КАНТАРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ
Том XXX , С. 507-508
опубликовано: 3 июля 2017г.

КАНТАРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ

Содержание

[греч. ῾Οσιομάρτυρες τῆς Καντάρας] († 1231) (пам. кипр. 19 мая).

Источники

Кантарские преподобномученики. Икона. Кон. ХХ в. (парекклисион Кантарских преподобномучеников мон-ря Ставровуни, Кипр)Кантарские преподобномученики. Икона. Кон. ХХ в. (парекклисион Кантарских преподобномучеников мон-ря Ставровуни, Кипр) Главным источником сведений о мученичестве К. п. является «Сказание» анонимного автора. Оно состоит из 2 частей, повествующих об образовании монашеской общины и о мученичестве кантарских монахов. Точное время создания «Сказания» неизвестно. По мнению Ф. Пападопуллоса, оно было составлено в кон. XIII - нач. XIV в., после смерти кипрского кор. Генриха I Лузиньяна (1253), упоминаемого как «тогда господствующий», и ранее XIV в., к-рым датируется рукопись Paris. gr. 1335, содержащая текст этого произведения. Др. версия «Сказания» - «Заметка» о мученичестве кантарских монахов (Paris. gr. 1286, XVI в.), изданная Львом Алляцием, современна их кончине. В рукописи Vat. gr. 1409, XIII-XIV вв., приводятся краткие сведения о мученичестве К. п. и фрагмент их речи перед архиепископом. Упоминание об этом событии с указанием точных дат также содержится в рукописи Vat. Palat. gr. 367, XIV в. Кроме того, в письме папы Римского Григория IX Евсторгию, лат. архиеп. Кипрскому, упоминается о К. п. и об осуждении ими употребления опресноков.

Мученичество

Образование кантарской монашеской общины началось в Махерасском мон-ре, когда туда пришли иноки Иоанн и Конон с Калон-Орос (Καλὸν ῎Ορος, т. е. Добрая или Прекрасная гора), под которой традиционно подразумевали Св. Гору Афон. Однако Дж. Меркати высказал предположение, поддержанное Пападопуллосом, что речь идет о малоазийском порте Аланья (одно из средневек. названий которого было Канделор). В Махерасском мон-ре к Иоанну и Конону присоединились мон. Матфей и мирянин Феодор. Подвижники решили поселиться в более уединенном месте. Ненадолго они остановились в Иоанна Златоуста мон-ре близ Куцовендиса, а затем отправились в Кантарский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице, к-рый находился недалеко от замка Кантара. Сразу после того, как они поселились в Кантарском мон-ре, иноческий постриг с именем Варнава принял брат Феодора Василий, а через нек-рое время и Феодор - с именем Фома. Вскоре к общине присоединился иером. Климент из неназванного кипрского мон-ря, позднее - мон. Иеремия с Калон-Орос, а затем - миряне с Калон-Орос братья Михаил и Феодор (впосл. в монашестве Макарий и Феодорит) с пресвитером и просмонарием никосийского монастыря Пресв. Богородицы Паллуриотиссы Иоанном (впосл. мон. Иларион). После них в монастырь был принят мон. Геронтий. Слава об их аскетической жизни вскоре распространилась среди местного населения. Когда о монашеской общине стало известно лат. властям, в Кантарский мон-рь прибыли доминиканцы: протопр. Андрей, ответственный за собор в Никосии в случае отсутствия лат. архиепископа, и мон. Гильерм. Согласно кипрским законам, община не имела офиц. статуса (для монашеского пострига было необходимо разрешение феодала, к-рый также контролировал численность насельников обители, а избрание игумена утверждал местный лат. епископ). Между доминиканцами и кантарскими монахами возник спор о зап. обычае использования для совершения литургии опресноков. Кантарские монахи предложили доминиканцам испытание огнем, чтобы убедиться, кто из прошедших через костер останется невредимым - православные с квасным хлебом или католики с опресноками. Доминиканцы отказались от испытания и велели монахам дать объяснение перед лат. архиепископом в Никосии. Причастившись, К. п. на следующий день отправились в столицу, по пути в Никосию правосл. киприоты просили благословения подвижников. В Никосии монахи остановились в мон-ре св. Георгия Манганского, где к ним присоединились еще 2 инока из Махерасского мон-ря - Игнатий и Григорий.

Когда монахи предстали перед лат. архиеп. Евсторгием и обвинили католиков в совершении литургии на опресноках, зап. духовенство не смогло опровергнуть их аргументы. Разгневанный Евсторгий велел бросить К. п. в темницу. Когда спустя год их привели на допрос, монахи остались непоколебимыми и были заключены еще на 3 года. В тюрьме приняли вел. схиму Феодорит с именем Феогност, Матфей - с именем Марк, Климент - с именем Кирилл, Фома - с именем Феоктист, Варнава - с именем Варлаам, Макарий - с именем Максим, Иларион - с именем Иосиф, Игнатий - с именем Геннадий, Григорий - с именем Герасим, Геронтий - с именем Герман.

Инквизитор Андрей доложил о кантарских монахах кипрскому кор. Генриху I, но тот уклонился от вмешательства в церковные дела. Тогда Евсторгий сообщил о К. п. папе Римскому Григорию IX и 5 марта 1231 г. получил распоряжение подвергнуть упорствующих казни, достойной еретиков. 5 апр. 1231 г. в тюрьме умер Феоктист, истощенный мучениями. Его тело протащили по городу и сожгли на костре.

18 мая состоялась публичная казнь К. п.: монахов привязали к лошадям и мулам и волочили по пересохшему каменистому руслу р. Педиэос, а затем бросили в костер. Согласно «Заметке», монахи погибли, растерзанные лошадьми, а старейшие члены монашеской общины были преданы сожжению на костре. Игум. Иоанн стоял посреди пламени и молился. Один из рыцарей ударил его дубиной, чтобы тот упал в огонь. Когда костер потух, тело Иоанна осталось неповрежденным. Поэтому католики разожгли новый костер, куда бросили тела кантарских монахов и трупы животных, а когда огонь потух, перемешали их кости.

В наст. время частицы мощей К. п. хранятся на Кипре в монастырях Пресв. Богородицы Хрисорройятиссы, Киккском и Махерасском.

Ист.: BHG, N 1198-1198b; Allatius L. De Ecclesiae Occidentalis atque Orientalis perpetua consensione. Coloniae Agrippinae, 1648. P. 693-695; Σάθας. ΜΒ. 1873. Τ. 2. Σ. 20-39; Τσικνόπουλλος ᾿Ι. ῞Αγιοι τῆς Κύπρου: οἱ 13 μοναχο κα τὸ μαρτύριον των 19.5.1231 // ᾿Απόστολος Βαρνάβας. 1969. Τ. 30. Σ. 137-143; Παπαδόπουλλος Θ. «Μαρτύριον Κυπρίων» // Τόμος ἀναμνηστικὸς ἐπ τῇ πεντηκονταετηρίδι τοῦ περιοδικοῦ «᾿Απόστολος Βαρνάβας». Λευκωσία, 1975. Σ. 307-338.
Лит.: Mercati G. Macaire Caloritès et Konstantin Anagnostès // ROC. 1920/1922. Vol. 2. P. 162-193; Hill G. A History of Cyprus. Camb., 1972 2. T. 3. P. 1043-1055, 1062; Gill J. The Tribulations of the Greek Church in Cyprus: 1196 - c. 1280 // ByzF. 1977. Bd. 5. S. 73-94; Γουναρίδης Π. ῾Η «διήγησις» τοῦ μαρτυρίου τῶν μοναχῶν τῆς Καντάρας κα ἡ ἐκκλησία τῆς Κύπρου // Πρακτικὰ Β´ διεθνούς κυπριολογικοῦ συνεδρίου. Λευκωσία, 1986. Τ. 2. Σ. 313-332; ῾Ιστορία τῆς Κύπρου / ᾿Επ. Θ. Παπαδόπουλλος. Λευκωσία, 1995. Τ. 4(1). Σ. 571-581.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также