ЛАТРОС
Том XL, С. 170-173
опубликовано: 14 апреля 2020г.

ЛАТРОС

Храм Афины в Ираклии-на-Латмосе. II в. до Р. Х.— I в. по Р. Х.Храм Афины в Ираклии-на-Латмосе. II в. до Р. Х.— I в. по Р. Х. [Латмос; греч. Λάτρος, Λάτμος], название крупного монашеского центра в византийскую эпоху (VII-XV вв.) и территории Юго-Зап. М. Азии (историческая обл. Кария, ныне Турция). В античный период эта местность на берегу залива Эгейского м., а также горный массив у сев.-вост. берега (его наиболее высокая вершина гора Пентадактилос, Пятипалая; тур. Бешпармак; высота 1353 м) были известны под названием Латмос. В средние века название трансформировалось в Л. В этот период в результате заиливания дна в зап. части залива от речных наносов Меандра (тур. Б. Мендерес) весь залив постепенно превратился в соленое озеро (тур. название Бафа).

В древнегреч. мифологии Латмос считался местом, где скрылся Эндимион, супруг Селены (Pausan. Descript. V 1. 5). Скалистый горный массив с пещерами был заселен со времен неолита (VI тыс. до Р. Х.), здесь сохранился ряд наскальных рисунков этой эпохи. Карийский г. Латмос на вост. оконечности залива известен с V в. до Р. Х., когда он входил в Делийскую лигу полисов. В IV в. город был перенесен на 1 км западнее, перестроен по гипподамовой системе и переименован в Ираклию (Гераклею) на Латмосе, к-рая в эллинистическую и рим. эпохи была значительным морским портом. От античности здесь сохранились остатки театра, храмов Афины и Эндимиона, терм, крепостных стен и ряда др. построек. После того как залив естественным путем превратился в озеро, морские коммуникации были прерваны и городская жизнь в Ираклии постепенно пришла в упадок. В наст. время на месте города расположена дер. Капыкыры.

В ранневизант. эпоху существовала епископская кафедра Ираклии, подчиненная Карийской митрополии. Она известна с 431 г., когда еп. Афтонет участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе, по 879 г., когда среди участников Константинопольского Собора упомянут еп. Григорий (Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 198). Позднее мон-ри Л. подчинялись соседней епископской кафедре Милета.

Крепостная стена цитадели Ираклии-на-Латмосе. XII в.Крепостная стена цитадели Ираклии-на-Латмосе. XII в.Местом развития монашеских общин в визант. эпоху стали берега и острова озера Л., а также массив скалистых гор к северу и востоку от Ираклии. Большинство мон-рей Л. следовали необщежительным уставам и именовались лаврами. Согласно местному преданию, которое известно из Жития св. Павла Латрского (2-я пол. X в.), монашеские общины на Л. появились после того, как сюда переселилась группа монахов со св. горы Синай, спасавшихся от арабов-мусульман (Vita). В 787 г. игум. Исидор Латрский участвовал в VII Вселенском Соборе в Никее и поставил подпись под его актами (Mansi. T. 13. P. 434). Упоминание об Исидоре является наиболее ранним достоверным свидетельством существования сообщества мон-рей Л. При византийском имп. Михаиле II (820-829) некий мон. Афанасий из Л. пришел в К-поль и жил в пещере в районе Петра в течение 22 лет (Delehaye. 1892. P. 43). Древнейшей среди обителей считалась лавра Келливарон (τῶν Κελλιβάρων). Ее настоятель до кон. XI в. обычно занимал должность прота Л.; затем это право перешло к настоятелям лавры Стилу. Однако система управления мон-рями Л. и их взаимодействие всегда оставались сложными. Объем власти прота в делах различных мон-рей неизвестен. Кроме того, права лавры Келливарон на первенство неоднократно оспаривались другими мон-рями. К-польская Патриархия неоднократно вмешивалась в дела мон-рей, тем самым расширяя свои права юрисдикции в делах Л. При этом формально мон-ри входили в состав епархии Милета и в ряде вопросов подчинялись местным епископам. В сер. XIII в. мон-рь Кехионисмени на Л. упоминается как метохий Иоанна Богослова апостола монастыря на Патмосе, т. е. эта влиятельная монашеская община также обладала на Л. некими привилегиями. Вероятно, в разное время адм. устройство Л. менялось, но здесь так и не сложилось стройной системы объединения мон-рей во главе с протом, подобной Афону.

Наиболее подробно источники позволяют реконструировать историю мон-ря Стилу, к-рый был основан св. Павлом Латрским в 1-й пол. X в. Когда он пришел на Л., здесь существовало 3 мон-ря: Келливарон, Спасителя и Кария (Κάρυα). Св. Павел стал послушником в мон-ре Кария, где игуменом был основатель этой обители Петр. После смерти Петра Павел поселился в отдельной пещере. Спустя краткое время Афанасий, игумен мон-ря Спасителя, предложил Павлу поселиться на скале и вести жизнь столпника. Вокруг св. Павла сложилась новая община, и он стал ее настоятелем (20-30-е гг. X в.); за мон-рем закрепилось название лавра Стилу (τοῦ Στύλου - «у столпа»). Здесь были выстроены ц. арх. Михаила, а затем соборный храм Пресв. Богородицы. После долгих лет подвижничества св. Павел умер 15 сент. 955 г. и был похоронен в одной из часовен мон-ря, для этой цели перестроенной из цистерны для воды. Согласно Житию св. Павла, перед кончиной он созвал всю братию и продиктовал сборник правил монашеской жизни, оформленный как завещание св. Павла (Delehaye. 1892. P. 159-161; Byzantine Monastic Foundation Documents. 2000. P. 135-142).

Уникальные сведения о дальнейшей истории Л. дает фрагментарно сохранившийся архив лавры Стилу (Mikloschich, Müller. Vol. 4. P. 290-239; Janin. Grands centres. P. 441-454). Он представляет собой 16 документов, переписанных в один кодекс (Vat. Urb. gr. 80), а также оригиналы 2 грамот в архиве Патмоса. Их анализ, а также учет др. источников позволяют реконструировать ок. 40 различных утраченных грамот, имп. и патриарших указов и др. документов, хранившихся в Стилу и др. мон-рях Л. Большей частью эти документы касаются заключения имущественных сделок и управления земельной собственностью монастырей. Однако среди них были грамота имп. Романа I Лакапина 941 г. о пожаловании мон-рю одной номисмы серебра (RegImp, N 620; Janin. Grands centres. P. 442), письма имп. Константина VII Багрянородного ок. 945-955 гг. с просьбами к монахам молиться о победе византийцев в походах на Восток (Delehaye. 1892. P. 72-73, 150; Janin. Grands centres. P. 442).

В рукописи Paris. gr. 590 сохранился список имен 21 игумена лавры Стилу с 955 г. по 20-е гг. XIII в. (Janin. Grands centres. P. 234-236). Дополнительной информацией мы располагаем лишь в тех случаях, когда обитель так или иначе вступала в контакты с центральными властями К-польской Церкви и империи,- об этом сохранялись сведения в документах имп. и патриаршего дворов. Преемником св. Павла был игум. Симеон, который упоминается в Житии св. Павла. Он ездил в К-поль утверждать в Патриархии устав монастыря. Большую роль в становлении мон-ря сыграл 4-й игум. Гавриил, к-рый упоминается в документах 985-987 гг. Будучи крупным местным землевладельцем, он принял монашество и передал мон-рю большую часть своих земель, создав т. о. ядро монастырского домена Стилу, впосл. имевшее значение для повышения статуса этой обители.

Тем не менее в XI в. первенство на Л. сохранялось за мон-рем Келливарон. В 1049 г. патриарх Михаил I Кируларий отправил на Л. своего кувуклисия Константина для инспекции мон-рей и разбора спорного дела о разделе территорий между лаврами Келливарон и Пресв. Богородицы Лампониу (τοῦ Λαμπονίου; RegPatr, N 857a). Последняя образовалась в X в., вероятно, в результате разделения общины Келливарон, владения обоих мон-рей не были четко разграничены. Константина принимал игумен мон-ря Келливарон Мефодий, здесь же присутствовал игумен Стилу Николай, но исход дела неясен; мон-рь Лампониу позднее не упоминается. В 1075-1087 гг. игуменом Стилу был прп. Христодул Латрин, к-рого К-польский патриарх Косма I назначил протом Л., тем самым изменив традицию первенства мон-ря Келливарон. Через 3 года после вступления в должность Христодул был обвинен в ереси и более 10 лет вел тяжбы с К-польской Патриархией и рядом иерархов, отстаивая как свою невиновность, так и права мон-рей Л. на автономию, против прямого подчинения Патриархии. После ряда судебных процессов в К-поле Христодул был вынужден уйти со своего поста и удалиться в мон-рь св. Иоанна Богослова на Патмосе (Mikloschich, Müller. Vol. 6. P. 18).

Лавра Келливарон на Латросе. XIII в.Лавра Келливарон на Латросе. XIII в.В XII-XIII вв. слава лавры Стилу уже намного превосходила известность мон-ря Келливарон. В 1222 г. патриарх Мануил I попытался упорядочить систему управления Л. Своим распоряжением он подтвердил статус игумена Стилу Павла как прота Л., но при этом объявил о необходимости после смерти Павла возвратить права протата мон-рю Келливарон, поскольку эти права принадлежали ему издревле (Mikloschich, Müller. Vol. 4. P. 295-298; RegPatr, N 1231; Janin. Grands centres. P. 450). Это решение говорит о некоем обострении соперничества среди крупнейших мон-рей Л., однако скорее всего это распоряжение не было реализовано. Уже в 1225 г. новый патриарх Герман II, а затем и никейский имп. Иоанн III Дука Ватац (1221-1254) подтвердили автономный статус мон-ря Стилу и титул архимандрита для его настоятеля. Т. о., в споре за первенство лавра Стилу одержала верх (Mikloschich, Müller. Vol. 4. P. 298-300; Vol. 6. P. 429-430; RegImp, N 1712; RegPatr, N 1237, 1294-1295; Janin. Grands centres. P. 451). Тем не менее в это время Келливарон оставался действующим культурным центром. Известны неск. рукописей XIII в. из этого мон-ря. Рукопись Sinait. gr. 274 была переписана здесь в 1236 г. иером. Неофитом, доместиком (видимо, управляющим имуществом) мон-ря. Др. рукописи содержат пометы о принадлежности к монастырской б-ке: Angel. 21 и 70, Vat. gr. 446 и 448 (Janin. Grands centres. P. 230-231).

В кон. XIII в. начинается упадок Л. Основной причиной запустения стало растущее давление со стороны кочевников-тюрок, к-рые уже в кон. XI в. грабили Л. и впосл. неоднократно совершали набеги на эту местность. Большинство из исследованных археологами мон-рей Л. имели оборонительные стены, пригодные для военных нужд. Ок. 1282 г. по решению имп. Михаила VIII общину мон-ря Келливарон, состоявшую в то время лишь из 9 монахов, переселили в К-поль, в мон-рь св. Димитрия. Слияние мон-рей при этом не предполагалось, и монахи из Келливарона жили в К-поле на особых правах, но вскоре мон-рь на Л. превратился в метохий столичной обители св. Димитрия. Тем самым Келливарон окончательно потерял первенство на Л. В кон. XIII - нач. XIV в. местность Л. перешла под контроль Румского султаната и др. гос-в тюрок-сельджуков. Однако под властью мусульман жизнь мон-рей Л. продолжалась еще значительное время. Последнее упоминание о лавре Стилу в визант. источниках относится к 1360 г. (Janin. Grands centres. P. 453; Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 391-397).

Всего по письменным источникам известны не менее 20 мон-рей Л. От большинства сохранились лишь 1-2 упоминания. Таковы мон-ри Спасителя, Кария (оба основаны до нач. X в.; последний раз упом. в 1049), св. Георгия (1056), Лампониу (987, 1049), Неа-Мони (1216), Скиру, Мирсинон (оба основаны в 1216). Кроме них в грамоте патриарха Мануила I 1222 г. указаны монастыри арх. Михаила Асомату (᾿Ασωμάτου), Иринунтон (Εἰρηνούντων), Дисику (Δυσικοῦ), Иерас (῾Ιερᾶς), ап. Иоанна Богослова, Киссон (Κισσῶν), Фалакру-Вуну (Θαλακροῦ Βουνοῦ).

Большинство остатков скальных пещер и построек Л. были подробно исследованы нем. археологами в нач. XX в., но, как правило, эти объекты не удается идентифицировать с мон-рями, известными по письменным источникам. Уверенно локализованы лишь нек-рые.

Лавра Стилу была расположена у совр. мест. Арабавлы, к северо-западу от горы Пентадактилос; она была обследована нем. археологами в 1905 г. Центр ее ансамбля - высокая гранитная скала, к-рую использовали для столпничества. Важнейшей частью мон-ря является пещера св. Павла, в которой можно увидеть остатки визант. фресковой росписи, созданной, вероятно, в XI-XII вв. В нач. XX в. на стенах помещения исследователи различали сцены «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Рождество», «Богоявление», «Крещение», «Преображение». Центром композиции росписей было изображение Пресв. Богородицы с Младенцем на троне, слева от Них был изображен св. Павел. Была видна также сцена «Погребение св. Павла», тесно связанная по композиции с Житием святого. В правой ее части был изображен монах с подписанным именем Гавриил. В 985-987 гг. по источникам известен такой ктитор мон-ря. Подписаны также имена священников Космы и Фотина, участников церемонии (Janin. Grands centres. P. 238-239).

Лавра Келливарон находилась у совр. мест. Едилер, к востоку от совр. дер. Капыкыры. Комплекс был разделен на 2 части (небольшая крепость с часовней и оборонительными помещениями и обширная территория, на которой хаотично располагались многочисленные отдельные кельи монахов). К югу от крепости находилась церковь, одноапсидная, продолговатая в плане. В мон-ре обследованы 24 небольших высеченных в скалах или построенных из камней помещения различных планов; крайне сложно определить, какие из них предназначались для литургических и бытовых целей. В одном из помещений сохранились фрески XIII в., посвященные жизни Христа (Ibid. P. 231-232).

Монастырь Дио-Руни на оз. Латмос (Басра)Монастырь Дио-Руни на оз. Латмос (Басра)Мон-рь Дио-Вуни (Δίο Βουνοί - «два холма») также упоминается лишь однажды в связи с тем, что в 1230/31 г. сюда удалился, приняв постриг, известный византийский церковный ученый Никифор Влеммид. Однако, по косвенным сведениям, этот комплекс удалось отождествить с развалинами мон-ря на о-ве Икиздже (Икибер), рядом с сев. берегом оз. Л., западнее Капыкыры. На 2 расположенных рядом островках находились византийская крепость и мон-рь. В центре обнесенной стенами территории находился храм. Его план соответствовал типу вписанного креста; одноапсидный, с небольшим нартексом. Сохранившаяся надпись указывала, что храм был посвящен Богородице Пантанассе, а особенности шрифта надписи соответствовали сер. XIII в.

Мон-рь Богородицы Кехионисмени (Κεχιονισμένη, или Хионисмени, Χιονισμένη - Снежная) предположительно находился на юго-зап. берегу оз. Л., ближе к Милету, нежели к Ираклии. Время возникновения и запустения обители неизвестно. Неск. актов XIII в. из архива мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе позволяют реконструировать детали истории мон-ря в этом столетии. Согласно этим документам, в 1214 г. мон-рь получил в дар 6 земельных участков в округе, в долине Асиссос (Miklosich, Müller. Vol. 6. P. 166-174). В 1246 г. мон-рь перешел в собственность севаста Георгия Монохитраса, приближенного никейских императоров, к-рый полностью перестроил монастырский храм (даты проведения этих работ неопределенны). Между 1246 и 1258 гг. статус и владения мон-ря подтверждались неск. имп. актами (RegImp, N 1786, 1818, 1849, 1854). Тем не менее, согласно документам, именно в это время положение мон-ря существенно изменилось. Он был выведен из феодального подчинения Монохитрасу и переведен в ведение епархии Милета. Монохитрас сохранял статус патрона и участвовал в повседневных делах мон-ря (видимо, распоряжаясь частью доходов обители), но уже не как собственник. В 1259 г. визант. имп. Михаил VIII Палеолог издал хрисовул Патмосскому мон-рю, где мон-рь Кехионисмени упоминается уже как метохий Патмоса, причем передачу его во владение Патмоса утвердил еще никейский имп. Иоанн III Дука Ватац. Очевидно, в эту эпоху община мон-ря была довольно зажиточна и права владения мон-рем на различных условиях делили сразу несколько феодальных светских и церковных собственников.

Мон-рь св. Апостолов не упомянут в рукописных источниках, но известен по надписи нач. X в., помещенной в высеченном в скале монастырском храме в память об украшении его фресками, которые были написаны неким Иоанном (Janin. Grands centres. P. 222). Еще один крупный мон-рь с неизвестным названием находился на островке рядом с Ираклией. Он занимал хорошо укрепленную стенами территорию 115 м в длину и 75 м в ширину. В ее центре находилась церковь бесстолпного типа с куполом. Трапезное помещение того же комплекса имело Т-образный план, подобно постройкам на Св. Горе Афон. Значительные монастырские ансамбли описаны также на о-ве Кахвехисар и в небольшой долине Эгридере (к северо-западу от Ираклии). Подробности их истории неизвестны. Фресковые росписи исследованы в некоторых гротах. В гроте № 6, расположенном к востоку от Ираклии, сохранились остатки фресок XII в. со сценами «Рождество», «Крещение», «Распятие» и «Сошествие во ад» и изображения святых Афанасия Великого и Иоанна Милостивого. Соседний грот № 7 был украшен образом Пантократора, который по стилистическим особенностям датируется между VII и IX вв. Большинство росписей Л., исследованных археологами и искусствоведами в XX в., в наст. время утрачены.

Лит.: Delehaye H. Vita S. Pauli Iunioris in monte Latro (cum interpretatione latina I. Sirmondi S. I.) // AnBoll. 1892. Vol. 11. P. 5-74, 136-182; Панченко Б. А. Крестьянская собственность в Византии: Земледельческий Закон и монастырские документы // ИРАИК. 1904. Т. 9. С. 142-145; Wiegand T. Milet: Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen. B., 1913. Bd. 3. H. 1: Der Latmos; Pauly, Wissowa. Bd. 8. Sp. 431-432; Βοκοτόπουλος Π. Α. Λάτρος // ΕΕΒΣ. 1966/1967. Τ. 35. Σ. 69-106; Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Reklinghausen, 1967. Bd. 1. S. 78-81; Bd. 3. Pl. 542-551; Schiemenz G. Die Malereien der Paulus-Hohle auf dem Latmos // Pantheon. Münch., 1971. Bd. 29. S. 46-53; Janin. Grands centres. P. 216-240, 441-454; ODB. Vol. 2. P. 1188-1189; BMFD. 2000. Vol. 1. P. 135-142; Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. Istanbul, 200710. P. 240-241.
И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛИПИЙ (V в.), пресвитер храма святых Апостолов в К-поле, автор послания свт. Кириллу Александрийскому
  • АНАСТАСИЙ Патриарх К-польский (730-754)
  • АНАТОЛИЙ (кон. IV в.-458), Патриарх К-польский (с 449), свт. (пам. 3 июля, пам. греч.7 июля, 20 нояб.)
  • АНДРОНИК митр. Сардский с титулом "ипертим и экзарх всей Лидии" (на каф. в 1250-1260 и 1261-1284 гг.)