КАРЛ ВЕЛИКИЙ
Том XXXI , С. 147-157
опубликовано: 28 сентября 2017г.

КАРЛ ВЕЛИКИЙ

Содержание

[лат. Carolus (Karolus) Magnus] (2.04.747/8 - 28.01.814, Ахен), кор. франков (с 768, единолично - с 771), кор. лангобардов (с 774), герц. Баварии (с 788), имп. (с 800). Существует гипотеза, что рус. слово «король» и соответствующие слова в др. слав. языках происходят от имени К. В. (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986 2. Т. 2. С. 333-334). Употребление слова «король» засвидетельствовано в Житии св. равноап. Мефодия (кон. IX в.), где говорится о «моравьском короле» (подразумевается Людовик Немецкий) и о некоем «короле угорьском». В рус. источниках слово «король» употребляется впервые в НПЛ и в Ипатьевской летописи (Срезневский. Словарь. Т. 1. С. 1290).

Основные сведения о жизни и политике К. В. содержатся в хрониках, наиболее значимыми из к-рых являются Анналы королевства франков и Старшие Мецские анналы, создававшиеся при дворе франк. императора и представляющие собой памятники офиц. историописания. События этого периода освещены в Муасакской хронике. Биография императора «Жизнь Карла» составлена в 20-х гг. IX в. Эйнгардом, придворным историком и светским аббатом монастырей Фонтенель и Зелигенштадт, по образцу «Жизни 12 цезарей» Гая Светония. К особой категории источников относятся капитулярии, изданные К. В. Информация об итал. походах К. В. приводится в биографиях Римских пап, собранных в Liber Pontificalis. В анонимной поэме «Карл Великий и папа Лев» описана встреча папы Римского Льва III и К. В. в Падерборне; по мнению ряда исследователей, поэма была создана вскоре после события (датировка произведения остается спорной). Сохранился ряд источников эпистолярного характера. Более поздние произведения, посвященные К. В., либо опираются на упомянутые выше источники, либо содержат в основном информацию легендарного характера. К сочинениям подобного рода относятся, напр., «Деяния императора Карла Великого», составленные Ноткером Заикой.

К. В.- старший сын франк. майордома и затем кор. Пипина Короткого (741-768, король с 751) и Бертрады Ланской; внук майордома Карла Мартелла (717-741). О дате рождения К. В. достоверных сведений не сохранилось. Эйнгард в «Жизни Карла» указал, что император умер на 72-м году жизни, на основании чего годом его рождения долгое время считался 742-й. Согласно несохранившейся надгробной эпитафии, К. В. умер в возрасте 70 лет. В офиц. хронике Франкского королевства, Анналах королевства франков, говорится о смерти К. В. на 71-м году. Вероятно, во всех случаях речь идет не о реальном возрасте, а о парафразе библейского стиха «дней лет наших - семьдесят лет» (Пс 89. 10). Современные исследователи, оперируя комплексом косвенных данных, относят рождение К. В. к 747 или 748 г., в зависимости от того, считать ли Пасху (она пришлась на 20 апр.) началом нового года. Место рождения К. В. не было известно уже его современникам.

По воле отца, кор. Пипина Короткого, 28 июля 754 г. К. В. вместе с младшим братом Карломаном был помазан на царство папой Римским Стефаном II (III) в церкви мон-ря св. Дионисия близ Парижа (см. Сен-Дени). После смерти отца в 768 г. К. В. вступил на престол, разделив наследство с братом: К. В. был возведен на трон в Нуайоне, а Карломан - в Суасоне. Подробности раздела территории державы Пипина между его сыновьями неизвестны. По мнению совр. исследователей, Карлу досталась часть центральногерм. земель (Тюрингия, Гессен), земли вдоль побережья Северного м. и Ла-Манша (сев. часть Нейстрии), побережье Аквитании и Гаскони, в то время как Карломану отошли центральные области королевства - основная часть Нейстрии, Австразия, Бургундия, внутренние области Аквитании, Прованс и др.

Бюст-реликварий имп. Карла Великого. 1349 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене)Бюст-реликварий имп. Карла Великого. 1349 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене)Отношения между К. В. и Карломаном, к-рых поддерживали разные группировки франк. знати, оставались напряженными. В 769 г. Гунальд, сын аквитанского герц. Вайфария, возмущенный разделением Аквитании между 2 франк. королями, поднял восстание. К. В. решительно выступил против восставших зап. аквитанцев и гасконских басков, хотя и не получил от Карломана обещанной военной поддержки. С большим войском король перешел р. Дордонь, разбил мятежников, основал крепость Фронсак и принудил Лупа, герц. Гаскони, выдать бежавших к нему Гунальда с супругой. В результате успешной военной операции Аквитания перешла под власть К. В., спустя десятилетие была интегрирована в состав Франкского королевства и лишилась былой политической самостоятельности.

В первые годы правления К. В. большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику оказывала его мать, Бертрада. Поддерживая стремление сына к распространению влияния франков на сопредельные территории - Сев. Италию и зарейнскую Германию, она делала ставку на укрепление династических связей. По ее настоянию в 770 г. К. В. женился на Дезидерате, дочери короля лангобардов Дезидерия (756-774). Дезидерий приходился тестем баварскому герц. Тассилону III (748-788), а тот в свою очередь был дядей К. В. и Карломана. Т. о., брак К. В. способствовал созданию династического альянса, представлявшего угрозу влиянию Римского папы в этом регионе. После скоропостижной смерти Карломана (дек. 771) К. В. унаследовал земли брата (дети Карломана были лишены прав на эту часть королевства). Вдова Карломана, Герберга, вместе с сыном Пипином нашла убежище при дворе кор. Дезидерия, к-рый, опасаясь политического усиления К. В., потребовал от папы Римского Адриана I (772-795) совершить коронацию Пипина. После отказа понтифика сделать это лангобардское войско стало разорять папские владения. К. В. добился аннулирования брака с дочерью Дезидерия, женился на Хильдегарде, внучке герцога алеманнов Готфрида, а затем по просьбе папы Римского возглавил поход франков против кор. Дезидерия.

К. В. продолжил активную завоевательную политику своих предшественников. Как правило, одновременно велось неск. войн, кроме того, на приграничных территориях Франкской державы (в Баварии, в Бретани, во Фризии, в Сев. Испании, на слав. землях, на границах с племенами данов и с Византией) постоянно происходили мелкие столкновения. Войны носили сезонный характер: активные боевые действия велись в основном с конца весны по начало осени, затем войско возвращалось домой зимовать. На покоренных территориях оставались лишь небольшие гарнизоны, не всегда способные обеспечить контроль над регионом. Поддержки местной аристократии К. В. добивался как репрессиями, так и дарованием земель представителям местной знати, приносившим клятву верности, а также захватом заложников. В результате завоевательных войн К. В. объединил под своей властью почти всю Зап. и Центр. Европу (по площади новое Франкское гос-во лишь немногим уступало Зап. Римской империи). На границах державы создавались пограничные области - марки (Фриульская, Бретонская, Испанская, Датская, Паннонская) и оборонительные рубежи (Саксонский, Сорбский). Управление покоренными территориями поручалось графам, назначаемым королем. На новых землях основывались еп-ства, к-рые включались в уже существующие церковные структуры.

В 772 г., после вторжения короля лангобардов Дезидерия в Папскую область, папа Римский Адриан I обратился за помощью к К. В., к-рый в сент. 773 г. с огромным войском вошел в Сев. Италию и в неск. сражениях разбил лангобардов. Дезидерий укрылся в хорошо укрепленной Павии, столице своего королевства. Франки осадили город. Адельгис, сын Дезидерия, вместе со вдовой и с детьми Карломана нашел убежище в Вероне. Часть франк. войска двинулась на юг, попутно захватывая города и крепости. После недолгой осады в февр. 774 г. Верона сдалась. В апр. того же года франки подошли к Риму, где папа Адриан I оказал К. В. торжественный прием. В июне, не выдержав тягот осады, Дезидерий сдался, приказав открыть ворота Павии и отдать город на милость короля франков. Королевство лангобардов вошло в состав Франкской державы, в нем сохранялись прежняя административная структура, законы, большинство должностных лиц остались на своих постах. В июле 774 г. в Павии состоялась коронация К. В. как «Божией милостью короля франков и лангобардов» (per misericordia Dei rex Francorum atque Langobardorum).

Адельгис бежал в Византию, был принят в К-поле и получил сан патриция. Два года спустя при поддержке герц. Ротгауда Фриульского и представителей знатных лангобардских семей он попытался поднять мятеж, чтобы вернуть лангобардскую корону. В 776 г. К. В., вновь прибыв в Италию, жестоко подавил восстание лангобардской знати. Оставшиеся в живых мятежники были лишены земель и имущества и переселены во внутренние области королевства франков.

Сопротивление франкам в Италии могли оказать полунезависимые лангобардские герц-ства Сполето и Беневенто. Сполетское герц-ство признало власть К. В., а герц-ство Беневенто, напротив, оказало ему отчаянное сопротивление. Беневентский герц. Арихис был женат на дочери кор. Дезидерия и потому считал себя законным претендентом на лангобардское наследство. Сын Дезидерия Адельгис, бежавший в Византию, способствовал активизации контактов Беневенто с К-полем и появлению в герц-стве влиятельной провизант. партии. Открытый конфликт между королем франков и герцогом Беневенто относится к 787 г., когда К. В. потребовал в заложники Румольда, старшего сына Арихиса. Заложника выдали, однако король франков двинулся во владения герцога и захватил Капую. Арихис отступил к Салерно и отправил К. В. в качестве заложников своего 2-го сына, Гримоальда, и 12 знатных лангобардов. Кроме того, герцог принес присягу на верность франк. королю и пообещал ежегодно выплачивать дань. Однако едва К. В. покинул пределы Италии, Арихис нарушил данные клятвы и заключил союз с Византией. Из К-поля с войском прибыл Адельгис и направился к Тревизо и Равенне. В авг. 787 г. Арихис внезапно скончался, и византийско-беневентский союз рухнул, едва сложившись. Адельгис некоторое время пытался вести военные действия в Сев. Италии, он объединился с Атабергой, вдовой Арихиса, и совершал грабительские набеги на Папскую область. Папа Адриан I в очередной раз обратился к К. В. за помощью, но король франков не пошел с войском в Италию (поскольку готовился к войне с Баварией) и отпустил находившегося у него в заложниках Гримоальда (впосл. он окажет К. В. поддержку в борьбе с Византией и в захвате Истрии).

Борьба за лангобардское наследство неизбежно должна была столкнуть К. В. с герцогом Баварии - Тассилон III был давним союзником лангобардов и ближайшим родственником Дезидерия. Кампания, которую развернул К. В., не отличалась масштабным характером: король оставил в герц-стве лишь неск. военных отрядов и предпринял активные действия дипломатического характера, результатом которых стала политическая изоляция Тассилона III. В 787 г. герцог был вынужден явиться к королю и присягнуть ему на верность, после чего он получил Баварию назад в качестве бенефиция. Однако жена Тассилона, Лиутберга, дочь Дезидерия, склонила герцога к союзу с аварами, грозившему нарушить политическое равновесие в вост. части королевства франков. В 788 г. на общегос. собрании знати в Ингельхайме Тассилон III был обвинен в организации заговора и приговорен к смертной казни, к-рую потом заменили ссылкой в мон-рь Жюмьеж в Нормандии. Та же участь постигла его супругу и детей. Баварское герц-ство было разделено на неск. графств и подчинено власти префекта, на эту должность К. В. назначил своего двоюродного брата Герольда. Некоторые знатные баварские семьи, оказавшие поддержку Тассилону III, были отправлены в изгнание. Часть пограничных земель, заселенных славянами (Каринтия, Крайна), К. В. включил в состав королевства. В 794 г. Тассилона доставили к К. В. на съезд знати во Франкфурте для повторного отречения. Очевидно, среди баварской аристократии еще долго сохранялись сепаратистские настроения, представлявшие угрозу господству франков.

Долгую, изнурительную и кровавую войну К. В. вел на землях саксов: периодически заканчиваясь и возобновляясь, война продлилась 33 года. В 772 г. К. В. впервые вторгся во владения саксов, разрушил крепость Эресбург и разграбил языческие капища, в т. ч. весьма почитаемое святилище Ирминсул. Спустя 3 года король вновь напал на саксов. Франки дошли до р. Окер, построили на завоеванных территориях неск. крепостей и оставили там сильные гарнизоны. Однако вскоре саксам удалось захватить Эресбург. В 776 г. франки вернулись на земли саксов. В пограничной зоне К. В. создал особый укрепленный район - Саксонскую марку, заново отстроил Эресбург и возвел др. крепости. В 777 г. мн. представители саксон. племенной знати (эделинги) признали власть К. В. и присягнули ему на верность в Падерборне.

Часть эделингов, не желавших подчиняться франкам, объединилась вокруг Видукинда, представителя могущественного саксон. клана; в начале франк. вторжения Видукинд бежал к королю данов Зигфриду. В 778 г. они совершили военный рейд вглубь франкских территорий, дойдя до Рейна. На следующий год К. В. вернулся в Саксонию, прошел почти все владения саксов, не встретив сопротивления, и опять принял присягу представителей местной знати. В 780 г. он достиг берегов Эльбы, служившей границей между землями саксов и слав. племен, а в 782 г. вторгся во владения славян с целью пресечь попытки сорбов (также известны как лужицкие сербы, или венды) нападать на пограничные территории. Завоевание сопровождалось христианизацией местного населения. В Саксонской марке распространение христианской веры было поручено англосаксу Виллехаду. Строились церкви и мон-ри, проводились массовые крещения местного населения.

Тем временем вернувшийся от данов Видукинд поднял восстание против франков. Саксы вновь обратились к язычеству, убили христиан, разрушили церкви и крепости. Франк. войско, сражавшееся с сорбами, на обратном пути попало в засаду у Везерских гор и было разбито. К. В. с огромным войском вновь напал на саксов, разбил мятежников, приказал племенным старейшинам выдать участников восстания и устроил показательную казнь. По преданию, за 1 день было убито 4500 чел. Одновременно был издан «Капитулярий по делам Саксонии», запретивший саксам проводить собрания знати и установивший для них смертную казнь за обращение к язычеству и измену королю. В течение 2 лет К. В. почти не покидал пределов Саксонии, занимаясь усмирением саксов. В 785 г. Видукинд прекратил сопротивление, принес в Аттиньи присягу на верность К. В., принял христианство. Крестным отцом Видукинда стал король, богато одаривший бывш. мятежника. После этого сопротивление пошло на убыль. Однако в 793 г. вспыхнуло новое мощное восстание. Оно охватило не только Саксонскую марку, но и соседние территории, населенные славянами и фризами. Повсюду уничтожались христ. храмы, разрушались крепости. Франкам понадобилось 5 лет, чтобы восстановить свою власть. Подавление мятежа сопровождалось казнями, истреблением непокорных и массовым переселением заложников и пленных во внутренние части королевства. В этой борьбе поддержку К. В. оказали ободриты, успешно воевавшие против саксов в Нордальбингии, области между реками Айдер и Н. Эльба.

Последний раз К. В. принял участие в военном походе в 799 г. Проведение военной операции он поручил сыну Карлу, сам же оставался в Падерборне. Юный Карл быстро усмирил Нордальбингию. По сообщениям современников, на обратном пути с франк. обозом двигалось множество саксов с женами и детьми (ок. 10 тыс. чел.), к-рых насильственно принудили к переселению. Их территорию К. В. отдал союзникам ободритам. В 797 г. король издал новый «Капитулярий по делам Саксонии», согласно к-рому саксы были уравнены с франками перед законом; в Падерборне, Мюнстере, Хильдесхайме, Миндене, Вердене, Бремене и Оснабрюке учреждались епископские кафедры, подчиненные архиепископам Кёльна и Майнца.

Имп. Карл Великий. Скульптура в ц. св. Иоанна Предтечи бенедиктинского мон-ря в Мюстаире (Швейцария). IX или XII в.Имп. Карл Великий. Скульптура в ц. св. Иоанна Предтечи бенедиктинского мон-ря в Мюстаире (Швейцария). IX или XII в.На западе Франкской державы основные усилия К. В. были направлены на дальнейшее подчинение Аквитании и превращение ее в плацдарм борьбы против басков и арабов. В 777 г. ко двору К. В. прибыло посольство от мусульм. наместника Сарагосы с просьбой о помощи в борьбе против эмира Кордовы Абд ар-Рахмана I (756-788). На следующий год франк. войско отправилось в Испанию, но под Сарагосой из-за предательства союзников потерпело неудачу. На обратном пути в Ронсевальском ущелье баски устроили засаду и почти полностью уничтожили арьергард, прикрывавший обоз. В сражении 15 авг. 778 г. погибли мн. знатные франки из ближайшего окружения К. В., в т. ч. маркгр. Бретонской марки Роланд (Хруотланд), пфальцгр. Ансельм и сенешаль Эггихард. Баски разграбили обоз и благодаря знанию местности ушли безнаказанными еще до подхода основных частей войска франков. Это событие позднее нашло отражение в «Песни о Роланде», где рядовое столкновение представлено как решающая битва в противостоянии мусульманства и христианства, главным защитником которого на Западе оказался К. В. Поражение под Ронсевалем и в целом неудачная военная кампания повергли в отчаяние христиан из Сев. Испании, возлагавших большие надежды на франк. войско. Многие из испан. христиан поспешили переселиться во Франкское королевство.

С кон. 70-х гг. VIII в. король стал расселять своих вассалов в Аквитании, наделяя землями и рассматривая их как проводников политики центральной власти. В 781 г. эта область была выделена в вассальное королевство, ее правителем назначен Людовик, 3-летний сын К. В. от Хильдегарды (впосл. имп. Людовик Благочестивый). Через неск. лет на юге возникло Тулузское графство, во главе к-рого К. В. поставил своего кузена Вильгельма. В 90-х гг. VIII в. франки периодически совершали набеги на Сев. Испанию, а также более или менее успешно противостояли арабам. В 798/9 г. франки захватили Балеарские о-ва, в 801 г. покорили Барселону, а несколько лет спустя подчинили Таррагону и Памплону. На территории Каталонии была создана Испанская марка с центром в Барселоне.

Франки неоднократно вторгались в Бретань, населенную кельт. племенами бриттов, облагали данью местное население и принуждали племенных вождей приносить присягу на верность К. В. В кон. 70-х гг. VIII в. здесь возникла Бретонская марка с городами Рен, Ван и Нант. Однако при К. В. франки так и не покорили эти земли.

Между 791 и 803 гг. К. В. вел войну с Аварским каганатом. Состоя в союзе с баварским герц. Тассилоном III, в 788 г. авары вторглись в королевство франков, не зная о свержении правителя. Три года спустя армия К. В. выдвинулась к Венскому Лесу, где располагались основные укрепления аваров, обратила врага в бегство и преследовала почти до Дуная. Однако поход пришлось прекратить из-за массового падежа лошадей, франк. войско вернулось в Регенсбург. В последующие годы были организованы еще неск. крупных экспедиций. Важнейшим событием войны стал захват в 795/6 г. Ринга, резиденции кагана, защищенной неск. кольцами укреплений. Огромный лагерь аваров, расположенный у слияния рек Дунай и Тиса, был уничтожен, окрестные территории опустошены. Франки захватили добычу, поражавшую воображение современников (напр.: Einhardi Vita Karoli Magni. 13 // MGH. Script. Rer. Germ. T. 25. P. 16). Во 2-й пол. IX в. на пустующих землях Паннонии поселились кочевники-венгры. Часть территории каганата, между р. Энс и Венским Лесом, отошла франкам, и со временем там была создана Восточная марка.

На рубеже VIII и IХ вв. франки впервые столкнулись со сканд. племенами. В 808 г. король данов Готфрид опустошил земли ободритов и принудил их к выплате дани. Во время похода был разрушен важнейший центр балт. торговли в регионе, г. Рерик. После этого король данов приказал выстроить линию укреплений вдоль р. Айдер - от Северного до Балтийского м. (т. н. вал Ковирке). Франки возвели неск. крепостей в Нордальбингии. Так было положено начало созданию Датской марки. В 810 г. Готфрид совершил набег на Фризию, но вскоре был убит. Новый король данов Хемминг не стал обострять отношения с франками. В 811 г. он заключил с К. В. мирный договор, подтвердивший границы по р. Айдер.

С кон. 799 г. постоянными стали грабительские набеги норманнов на Фризию и Бретань. По приказу К. В. в Сев. Галлии и Сев. Германии начали строить боевые корабли, к-рые на время смогли отсрочить нападения. Однако уже в следующие десятилетия норманнская угроза станет важным фактором не только внешней, но и внутренней политики франк. правителей.

Создание на границах Франкской державы марок и военных округов к нач. IX в. свидетельствовало о постепенном исчерпании внутренних ресурсов и возможностей для значительного расширения территории королевства. Преемникам К. В. пришлось решать уже др. задачи, в числе важнейших были защита границ и удержание под своей властью огромных территорий, завоеванных в ходе войн 2-й пол. VIII - нач. IX в.

В 799 г. в Риме сложился заговор против папы Льва III. В Страстную седмицу папа был арестован во время традиц. шествия через город и, вероятно, низложен в ц. святых Стефана и Сильвестра (Mohr. 1960). Льву III удалось бежать из города в Падерборн, где находился К. В. Король пообещал папе помощь и летом 800 г. отправился в Рим во главе войска. В течение неск. месяцев он улаживал споры между папой и рим. аристократией, судил заговорщиков, а также заставил Льва III принести публичную клятву в том, что он неповинен в приписываемых ему преступлениях. Договоренность с папой об имп. коронации К. В. была достигнута скорее всего еще в Падерборне. Собравшийся накануне церемонии в базилике св. Петра в Риме синод франк. и рим. епископов постановил, что К. В. может быть коронован как император, поскольку формально имп. титул был свободен - в 797 г. имп. Ирина (780-790, 792-802), мать имп. Константина VI, приказала ослепить сына и соправителя и провозгласила себя «императором».

Имп. коронация Карла Великого папой Римским Львом III в 800 г. Миниатюра из Grandes Chroniques de France (Castres, Bibliothègue municipale. F. 106r). 2-я пол. XIV в.Имп. коронация Карла Великого папой Римским Львом III в 800 г. Миниатюра из Grandes Chroniques de France (Castres, Bibliothègue municipale. F. 106r). 2-я пол. XIV в.25 дек. 800 г. на рождественской литургии в базилике св. Петра папа возложил на голову К. В. имп. корону и помазал его священным елеем, затем К. В. провозгласили императором римлян (imperator romanorum). По свидетельству Эйнгарда, К. В. был недоволен «неожиданной» инициативой Римского папы и даже будто бы заявил, что знай он заранее о намерениях Льва III, то, несмотря на праздник, не пошел бы в тот день в церковь. В поведении императора исследователи усматривали как личную скромность франк. государя, так и стремление избежать открытого конфликта с визант. правителями, ревниво относившимися к появлению на Западе носителя имп. титула. Тем не менее К. В. не отказался от имп. титула. После коронации в офиц. документах часто указывался титул К. В.- Karolus serenissimus augustus a Deo coronatus magnus pacificus imperator Romanum imperium gubernans qui et per misericordiam dei rex Francorum atque Langobardorum (Карл всемилостивейший август, венчанный Богом великий император-миротворец, управляющий Римской империей, милостью Божией король франков и лангобардов).

Византия сначала негативно отнеслась к коронации, не признавая имп. титула К. В., что привело к военным действиям на юге Италии. Однако вскоре отношения с Византией улучшились. К. В. и узурпировавшая трон имп. Ирина вели переговоры о заключении брачного союза, выгодного для обеих сторон. Матримониальным планам не суждено было осуществиться. Осенью 802 г. в К-поле произошел гос. переворот, в результате к-рого имп. Ирина была лишена власти, а трон занял имп. Никифор I (802-811), отказавшийся признавать имп. титул К. В. Франк. император объявил Византии войну. В 803-810 гг. франки захватили Венецию и Далмацию, вступили в союз с багдадским халифом; имп. Никифор I, неудачно воевавший в это же время в Болгарии, был вынужден начать мирные переговоры. Имп. титул К. В. был признан только в 812 г. византийским имп. Михаилом I Рангаве, который рассчитывал на помощь правителя франков в борьбе с болгарами. К. В. в свою очередь уступил Византии Далмацию и Венецию.

Международный престиж Франкской империи в нач. IX в. был необычайно высок. Дипломатических отношений с императором добивались ирл. князья и англосакс. короли. Едва окрепшее к тому времени королевство Астурия рассчитывало на поддержку сильного соседа в начавшейся в Испании Реконкисте. Вновь избранный Иерусалимский патриарх Фома I поспешил выразить К. В. свое почтение. Могущественный правитель Багдадского халифата Харун аp-Рашид, идя навстречу К. В., разрешил христианам совершать паломничества на Св. землю.

За неск. десятилетий территория Франкского гос-ва увеличилась почти вдвое и составила ок. 1 млн кв. км. Его границы простирались от Бретани на западе до р. Эльбы на востоке, от Центр. Италии и р. Эбро на юге до Фризии и Дании на севере. Под властью К. В. оказались территории, различавшиеся по уровню экономического, политического и культурного развития, по этническому составу населения, а также по степени христианизации. В этих условиях важнейшим направлением внутренней политики стала политическая консолидация. Эта задача решалась за счет совершенствования адм. структуры, создания социальной опоры франк. господства на завоеванных территориях, проведения церковных реформ.

Главным органом управления страной, как и в предшествующий период, являлся королевский двор, к-рый при К. В. включал в себя придворную капеллу, канцелярию и состоял из широкого круга должностных лиц различного ранга. О внутренней организации и принципах функционирования двора К. В. дает представление соч. «Об устройстве двора» (De ordine palatii), написанное Адальгардом, аббатом Корби, племянником и одним из советников франк. короля. Произведение сохранилось в редакции Гинкмара, архиеп. Реймсского, подготовленной во 2-й пол. IX в. для внука К. В., кор. Карла Лысого (MGH. FontIur. T. 3. P. 31-99). При дворе принимались важнейшие политические решения, проводились ежегодные собрания знати, происходил обмен дарами, воспитывались представители знатных семей. Придворные должностные лица (пфальцграф, казначей, конюший, виночерпий, постельничий и др.) не только курировали вверенный им круг хозяйственных вопросов, но и обладали очень широкой компетенцией и нередко осуществляли политико-адм. деятельность далеко за пределами двора. Они участвовали в посольствах, командовали военными отрядами, выполняли специальные поручения короля, занимались управлением материальными активами короны в разных частях империи.

Одним из важных институтов гос. управления была королевская капелла, которую возглавлял архикапеллан. При К. В. он являлся одновременно и главой королевской канцелярии, ведавшей дворцовым и общегос. делопроизводством. В канцелярии осуществлялась подготовка капитуляриев и королевских постановлений, фиксировались важнейшие судебные решения, составлялись списки вассалов, выдавались грамоты о пожаловании земель и привилегий и т. д. К. В. существенно изменил сложившуюся при Меровингах систему управления. В капитуляриях регламентировались практически все стороны жизни гос-ва. Преобразования были направлены прежде всего на усиление контроля за деятельностью местной администрации. К. В. изменил границы старых меровингских графств. Утвердившаяся при Меровингах практика, при к-рой графские должности получали представители провинциальной знати, чьи родовые владения располагались в тех же округах, ушла в прошлое. Графов назначал король, нередко из числа придворных или по крайней мере из тех, кто воспитывались или долгое время жили при дворе. Графов периодически перемещали из одного округа в другой, что мешало им иметь вассалов и клиентов.

Имп. Карл Великий. Миниатюра из «Хроники» Эккехарда из Ауры (Cantabr. Corp. Christ. 373. Fol. 24r). Ок. 1112–1114 гг.Имп. Карл Великий. Миниатюра из «Хроники» Эккехарда из Ауры (Cantabr. Corp. Christ. 373. Fol. 24r). Ок. 1112–1114 гг.Распространенную при Меровингах практику пожалования иммунитета (права сеньора вершить суд и собирать налоги на определенной территории) К. В. прекратить не мог. Однако при нем особо тяжкие преступления, совершенные на иммунитетных территориях, стали рассматриваться в судах графств под председательством королевского чиновника. Роль графов и вице-графов (виконтов) на местах возросла. Они определяли состав судебных коллегий, собирали войско, взимали судебные штрафы и отвечали за поступление налогов в казну.

С кон. VIII в. существенно трансформировался институт «посланных от господина» (missi dominici), известный еще с меровингских времен. При К. В. он начал функционировать на регулярной основе. Миссия обычно состояла из 2 чел., представлявших светскую и духовную власть (напр., графа и епископа). Им в обязанности вменялись передача королевских постановлений из центра на места, разъяснение отдельных положений и контроль за их исполнением. Королевские посланники также следили за деятельностью графов на местах. В нек-рых случаях посланники были наделены правом отменять распоряжения местных властей, противоречившие интересам короны. Ежегодно весной проводились общегос. собрания знати, где заслушивались отчеты королевских посланников и графов об их деятельности. Не удовлетворяясь такими методами контроля, К. В. постоянно разъезжал по королевству, вершил суд и улаживал споры в отдельных округах.

К. В. внес изменения в практику принесения присяги на верность со стороны местной знати. С 789 г. присягу начали приносить регулярно, а отказавшихся делать это добровольно доставляли ко двору и принуждали присягать лично королю. К. В. проводил политику заселения ряда регионов империи королевскими вассалами, которых наделял землями на правах условного владения (бенефициями). Эти люди не были связаны с местной знатью родственными узами, имущественными и патронатно-клиентельными отношениями, не занимали офиц. постов, но самим фактом присутствия гарантировали соблюдение на местах интересов короны.

Наибольшей устойчивостью королевская власть обладала в «ядре» Франкского гос-ва, в 3 меровингских королевствах - в Австразии, Нейстрии и Бургундии. Здесь находились основные владения короны, важнейшие пфальцы (palatii) и королевские поместья (villae). Крупные области королевства с 781 г. были выделены в самостоятельные политические образования (Аквитания, Италия). К. В. придал им статус вассальных королевств, а правителями назначал своих сыновей. Последних сопровождали представители знатных франк. родов из центральных регионов. Герцогства как крупные этнополитические образования, напротив, были уничтожены.

Церковь являлась наиболее активной интегрирующей силой Франкской державы. К. В. уделял большое внимание укреплению церковной иерархии и контролю над ней (см. ст. Имперская Церковь). Разветвленная церковная организация охватывала все королевство. К. В. укрепил систему митрополий, распространив юрисдикцию существовавших архидиоцезов на завоеванные территории и основав новые (так, статус митрополии закрепился за Зальцбургом). Помимо исполнения пастырских обязанностей епископы обладали широкими адм. полномочиями: они вершили суд, собирали налоги, занимались созывом ополчения, благодаря чему власть епископа оказалась фактически приравнена к полномочиям графа, светского правителя территории. Кроме того, епископы привлекались к участию в королевском совете, посольствах, миссиях и военных кампаниях. Подобно графам, епископы периодически отчитывались перед королем о своей деятельности. К. В. нередко вмешивался в процесс избрания того или иного епископа. Политика короля в отношении по крайней мере высших церковных постов носила такой же персональный характер, как и в отношении светской администрации. Многие епископы начинали карьеру в королевской капелле, получали образование в придворной школе, долгое время работали в качестве нотариев и королевских посланников. Верная служба, а также близкие и особо доверительные отношения с королем позволяли им надеяться на получение епископской кафедры или места аббата в крупном имперском монастыре. «Епископские республики» меровингских времен, столетиями находившиеся в руках могущественных аристократических родов, были уничтожены. Важные в церковном и политическом отношении кафедры (Мец, Реймс и др.) на протяжении мн. лет К. В. оставлял вакантными, держал под личным контролем, сам распоряжался доходами, а затем ставил на них своих людей. На ключевые церковные должности К. В. нередко назначал хорошо образованных мирян, имевших опыт управления. Многими крупными мон-рями успешно руководили графы-аббаты, сумевшие наладить в обителях не только религиозную, но и хозяйственную жизнь. Помимо молитвы монахи занимались сельским хозяйством, организацией больниц, школ и скрипториев, миссионерской деятельностью, благотворительностью.

Во 2-й пол. VIII в. стала интенсивно формироваться система церковных приходов. К. В. оказывал существенную материальную поддержку церковным институтам: жаловал земли и привилегии церквам и монастырям, брал их под королевское покровительство, а также поддерживал начинания христ. миссионеров, организовывал еп-ства, основывал мон-ри, наказывал сопротивлявшихся христианизации язычников и т. д.

Существенным элементом политической стабильности были и союзнические отношения с Папским престолом. В обмен на военную и политическую поддержку в борьбе с лангобардами и в отношениях с Византией папа Стефан II (III) короновал в 754 г. Пипина Короткого, фактически легитимировав захват им власти. При К. В. политические и дипломатические контакты с Римом стали регулярными и оставались выгодными для обеих сторон. В 781 г. папа Адриан I помазал на царство сыновей К. В. от Хильдегарды: Карломан был провозглашен королем Италии, а Пипин - Аквитании. Неск. лет спустя папа послал К. В. акты Вселенского VII Собора (787), направленного против иконоборчества. В составленных после изучения соборных актов «Libri Carolini» (также Opus Caroli regis contra synodum; между 789 и 791) излагались взгляды франк. богословов на проблемы иконопочитания.

Усиление королевской власти, совершенствование адм. структур и активная внешняя политика, с одной стороны, и повышенное внимание к религ. вопросам и участие в деятельности Церкви - с другой, создали необходимые предпосылки для оформления идеологической доктрины, которая отражала бы новые социально-политические обстоятельства и новое место короля франков в европейской политической жизни. Эта доктрина с ярко выраженным монархическим характером была сформулирована в посл. четв. VIII в. в придворных кругах, близких к Алкуину. В основе концепции лежало учение блж. Августина о христ. граде земном как об отражении грядущего Града Небесного. Центральное место в организации земной жизни всего христ. народа (populus christianus) отводилось королю. Важнейшей обязанностью правителя, сумевшего распространить свою власть на мн. народы и гос-ва, являлось распространение среди подданных христ. веры: только так человечество могло обрести путь к спасению, что и являлось высшим смыслом его земного бытия. В качестве образца для подражания К. В. предлагались ветхозаветные цари - Давид и Соломон, а также христ. рим. императоры, прежде всего св. Константин I Великий. Эти идеи получили широкое распространение посредством проповедей, капитуляриев, писем, королевских зерцал и офиц. хронистики, за составление и распространение к-рых отвечали королевские архикапелланы. Военная экспансия К. В. интерпретировалась придворными идеологами как победа христианства над языческими верованиями. Завоевание новых территорий предполагало прежде всего христианизацию местного населения и создание церковной иерархии. К. В. представал перед подданными главным защитником христ. Церкви и всего христ. народа от внутренних и внешних врагов, будь то язычники или еретики.

В 809 г. на Ахенском Соборе под председательством К. В. было принято важное догматическое уточнение к Символу веры: отныне следовало считать, что Св. Дух исходит не от Отца через Сына, а от Отца и Сына (patre filioque; см. Filioque).

Важными направлениями деятельности К. В. стали реформирование Церкви во Франкском гос-ве, ужесточение внутрицерковной дисциплины и политика унификации богослужения. К. В. организовал работу по редактированию литургических книг и унификации текста Свящ. Писания. Локальные литургические практики должны были уступить место единому обряду, заимствованному из Рима (ordo Romanus). Первый и весьма успешный опыт адаптации рим. обряда у франков относится к правлению Пипина Короткого. Хродеганг, еп. Меттиса (ныне Мец), ввел рим. литургию в своем диоцезе. Он же предписал каноникам кафедрального собора жить по собственному единому уставу. При К. В. Мецское еп-ство являлось центром литургической реформы по всей державе.

Проведение церковных реформ было осложнено из-за недостаточного количества грамотных священников. Мн. клирики не умели читать, совершали литургию, лишь приблизительно следуя каноническим предписаниям. В усилиях К. В. по реформированию системы образования берет начало культурный подъем, названный позднее Каролингским возрождением. К. В. сумел привлечь лучших ученых и эрудитов своего времени. При его дворе в разные годы трудились выдающиеся грамматики, поэты, богословы, философы, риторы, архитекторы, историки, в их числе - итальянцы Петр Пизанский, Павлин II Аквилейский, Павел Диакон, ирландцы Дикуил, Климент и Дунгал, испанцы Теодульф и Агобард, франки Эйнгард и Ангильберт. Виднейшим деятелем Каролингского возрождения был Алкуин, создатель образцовой придворной школы, аббат мон-ря св. Мартина в Туре и главный идеолог каролингских реформ. Потребность в большом количестве грамотных клириков, владевших латынью, способных совершать богослужения, читать проповеди, наставлять прихожан в христ. вере и бороться с проявлениями язычества в народной среде, определила внимание королевской власти к проблеме школьного образования. До начала правления К. В. образование и просвещение не рассматривались в качестве особого направления гос. политики. Школы и центры изготовления книг не имели поддержки со стороны монархов и существовали гл. обр. на основе частной инициативы. Значительные изменения в этой сфере приходятся на посл. четв. VIII в. Капитулярием 789 г. «Всеобщее увещевание» (Admonitio generalis // MGH. Capit. T. 1. P. 53-61) К. В. предписывал епископам и аббатам повсеместно открывать школы при мон-рях и кафедральных соборах, где могли бы учиться не только буд. священники, но и все желающие из свободных людей. В таких школах должны были изучать псалмы, церковные песнопения, а также азы счета и лат. грамматики. Кроме того, каждому прихожанину предписывалось знать наизусть Символ веры и «Отче наш», а также уметь петь во время богослужения молитвы «Sanctus» и «Gloria». Особым письмом (784/5), составленным также при непосредственном участии Алкуина, епископам и аббатам рекомендовалось отбирать мужчин, которые имели способности и желание учиться, а впосл. учить других (Karoli Epistola de litteris colendis // MGH. Capit. T. 1. P. 78-79). В последующие десятилетия на епископских синодах в обязанности церковным предстоятелям вменялось регулярное проведение занятий по латыни и литургике для клириков их диоцезов.

С нач. 90-х гг. VIII в. постепенно вводится гос. монополия на чеканку монеты: названия монетных дворов сменяются именами королей, а затем императоров. Основой денежной системы становится серебряный денарий весом 1,7 г, 240 денариев составляли 1 фунт. Эта денежная система с незначительными изменениями существовала до XIII в. За соблюдением на территории королевства мер и весов следили представители местной власти. Им же предписывалось бороться с фальшивомонетчиками.

Монета имп. Карла Великого. 804–814 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже)Монета имп. Карла Великого. 804–814 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже)Изданный ок. 794-800 гг. «Капитулярий о поместьях» (Capitulare de villis // MGH. Capit. T. 1. P. 83-90) детально регламентировал хозяйственную деятельность на землях королевского домена. В документе подробно описывалось, что именно и в каком количестве следовало иметь на складах (продовольствие, орудия труда, посуду, белье и т. д.), определялись виды сельскохозяйственных работ, в т. ч. распашка целинных земель, и сроки их проведения, что является косвенным свидетельством экономического подъема, назначались должностные лица, ответственные за выполнение работ, прописывались их права и обязанности. Управляющие королевскими поместьями, подобно графам, составляли ежегодные отчеты о доходах и отвозили их ко двору. Аналогичным образом должны были поступать управляющие крупными церковными и, вероятно, светскими имениями. Сохранился ряд таких описей-полиптихов церковного происхождения. Тщательная регламентация хозяйственной деятельности отвечала интересам королевской казны: учитывались количество свободных крестьян, объемы материальных ресурсов и размеры налоговых поступлений.

Активная завоевательная политика К. В., требовавшая немалых материальных и человеческих ресурсов, имела важные последствия для франк. общества. Свободное крестьянство, к-рое по традиции составляло основу военного ополчения, стремительно разорялось и потому все чаще уклонялось от несения обременительной службы, попадая добровольно или по принуждению в поземельную и судебную зависимость от местных сеньоров - крупных землевладельцев. Королевские капитулярии предписывали местной администрации жестоко карать и тех и других, но это не помогало. Королевская власть теряла воинов и налогоплательщиков. Тогда К. В. разрешил нести военную службу только тем крестьянам, в распоряжении к-рых находилось неск. наделов. Менее обеспеченные выставляли 1 ополченца от неск. дворов, при условии что он будет снабжен тяжелым вооружением, лошадью и провиантом на все время военной кампании. Беднякам предписывалось вносить в казну небольшую денежную сумму. Аналогичным образом сеньор обязывался приводить с собой определенное количество воинов и содержать их. При К. В. получила развитие т. н. бенефициальная реформа, начатая в 30-х гг. VIII в. Карлом Мартеллом. Реформа предлагала раздавать владения крупным сеньорам на условиях пожизненной военной службы. Т. о., франк. войско становилось все более профессиональным.

К. В. предпринял попытку ревизии законодательства на завоеванных территориях. Он приказал записать, дополнить и отредактировать «варварские правды» отдельных частей королевства, впредь при решении судебных споров королевские должностные лица обязаны были ориентироваться на эти законы. Реформы в судопроизводстве касались прежде всего сферы публичного права. Они были ориентированы на выделение определенных групп гос. преступлений (нарушение королевской юрисдикции, призыв на военную службу и др.), которые подпадали бы под единое наказание. Напротив, сфера частного права по-прежнему регулировалась местными обычаями.

Т. н. трон Карла Великого в кафедальном соборе в Ахене. Кон. VIII — нач. IX в.мТ. н. трон Карла Великого в кафедальном соборе в Ахене. Кон. VIII — нач. IX в.мПри К. В. во Франкском гос-ве развернулось активное строительство. На завоеванных территориях возводились крепости и мон-ри. Постоянной королевской резиденцией с сер. 90-х гг. VIII в. становится Ахен. Здесь близ термальных источников был выстроен дворцовый комплекс, включавший жилые, хозяйственные, адм. и церковные здания. В сильно перестроенном виде сохранилась капелла дворца; она представляет собой правильное 8-гранное здание, опоясанное 2 рядами мраморных колонн, к-рые были вывезены из Равенны и Рима. Купол украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, восседающего на престоле. Напротив алтаря капеллы в галерее был установлен королевский трон. Современники относили к числу важных деяний К. В. сооружение деревянного моста через Рейн (Einhardi Vita Karoli Magni. 17 // MGH. Script. Rer. Germ. T. 25. P. 20).

Последние годы жизни императора были относительно спокойными. Изнурительные войны закончились. В стране сохранялась политическая стабильность, империя франков пользовалась высоким международным авторитетом. Почти все время К. В. проводил в Ахене: охотился, принимал иностранные посольства, председательствовал на собраниях знати, курировал работу по исправлению богослужебных книг. Он уделял много внимания вопросам наследования трона. Имея большое количество детей (у К. В. было 5 жен и по крайней мере 4 офиц. наложницы), он довольно рано определил, что законными наследниками будут считаться только сыновья от Хильдегарды. В 781 г. Пипин и Людовик стали королями Испании и Италии, а Карл Юный воспитывался при дворе, К. В. заставлял его приобретать политический и военный опыт, чтобы в перспективе уступить ему трон. Среди франк. элиты это решение не было однозначно одобрено всеми. Свидетельством тому может служить т. н. заговор Пипина Горбатого в 792 г. Вокруг старшего сына К. В., рожденного от Гимильтруды, к-рую Эйнгард ошибочно называл наложницей, сплотились недовольные политикой франк. короля. Заговор был раскрыт, а все участники сурово наказаны.

В 806 г. был составлен один из наиболее значительных правовых документов эпохи - «О разделении королевств» (Divisio regnorum). В соответствии с герм. обычаями Франкская империя была разделена между Карлом Юным, Пипином и Людовиком - 3 законными сыновьями К. В. от Хильдегарды. Коронованный в 781 г. как король Аквитании Людовик получил Аквитанию и Гасконь, часть Бургундии, Прованс, Септиманию и земли на Луаре, кроме области Тура. Пипину, лангобардскому королю с 781 г., досталась Сев. Италия, а также часть Баварии и Алеманнии. Карлу Юному, королю франков с 800 г., передавались наиболее важные территории империи (Австразия, Нейстрия, а также Тюрингия, Саксония, Фризия, части Бургундии, Баварии и Алеманнии). Братья должны были заботиться о благополучии Церкви, поддерживать Римских пап и помогать друг другу в целях сохранения единства империи, сообща сражаться против внешних и внутренних врагов, не принимать в своих владениях беглых вассалов др. братьев, выдавать беглых свободных и зависимых людей, не принимать в подарок или не приобретать к.-л. иным способом земли в др. частях империи, способствовать скорейшему разрешению пограничных конфликтов. В случае смерти одного из братьев его доля наследства должна быть поделена между остальными на принципах равенства. План не был воплощен: в 811 г. умер бездетный Карл Юный, годом раньше скончался Пипин, кор. Италии. В 813 г. К. В. сделал Людовика, кор. Аквитании, своим соправителем и короновал в Ахене. Бернард, сын Пипина, получил Италию и присягнул на верность императорам.

В старости К. В. страдал от артрита. Заболевание сопровождалось мучительными приступами и хронической бессонницей. Тем не менее император не следовал советам врачей отказаться от жареного мяса и ограничить себя в вине. В янв. 814 г. после купания император почувствовал лихорадку, к-рая быстро переросла в тяжелую пневмонию; ранним утром 28 янв. он скончался.

А. И. Сидоров

Почитание

В «Жизни Карла» Эйнгард сообщает, что К. В. похоронили в базилике в Ахене, место погребения было обозначено позолоченной аркой с изображением императора и памятной надписью. В 882 г. во избежание разграбления могилы норманнами монумент демонтировали, сведения о местонахождении гробницы, судя по более поздним источникам, были утрачены. В хронике Титмара, еп. Мерзебургского (Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon // MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 9. P. 5-532), в Новалезской хронике (Chronicon Novaliciense // MGH. Script. Rer. Germ. T. 21. P. 1-101) и в Аквитанской хронике Адемара Шабанского (Ademari Cabannensis Chronicon / Ed. P. Bourgain. Turnhaut, 1999. (CCCM; 129)) упоминается о предпринятой имп. Оттоном III попытке найти захоронение К. В. (ок. 1000). Согласно сообщениям хронистов, император приказал разломать пол базилики и раскопать могилу К. В. Под полом было обнаружено тело императора, якобы восседающего на троне, увенчанного золотой короной, со скипетром в руках (описания в хрониках различаются). Титмар Мерзебургский отмечал, что распоряжение о поисках могилы было тайным и по-разному оценивалось современниками. Хронисты не сходятся при описании дальнейших событий: составитель Новалезской хроники упоминает о распоряжении имп. Оттона III вырвать у покойного зуб, чтобы хранить его как реликвию; согласно Адемару Шабанскому, тело императора было перенесено в базилику целиком и помещено за алтарь; Титмар Мерзебургский писал, что тело оставили нетронутым. Совр. исследователи скептически относятся к сообщениям хронистов, поскольку практика захоронения умершего на троне в отдельной погребальной камере была чрезвычайно нетипична для нач. IX в.

Имп. Карл Великий с папой Римским Львом III и архиеп. Турпином Реймсским. Реликварий. 1215 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене)Имп. Карл Великий с папой Римским Львом III и архиеп. Турпином Реймсским. Реликварий. 1215 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене)Вновь мощи императора были обретены в 1165 г., при имп. Фридрихе I Барбароссе (Böhmer J. F. Die Regesten des Kaiserreichs unter Friedrich I. 1152 (1122)-1190. W., 1991. Lfg. 2: 1158-1168. N 1530. (Regesta Imperii; Tl. 4. Abt. 2)). Согласно сообщениям хронистов, кости К. В. хранились в саркофаге, который был открыт Фридрихом Барбароссой (вероятно, речь шла об античном саркофаге, находящемся в Ахене). После этого останки франк. императора были помещены в раку и перенесены к алтарю базилики. С санкции Кёльнского архиеп. Райнальда фон Дасселя и антипапы Пасхалия III (1164-1168) К. В. был канонизирован, местное литургическое почитание установлено 28 янв. (в день смерти императора). На его поминовение Фридрих Барбаросса выделил ежегодную сумму в 10 золотых марок, подарил церкви золотые сосуды и ценные ткани. Канонизация К. В. была подтверждена имп. грамотой с привилегией Ахену (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 10. Pars 2. P. 430-434). Папа Римский Александр III, находившийся в конфликте с Фридрихом Барбароссой, не признал К. В. святым. К вопросу об офиц. канонизации франк. императора в Римской курии впосл. не возвращались. Между тем его почитание в Ахене сохранилось. Спустя 2 дня после повторной коронации на герм. престол в Ахене (25 июля 1215) Фридрих II Штауфен повелел поместить мощи К. В. в новую раку (сохр.).

Имп. Карл Великий. 1360–1364 гг. Мастер Теодорик (Национальная галерея, Прага)Имп. Карл Великий. 1360–1364 гг. Мастер Теодорик (Национальная галерея, Прага)Почитание К. В. распространилось в Германии. Имеются свидетельства, что императору были посвящены алтари в Страсбурге, Оснабрюке. День поминовения К. В. отмечался в Регенсбурге, Нюрнберге, Лорше. Придворный живописец имп. Карла IV (1355-1378) мастер Теодорик, работая над интерьером капеллы Св. Креста в замке Карлсштейн, изобразил К. В. с нимбом. Почитание К. В. как предшественника франц. королей поддерживалось и во Франции. В 1471 г. кор. Людовик XI объявил день поминовения К. В. общегосударственным, однако уже к 1501 г. офиц. литургическое почитание императора в Парижском еп-стве не совершалось (сохр. в Реймсе, Руане, Сен-Кантене и др.; см.: Folz R. Aspects du culte liturgique de Saint Charlemagne en France // Karl der Grosse. 1967. Bd. 4. S. 77-99). На протяжении веков так и не одобренное Римско-католической Церковью почитание К. В. сохранялось.

Признание К. В. одним из великих правителей Зап. Европы и поддержка его почитания со стороны монархов Германии и Франции способствовали формированию легендарного образа франк. императора. Критическое отношение к К. В., характерное для произведений, созданных в первые годы правления имп. Людовика Благочестивого (см.: Noble T. F. X. Greatness Contested and Confirmed: The Raw Materials of the Charlemagne Legend // The Legend of Charlemagne in the Middle Ages. 2008. P. 3-21), довольно быстро сменилось традицией его восхваления. Эйнгард описывает К. В. по образцу рим. императоров. С 40-х гг. IX в. традиционным становится эпитет «Великий» по отношению к Карлу. В «Деяниях императора Карла Великого» Ноткера Заики, «Анналах о деяниях императора Карла Великого» поэта Сакса (Poeta Saxo. Annales de gestis Caroli magni imperatoris // MGH. Poet. T. 4. P. 1-71) образ императора имеет уже легендарный, а не исторический характер. Во 2-й пол. XI в. образ К. В. приобретает черты идеального христ. государя, воина, противостоящего мусульманам (как, напр., в «Песни о Роланде»).

В XI-XII вв. складывается миф о посещении К. В. Иерусалима. Адемар Шабанский писал о франк. императоре как о покровителе христиан Палестины (Callahan D. F. Al-Hãkim, Charlemagne, and the Destruction of the Church of Holy Sepulcher in Jerusalem in the Writings of Ademar of Chabannes // The Legend of Charlemagne in the Middle Ages. 2008. P. 41-57). В поэме 1-й пол. XII в. «Паломничество Карла Великого» (Le voyage de Charlemagne à Jérusalem et à Constantinople / Éd. P. Aebischer. Gen., 1965) повествуется о поездке императора и его 12 паладинов в Иерусалим и К-поль. Этому же посвящен трактат кон. XI в. «Описание того, как Карл Великий привез из Константинополя гвоздь и венец Христа» (Descriptio qualiter Karolus Magnus clavum et coronam Domini a Constantinopoli Aquis Grant detulerit // Rauschen G. Die Legende Karls des Grossen im 11. und 12. Jh. Lpz., 1890. S. 45-66). Легенда о т. н. крестовом походе К. В. в Иерусалим и К-поль нашла отражение в изобразительном цикле витражей собора Нотр-Дам в Шартре (нач. XIII в.) и в декоре ахенской раки К. В. (1215). Связь с Иерусалимом и обозначение испан. походов против мавров как крестовых способствовали формированию образа К. В.- покровителя крестоносного движения.

В средневек. европ. лит-ре К. В. описывался как великий законодатель. В «Императорской хронике», написанной в XII в. в Регенсбурге, К. В. представлен справедливым правителем, уделявшим особое внимание составлению и исполнению законов. В XIII в. «Саксонское зерцало» рассматривалось как свод законов, изданный К. В. Прославленная каролингскими историками культурная политика К. В. способствовала формированию его образа как покровителя студентов.

Впосл. образ К. В.- основателя 1-й европ. империи со времен падения Рима вызывал споры со стороны политических оппонентов. Инсигнии, якобы принадлежавшие франк. императору, использовались средневек. герм. и франц. правителями во время коронаций. Первые документальные свидетельства использования хранившегося в мон-ре Сен-Дени «меча Карла Великого», т. н. Жуайёза (франц. epée Joyeuse; описан в «Песни о Роланде»), в коронационной церемонии франц. монархов относятся к XIII в. Тем же временем датируются первые сведения о «короне Карла Великого», к-рой короновали франц. государей. В состав клейнодов (регалий) Свящ. Римской империи входили «меч Карла Великого» и коронационное Евангелие, составленное при дворе императора. В XV в. итал. гуманист Л. Бруни в «Истории Флоренции» (Historiarum Florentinarum) выступил с критикой политики К. В., отмечая, что его императорская коронация расколола державу франков и способствовала угнетению итал. городов. В XVI-XVII вв. активная публикация документов каролингской эпохи была во многом инспирирована стремлением вписать правление К. В. в нем. или во франц. национальные традиции (Bullough. 1970). Отголоски полемики нашли отражение в серии юридических и нарративных источников Monumenta Germaniae Historica, публикация к-рых на ранних этапах имела и политические цели: издание письменных памятников истории Франкской империи должно было показать, что воссоздаваемое Германское гос-во восходит к эпохе К. В., и способствовать рождению национального чувства немцев.

Н. А. Ломакин

Ист.: Annales regni Francorum / Ed. F. Kurze // MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 1-178; Annales Mettenses priores / Ed. B. de Simson // Ibid. T. 10. P. 1-98; Chronicon Moissiacense // MGH. SS. T. 1. P. 280-313; Einhardi Vita Karoli Magni / Ed. O. Holder-Egger // MGH. Script. Rer. Germ. T. 25. P. 1-41; Karolus Magnus et Leo papa // MGH. Poet. T. 1. P. 366-379; Notker Balbulus. Gesta Karoli Magni imperatoris / Ed. H. F. Haefele // MGH. Script. Rer. Germ. N. S. T. 12. P. 1-93; Divisio regnorum // MGH. Capit. T. 1. P. 126-130; Историки эпохи Каролингов / Отв. ред.: А. И. Сидоров. М., 1999.
Лит.: Вязигин А. С. Идеалы «Божьего царства» и монархия Карла Великого. СПб., 1912; Halphen L. Études critiques sur l'histoire de Charlemagne. P., 1921; idem. Charlemagne et l'empire carolingien. P., 1947; Fichtenau H. Das karolingische Imperium: Soziale und geistige Problematik eines Grossreiches. Zürich, 1949; Fleckenstein F. Die Bildungsreform Karls des Grossen als Verwirklichung der Norma Rectitudinis. Freiburg i. Br., 1953; Mohr W. Karl der Grosse, Leo III. und der romische Aufstand von 799 // Archivum latinitatis medii aevi. Gen., 1960. Vol. 30. P. 39-98; Mathon G. Carlomagno // BiblSS. Vol. 3. Col. 853-861; Bullough D. A. The Age of Charlemagne. L., 1965; idem. Europae Pater: Charlemagne and his Achievement in the Light of Recent Scholarship // EHR. 1970. Vol. 85. N 334. P. 59-105; Karl der Grosse: Lebenswerk und Nachleben / Hrsg. H. Beumann et al. Düsseldorf, 1966-1967 3. 4 Bde; Folz R. Le souvenir et la légende de Charlemagne dans l'Empire germanique médiéval: Études sur le culte liturgique de Charlemagne dans les églises de l'Empire. Gen., 1973; idem. The Coronation of Charlemagne, 25 Dec. 800. L., 1974; Petersohn J. Die päpstliche Kanonisationsdelegation des 11. und 12. Jh. und die Heiligsprechung Karls des Grossen // Proceedings of the 4th Intern. Congress of Medieval Canon Law (Toronto, 1972). Vat., 1976. P. 163-206; Лебек С. Происхождение франков, V-IХ вв. / Пер. с франц.: В. Павлов. М., 1993; Collins R. Charlemagne. L., 1998; Dutton P. E. Charlemagne's Courtier: The Complete Einhard. Peterborough (Ontario), 1998; Nagel H. Karl der Grosse und die theologischen Herausforderungen seiner Zeit: Zur Wechselwirkung zwischen Theologie und Politik im Zeitalter des grossen Frankenherrscherrs. Fr./M., 1998; Левандовский А. П. Карл Великий. М., 1999; Favier J. Charlemagne. P., 1999; Barbero A. Carlo Magno: Un padre dell'Europa. R., 2000; Hägermann D. Karl der Grosse: Herrscher des Abendlandes. B., 2000; Karl der Grosse und das Erbe der Kulturen / Hrsg. F.-R. Erkens. B., 2001; Tischler M. Einharts Vita Karoli: Stud. zur Entstehung, Überlieferung und Rezeption. Hannover, 2001. 2 Bde; Karl der Grosse in der europäischen Literaturen des Mittelalters: Konstruktion eines Mythos / Hrsg. B. Bastert. Tüb., 2004; Charlemagne: Empire and Society / Ed. J. Story. Manchester, 2005; McKitterick R. Charlemagne: The Formation of a European Identity. Camb., 2008; The Legend of Charlemagne in the Middle Ages: Power, Faith and Crusade / Ed. M. Gabriele, J. Stuckey. N. Y., 2008.
А. И. Сидоров, Н. А. Ломакин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КАРЛ ЛЫСЫЙ (823-877), кор. зап. франков (с 840), имп. (с 875)
  • КАРОЛИНГИ династия королей и императоров
  • ГУНТРАМН († 592), св. (пам. зап. 28 марта), кор. франков. 4-й сын кор. Хлотаря I от Ингунды
  • ДАГОБЕРТ I (ок. 608 - 19.01.638/9), франк. кор. Австразии (с 623), Нейстрии и Бургундии (c 629)
  • ДАГОБЕРТ II († 679), мч. (пам. зап. 23 дек.), кор. франков
  • ИОАНН III [Юхан, Йохан] (1537-1592), кор. Швеции в 1568/69-1592 гг., с 1577 или 1581 г. вел. князь Финляндский, церковный реформатор