Николай Федорович (6.05.1862, местность Изюм (Узюм), улус Турахов, Минусинского окр. Енисейской губ.- 9.03.1922 (?), Казань), миссионер, ученый-тюрколог, языковед, этнограф. Отец К. принадлежал к хакасскому племени сагайцев, мать - к племени качинов. На становление личности К. большое влияние оказали старший брат, учитель Н. Ф. Катанов, а позже - алтайский миссионер свящ. В. И. Вербицкий. По окончании церковноприходской школы в с. Аскиз в 1874-1876 гг. К. служил писарем Аскизской степной думы (волостного правления). В 1876-1884 гг. учился в Красноярской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1884 г. приехал в Казань с намерением поступить в КазДА, но по совету преподавателя академии Н. И. Ильминского поступил на арабско-персидско-турецко-татар. разряд восточного фак-та С.-Петербургского ун-та, который окончил в 1888 г. С 1 июля 1888 по 1 июля 1893 г. профессорский стипендиат С.-Петербургского ун-та. С 9 нояб. 1893 по 1911 г. и с 1918 г. экстраординарный профессор турецко-татар. наречий в Казанском ун-те. С 30 нояб. 1911 до лета 1918 г. преподаватель КазДА, с 13 янв. 1912 г. доцент, с 17 июля 1915 г. ординарный профессор по кафедре этнографии татар, киргизов, башкир, чувашей, черемисов, вотяков, мордвы, истории проповедования христианства этим племенам и татарского языка. С осени 1912 до кон. 1916 г. редактор издаваемого по его инициативе ж. «Инородческое обозрение». В 1918-1921 гг. профессор Северо-Восточного археологического и этнографического ин-та (вуз, действовавший в Казани в 1917-1921). Одновременно в 1907-1912 гг. цензор Временного комитета по делам печати, цензурировал книги и периодические издания на татарском языке.
Н. Ф. Катанов. Фотография. Нач. ХХ в.Будучи ученым широкого профиля, К. получил научные степени за труды по языковедению тюркских (тувинского (урянхайского), хакасского (абаканско-татарского), тофаларского (карагасского), татарского, башкирского, чувашского, якутского, уйгурского и др.) и монгольских (бурят., калм., монг.) языков. Основные языковедческие труды: «Опыт исследования урянхайского языка...» (1903) и «Наречия урянхайцев, абаканских татар и карагасов» (1907).
Со студенческих времен К. ежегодно выезжал в экспедиции, эту практику он продолжил и в Казани. Объектами изучения стали все тюрк. народы востока России и Китая - от ближайших уездов Казанской и Уфимской губ. до Джунгарии, Монголии. Еще будучи студентом, К. начал публикацию памятников фольклора (оригинальных текстов и переводов) тюрк. народов Сибири. Многочисленные статьи по этнографии основаны на материалах и собственных наблюдениях К. Собранные в экспедициях предметы быта и культуры обусловили интерес К. к музейной деятельности.
С кон. XIX в. К. занимался лит-рой тюрк. народов. В должности цензора татар. изданий К. основательно изучал совр. татар. лит-ру и журналистику. В его статьях на научном уровне анализировалось и оценивалось творчество классиков татар. лит-ры Г. Тукая, С. Рамиева, Дэрдменда и др.
С апр. 1894 г. К. являлся секретарем, а в 1898-1914 гг. стал председателем совета Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те, под его руководством осуществлялось издание «Известий» об-ва. К.- магистр тюрко-татар. словесности (1893), доктор сравнительного языкознания (1907), статский советник (1906), кавалер мн. орденов, включая орден св. Владимира 4-й степени (1910). Редактор мн. опубликованных статей. К. был действительным членом обществ Société des sciences et lettres (Лёвен, Бельгия) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), Русского географического об-ва, Русского археологического об-ва, Московского об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Принимал активное участие в создании Казанского городского музея, открытого в 1895 г. Первоначально отказался от предложенной Казанской городской думой должности директора музея, с 1895 г. заведовал его историческим отделом, а в 1906-1912 и 1914-1917 гг. являлся директором музея. С 1911 г. по инициативе и под рук. К. создавался Историко-этнографический музей КазДА. Экспонаты, переданные К. городскому и академическому музеям, составляют существенную часть фондов Национального музея Республики Татарстан и Этнографического музея Казанского ун-та.
С 1893 г. К. был активным сотрудником Гурия Казанского свт. братства, с 5 марта 1912 г.- член его Переводческой комиссии, офиц. редактор якут. перевода НЗ (1899), был редактором и корректором мн. переводов Свящ. Писания на др. тюрк. языки (татарский, башкирский, киргизский). Для лучшего понимания Свящ. Писания самостоятельно изучил греч. язык; по инициативе К. в домовой Михаило-Архангельской ц. КазДА регулярно служили на греч. языке.
В работах советского времени для возвращения в научный оборот и сохранения наследия К. его представили человеком, далеким от политики, симпатизирующим т. н. освободительным идеям. Но К. придерживался крайне правых политических взглядов. С 1892 г. формой объединения казанских общественных деятелей стало Казанское об-во трезвости, К. со времени его основания и до 1917 г. был членом правления. Об-во трезвости издавало ж. «Деятель», в к-ром К. публиковал статьи и состоял членом редакции. После создания в 1905 г. политических организаций крайне правого направления принимал активное участие в их мероприятиях, 4 февр. 1909 г. был избран товарищем председателя совета Казанского отд-ния Русского собрания (объединяло сторонников т. н. Дубровинского направления).
К. похоронен на кладбище казанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря. В 30-х гг. XX в. кладбище было уничтожено, могила заасфальтирована. В нач. 70-х гг. XX в. на Арском кладбище г. Казани рядом с ц. во имя Ярославских чудотворцев был установлен кенотаф в виде черного мраморного креста специально для того, чтобы делегации из Хакасии, часто посещавшие Казань, могли возлагать там венки. Офиц. версия о переносе на Арское кладбище останков К. не подтверждается - документов о розыске и переносе в архивах нет.
В 2007 г. памятники К. установлены в Абакане и с. Аскиз. С 1994 г. имя К. носит Хакасский гос. ун-т. В 1994 г. на бывш. доме Гурячкова, где К. проживал с 1905 г., была установлена мемориальная доска, но в 2006 г., после пожара, дом снесли. В 2005 г. Школьный пер., где стоял дом, был переименован в Катановский.
Фонд К. в НАРТ (№ 969, 551 документ, 473 рус. и вост. печатные книги) содержит материалы биографии К., рукописи опубликованных сочинений, переписку и проч. Многочисленные документы, отражающие деятельность К., находятся также в фондах Казанского ун-та (977), КазДА (10), а также в Отделе рукописей и редких книг Научной б-ки им. Н. И. Лобачевского Казанского ун-та.
Соч.: Замечания о богатырских поэмах минусинских тюрков: (Енисейской губ.). СПб., 1885; Поездка к карагасам в 1890 г. // Зап. РГО по Отд. этнографии. СПб., 1891. Т. 17. Вып. 2. С. 1-96 (отд. паг.); Отчеты... Катанова, отправленного для этногр. исслед. тюркских племен в Вост. Сибирь, Монголию и сев. Китай // Живая старина. СПб., 1892. Вып. 1. С. 111-122; Вып. 4. С. 134-137; Письма из Сибири и Вост. Туркестана // ЗИАН. 1893. Т. 73. Прил. С. 1-114; Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губ. // Живая старина. 1893. Вып. 4. С. 559-570; Среди тюрк. племен // Изв. РГО. 1893. Т. 29. Вып. 6. С. 519-541; Китайский бунтовщик Чи-Чи-Гун // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1894. Т. 12. Вып. 5. С. 448-454; О наказании ленивых богомольцев у татар кит. Туркестана // Там же. Вып. 6. С. 578-593; О погребальных обрядах у тюрк. племен с древнейших времен до наших дней // Там же. Вып. 2. С. 109-142; О свадебных обычаях татар Восточного Туркестана // Там же. Вып. 5. С. 409-434; Этнографический обзор турецко-татар. племен: Вступ. лекция в курс обозрения турецко-татар. племен, прочит. в Имп. Казанском ун-те 29 янв. 1894 г. Каз., 1894; Народные приметы и поверья бельтиров // Деятель. Каз., 1896. № 8. С. 424-425; О поездке в Минусинский округ Енисейской губ. // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1897. Т. 14. Вып. 2. С. 219-221; Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский окр. Енисейской губ. // УЗ Имп. Казанского ун-та. 1897. Т. 64. Кн. 3. С. 1-50; Кн. 5/6. С. 1-53 (отд. паг.); Материалы к изучению Казанско-татар. наречия. Каз., 1898. 2 ч.; Описание одного металлического зеркала с арабской надписью, принадлежащего Об-ву археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском ун-те // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1898. Т. 14. Вып. 6. С. 662-664; Винокурение у абаканских татар Енисейской губ. // Деятель. 1899. № 8/9. С. 312-314; Народные способы лечения у сагайцев (Минусинского у. Енисейской губ.) // Там же. № 10. С. 394-395; Народные способы лечения у башкир и крещеных татар Белебеевского у. Уфимской губ. // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1900. Т. 16. Вып. 1. С. 1-14; Отчет о поездке в Минусинский у. Енисейской губ., совершенный летом 1899 г. // УЗ Имп. Казанского ун-та. 1901. Т. 68. Кн. 5/6. С. 1-58 (отд. паг.); Восточные металлические зеркала из Харьковской и Екатеринославской губ. // Тр. Харьковского предварит. комитета по устройству XII Археол. съезда. X., 1902. Т. 1. С. 466-474 (соавт.: Д. В. Айналов); Опыт исследования урянхайского языка, с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюрк. корня. Каз., 1903; Несколько слов по поводу рус. и татар. перстней, принадлежащих А. А. Сухареву и А. Т. Соловьеву // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1904. Т. 20. Вып. 1/3. С. 29-46; Новые данные о мусульманской секте ваисовцев // ПС. 1909. Ч. 2. С. 229-244; О двух татар. памятниках, находящихся близ с. Старого Тябердина Цивильского у., и одном армянском, в. с. Кирельском Тетюшского у. // Инородческое обозр. Каз., 1914. Т. 1. Кн. 6. С. 462-467 (соавт.: Г. Филиппов); Обзор текущей инородческой лит-ры: А) Казанско-татар. газеты и журналы; Б) Издания на казак-киргизском языке, вышедшие в свет с 1.01.1914 по 1.04. 1914 // Там же. 1914. Т. 1. Кн. 9. С. 665-695; Обзор текущей киргиз. лит-ры с 1.01.1915 по 31.05.1915 // Там же. 1915. Т. 2. Кн. 11. С. 917-919; Несколько слов о распространении христианства в Персии, Месопотамии, Ср. Азии, Монголии и Китае: Речь... для произнесения на торжеств. годич. собр. Имп. КазДА 8 нояб. 1916 г. Каз., 1916; Обзор учебников, принятых к употреблению в татар. конфессиональных школах (мектебах и медресах) и изданных большей частью за последние три года (1911-1913) // Инородческое обозр. 1916. Кн. 2/3. С. 197-206; Чувашские слова в болг. и татар. памятниках. Каз., 1920; Избранные научные труды: (Bilimsel eserlerinden seçmeler). Анкара, 2000 (на тур. яз.); Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях. Абакан, 2004.
Изд. и пер.: Бронзовый Стрелок и Чистое Серебро: Богатырская поэма минусинских тюрков (Енисейская губ.). СПб., 1885; Золотая кукушка: Богатырская поэма минусинских тюрков: Пер. и доп. примеч. СПб., 1885; Гадания у жителей Восточного Туркестана, говорящих на татар. яз. // Зап. Вост. отд-ния РАО. СПб., 1893. Т. 8. Вып. 1/2. С. 105-112; Песня Худаяр-хана и приход русских. СПб., 1894; Татарские сказания о 7 спящих отроках // Зап. Вост. отд-ния РАО. 1894. Т. 8. Вып. 3/4. С. 223-245; Мусульманские легенды: Тексты и переводы // ЗИАН. 1895. Т. 75. Прил. № 3. С. 1-44; Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Ежег. Тобольского губ. музея. 1895/1896. Вып. 5. С. 1-13; Предание тобольских татар о происхождении киргизского народа // Там же. 1897. Вып. 7. С. 73-75; Грамоты двух тобольских архипастырей XVIII в. // Там же. 1898. Вып. 9. С. 17-23 (отд. паг.); Предание тобольских татар о грозном царе Тамерлане // Там же. С. 50-52; Исторические песни казанских татар // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. Каз., 1899. Т. 15. Вып. 3. С. 273-306; Снотолкователь, приписываемый мусульманами ветхозаветному патриарху Иосифу, сыну Иакова: Джагатайский текст, рус. транскр. и рус. пер. / Пер.: П. А. Поляков; ред.: Н. Ф. Катанов. Каз., 1901. (УЗ Имп. Казанского ун-та; Т. 68. Кн. 9. Прил.); Маньчжурско-китайский «Ли» на наречии тюрков кит. Туркестана // Зап. Вост. отд-ния РАО. 1902. Т. 14. С. 31-75; О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири // УЗ Имп. Казанского ун-та. 1903. Т. 70. Кн. 12. С. 133-146; Сказания иностранцев о Казани: P. Thomas, А. Legrelle // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1903. Т. 19. Вып. 5/6. С. 277-285; Два исторических документа имп. Екатерины II о древностях Волги и Кавказа // Там же. 1907. Т. 23. Вып. 3. С. 238-244; Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: Тексты, собр. и пер. Н. Ф. Катановым // Образцы народной лит-ры тюрк. племен, живущих в Юж. Сибири и Дзунгарской степи / Изд.: В. В. Радлов. СПб., 1907. Ч. 9. [Кн. 1:] Тексты; [Кн. 2:] Переводы; Предания присаянских племен о прежних делах и людях // Сб. в честь 70-летия Г. Н. Потанина. СПб., 1909. С. 265-288. (Зап. РГО по Отд. этнографии; 34); Краткий татарско-рус. словарь в транскрипциях арабской и русской. Тарихи амбия = История пророков (Оренбург, 1911): [Доп.] к курсу лекций по татар. яз., чит. в 1912-1913 уч. г. студентам 2-го и 3-го курсов Миссионерского отд. КазДА. Каз., 1912; Транскрипция и глоссарий к пословицам и рассказам 1-й части букваря Г. Н. Ахмарова «Тюркская азбука» (Каз., 1911), как пособие к курсу лекций по татар. яз., чит. в 1912-1913 уч. г. студентам 1-го курса Миссионерского отд. КазДА. Каз., 1913; Тувинская народная поэзия XIX в.: Из фольклор. собр. Н. Ф. Катанова / Пер. и перелож.: А. В. Преловский. М., 2002; Фольклор саянских тюрков XIX в.: Нар. поэзия тувинцев (урянхайцев), хакасов (абак. татар), тафаларов (карагасов): Из собр. Н. Ф. Катанова. М., 2003. 2 т.
Лит.:
Гордлевский В. А. Памяти Н. Ф. Катанова, 1862-1922 // Новый Восток. М., 1922. Кн. 1. С. 448-451;
Харлампович К. В. Профессор Н. Ф. Катанов: (Некр.) // Казанский музейный вестн. Каз., 1922. № 1. С. 187-195;
Покровский И. М. Памяти проф. Н. Ф. Катанова // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1923. Т. 32. Вып. 2. С. 247-259;
Малов С. Е. Н. Ф. Катанов, профессор Казанского университета // Вестн. АН Казахской ССР. Алма-Ата, 1958. № 5(158). С. 88-94; Николай Федорович Катанов: Мат-лы и сообщ. Абакан, 1958;
Иванов С. Н. Николай Фёдорович Катанов: Очерк жизни и деятельности. М.; Л., 1962; Материалы науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения проф. Н. Ф. Катанова (1862-1922) // УЗ Хакасского НИИ языка, лит-ры и истории. Абакан, 1964. Вып. 10. С. 69-149;
Татаринцев Б. И. О научном наследии Н. Ф. Катанова и его месте в тюрк. и тувинской филологии // Вопр. тувинской филологии. Кызыл, 1983. С. 101-109;
Халикова Р. Х., Шакурова Р. З. Еще одна страница из науч. наследия Н. Ф. Катанова // Сов. тюркология. М., 1983. № 3. С. 36-38;
Каримуллин А. Г. Н. Ф. Катанов - библиограф и книговед //
Он же. Книги и люди: Исслед. Каз., 1985. С. 220-243;
Кокова И. Ф. Н. Ф. Катанов: Докум.-публицист. эссе. Абакан, 1993;
Валеев Р. М. Казанское востоковедение: Истоки и развитие (XIX в.- 20-е гг. XX в.). Каз., 1998; Доклады, прочитанные в Каз. ун-те, посвященные 135-летию со дня рождения Н. Ф. Катанова. Каз., 1998;
Назипова Г. Р. Казанский городской музей: Очерки истории, 1895-1917 гг. Каз., 2000; Николай Фёдорович Катанов: Автобиография и библиография. М.; Абакан, 2001 2; Научное наследие Н. Ф. Катанова и совр. востоковедение: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 140-летию со дня рождения Н. Ф. Катанова, 22-24 мая 2002 г. Абакан, 2003;
Алексеев И. Е. Рус. национальное движение в Казанской губ. и Татарстане: кон. XIX - нач. XXI вв. Каз., 2004; Наследие Н. Ф. Катанова как источник духовно-нравственного воспитания молодежи: Мат-лы науч.-практ. конф. «Катановские чтения». Абакан, 2005; Наследие Н. Ф. Катанова: История и культура тюрк. народов Евразии: Докл. и сообщ. на междунар. науч. конф. Каз., 2006;
Султанбаева К. И. Педагогическая система Николая Фёдоровича Катанова. Каз., 2006;
она же. Николай Фёдорович Катанов - выдающийся ученый-востоковед, тюрколог, просветитель. Абакан, 2009;
Лобачёва Е. Э. Ист.-этнографический миссионерский музей при КазДА // История России и Татарстана: Итоги и перспективы энцикл. исследований: Сб. ст. итоговой науч.-практ. конф. (11-12 марта 2010 г.). Каз., 2010. С. 73-81.
Е. В. Липаков