукрепленным (Finkelstein. 2010. P. 118).

Средняя крепость

После разрушения ранней крепости это место, видимо, некоторое время оставалось незаселенным. В VIII в. до Р. Х., в правление иудейского царя Озии, здесь была построена еще одна крепость (Cohen. 1993. P. 845): прямоугольной формы (приблизительно 40×60 м), с толстыми 4-метровыми стенами, сохранившимися в высоту до 1,8 м. Восемь башен выступали за пределы стен. Крепость опоясывал земляной вал, насыпанный на каменной опорной стене высотой 2,5 м, а также ров шириной 4 м и глубиной 2,5 м. Остатки рва найдены с 3 сторон крепости (с юж. стороны проходило русло вади) (Ibid. P. 844).

При раскопках средней крепости археологи выделили остатки поселений 3 периодов. Эту крепость разрушили, судя по всему, в сер. VII в. до Р. Х., в правление иудейского царя Манассии.

В основной период существования крепость была поделена на 2 части улицей шириной 3,5 м. В северной ее части найдены остатки 5 зданий (ок. 10 м длиной), разделенные узкой улицей (ок. 1,5 м шириной). Стены домов из сырцового кирпича поставлены на каменные основания. В сев.-зап. углу крепости раскопаны 2 смежных помещения (7×10 м каждое). Оба они поделены на 5 прямоугольных комнат (ок. 2,5×4 м) с инсталляциями из сырцового кирпича, на к-рых сохранились следы огня. На полу, в стороне от сосудов, изготовленных на гончарном круге, найдено много керамики и костей животных (Ibid. P. 844-845).

Южнее этих построек обнаружены оштукатуренный канал и цистерна, сложенная из больших камней, с оштукатуренным дном (примерно 10 м в диаметре, объем ок. 180 куб. м); вниз до дна вели 25 ступеней. Канал, проходивший под крепостной стеной, связывал крепость с источником, располагавшимся за ее пределами (Ibid. P. 845).

К востоку от цистерны, внутри крепости, археологи раcкопали квадратную комнату с вымощенным каменными плитами полом (3,8×5,5 м), стены к-рой сохранились до 2,8 м в высоту. Судя по всему, она использовалась как хранилище, т. к. рядом была круглая силосная яма диаметром 2 м. Четыре амбара для зерна раскрыты за пределами крепости, между сев. и сев.-вост. башнями (самый большой - ок. 1,8 м в диаметре). С зап. стороны к ним примыкала комната (3×4 м) с гончарной печью, в к-рой сохранились целыми неск. негевских горшков.

Помимо керамики VIII-VII вв. до Р. Х. археологи нашли в комнатах 2 остракона. Первый - донце лампы с евр. надписью:   - вероятно, аббревиатурой имени Адоницедек или Адонияху. Др. остракон - (миска негевского типа) с надписью:   вероятно, это последние буквы какого-то имени (Ibidem).

Верхняя крепость

была построена вскоре после разрушения средней, возможно уже при правлении иудейского царя Иосии, а сожжена, видимо, во время катастрофы первого Иерусалимского храма (586 г. до Р. Х.) (Ibid. P. 847). По внешнему плану новая крепость во многом близка к предыдущей, за исключением того, что вместо толстой внешней стены построили ок. 20 казематных комнат. Ров сохранился и использовался, как и прежде (Ibidem).

Изменился и внутренний план крепости. В сев.-зап. части обнаружено прямоугольное здание (10×25 м) с 3 комнатами и примыкавшим к ним открытым мощеным двориком. С запада от него раскрыта круглая структура из сырцового кирпича 1,9 м в диаметре, сохранившаяся в высоту до 1,2 м. В здании в слое пепла найдены много керамических изделий, кадильница для ладана, кости животных, а также инсталляция в форме лампы.

Цистерна (с пристроенными дополнительными ступенями) и канал использовались и в этот период. На дне цистерны обнаружены керамические предметы VII-VI вв. до Р. Х. К востоку от нее было построено здание с неск. комнатами, примыкавшее к казематным комнатам (Cohen. 1993. P. 845-846). Здесь археологи нашли крупный остракон. Керамика в основном изготовлена на гончарном круге и типична для VII и VI вв. до Р. Х., но есть также негевская посуда ручной работы (Ibid. P. 846).

Всего в верхней крепости обнаружено неск. остраконов. На самом большом из них (22×33 см) сохранилась иератическая надпись в 6 колонок, содержащая в основном различные числа, к-рые расположены в восходящей последовательности: от 1 до 10, от 10 до 100 (десятками), от 100 до 1 тыс. (сотнями) и от 1 тыс. до 10 тыс. (тысячами). За числами в 4-й и 5-й колонках, от 1 до 900, следует символ шекеля. Исследователи считают, что надпись - результат упражнения в арифметике (Ibidem). На обратной стороне в левой нижней части остракона можно различить 3 числа: 4 тыс., 5 тыс. и 6 тыс. Справа от них имеются др. плохо читаемые числа (возможно, от 1 до 4 тыс.), над ними разборчиво - число 1 тыс. Наверху можно прочитать число 3 тыс. и евр. слово, возможно   (1 тыс.) (Ibid. P. 846-847).

Еще один остракон (10×15 см) с надписью евр. письмом (в 3 столбца) найден в сев.-вост. казематной комнате. Третий столбец, наиболее ясно читаемый, содержит ряд чисел в восходящей последовательности вплоть до 800. После каждого числа стоит евр. слово  , обозначающее наименьшую меру веса, использованную в то время, примерно равную полуграмму.

На др. фрагментарных остраконах надписи сделаны иератическим письмом. На одном из них - 5 строк с числами от 100 до 500, после которых стоит символ шекеля (Ibid. P. 847). Найдены также 2 еврейских остракона: один (12×16 см) содержит надпись в 3 строки черными чернилами (ясно не читается), на другом (45×45 см) - 3 буквы евр. алфавита ( ).

Поселение послепленного периода

В V и IV вв. до Р. Х. на месте развалин крепости находилось неукрепленное поселение. Неск. ранних казематных комнат, преимущественно в вост. части, использовались как временные жилища. Небольшие комнаты раскрыты также на сев. и вост. сторонах холма. Впрочем, большая часть материала этого периода обнаружена при раскопках более ранних слоев (сосуды, амфоры, кости и импортированная греч. керамика), среди них такие важные, как печать с надписью:  , распространенной в пров. Иудея в послепленный период, и остракон с надписью: ...  , означающей «предложение» или «товар» (ср.: Пс 72. 10 (MT); Иез 27. 15).

Лит.: Trumbull H. C. Kadesh Barnea: its Importance and Probably Site. N. Y., 1884; Schmidt N. Kadesh Barnea // JBL. 1910. Vol. 29. P. 61-76; Woolley Ch. L. The Desert of the Wanderings // PEFQSt. L., 1914. Vol. 46. P. 65-66; Hogarth D. G., Wooley L. The Wilderness of Zin // Palestinian Exploration Fund. L., 1914/1915. P. 61-63; Dothan M. The Fortress at Kadesh Barnea // IEJ. 1965. Vol. 15. P. 134-151; Fritz V. Israel in der Wüste. Münch., 1970. S. 26-51; Cohen R. The Iron Age Fortresses in the Central Negev // BASOR. 1979. Vol. 236. P. 61-79; idem. Did I Excavate Kadesh-Barnea?: Difficulty of Site Identification and Absence of Exodus Remains Poses Problem // BAR. 1981. Vol. 7. N 2, 3. P. 20-33; idem. Excavations at Kadesh-Barnea // BiblArch. 1981. Vol. 44. P. 93-107; idem. Kadesh-Barnea, 1980 // IEJ. 1982. Vol. 32. P. 70-71; idem. Kadesh-Barnea, 1981-1982 // Ibid. Vol. 32. P. 266-267; idem. Kadesh-Barnea: A Fortress from the Time of the Judean Kingdom. Jerusalem, 1983; idem. Qadesh-Barnea // Le Monde de la Bible. 1985. Vol. 39. P. 9-27; idem. Kadesh-Barnea // NEAEHL. 1993. Vol. 3. P. 841-847; idem. Qadesh-Barnea // OEANE. 1997. Vol. 4. P. 365-366; Keel O., Küchler M. Orte und Landschaften der Bibel. Gött. etc., 1982. Bd. 2. S. 177-185; Kallai Z. The Wandering-Traditions from Kadesh-Barnea to Canaan: A Study in Biblical Historiography // Essays in Honour of Y. Yadin / Ed. G. Vermez, J. Neusner. Totowa (N. J.), 1983. P. 175-184; Кадеш-Барнеа // Краткая евр. энциклопедия. Иерусалим, 1988. Т. 4. Ст. 28-29; Knauf E. A. Supplementa Ismaelitica 14: Mount Hor and Kadesh Barnea // BN. 1992. Vol. 61. P. 22-26; Manor D. W. Kadesh-Barnea (Place) // ABD. 1992. Vol. 4. P. 1-3; Ussishkin D. The Rectangular Fortress at Kadesh-Barnea // IEJ. 1995. Vol. 45. N 2-3. P. 118-127; Johnstone W. From the Mountain to Kadesh, with Special Reference to Exodus 32, 30-34, 29 // Deuteronomy and Deuteronomic Literature: FS C. H. W. Brekelmans. Leuven, 1997. P. 449-467; Tabachnick S. E. Lawrence of Arabia as Archaeologist // BAR. 1997. Vol. 23. N 5. P. 40-47, 70-71; Rainey A. F., Notley R. S. The Sacred Bridge: Carta's Atlas of the Biblical World. Jerusalem, 2006; Cohen R., Bernick-Greenberg H., Bar-Yoseph Mayer D. Excavations at Kadesh Barnea (Tell el-Qudeirat), 1976-1982. Jerusalem, 2007; Singer-Avitz L. The Earliest Settlement at Kadesh Barnea // Tel-Aviv. 2008. Vol. 35. N 1. P. 73-81; Gilboa A. Notes on Iron IIA 14C Dates from Tell el-Qudeirat (Kadesh Barnea) // Ibid. 2009. Vol. 36. N 1. P. 82-94; Finkelstein I. Kadesh Barnea: A Reevaluation of its Archaeology and History // Ibid. 2010. Vol. 37. N 1. P. 111-125.
Прот. Димитрий Юревич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
  • АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
  • АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама
  • АЗЕК город в Северной Иудее
  • АККАД в Библии - обширная семитоязычная древневост. империя XXIV - XXII вв. до Р.Х.
  • АМОРРЕИ степной западносемитский народ Передней Азии, сформировавшийся в нач. III тыс. до Р. Х.