ЛАВРЕНТИЙ I
Том XXXIX, С. 619-620
опубликовано: 17 марта 2020г.

ЛАВРЕНТИЙ I

[Лат. Laurentius; итал. Lorenzo] († между 507 и 511), св. (пам. зап. 25 июля, 25 сент.), еп. Медиолана (ныне Милан, Италия). Сведения о Л. содержатся в сочинениях Магна Феликса Эннодия († 521), к-рого епископ принял в клир Медиоланской Церкви в качестве диакона и назначил своем секретарем. Эннодий называл Л. «родителем» или «родственником» (parens), но, возможно, он имел в виду духовное родство. Среди сочинений Эннодия - панегирик, произнесенный в честь юбилея возведения Л. на епископскую кафедру, и стихотворные эпиграммы о зданиях, построенных или украшенных епископом. Панегирик был составлен не ранее 503 г., к этому времени Л. находился уже в преклонном возрасте (ad senectutem bonam Abrahae aemulator accede... aevo maturus).

Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане с капеллами Сан-Систо и Сант-ИпполитоБазилика Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане с капеллами Сан-Систо и Сант-Ипполито

По свидетельству Эннодия, Л. был единогласно избран на кафедру различными народами (discretarum nationum concordem sententiam). Скорее всего его избрание было одобрено Одоакром (король Италии в 476-493), войско которого состояло из представителей неск. варварских народов. Осенью 489 г. в Медиолане бóльшая часть войска Одоакра капитулировала перед Теодорихом Великим, предводителем остготов, пытавшимся установить контроль над Италией. Однако вскоре эти отряды выступили против Теодориха, которому пришлось укрыться в Тицине (ныне Павия). В панегирике сообщается, что после избрания Л. на Медиолан напали враги (очевидно, варвары) и захватили множество пленных, среди к-рых был епископ. Эннодий подчеркивал мужественное поведение Л., благодаря которому тому удалось получить свободу. Прибыв в Медиолан, он позаботился о возвращении всех пленных и восстановил город. В лит-ре встречаются утверждения, что враги, напавшие на Медиолан, либо принадлежали к герм. племени ругиев, враждовавшему с Одоакром, либо, напротив, были воинами Одоакра, к-рые стремились отомстить епископу, выступившему на стороне Теодориха. Однако на основании текста панегирика трудно это определить. В Житии св. Епифания, еп. Тицинского († 496), Эннодий упоминал о том, что после победы Теодориха Л. и Епифаний отправились к нему в Равенну, чтобы ходатайствовать за италийцев, сторонников Одоакра, лишенных прав рим. гражданства. По настоянию епископов король отменил карательные законы.

Во время т. н. лаврентиевской схизмы, последовавшей за избранием и рукоположением папы Римского Симмаха (498-514) и антипапы Лаврентия, Л. принял сторону Симмаха. По-видимому, епископ руководствовался советами Эннодия, ревностного приверженца Симмаха (Эннодий приписывал Л. решающую роль в преодолении схизмы, хотя это вряд ли соответствовало действительности). Весной 502 г. в связи с обострением конфликта папа Симмах отправился в Равенну, чтобы оправдаться в присутствии короля. По словам Эннодия, Л. предоставил понтифику коней и дал 400 солидов на дорожные расходы (позднее епископ добивался уплаты долга от Симмаха и его доверенных лиц, Гормизда (впосл. папа Римский), Диоскора (впосл. антипапа) и Луминоза). Однако понтифик, не достигнув Равенны, вернулся в Рим и разместился со своими сторонниками в Ватиканской базилике. Кор. Теодорих велел епископам Италии прибыть в Рим и рассмотреть обвинения, выдвинутые против Симмаха. Собравшиеся епископы под рук. Л., Марцеллиана Аквилейского и Петра Равеннского поставили под сомнение свое право выносить суждения о поведении папы Римского, но Симмах разрешил им провести слушания. В течение длительного времени епископы не могли вынести решение, однако кор. Теодорих настаивал на продолжении разбирательств. На заседании, возможно проведенном в Ватиканской базилике, 76 епископов во главе с Л. и Петром Равеннским вынесли оправдательный приговор и признали Симмаха законным папой Римским, не рассмотрев его дело по существу (23 окт. 502). Сторонники антипапы Лаврентия не согласились с этим решением, поэтому 6 нояб. епископы собрались на заседание в Ватиканской базилике под рук. Симмаха. На заседании был зачитан эдикт, изданный в 483 г. префектом претория Цециной Децием Василием Младшим от имени кор. Одоакра. Согласно этому закону, епископы не имели права отчуждать церковную собственность (нек-рые обвинения против Симмаха были связаны с тем, как он распоряжался имуществом Римской Церкви); избрание папы Римского могло проходить только с согласия светской власти. Л. и др. митрополиты, Петр Равеннский и Евлалий Сиракузский, выступили с критикой эдикта. По их словам, законодатель не имел полномочий делать распоряжения, относившиеся к жизни Церкви, без согласия папы Римского; эдикт противоречил нормам канонического права. Др. епископы поддержали Л. и объявили, что эдикт не имеет силы. Как старший из присутствовавших иерархов Л. поставил подпись сразу после папы Симмаха (в заседании участвовали 80 епископов, но подписались только 64). Вскоре сторонники антипапы Лаврентия составили памфлет, направленный против оправдания Симмаха, и Эннодий подготовил его опровержение.

В сочинениях Эннодия упоминается о строительных работах в Медиолане, проведенных по указанию Л. Епископ восстановил базилику св. Калимера и «базилику святых» (вероятно, ц. святых Вавилы и Романа; см.: Savio. 1913. P. 203-209). Он построил баптистерий, стены к-рого были облицованы мрамором и украшены росписями, а также епископский дворец (domus). По распоряжению Л. к пригородной базилике св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-Маджоре) была пристроена октагональная капелла-ораторий во имя св. Сикста. Воспитанником Л. был поэт Аратор, рано лишившийся родителей; епископ направил его в школу, к-рую возглавлял ритор Девтерий (вероятно, в обучении Аратора участвовал и Эннодий).

О деятельности Л. в качестве митрополита пров. Лигурия известно немного. Вместе с ним в синодальных заседаниях в Риме приняли участие его суффраганы, епископы Бергома (ныне Бергамо), Кремоны, Тицина и, вероятно, Таврина (ныне Турин). По свидетельству Эннодия, Л. присутствовал на освящении базилики во имя апостолов в Новарии (ныне Новара).

Согласно перечню архиепископов Милана (1-я пол. XI в.), Л. занимал кафедру 22 года и скончался 25 июля. Его похоронили в оратории святых Ипполита и Кассиана при базилике св. Лаврентия (Ibid. P. 32). По-видимому, эти сведения были заимствованы из надгробной эпитафии. Местное почитание Л. сложилось в XVI в. Поминовение святого совершается 25 сент., в день памяти всех святых епископов и архиепископов Милана.

Ист.: BHL, N 4751; ActaSS. Iul. T. 6. P. 435-443; Magni Felicis Ennodii Opera / Ed. F. Vogel. B., 1885. P. 1-4, 59-60, 83, 99-100, 114, 120-123, 144-145, 157-158, 183, 223, 229. (MGH. AA; 7); Acta synhodorum habitarum Romae // Cassiodori Senatoris Variae / Ed. Th. Mommsen. B., 1894. P. 419-455. (MGH. AA; 12).
Лит.: Savio F. Gli antichi vescovi d'Italia. Firenze, 1913. T. 2: Lombardia. Pt. 1: Milano. P. 32-33, 185-217; Lanzoni. Diocesi. T. 2. P. 1021-1023; Townsend W. T. Councils Held under Pope Symmachus // Church History. 1937. Vol. 6. N 3. P. 233-259; Rimoldi A. Lorenzo I // BiblSS. Vol. 8. Col. 148-149; Kinney D. The Evidence for the Dating of S. Lorenzo in Milan // JSAH. 1972. Vol. 31. N 2. P. 92-107; Pietri Ch. Aristocratie et société cléricale dans l'Italie chrétienne au temps d'Odoacre et de Théodoric // MEFR.A. 1981. T. 93. N 1. P. 417-467; Pasini C. Lorenzo I di Milano, santo // DChAmb. 1989. Vol. 3. P. 1768-1771; Moorhead J. Theoderic in Italy. Oxf., 1992. P. 30-31, 120-122; Borghese G. Lorenzo // DBI. 2006. Vol. 66; Di Berardino A. Lawrence (Laurence) of Milan // Encyclopedia of Ancient Christianity / Ed. A. Di Berardino. Downers Grove (Il.), 2014. Vol. 2. P. 531-532.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
  • АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
  • АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)
  • АВИТ Алцим Экдиций (ок. 450 – ок. 518 или 525), еп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 5 февр.)
  • АВИТ (571-594 или 595), еп. Клермонский, свт. (пам. зап. 21 авг., 4 сент.)
  • АВКСИЛИЙ († 483), еп. Фрежюса, сщмч. (пам. зап. 26 янв.)