(Истомин; 40-е гг. XVII в., Курск - после апр. 1718 (15.05.1722?), Москва), иером., поэт, педагог. Мирское имя К. неизвестно. Исследователи предполагают, что он был выходцем из подьяческой среды, поскольку его старший брат Г. Истомин и племянник И. Истомин служили подьячими. Под влиянием земляка и свойственника Сильвестра (Медведева) (сестра последнего Дарья была замужем за братом К. Гавриилом) К. принял постриг в Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст. близ Путивля, где в 1672-1675 гг. жил Сильвестр. В 1676 г., будучи диаконом Молченской пуст., К. приезжал в Москву, где получил деньги «в помяновение» умерших в 1675 г. Сарского и Подонского митр. Павла и иером. Епифания (Славинецкого), общался с Евфимием, мон. Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря.
Позднее К. переехал в Москву (возможно, вслед за Сильвестром (Медведевым), переселившимся в рус. столицу в 1677) и начал работать на московском Печатном дворе. Наиболее ранние сведения об этом периоде жизни К. относятся к 27 июня 1679 г., когда в расходной книге Печатного двора отмечено, что К. взят туда книжным писцом; 25 окт. следующего года К. уже числился в чтецах. На основании родства К. с Сильвестром (Медведевым) С. Н. Браиловский предположил, что в Москве К. первоначально жил в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ре, где Сильвестр был строителем, и лишь позднее - в кон. 70-х или в нач. 80-х гг. XVII в. перешел в Чудов мон-рь. Возможно, под рук. Сильвестра К. изучил латынь и польск. язык. В 1680-1681 гг. он также учил греч. язык (24 сент. 1680 и 20 нояб. 1681 он получал деньги за изучение греч. языка «и для ево скудости»). 4 марта 1682 г. К. был назначен справщиком на Печатном дворе.
В нач. 80-х гг. патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) обратил внимание на К. В июне 1681 г. К. передал патриарху подготовленное Сильвестром обличение труда приехавшего в Москву кальвиниста Я. Белобоцкого «Wyznanie wiary» (Исповедание веры). В сент. 1682 г., во время стрелецкого бунта, патриарх Иоаким согласился выступить посредником между восставшими и правительством, укрывшимся в Троице-Сергиевом мон-ре. 25 сент. из столицы в мон-рь с патриаршей грамотой, извещавшей о покорности стрельцов, приехал Суздальский митр. св. Иларион. Вместе с грамотой патриарх отправил 10 экз. кн. «Увет духовный», которые вез К. Во время восстания поэт обратился со стихотворным воззванием к «российскому народу», в котором выступил против самосожжений старообрядцев. Сблизившись с патриархом в тяжелейших условиях смуты, К. стал секретарем первосвятителя (начиная с 1682 в архиве писателя регулярно откладывались документы, написанные от имени патриарха). 31 дек. 1684 г. К. вместе с Игнатием (Римским-Корсаковым), архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря, был послан патриархом для следствия над «возгордившимся» Смоленским архиеп. Симеоном (Милюковым), обвиненным в том, что он изготовил себе слишком пышные ризы и карету и носил одеяние наподобие патриаршего; все эти вещи архим. Игнатий и К. должны были доставить в Москву. Архиеп. Симеон отказался подчиниться патриаршим посланцам и был вызван на суд в столицу.
В нач. 80-х гг. XVII в. К. получил право посещать царский двор. В июне 1682 г. он написал приветствие по случаю венчания на царство Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича - «Изъявление краткое меростихосложно на венчание царскими венцы». В 1682-1683 гг. К. посвятил стихотворный панегирик «Книга Желателно приветство мудрости» царевне-правительнице Софии Алексеевне. В день именин царя Петра, 29 июня 1683 г., патриарх Иоаким в Успенском соборе Московского Кремля поднес имениннику парадный список приветственного сочинения К.- «Книгу Вразумление умнаго зрения и телеснаго делания в Божией мудрости». Эти 2 произведения, написанные К. почти одновременно (1682-1683), имеют общую тему - прославление «мудрости» и совпадают в отдельных частях (А. П. Богданов рассматривал их как разные редакции одного сочинения). В панегирике К. просил царевну-правительницу заботиться о распространении наук в России и учредить высшую школу. Бракосочетанию Петра I и Евдокии Феодоровны Лопухиной К. посвятил одно из лучших своих произведений - эмблематическую поэму «Книга Любви знак в честен брак» (1689).
Из-за разгоревшегося в сер. 80-х гг. XVII в. спора между «латинствующими» и грекофилами о времени пресуществления Св. Даров личные контакты между К. и Сильвестром (Медведевым), главой партии латинофилов, прервались. Составленный К. Катехизис (известен во фрагментах) свидетельствует о том, что первоначально К. стоял на позициях «латинствующих» (в вопросе о времени пресуществления Св. Даров в Катехизисе заметна зависимость от трактата Сильвестра «Манна Хлеба животного»), затем К. изменил мнение по этому вопросу. Своими действиями К. способствовал обострению противоречий. И. Истомин (приходившийся племянником и К., и Сильвестру) узнавал у служителей Сильвестра о происходивших в его келье разговорах, сообщал их содержание К., а тот передавал патриарху. В результате богословский спор вылился в личный конфликт между патриархом и Сильвестром (Медведевым). После свержения правительства царевны Софии в 1689 г. К. из-за родства с Сильвестром (одним из наиболее активных сторонников царевны) попал под подозрение и на какое-то время был удален с Печатного двора. Однако следствие обнаружило, что отношения между К. и Сильвестром были плохими, кроме того, после свержения царевны К. велел племяннику И. Истомину ехать в Троице-Сергиев монастырь и сообщить следователям сведения о Сильвестре. К. избежал опалы, не позднее нач. 1690 г. он был рукоположен во иерея.
После смерти патриарха Иоакима К. был среди сторонников его канонизации (несостоявшейся) и написал текст для иконы. Знакомство К. с преемником Иоакима Адрианом состоялось в бытность последнего архимандритом Чудова мон-ря, где жил К. Поэт продолжил исполнение обязанностей секретаря при новом патриархе. Развивалась карьера К. и на Печатном дворе - с 1691 г. его имя в документах типографии стали писать перед именами др. справщиков. В 1696 г. К. ездил в Киев «ради духовных дел и с книгами от Патриарха», он отвез изданный в Москве Катехизис и посетил Киево-Печерский мон-рь. В сент. 1698 г. К. получил деньги не только за «книжное правление» (100 р.), но и за «писменой его к Святейшему Патриарху труд» (60 р.). 4 марта 1698 г. К. стал руководителем («смотрителем») Печатного двора. Вскоре он составил сборник своих проповедей и отдельных произведений «Веселеил, си есть Скиния Божия, в нейже светилник - словеса Божия учителная, трапеза учение» (завершен в 1699), куда вошли 22 Слова - толкования текстов Свящ. Писания, поучения на праздники, рассказы о чудотворных иконах, похвально-исторические произведения, статьи с обличением пьянства и др.
Служба К. у 2 патриархов и участие в придворной жизни способствовали формированию у книжника широкого круга общения. Во время поездки в Киев в 1696 г. К. познакомился с буд. Ростовским митр. св. Димитрием (Саввичем (Туптало)), к-рому передал письмо патриарха. В 1699 г. К. прислал свт. Димитрию Житие прп. Иосифа Волоцкого. В 1701 г., во время длительного пребывания свт. Димитрия в Москве, К. тесно с ним общался, о чем позднее святитель вспоминал в письмах Феологу, келарю Чудова мон-ря. Известны 3 стихотворных послания К. к митр. Димитрию, в одном из них (от 3 окт. 1706) К. жалуется на болезнь глаз и надвигающуюся старость. Во время поездки в Киев К. встречался с Киевским митр. Варлаамом (Ясинским) и подарил ему свой лицевой Букварь. К. поддерживал дружеские отношения с Казанским и Свияжским митр. Маркеллом, бывшим в 1690 г. одним из кандидатов на Патриарший престол. Митр. Маркелл посещал К. и ежегодно присылал ему рыбу. После смерти митр. Маркелла К. сочинил ему пространную эпитафию. Браиловский отмечал, что при составлении сочинений услугами К. пользовались митрополиты Сарский Тихон (Воинов), Нижегородский Павел, Сибирский Павел, Сарский Варсонофий (Чертков). К. был знаком и встречался с известными книжниками того времени - Евфимием Чудовским, Мардарием (Хоныковым), Ф. Поликарповым-Орловым. Стихотворной эпитафией К. была отмечена смерть П. Т. Семенникова († 10 нояб. 1696), патриаршего дьяка, переписчика книг, инициатора несостоявшегося издания «Греко-славяно-латинского лексикона» Епифания (Славинецкого).
Интерес К. к развитию образования в России прослеживается с нач. 80-х гг. XVII в. В 1685 г. К. преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра (Медведева). К. поддержал Сильвестра в его усилиях по созданию высшей школы (академии), утверждения к-рой Сильвестр добивался от царевны Софии в 1685 г. К. поддерживал также греч. учебное заведение братьев Лихудов. В кон. 80-х гг. XVII в. ученики Лихудов произносили написанные К. «орации». В стихотворной «орации», сопровождавшей поднесенный К. царевне Софии 13 марта 1687 г. перевод «Августина учителя Книги о видении Христа...» («Боговидная любовь»), К. утверждал необходимость изучения философии. Лихуды ввели в своем уч-ще преподавание ряда дисциплин высшей школы, а также лат. языка, что стало причиной их опалы в 1693 г. 26 дек. 1690 г. и в 1694 г. К. получал жалованье за то, что «учил орации» домовых певчих дьяков меньших станиц. Незадолго до отставки с Печатного двора К. принял участие в постановке пьесы «Ужасная измена сластолюбивого жития» - наиболее раннего из дошедших до нас памятников московской школьной драматургии. Спектакль был сыгран в школьном театре Славяно-латинской академии в 1-й пол. нояб. 1701 г. Сохранившаяся рукопись пьесы представляет собой режиссерский экземпляр, в к-ром поименованы исполнители и сделаны ремарки, комментирующие не только действия персонажей, но и их переживания. Текст пьесы и ремарки написаны К.
По-видимому, преподавательская практика К. была обширной. Об этом свидетельствует значительное число произведений К., связанных с педагогикой, прославление «мудрости и наук» было сквозной темой его творчества. К 1-й пол. 80-х гг. XVII в. относятся назидательные произведения К. для юного Петра I, а также Катехизис, к-рый Браиловский считал учебным пособием. Заметную часть педагогического наследия К. составляют сочинения, предназначенные для обучения и воспитания царевича Алексея Петровича, из к-рых наибольшую известность имеют буквари. В 1692 г. К. составил «Букварь славенороссийских писмен со образованми вещей и со нравоучителными стихами», в 1693 г. он поднес по экземпляру букваря царицам Наталии Кирилловне и Прасковье Феодоровне. В 1694 г. «Букварь…» был издан на Печатном дворе с гравюрами Л. Бунина. В 1695 г. для Алексея Петровича К. написал «Большой букварь», изданный в 1696 г. в 20 экз. Буквари К. богато иллюстрированы в соответствии с современным поэту принципом наглядности обучения (обоснован Я. А. Коменским), для большей увлекательности обучения в иллюстрациях широко представлены всевозможные диковины, в т. ч. астрологические символы, изображения античных богов, муз, что было неприемлемо для русской учебной литературы более раннего времени. Внешний вид изображенных на иллюстрациях людей в значительной мере соответствовал европ. нормам: мн. мужчины одеты на европ. манер, а из тех, кто одеты в рус. платье, многие бриты (патриарх Адриан в это время продолжал борьбу с брадобритием). В орнаменте, украшении букварей заметно следование западноевроп. образцам. Буквари К. были первыми в России учебными пособиями, в которых признавалась необходимость обучения грамоте не только мальчиков, но и девочек.
Из др. предназначенных для царевича Алексея Петровича произведений К. нужно отметить книги стихов: «Рай умный» (1693, содержит пересказ Жития прав. Алексия, человека Божия, небесного покровителя царевича), «Едем, си есть сладость» (1693, в книге кратко излагается библейская история, основное место отведено евангельским событиям), «Екклесиа, си есть Церковь» (1693, описание таинств Церкви), «Град Царства небеснаго» (1694, в научной традиции книга известна под названием «Полис», содержит рассказы о науках: грамматике, синтаксисе, пиитике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, философии, астрономии, теологии, музыке и врачевании, а также о странах и частях света, временах года, частях суток). Браиловский предположил, что существовали 2 редакции «Града Царства небеснаго», 2-я редакция предназначалась для обычных учеников К. Поэт не был наставником Алексея Петровича, но находящиеся в архиве К. стихотворные послания царевича к Петру I позволяют предположить, что К. обучал царевича стихосложению. Последняя из поднесенных К. царевичу книг (перевод греч. летописца) датирована 3 марта 1699 г.
В сент. 1695 г. К. начал работу над стихотворным произведением «Книга писмен по азбуке во учение зрения, вразумителнаго человеком юным», предназначавшегося для детей простых горожан (закончено в янв. 1696; в научной традиции известно под названием «Домострой» К.). «Книга писмен по азбуке...» - стихотворное переложение педагогического соч. «Гражданство обычаев детских», к-рое является переводом произведения Эразма Роттердамского «De civilitate morum puerilium»; сочинение близко к появившейся позднее кн. «Юности честное зерцало». К. излагает наставления детям о правильном поведении. Сочинение содержит как призывы общего характера: неленостно учиться, не грешить, хорошо себя вести, так и бытовые предписания: проснувшись утром, ребенок должен прочитать молитву, умыться, причесаться, прополоскать рот, пожелать доброго утра домашним. К. перечисляет игры дозволенные (мяч, кубарь, городки, клетки) и запрещенные (кости, карты), излагает правила поведения в обществе.
К. безуспешно пытался приобрести благосклонность царя Петра I. В апр. 1693 г. поэт поднес царю перевод «Книги Иулия Фронтина, сенатора римскаго, о случаях военных», который сопроводил собственной «орацией», восхваляющей царя как буд. победителя «злочестивых и проклятых махометанов» и др. врагов России. Позднее К. воспевал Азовские походы царя. Однако, будучи близок к патриархам, К. не разделял взгляды Петра I. В одном из произведений писатель критикует сближение царя с иноземцами: «Да уже общаются с иноземцы, подобне мнози навыкоша делом их. Ибо своего государства отеческия постоянныя воздержныя обычаи и нравы охуждают, иноязыческия же и еретическия, возбраненныя Церковью дела, паче же Самим Богом заповеданныя не творити, хвалят и творят, яко брады на лице своем бриют, блудническ соделовающе вид свой, пити, гуляти, играти, исполняти похотения своя злая с еретиками проклятыми по кокуем» (цит. по: Браиловский. 1902. С. 249). Кроме того, в 90-х гг. XVII в. К., занимаясь вопросами воспитания царевича Алексея Петровича, общался с царицей Евдокией Феодоровной (ее брак с Петром пытался сохранить патриарх Адриан). Все это не могло нравиться Петру, поэтому после смерти патриарха Адриана К. утратил прежнее положение. 15 нояб. 1701 г. он ушел с Печатного двора, но продолжил лит. деятельность. Среди произведений этого периода можно отметить службу св. Донату (написана по заказу боярина Н. И. Иакинфова в 1704), службу и молитву свт. Ипатию, еп. Гангрскому (написана в марте 1707), службу св. кн. Даниилу Московскому (написана по заказу игум. Даниловского мон-ря Макария и старца Кариона (Борина), бывш. царского дьяка, в 1711).
В 1712 г. К. по просьбе Новгородского митр. Иова перевели в Новгород, он должен был преподавать в организованной там школе и переводить книги с греч. и лат. языков. Позднее писатель вернулся в Москву. Сведений о трудах К. в Новгороде и о причинах его возвращения в столицу не сохранилось. Последнее сочинение К., «Слово об иконах Оковецких», создано в Чудовом мон-ре и поднесено его заказчику Г. С. Нелединскому-Мелецкому в апр. 1718 г. Похоронен К. в Чудовом мон-ре (Панова Т. Д. Некрополи Московского Кремля. М., 2003. С. 53).
обширно, опубликована его незначительная часть. Преимущественно оно сохранилось в составе личного архива писателя. В сборниках автографов из Чудовского собрания ГИМ (№ 300-302) «отложились черновики, наброски сочинений и писем, заметки дневникового характера» (Сазонова. 2006. С. 74). Труды К. известны также в беловых авторских и писарских, подписанных автором рукописях. Сочинения К. распространялись при жизни автора, переписчики могли объединять его стихи под одним переплетом со стихотворениями Симеона Полоцкого. Для творчества К. характерны вариативность и неустойчивость текстов, использование одних и тех же словесных блоков в разных произведениях. Спорные вопросы биографии и атрибуции сочинений К. обусловлены тем, что имя Карион носили несколько писателей рубежа XVII и XVIII вв.
К. откликался на все важнейшие события жизни России и царского двора. В его творчестве отразились борьба со старообрядчеством, стрелецкие бунты кон. XVII в., войны с Оттоманской Портой, Крымские походы кн. В. В. Голицына, Азовские походы Петра I, победы рус. оружия в Северной войне. К. одним из первых воспел царствование Петра I. Будучи придворным поэтом, без участия к-рого не обходилось ни одно гос. торжество, К. написал множество стихов, откликаясь на разные события в жизни царской семьи, разрабатывал образцы поздравительных и благодарственных приветствий, панегириков. Поэт воспринял введенную в лит. быт столицы Симеоном Полоцким традицию публичного исполнения стихов по торжественным случаям, написал неск. декламаций. Адресатами его сочинений были цари Иоанн и Петр, царевич Алексей Петрович, царицы Наталия Кирилловна, Марфа Матвеевна, Прасковья Феодоровна, Евдокия Феодоровна, царевны София Алексеевна, Татьяна Михайловна, Наталия Алексеевна. Среди стихотворных произведений К. есть богослужебные и духовно-назидательные тексты: акафисты, богослужебные каноны, молитвы, аллегорические и нравоучительные стихи, духовные оды, стихотворные подписи к иконам и гравюрам, стихи на гербы, эпитафии и др. В цикле «Стамна духоносная, имеет в себе паче злата и камений многоценных словеса чиста, учителна и чествователна святых икон и Пресвятыя Девы Богородицы Марии чудотворныя иконы, во граде Березове чудесы прославися» объединены стихи в честь Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца (авг. 1690). Цикл «Стихи на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа» включает 22 стихотворения.
Известны 3 стихотворных перевода К., сделанные с простой мовы («бело-малоросскаго языка» - западнорус. лит. языка) или польского языка: «Августина учителя Книга о видении Христа, или О славе Бога, или же Истина небеснаго вожделения память обновляется» (1687; другое название - «Боговидная любовь»), «Книга Иулия Фронтина, сенатора римскаго, о случаех военных» (1693), в 1694 г. поэт выполнил для царевны Наталии Алексеевны перевод анонимного соч. «Сладость умнословесныя и богомысленныя души в беседование с Господем Богом».
Поэтическое мастерство К. «характеризует хорошо развитое чувство ритмических возможностей стиха... Карион прекрасно владел изосиллабизмом, наиболее распространен у него одиннадцатисложник, есть также восьмисложные и пятисложные стихи. Встречаются и неравносложные вирши. Излюбленной его формой стал леонинский стих с характерными для него рифмующимися полустишиями» (Там же. С. 84). В поэзии К. ярко проявилась характерная черта культуры барокко - синтез в одном произведении разных видов искусств. Графические и живописные элементы являются неотъемлемой частью сочинений К. Эмблема, складывающаяся из надписи, изображения и подписи, лежит в основе композиции поэм «Книга Любви знак в честен брак», «Град Царства небеснаго», «Едем», «Еклесиа», «Рай умный». Богаты иллюстративным материалом созданные К. буквари. Поэт писал стихи для украшения интерьера и предметов обихода: «на стенном изображении в трапезной», «на изображение клейма», «стихи на ковчежец часов», «подпись на потир» и др.