КИРИНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том XXXIV , С. 716-720
опубликовано: 25 декабря 2018г.

КИРИНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Содержание

[Киринейская или Керинийская митрополия; греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κυρηνείας], епархия Кипрской Православной Церкви (КПЦ). Расположена в сев. части о-ва Кипр, оккупированной в 1974 г. тур. войсками.

История

Первое упоминание Киринии относится к 1-й четв. XII в. до Р. Х. Видимо, она была основана ахейцами и входила в состав царства, главным городом к-рого был Лапет (Лапиф). Лапет и Кириния находились под сильным влиянием финикийцев. Во время борьбы диадохов Александра Македонского эти города поддерживали Антигона Одноглазого, за что подверглись репрессиям со стороны Птолемея I Сотера. При римлянах покровительство Киринии оказывал имп. Тиберий (14-37). В разные периоды город назывался Кириния (Κυρήν(ε)ια), Кериния (Κερύνεια), Кинирия (Κινυρία, Κινύρεια), Керавния (Κεραυνία), Керония (Κερωνία) и др.

В источниках, повествующих о проповеди апостолов Павла и Варнавы на Кипре, не говорится об их пребывании в Киринии. В 49 г. по Р. Х. ап. Варнава высадился на мысе Кормакитис (примерно в 30 км к западу от Киринии), затем хотел посетить Лапет, но там в это время отмечался языческий праздник (Acta Barnab. § 14-16). Точная дата основания епископской кафедры в Киринии неизвестна. Первый епископ этого города упоминается в нач. IV в.: сщмч. Феодот был подвергнут пыткам при имп. Лицинии (308-324) и заключен в темницу. После издания Миланского эдикта (313) он был освобожден и умер спустя 2 года (SynCP. Col. 404, 502). Участник III Вселенского Собора (431) еп. Зинон, добивавшийся автокефалии КПЦ, скорее всего занимал Курийскую кафедру, а не Киринийскую, как считал хронист Леонтий Махерас (Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28). В дальнейшем на Вселенских Соборах Кипрскую Церковь представляли епископы более крупных церковных центров: в нотициях Киринийская епископия находится на 7-м или 10-м месте среди 15 кипрских епархий (Darrouzès. Notitiae. N 3, 10. Р. 234, 338). Еще более низкое положение Кириния занимала в «Синекдиме» Иерокла (528-535): 13-е место среди 15 городов Кипра (Parthey, ed. 1967. P. 39), тогда как в «Описании Восточноримского государства» Георгия Кипрского (нач. VII в., в составе компиляции IX в.) и в соч. «Порядок патриарших престолов» Нила Доксопатра (сер. XII в.) - 9-е место из 13 кипрских городов (Ibid. P. 93, 285).

Фундамент епископской резиденции византийского периода был обнаружен во время строительных работ в 1883 г. (в числе находок - архиерейская митра), но британские власти не стали проводить археологических исследований. Из-за арабских набегов жители Киринии переселились подальше от берега, в Пано-Киринию и в Фермию (ныне Термия), а кафедра епископии, видимо, была перенесена в Белапаис. В хрониках Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.), Д. Страмбальди (XVI в.) и Ф. Бустрона (сер. XVI в.) упомянуты имена неск. Киринийских епископов без хронологических и др. пояснений.

Предполагают, что византийская администрация переместилась из разрушенной арабами Констанции сначала в Лапиф, а в IX в.- в Киринию (Metcalf D. M. Byzantine Cyprus: 491-1191. Nicosia, 2009. P. 468-471). В любом случае в средневизантийский период Кириния стала важнейшим портом острова; рядом с гаванью была сооружена крепость, которую перестроили во время правления на Кипре французской династии Лузиньянов и реконструировали при венецианцах.

После того как в период латинского господства на Кипре число православных кафедр было сокращено до 4, территория Киринийской епископии вошла в состав Солийской епископии, куда из Никосии была перемещена кафедра Кипрского архиепископа. После османского завоевания (1570-1571) был восстановлен институт православных архиепископов Кипра, а в кон. XVI в. воссоздана Киринийская епископия. Современник архиеп. Афанасия I (1592-1602) Иаков именуется в источниках епископом Тамасским или Тамасским и Киринийским. Остается неясным, то ли в тот момент обе епархии были объединены в одну, то ли епископ Тамасский лишь временно замещал вдовствующую Киринийскую кафедру. После тур. завоевания население Киринии существенно сократилось. По сообщению Льва Алляция, в нач. XVII в. Рим посетил Киринийский еп. Тимофей для установления связей с католической Церковью. Помимо этого источника имя еп. Тимофея известно только из удостоверения, выданного Иакову Логарасу 1 янв. 1604 г. В 1605 г. в качестве епископа Киринийского в документах упоминается Парфений, а в 1606 г.- Христодул, которого предположительно можно отождествить с Кипрским архиеп. Христодулом I (1606/07-1639, 1640-1641). В 1608 (или 1609) г. Киринийский еп. Иеремия вместе с Кипрским архиепископом подписал воззвание к Савойскому герцогу об освобождении Кипра от турок.

Во 2-й пол. XVII в. (видимо, с 1651) 4 епископии, включившие в свой состав остальные епархии, были возведены в ранг митрополий: архиепископский округ, Пафосская, Китийская и Киринийская. В состав К. м. вошли территории Лапифской-Ламбусской и Солийской епископий. Поэтому митрополит Киринийский стал носить титул также и «предстоятеля Солии» (только в 1973, после создания новой Морфской митрополии, к которой была присоединена Солия, этот титул перешел к архиерею вновь образованной епархии, а митрополит Киринийский стал именоваться «всечестнейшим экзархом Караваса и Лапифа»). В XVIII в. кафедра К. м. находилась в мон-ре Скуриотисса (основан в 1716 Киринийским митр. Макарием; храм существовал еще в XV в.), с 1800 г.- в монастыре вмч. Пантелеимона в Мирту.

Во время ссылки Кипрского архиеп. Сильвестра (в кон. 1729) митр. Никифор Киринийский занял его кафедру, но в 1730 (или в 1732) г. законный предстоятель КПЦ возвратился на архиепископский престол. Киринийские митрополиты неоднократно участвовали в посольствах в К-поль (1754, 1765, 1783 и др.). В 1811 г. из-за преклонного возраста Киринийского митр. Евгения для помощи ему был назначен Ламбусский хорепископ Лаврентий. После смерти Евгения он стал его преемником; был казнен 9 июля 1821 г. по приказу турецкого наместника Кючюк Мехмета вместе с другими кипрскими иерархами. Занявший после него кафедру экзарх Дамаскин впосл. стал Кипрским архиепископом.

В 1886-1891 гг. англ. власти обустроили гавань в Киринии и проложили дорогу в Никосию (1879), что благоприятно сказалось на экономическом развитии города. Киринийские митрополиты во 2-й пол. XIX в. внесли большой вклад в развитие греческого образования. Митр. Мелетий (1852-1862) открыл школы в Мирту, Киринии и других населенных пунктах и делал пожертвования школам Никосии; митр. Хрисанф (1862-1871) выделил на нужды учебных заведений епархии 10 тыс. грошей помимо ежегодного пособия; митр. Мелетий (1872-1880) основал школы в Морфу, Эвриху и др. селах. Митр. Хрисанф (Иоаннидис-Ладас; 1880-1889; впосл. митрополит Китийский), который до восшествия на кафедру 20 лет был директором средней школы в Ларнаке, также стремился улучшить образование, открыл неск. школ, гл. обр. в деревнях и селах. Он также вел активную деятельность по возвращению в Православие «тайных христиан», которых было особенно много в Тиллирии.

В кон. XIX - 1-й пол. ХХ в. митрополиты Киринийские Кирилл (Пападопулос), Кирилл (Василиу), Макарий (Мирианфевс) играли важную роль не только в церковной, но и в политической жизни Кипра, завершив церковную карьеру на архиепископской кафедре (см. в статьях Кирилл II, Кирилл III, Макарий II). В 1916 г. митр. Кирилл (Василиу) перенес кафедру митрополии из Мирту в Киринию. Митр. Макарий (Мирианфевс) во время балканских войн воевал в греч. армии и был награжден боевым орденом и медалью. Он являлся «непримиримым» сторонником энозиса (присоединения Кипра к Греции). Став митрополитом Киринийским, Макарий организовал сбор денег на покупку военного самолета, к-рый был передан в дар от Киринии вооруженным силам Греции. Митр. Макарий восстанавливал и строил церкви; в своей епархии он первым из архиереев ввел 13-ю зарплату для приходского духовенства. Из-за активного участия в восстании против брит. властей в окт. 1931 г. митр. Макарий был выслан с Кипра и смог вернуться на родину только в 1946 г. Фанатичным приверженцем энозиса являлся и его преемник - Киринийский митр. Киприан (Кириакидис). После образования независимой Республики Кипр он встал в оппозицию к Кипрскому архиеп. Макарию III и после попытки низложить предстоятеля КПЦ в 1973 г. был отлучен Великим и Верховным Синодом от Церкви. После оккупации в 1974 г. турецкой армией сев. части Кипра резиденция Киринийского митрополита была перенесена в Никосию и временно размещена в здании Архиепископии.

Современное положение К. м.

Кафедральный собор арх. Михаила в Киринии, Кипр. 1860, 1875 гг.Кафедральный собор арх. Михаила в Киринии, Кипр. 1860, 1875 гг. Киринийский митрополит занимает 4-е место в иерархии КПЦ после архиепископа и митрополитов Пафосского и Китийского. На оккупированной территории находятся 44 прихода К. м. (2 - в Киринии, 6 - в Лапитосе, 3 - в Каравасе, остальные - в сельской местности), 106 парекклисионов и экзокклисионов, 4 мон-ря: вмч. Пантелеимона в Мирту (храм 1710 г. с колокольней кон. 20-х гг. XIX в., отреставрирован в 1914, действовал до 50-х гг. ХХ в., после 1974 в мон-ре размещены казармы, в наст. время планируется реставрация), арх. Михаила или Христа Антифонита, Пресв. Богородицы Меландрины близ Калогреи (храм XV в., мон-рь перестал действовать в 1940, после смерти последнего монаха) и Пресв. Богородицы Ахиропиитос. Большинство храмов и мон-рей К. м. были разграблены и находятся в полуразрушенном состоянии. Кафедральный храм арх. Михаила в Киринии (1860, колокольня 1875 г.) превращен в музей. В ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы (Старая Митрополия; сев. неф периода франкократии, южный - османского периода, храм перестроен в XVIII в., иконостас 1783 г.) обрушился свод, сломан иконостас, похищены иконы.

На свободной территории действуют 4 прихода (3 - в Кокинотримитье и 1 - в Мамари), 5 парекклисионов и экзокклисионов. Решением Свящ. Синода от 19 марта 2007 г. К. м. временно переданы в управление 4 прихода архиепископского округа - выполняющий функцию кафедрального собора храм ап. Андрея Первозванного в Плати в Агландзии и 3 церкви в Лацье: сщмч. Елевферия, арх. Михаила и ап. Филиппа.

Христианские памятники

На территории К. м. сохранились памятники раннехрист., визант. и поствизант. периодов. Полуразрушенные христ. гробницы IV в., с аркосолиями и колумбариями с простым рельефным декором и монограммами Христа, находятся в каменоломне, которая расположена в местности Хрисокава, в вост. части Киринии, рядом, в ц. мц. Мавры (наполовину высечена в скале),- гробница неизвестного мученика. Церковь в Х в. была украшена фресками; сохранились композиция «Вознесение Господне» (на своде), изображение Христа Пантократора и одного из 4 окружавших Его ангелов (в куполе) и головы апостолов (в верхней части юж. стены).

Церковь св. Евлалия в Лампусе, Кипр. XVI в.Церковь св. Евлалия в Лампусе, Кипр. XVI в.

Фундаменты раннехристианских базилик обнаружены в местностях Цифлики-ту-Айиу в Кормакитисе и Пано-Галала в Ливера, в деревнях Фтериха и Элья. Еще одна базилика, видимо VII в., расположена недалеко от с. Айос-Амвросиос. Три базилики находятся в Ламбусе: одна из них - в сев.-вост. части города, другая - под ц. свт. Евлалия, 3-я - под ц. Пресв. Богородицы Ахиропиитос. Последняя из них представляет собой 5-нефную базилику V в., над ее центральным нефом в XI в. была построена церковь типа вписанного креста, включившая древнюю апсиду. Необычен синтрон базилики: епископское место находится внутри апсиды, а места низшего духовенства - вне ее, на ступенчатых цоколях-пьедесталах вдоль вост. края стилобата центрального нефа. Археологами исследована только вост. часть базилики, поэтому неизвестно, имела ли она нартекс и атриум. В XII в. к средневизантскому храму был пристроен нартекс с куполом, в XIV в.- экзонартекс, в XVI в.- открытый экзонартекс. В апсиде сохранились остатки росписи визант. периода с изображением служащих иерархов. Недалеко от ц. Ахиропиитос находится высеченная в скальной породе рим. гробница, которая впоследствии использовалась христианами и получила название ц. св. Евлампия.

В крепости Киринии в кон. XI - 1-й пол. XII в. была построена крестово-купольная ц. вмч. Георгия Победоносца - единственный кипрский храм на 4 колоннах. Эти мраморные колонны принадлежали раннехрист. базилике.

Пещерная ц. Пресв. Богородицы Галатерусы близ Караваса сохранила фрагменты 2 слоев росписи: растительный орнамент под нишами вост. стены датируется XI или нач. XII в., остальные фрески - кон. XII или нач. XIII в. В центральной нише вост. стены помещается погрудный образ Богоматери типа «Воплощение», в сев. нише - св. Иоанна Предтечи в позе моления, как в Деисусе, в юж. нише - фронтальное изображение свт. Николая Чудотворца, в вост. части юж. стены - Спаситель на престоле, между нишами - серьезно поврежденные фигуры святых.

Церковь вмч. Георгия Победоносца в крепости Кириния. Кон. XI — 1-я пол. XII в.Церковь вмч. Георгия Победоносца в крепости Кириния. Кон. XI — 1-я пол. XII в.

Октагональные храмы известны на Кипре только на территории Киринийской епархии. К типу «октагон на тромпах» принадлежат 4 храма: ц. прп. Илариона в замке св. Илариона (ее датировки колеблются от кон. Х до кон. XI в.- Ćurčić S. Middle Byzantine Architecture on Cyprus: Provincial or Regional? Nicosia, 2000. Р. 16; Παπαγεωργίου. 2010. Σ. 163), кафоликон монастыря свт. Иоанна Златоуста (1090), ктитором которого был к-польский вельможа Евмафий Филокал (сохр. только части вост. и сев. стен, встроенные в новый собор 1891 г.), разрушенная турками маронитская ц. Пресв. Богородицы в Марки (XII в.) и ц. Христа Антифонита (кон. XII в.) в мон-ре арх. Михаила Антифонита. Лучшими образцами комниновского искусства на Кипре являются фрески парекклисионов Св. Троицы и Спасителя в мон-ре свт. Иоанна Златоуста (см. в ст. Иоанна Златоуста мон-рь близ Куцовендиса) и 1-й слой росписей ц. Христа Антифонита, выполненный в кон. XII - нач. XIII в. или ок. 1200 г. Фрески позднекомниновского стиля сохранились гл. обр. в виме (в конхе апсиды - Богоматерь «Оранта» с поклоняющимися архангелами, ниже - композиция «Служба св. отцов», на своде вимы - «Вознесение Господне», в протесисе - изображения святых, в т. ч. кипрских местночтимых), на предалтарных столбах (святые, архангелы), в подпружных арках («Рождество» и «Сретение»), на юж. стене и пристенных столбах («Крещение Господне», святые), в юго-зап. тромпе («Преображение Господне»). Фрески были серьезно повреждены в 1979 г. В кон. XV в. церковь снова украсили росписями: в куполе - Христос Пантократор, на южной стене - композиция «Древо Иессеево», на сев. стене и 2 пристенных столбах - «Страшный Суд» и под ним фигуры святых, в сев.-зап. тромпе и на сев. столбе зап. стены - сюжеты Богородичного цикла. Итал. влияние на византийскую по стилю живопись проявилось в иконографических решениях: в сцене «Страшный Суд» мандорла Христа Судии и фигура сатаны повторяют аналогичные изображения на фреске «Страшный Суд» Джотто в Капелла-дельи-Скровеньи в Падуе (1304-1310) (Τριανταφυλλόπουλος. 2002. P. 323-324; Eliades. 2006. P. 21-23). Химический анализ красок показал, что композиции «Страшный Суд» и «Древо Иессеево» выполнены разными художниками и, возможно, неодновременно: существенные отличия обнаружены в стратиграфии живописных слоев, их цветовой гамме, а также в составе штукатурки (Daniilia, Minopoulou, Demosthenous, Karagiannis. 2008). Эти композиции были сняты в 1979 г. и впоследствии оказались в Германии, в т. ч. у нелегального торговца древностями А. Дикмена. Изображение Христа Пантократора в куполе повреждено пулями. Фрагменты композиций «Страшный Суд» и «Древо Иессеево» были обнаруженны в Мюнхене. Из 61 фрагмента 32 были возвращены на родину в 1997 г. (находятся в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии). Еще 29 фрагментов были конфискованы у Дикмена нем. полицией, судебное решение об их передаче КПЦ было вынесено только в 2013 г. В кон. XV в. к наосу был пристроен нартекс, в нач. XVI в.- открытая галерея с южной стороны церкви. На южной стене нартекса сохранилась фреска с изображением вмч. Георгия Победоносца со сценами мученичества, по всей видимости созданная в 1659 г. худож. Павлом Иерографом. Этим иконописцем в 1657 г. были выполнены также царские врата (попавшие в коллекцию Дикмена). Иконы из разрушенного турками иконостаса - апостолов Петра, Иоанна, Марка и Павла (XVI в.) - оказались в частном собрании супругов Ланц в Нидерландах. В 1999 г. суд Роттердама, рассмотрев иск КПЦ, постановил, что иконы останутся в собственности новых владельцев, т. к. во время покупки они не знали об их происхождении. В 2013 г. правительство Нидерландов решило передать эти иконы Республике Кипр. Др. коллекционер из Цюриха, купивший икону ап. Матфея (XVI в.), в 1999 г. добровольно вернул ее, когда узнал, что она происходит из ц. Христа Антифонита. В наст. время эта икона находится в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии. Икона «Богоматерь на престоле», приобретенная гражданином Греции, была возвращена кипрским властям в 1998 г.

Арх. Михаил. Роспись конхи апсиды ц. Христа Антифонита в Киринии, Кипр. Кон. XII — нач. XIII в. (Византийский музей, Никосия)Арх. Михаил. Роспись конхи апсиды ц. Христа Антифонита в Киринии, Кипр. Кон. XII — нач. XIII в. (Византийский музей, Никосия)

Вариантом октагонального центрического храма является гексагональная в плане ц. Пресв. Богородицы Апсинфиотиссы близ Синхари кон. XI в. или ок. 1100 г., к которой в XII в. был пристроен нартекс с апсидами в сев. и юж. стенах. Эта церковь являлась соборным храмом монастыря (действовал до кон. XVIII в.). В нач. XII в. храм был расписан артелью мастеров, работавших в мон-ре свт. Иоанна Златоуста, или их учениками. К моменту тур. вторжения на Кипр в 1974 г. сохранялись фрагменты росписей гл. обр. в алтарной части. После этого были сняты фрески с изображениями апостолов из композиции «Причащение апостолов» и расположенные ниже фигуры иерархов. Фрагмент с головой сщмч. Игнатия Богоносца был обнаружен в Мюнхене в коллекции Дикмена. Нартекс был расписан во 2-й пол. XII в. До 1974 г. сохранялись фигуры прп. Онуфрия и 3 др. подвижников, сцены «Снятие с креста» и «Шествие на Голгофу», а также изображение св. воина-мученика (2 последние фрески сняты). Мон-рь Пресв. Богородицы Апсинфиотиссы - единственный из кипрских мон-рей, в котором сохранилось здание трапезной, относящееся к визант. периоду. От ее росписей уцелели фрагменты фигур святых на зап. и сев. стенах и иерархов в апсиде. К северу от трапезной находятся руины кладбищенского храма прп. Саввы Освященного, под которым были устроены 3 костницы. Храм был расписан (сохр. фрагменты орнаментов XII в.).

Церковь Христа Антифонита в Калограйа, Кипр. XII, XV вв.Церковь Христа Антифонита в Калограйа, Кипр. XII, XV вв.

К XII в. относится ряд однонефных купольных храмов (храмы типа «купольного зала»): парекклисионы Св. Троицы (ок. 1100), Спасителя (нач. XII в.) и Пресв. Богородицы Афендрики (кон. XII в., полуразрушен) в монастыре свт. Иоанна Златоуста и расположенная неподалеку от ц. вмч. Георгия Победоносца (кон. XI - нач. XII в., полуразрушена), ц. Пресв. Богородицы Ипати близ Айос-Амвросиоса (сер. XII в., 3-травейный купольный зал с поздним нартексом), ц. ап. Павла на вершине Гомаристра в Пендадактилосе (XII в., с нартексом XII в., сев. и юж. стены которого завершаются полукруглыми апсидами, полуразрушена). Более поздние церкви этого типа: прмц. Евдокии в Сисклипосе (XIV в.), Пресв. Богородицы Криниотиссы близ с. Василия (XIV в., полуразрушена), свт. Евлалия в Каравасе (XVI в., на месте более раннего храма). Однако во время правления франц. династии Лузиньянов и венецианцев, а также в османский период строились преимущественно простые однонефные храмы с цилиндрическими сводами: ц. Пресв. Богородицы в Кормакитисе (XIII в.?), ц. Пресв. Богородицы Потамитиссы в Казафани (XIV или скорее XV в., с фресками), ц. Пресв. Богородицы Меландрины близ Калогреи (XV в.), церковь мон-ря Пресв. Богородицы «тон Кафарон» близ Ларнакас-тис-Лапиту (20-е гг. XVIII в., на месте более древней постройки), ц. ап. Луки в Клепини (XVIII-XIX вв.) и др.

Готическая церковь XIII в. в аббатстве Белапаис после османского завоевания использовалась как правосл. приходский храм и называлась ц. Пресв. Богородицы Аспрофорусы (т. е. «носящей белые одеяния»).

На месте построенной в период франкократии ц. св. Параскевы на подворье Синайского мон-ря вмц. Екатерины рядом с с. Василия в 1903 г. была сооружена новая церковь.

Епископы Киринийские

Сщмч. Феодот († 315), Иларион (?), Феодор (?), Иаков (кон. XVI - рубеж XVI и XVII вв.), Тимофей (упом. в 1603/04 или 1648), Парфений (упом. в 1605), Христодул (упом. в 1606; возможно, впосл. архиепископ Кипрский), Иеремия (упом. в 1608/09).

Митрополиты Киринийские

Никифор (упом. в 1668), Леонтий (упом. в 1672 и 1678), Никифор (1692-?), Макарий (упом. в 1713-1716), Никифор (упом. в 1731), Герасим (не позднее 1733-1741), Никифор (1741-1763), Хрисанф (1763-1773), Софроний (1773-1791), Евгений (1791-1816), Лаврентий (1816-1821), Дамаскин (1821-1824; впосл. архиепископ Кипрский), Харалампий (1824-1844), Харитон (1844-1849), Мелетий (1852-1862), Хрисанф (1862-1871), Мелетий (1872-1880; впосл. митрополит Китийский), Хрисанф (Иоаннидис-Ладас; 1880-1889; впосл. митрополит Китийский), Кирилл (Пападопулос; 1889-1893; впосл. митрополит Китийский и архиепископ Кипрский Кирилл II), Кирилл (Василиу; 1895-1916; впосл. архиепископ Кипрский Кирилл III), Макарий (Мирианфевс; 1917-1947; впосл. архиепископ Кипрский Макарий II), Киприан (Кириакидис; 1948-1973), Григорий (Киккотис; 1974-1994), Павел (Мандованис; 1994-2011), Хризостом (Папафомас; с 2011).

Лит.: Le Quien. OC. Т. 2. Col. 1073-1074; Parthey G., ed. Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum. Berolini, 1866. Amst., 1967r; Janin R. Cérynia ou Cyrénia // DHGE. 1953. T. 12. Col. 183-185; Κύρρης Κ. Π. Κερυνείας, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 519-524; Παυλίδης Α. Κερύνειας επισκοπή // ΜΚΕ. 1987. Τ. 7. Σ. 71-73; Παυλίδης Α., Μαραθεύτης Θ. Κερύνεια πόλη: Ιστορία της πόλης // Ibid. Σ. 38-60; Θλωρίδου Α. Κερύνεια πόλη: Μνημεία και αξιοθέατα. Το κάστρο // Ibid. Σ. 60-64; Παπαγεωργίου Α. Κερύνεια: Κερύνεια επαρχία: Εκκλησιαστική αρχιτεκτονική // Ibid. Σ. 32-34; idem. Η χριστιανική τέχνη στο κατεχόμενο από τον τουρκικό στρατό τμήμα της Κύπρου. Λευκωσία, 2010; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 880; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. Р. 451-485; Τριανταφυλλόπουλος Δ. Δ. Βενετία καί Κύπρος: Σχέσεις τους στην Τέχνη // Πρακτικά του Διεθνούς Συμποσίου «Κύπρος - Βενετία, κοινές ιστορικές τύχες». Venice, 2002. P. 315-336; Eliades I. Cultural Interactions in Cyprus 1191-1571: Byzantine and Italian Art // Power and Culture: Hegemony, Interaction and Dissent / Ed. A. Cimdina, J. P. Osmond. Pisa, 2006. P. 15-31; Οδοιπορικό στα χριστιανικά μνημεία της Μητροπολιτικής Περιφέρειας Κυρηνείας. Λευκωσία, 2006; Daniilia sister, Minopoulou E., Demosthenous D., Karagiannis G. A Comparative Study of Wall Painting at the Cypriot Monastery of Christ Antiphonitis: One Artist or Two? // J. of Archaeological Science. Oxf., 2008. T. 35. N 6. P. 1695-1707; ῾Ο Καταστατικὸς Χάρτης τῆς ῾Αγιωτάτης ᾿Εκκλησίας τῆς Κύπρου. Λευκωσία, 2010. Σ. 64-65; ᾿Εκκλησία τῆς Κύπρου: Διοκητικὴ συγκρότησις τῆς ᾿Εκκλησίας Κύπρου κα τῶν λοιπῶν ᾿Ορθοδόξων ᾿Εκκλησιῶν: ῎Ετος 2013. Λευκωσία, 2012. Σ. 98-103; [Электр. ресурс: www.churchofcyprus.org.cy (офиц. сайт Киринийской митрополии)].
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также